Внеклассное занятие "Жаворонки, прилетите! Красну вёсну принесите!"
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Лычагина Ольга Борисовна

Конспект занятия, на котором дети знакомятся  с  традицией встречи весны и способами лепки традиционного печенья «жаворонки». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: Жаворонки, прилетите! Красну вёсну принесите! (о народных традициях встречи Весны)

Задачи: ознакомление  детей с  традицией встречи весны и способами лепки традиционного печенья «жаворонки»;

       расширение знаний о фольклорном творчестве (заклички);

Форма занятия: беседа с элементами игровой деятельности

Оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация; карточки со словами «традиция», «заклички»;  образцы жаворонков, солёное тесто, свистулька, деревце,  ленточки, бубенчики и пр. для украшения; подкладные доски, стеки, влажные салфетки.

Ход занятия:

  1. Орг. момент

Учитель:  Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Борисовна. Мы все немного волнуемся, поэтому я предлагаю настроиться на наш разговор. Давайте  встанем  в круг,  потрём ладошки. Почувствовали тепло? Подарите это тепло своему соседу  — приложите ладошки. Улыбнитесь друг другу. Я надеюсь,  что вот такая тёплая, добрая и дружеская атмосфера  будет царить на нашем занятии.

  1. Беседа

У.:  - Ребята, как вы понимаете, что такое традиция?  (Слово крепится на доску)  

Если затрудняетесь, то у вас на партах лежат карточки, на них вы найдёте слова-помощники. Выберите подходящие. Высказывания детей (обычай, опыт, наследие, устои, старина, привычки и пр.).

У.:  Итак, традиция – это множество обрядов, привычек и навыков, передающихся из поколения в поколение.

У.:  - А какие традиции вы знаете?  

У.: - Посмотрите на экран, и опишите, что вы видите? (Слайд: репродукция картины Михеева С. В. «Летит кулик из-за моря»)

       -  Когда, в какое время года происходит действие?  - Что в руках у детей? -  Что делают дети?

 - Что необычного в изображении детей?

У.:  Это репродукция картины Михееева С. В. «Летит кулик из-за моря»  

- А кому захотелось побегать вместе с этими ребятами?

- Сегодня мы совершим маленькое путешествие в прошлое и узнаем о народной традиции встречи весны.

У.: - Прочитайте тему нашего занятия: Жаворонки, прилетите! Красну вёсну принесите!

У.:  - Это слова из народной  песенки-заклички  (слово «закличка» на доску)

 - Все народные традиции сопровождались закличками.

– Попробуйте объяснить, что такое закличка? Может, вы  знаете заклички? А я уверена, что знаете.  Вспомните  про божью коровку.

 (Закличками обычно называют стихотворные обращения детей к явлениям природы, растениям и животным).

 У.:  - Как вы думаете, почему люди так ждали весну?   Ответы детей.

       У.:   - Наши предки были земледельцами. Кто такие земледельцы?

 Их жизнь очень сильно зависела от природных условий, прежде всего, от погоды.  Земледельцу нужна была дружная весна, чтобы поскорее начать работы в поле. Поэтому Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.    

Первая встреча Весны происходила 14 марта. Праздник  проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. (Демонстрирует деревце)

 Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.

            - Давайте сейчас все вместе по традиции  тоже украсим дерево.  Дети выходят и украшают деревце лентами.

        У.: - А посмотрите-ка, что я вам ещё принесла (демонстрирует свистульку) - Что это?

У.: По древнему обычаю детям делали свистульки, и ребятишки, подражая голосам птиц, приманивали, как считалось, своим свистом весну, навораживали счастливый год, богатый урожай. Отсюда и традиционное название — Весновка-свистунья. Давайте, ребята,  и мы посвистим  да Весну покличем!

 Разучивают закличку (слайд)  и исполняют её в хороводе.

Весна, весна красная!

         Приди весна с радостью

         С великой милостью!

         Со льном высоким!

         С корнем глубоким!

         С дождями сильными!

         С хлебами обильными!

У.:  Ребята, посмотрите, что у меня есть. (демонстрирует печенье-жаворонки). Что это?

Это печенье, а называется оно жаворонки. Подумайте, как эти жаворонки связаны с традицией встречи Весны?

             У.: Образ птиц, возвращающихся на родину из тёплых стран, объединяет все весенние обряды и обычаи. 22 марта – день весеннего равноденствия. Почему так называется? Именно в этот день праздновалась вторая встреча весны.

Издавна считалось, что в этот день из теплых стран прилетают жаворонки и ещё 40 разных птиц, которые приносят на своих крыльях настоящую  теплую весну. Посмотрите, как выглядит жаворонок,  и  послушайте  его весеннюю песню?  (Слайд – жаворонок, пение).

           У.: Накануне праздника в каждом доме хозяйки пекли из пресного ржаного теста фигурки жаворонков. Наряжали старинными узорами, зёрнышками, перевязывали ленточками. Фигурки делали разной формы: завивали спиралью, завязывали узелком, сажали на спину птенцов, гнездо с яичками (показываю образцы различных жаворонков)

- А что потом с ними делали? (вернуться к репродукции картины Михеева)

        У.:   Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палочки и выбегали с ними на пригорки или подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.

       У.: Хотите  научиться  лепить жаворонков? Лепить будем  из солёного теста.  (Показ образцов). Сначала освоим самый  простой приём «узелок»

Практическая работа учащихся.

У.: Жаворонков слепили, теперь надо покликать птиц и весну. Разучивание и исполнение заклички (жаворонков держат на ладошках):

.           Жаворонки, прилетите,

            Красну вёсну принесите!

            Нам зима-то надоела,

            И весь хлеб у нас поела,

            И дрова все пожгла,

            И солому всю пожгла,

            Молоко всё унесла.

              

            Ой, вы, жаворонки,

            Летите в поле, несите здоровье:

            Первое – коровье,

        Второе – овечье,

        Третье – человечье!

У.: Интересно, а что же деревенские ребятишки делали с печёными жаворонками после того, как покличут  весну?  Ответы детей.

У.:  Только к вечеру отведают печенье, и то никогда не съедят сразу. Сначала отломят крылышки или хвостик, остальное ещё поберегут и птицам непременно оставят поклевать, чтобы прилетели на угощение вместе с весной.

Подведение итогов.

У.: Вот и закончилось наше маленькое путешествие в прошлое. О какой народной традиции мы говорили? Что интересного запомнилось? А вы сможете рассказать о том, что узнали?  Кому расскажите? А захотелось вам вот так  же традиционно встречать Весну каждый год? А что для того надо сделать?

Большое спасибо  Вам за работу.  А на память о нашей встрече у вас останутся жаворонки.

ТРАДИЦИЯ

ЗАКЛИЧКА

Карточки для детей

Обычай

опыт

наследие

старина

привычки

ценность

порядок

Обычай

опыт

наследие

старина

привычки

ценность

порядок

Обычай

опыт

наследие

старина

привычки

ценность

порядок

Обычай

опыт

наследие

старина

привычки

ценность

порядок

Обычай

опыт

наследие

старина

привычки

ценность

порядок

Обычай

опыт

наследие

старина

привычки

ценность

порядок

Обычай

опыт

наследие

старина

привычки

ценность

порядок

Обычай

опыт

наследие

старина

привычки

ценность

порядок

Обычай

опыт

наследие

старина

привычки

ценность

порядок

Обычай

опыт

наследие

старина

привычки

ценность

порядок

Обычай

опыт

наследие

старина

привычки

ценность

порядок

Обычай

опыт

наследие

старина

привычки

ценность

порядок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жаворонки, прилетите, Красну вёсну принесите!

Слайд 3

Весна , весна красная! Приди весна с радостью С великой милостью! Со льном высоким! С корнем глубоким! С дождями сильными! С хлебами обильными!

Слайд 4

Жаворонок

Слайд 6

Как слепить жаворонка

Слайд 7

Жаворонки , прилетите, Красну вёсну принесите! Нам зима-то надоела, И весь хлеб у нас поела, И дрова все пожгла, И солому всю пожгла, Молоко всё унесла.

Слайд 8

Ой, вы, жаворонки, Летите в поле , Несите здоровье: Первое – коровье, Второе – овечье, Третье – человечье! !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Весна -красна"

Вот такое мероприятие, посвящённое приходу весны, мы провели  в нашей школе....

Внеклассное мероприятие «Весна красна»

Этот празднично-деловой конкурс проходит в канун 8-го Марта....

Конспект внеклассного мероприятия - викторина "Красный, желтый, зеленый"

Данная викторина разработана для учащихся 1-2 классов с ограниченными возможностями здоровья. В ней учитываются двигательные особености детей....

Внеклассное мероприятие. Утренник "Красный, желтый, зеленый", 1 класс

Вспоминаем основные правила поведения на улице, дорожные знаки; знакомим с понятием "государственный инспектор"; через инсценировку учим правильно вести себя на улицах города; через игру "Красный, жел...

Внеклассное мероприятие. Агитбригада "Красный, желтый, зеленый"

Все люди должны соблюдать правила дорожного движения. В данной разработке использованы стихи, песни, сценки. Меропрятие учит детей быть внимательными на дороге, соблюдать правила дорожного движения....

Конспект внеклассного мероприятия. Тема: «Красный. Желтый. Зеленый».

Предоставляю вашему вниманию технологические карты занятий внеурочной деятельности и внеклассных мероприятий....

Конспект открытого внеклассного занятия "Весна - Красна" 1 дополнительный класс коррекционная школа

Открытое внеклассное занятие "Весна - Красна" по предмету мир природы и человека 1 дополнительный класс коррекционная школа...