Самостоятельность это врожденное или приобретенное качество?
классный час (3, 4 класс)

Проскурякова Светлана Валентиновна

Классный час 3-4 классы на тему: "Самостоятельность это врожденное или приобретенное качество?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnost.docx17.98 КБ
Файл samostoyatelnost.pptx470.13 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельность это врожденное или приобретенное качество?

 1.Создание эмоционального настроя.

Добрый день!

Добро! Оно какое?

Красное иль голубое?

А может, сладкое, как груша?

А можно ли его нам скушать?

Потрогать, принести к нам в класс,

И тем порадовать всех нас.

- Я рада приветствовать вас и у меня замечательное настроение!

- У меня к вам просьба: улыбнитесь (обязательно от души),  от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.

- Итак, скажите, ребята,  на  какую  тему  мы  сегодня  будем  разговаривать?

- Ребята, вам когда-нибудь приходилось слышать слово самостоятельность?

- А что же такое самостоятельность?

Слайд 2

- Давайте посмотрим, что само слово расскажет нам о себе. Найдите корень слова (сам, стой).  

- Что это означает?  (Сам стоит на ногах).

- А теперь прочитаем, какое определение дается этому слову в словаре.

Самостоятельность – это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих; это способность рассчитывать только на свои силы.

- Как вы считаете, человеку самостоятельность нужна? (да)

- Продолжите фразу: Самостоятельность нужна для того, чтобы … (никого не просить, самому все делать,…)

- Ребята, а приходилось ли вам в жизни оказываться в такой ситуации, когда вам было необходимо проявлять самостоятельность. (да, самостоятельно делать уроки, помыть посуду, убраться в своей комнате).

- Итак, к какому выводу мы пришли? (мы пришли к выводу, что самостоятельность нужна человеку)

Слайд 3

- Давайте вспомним, что случилось с Маугли? (В джунглях во время отдыха у костра на семью напал тигр. Но тигр промахнулся и попал лапами в костер. Взрослые в испуге убежали, забыв про ребенка. Ребенок попал в волчью семью.)

- Как жилось Маугли среди животных? (он ходил на четвереньках)

- Кто стал семьей для Маугли?

- Кажется, что это выдумка писателя Киплинга, но на самом деле науке известны случаи, когда детей воспитывали не только волки, но и медведи, и даже овцы.

- Как вы думаете, легко ли им было, потом жить с людьми?

- А почему?

- Действительно, дети воспитанные животными, не умели ни ходить на двух ногах, ни говорить, ни есть ложкой, т.е. не имели никаких навыков, чтобы жить в человеческом обществе самостоятельно, поэтому им пришлось всему учиться.

Слайд 4

- Давайте вернемся к нашему вопросу: самостоятельность врожденное или приобретенное качество?

- Как вы понимаете слово врожденное, приобретенное?

- А вы как считаете, самостоятельность какое это качество?

-  Я предлагаю вам сыграть со мной в игру. Я буду называть действия, если считаете, что вы в этой ситуации должны проявить самостоятельность – хлопаете, а если нет – топаете.

Ситуации:

  • подготовиться к уроку
  • помыть посуду
  • выполнить домашнее задание
  • переодеться
  • пойти на прогулку, когда захочется
  • решить задачку
  • прочитать книгу
  • пришить пуговицу
  • починить розетку

- Ребята, вы заметили, что когда одни ребята хлопали, то другие топали? (да)

- О чем это говорит? (среди нас есть дети, которые более или менее самостоятельные).

- А если бы я задала эти же вопросы детям детского сада, как вы думаете, чего было бы слышно больше? (Топота)

- А если взрослым? (Хлопков)

- Какой можно сделать вывод? (мы развиваемся)

 - А можно ли развивать свою самостоятельность? Как?

- Не бояться ошибиться!

- Давайте прослушаем отрывок из сказки про «Белочку- припевочку»

Белочка – припевочка

 В одном самом обыкновенном лесу, на одной из зеленых елей жила-была самая обычная беличья семья: мама, папа и дочка - Белочка-Припевочка. На соседних елях тоже жили белки.

Мама и папа учили Белочку-Припевочку, как доставать орешки из еловых шишек. Но каждый раз Белочка просила помочь ей: "Мамочка, я никак не могу справиться с этой шишкой. Помоги мне, пожалуйста!". Мама доставала орешки. Белочка ела их, благодарила маму и прыгала дальше. "Папочка, у меня никак не получается достать орешки из этой шишки!". "Белочка!- говорил ей папа,- ты уже не маленькая и должна делать все сама". "Но у меня не получается!"- плакала Белочка. И папа помогал ей.

Проходило время. Белочка росла. Все ее друзья уже хорошо собирали орехи и даже умели делать запасы на зиму. А Белочка всегда нуждалась в помощи. Она боялась сделать что-то сама, ей казалось, что она ничего не умеет.

Прыгает Белочка, ищет орехи - нет их и нет. День уже близится к концу, наступает вечер. Села Белочка на ветку и горько плачет. Вдруг смотрит, а на веточке шишка. Сорвала ее Припевочка. Вспомнила, как ее учили орешки доставать. Попробовала - не получается. Еще раз - опять неудача. Но Белочка не отступала. Она перестала плакать. Подумала немножко: "Попробую-ка я свой способ орешки доставать!".
          Сказано - сделано. Поддалась шишка. Достала Белочка орешки. Поела, развеселилась.

- Кого называют «припевочкой»?

- Почему белочку называют «припевочкой»? (Жила беззаботно, припеваючи, прыгала, скакала, ничем себя не утруждала).

- А жить припеваючи это хорошо? (До определенной поры. Но наступает в жизни такое время, когда человек должен надеяться только на самого себя).

- А что же случилось с нашей белочкой? (Она осталась одна, без еды и оказалась беспомощной).

- Вот и наступило для нашей белочки как раз такое время, когда никого рядом нет и надеяться не на кого.

- Как поступила белочка? (Ничего не делала и медленно умирала с голоду, или же)

- Правильно, ребята, наша белочка не сдалась перед трудностями. Несколько раз попыталась и все у неё получилось.

- Ребята, вы уже знаете, что любая сказка нас воспитывает и чему-нибудь учит. Кто догадался, чему учит эта сказка? (нужно быть самостоятельным, развивать самостоятельность).

- А кто мне скажет, какая ситуация в жизни заставляет ребенка рано становиться очень самостоятельным?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самостоятельность – это качество ? врожденное или приобретенное

Слайд 2

Самостоятельность это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих; способность рассчитывать только на свои силы.

Слайд 4

Самостоятельность Врожденное Приобретенное ? ?

Слайд 5

Хочешь стать самостоятельным? Стань им!!!

Слайд 6

СПАСИБО ВСЕМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта" (из опыта работы)

Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки совр...

3. Критерий «создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта»

Конкурс на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края     3. Критерий «создание учителем условий для приобретения обучающимисяпозитивного социаль...

Критерий №3 "создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта"

В данном разделе раскрыт критерий №3 "создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта"...

Выступление на тему "Активизация учащихся к мотивации интереса к самостоятельному приобретению новых знаний через проектную и исследовательскую деятельность"

Как активизировать учащихся, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Как организовать обучение через желание?В новых условиях нам,...

Классный час на тему: "Самостоятельность - это врожденное или приобретенное качество?" для учащихся 3-4 классов.

Материал представляет собой конспект беседы, презентацию и раздаточный материал для учащихся....