«Программа воспитания школьника Н.Е.Щурковой»
учебно-методический материал на тему

Киселева Елена Алексеевна

В статье раскрыты цели, Задачи, ценностные принципы, а так же специфика и планирование работы в соответствии с авторской программой воспитания шуольника Н.Е.Щурковой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_kiselevoy_na_pedsovete_2.04.14.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете школы

учителя начальных классов Е.А.Киселевой

по теме: «Программа воспитания школьника Н.Е.Щурковой»

Программа воспитания школьника предназначена для профессиональной деятельности школьных педагогов, призванных осуществлять высокую миссию развития и формирования личности ребенка, поступившего в школу, обучающего в школе в течение 11-ти лет и выходящего из школы образованным юношей, готовым к самостоятельной жизни в обществе.

Основой программы служит педагогическая концепция гуманистического воспитания.

Основанием для создания программы избраны научные концепции о социальной сущности человека, о становлении и развитии личности, о сознании как основе социальных связей, об отношении как содержании внутренней структуры личности, о ценностях и ценностных отношениях. Философской базой является идея гуманизма - признания Человека наивысшей ценностью.

Воспитание – целенаправленное введение ребенка в контекст современной высокой культуры во имя будущей способности ребенка свободно и счастливо жить в обществе, участвовать в развитии общественной жизни, сохранении и развитии культуры.

Педагог-профессионал организует деятельность детей. В процессе данной деятельности ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром на уровне культуры и обретает социально-психологические новообразования, соответствующие человеку современной культуры.

Среди всех видов деятельности первое место занимает деятельность ценностно-ориентированная, направленная на осмысление ценности окружающих явлений и предметов в мире для человека на земле. В организации воспитательного процесса осмысление играет ведущую роль, но никак не исключает познавательную, преобразовательную, художественную деятельность и общения, а также их аналоги – самопознание, самовыражение, самовоспитание, самоанализ, внутренний диалог.

Программа воспитания – это определение содержания деятельности детей (чем именно наполняется организуемая деятельность) во имя достижения воспитательного результата, то есть, воспитательной цели.

Центральная идея созданной программы состоит в разрешении противоречия между индивидуальной свободой взрослеющего школьника и социальной необходимостью, ограничивающей свободу каждого члена общества. Разрешение этого противоречия производится через сопряжение общего и частного, единого и особенного, главного и второстепенного, коллективного и индивидуального. Путь к свободе индивидуальности пролегает через приобщение ребенка к интересам общества, других людей, всего человечества. «Присвоенные» интересы расширяют внутренний мир ребенка -  тем большей мере, чем шире палитра «присвоенных» объектов мира.

В процессе активной деятельности формируются в личностной структуре ребенка отношения к объектам окружающей действительности.

Цель воспитания – личность, способная строить жизнь, достойную Человека.

Образ выпускника школы – это образ юности, осознающей социальные связи с обществом, своё место и роль в общественном развитии, подготовленной к созидательной деятельности в контексте общественной жизни и самостоятельному выстраиванию собственной жизни на основании Добра, Истины и Красоты.

Задачи воспитания, исчерпывающие данную цель, следующие:

1. формировать у школьников представления о наивысших ценностях жизни и представления о разнообразных проявлениях этих ценностей в реальности человеческой жизни;

2. формировать представление школьника о достойной жизни человека, выстраиваемой на основании добра, истины и красоты;

3. развивать способность быть субъектом деятельности и собственной жизни, и способность отдавать отчет в своих действиях;

4. формировать умения и потребность в постоянном осмыслении жизни и связей своего «Я» с людьми;

5. наделить школьника элементарными жизненно важными умениями и элементарными умениями по овладению современной культурой;

6. вовлекать в сопереживание жизни человечества на земле, жизни российского народа и возможное соучастие в происходящих социальных событиях;

7. вовлекать в созидательную деятельность как единственный способ развития и утверждения индивидуального «Я» в этом мире;

8. способствовать зарождению социально ценностных перспектив жизни и перспективы собственной достойной жизни в контексте общественного развития;

9. оснастить школьника способами саморегулирования, самообразования и самосовершенствования для успешного достижения жизненных перспектив.

10. способствовать зарождению социально ценностных перспектив жизни и перспективы достойной личной жизни в контексте общественного развития.

Исходя из понимания сущности воспитания и цели воспитания, выявляются основные руководящие положения (принципы) для конструирования Программы воспитания. Для данной программы их – три.

Ценностный принцип предписывает характер отбора и определения ценностных отношений как содержания воспитательного процесса.

Пространство воспитательного процесса – это пространство всей жизни ребенка. Формирование личности протекает ежемоментно в течение самой жизни. Множество факторов оказывает влияние на его личностное становление. В их числе стихийные, негативные, асоциальные, антисоциальные. Профессиональная деятельность педагогов, фокусируя пёстрый веер социальных отношений, направляет внимание ребенка на объекты наивысшей значимости для жизни человечества. Они отражены в крайне абстрагированных категориях, называемых ценностями: «человек», «жизнь», «общество», «природа», «Я».

Линейно-концентрический(спиралеобразный) принцип – очерчивает способ структурирования материала программы по возрастным группам при психолого-педагогическом учете возрастных особенностей развивающихся школьников - последовательное расположение каждого блока для каждого возрастного периода

Ценности как доминанты воспитательного процесса вводятся согласно возрастным возможностям и психологическим особенностям школьного периода, они выступают в качестве доминантной задачи возрастного этапа школьника.

1.В периоде начального обучения (учитываеем ордоксальность как присущую черту этого периода) – «Правила жизни» (социальные нормы).

Итоговым воспитательным результатом станут элементарные привычки культуры жизни, разновидовой деятельности и поведения.

2.Для младшего подросткового периода (учитываем интенсивное развитие самосознания) – «Человек».

Итоговым воспитательным результатом должна стать привычная ценностная ориентация на Человека и готовность содействовать благу Человека.

3.Старший подростковый период (учитываем притязание на взрослость и поиск своей социальной роли в группе) – «Общество».

Итоговый воспитательный результат – признание законов общества, умение сотрудничать в группе, сопереживание и посильное содействие интересам общества.

4. Иная ведущая идея в период воспитания старшеклассника. При учете становления мировоззрения старшеклассника, эта идея воплощается в категории «Жизнь».

Итоговым новообразованием старшеклассника явится образ жизни как философическое представление и идеальная модель достойной человека жизни.

5.Юношество 11-го класса, периода завершения школы, переживает особое состояние перед окончанием школы, Весь учебный года проходит под эгидой выбора жизненного пути и подготовки себя к такому выбору. «Что есть «Я»? – ведущая идея последнего школьного года. Воспитательный результат – сложившаяся в структуре личности выпускника «Я-концепция».

Принцип целостности означает организацию трехканального педагогического влияния в едином акте деятельности детей – одновременно на разум, эмоции и действия по формуле «осмысление – сопереживание – содеяние». Тогда деятельность становится реальным отношением. И только тогда организуемая педагогами деятельность детей являет собою плоть воспитательного процесса.

Специфика Программы воспитания определяется спецификой воспитательного процесса: пространство этого целенаправленного процесса, организуемого профессионалами-специалистами, равно всему жизненному пространству ребенка, и вся жизнь, проживаемая в школе – это поле педагогических влияний и воздействий.

Поэтому, в отличие от учебных программ школьного образования, ознакомление с программой воспитания обязательно для каждого педагога школы: учителя-предметника, педагога продленной группы, педагога-рководителя кружка, классного руководителя и, конечно, директора и его заместителей, а также и технических работников школьного коллектива. 

Планирование работы – поочередность действий по реализации программы – носит неотвратимо творческий характер, ибо группа, с которой он непосредственно работает, неповторима и своеобразна. План представляет собою намеченные разнообразные виды деятельности – как групповые, так и индивидуальные.

Возможным – а значит, необходимым – является аналитическое прослеживание тенденции развития личностных ценностных отношений: какова мера развития ценностного отношения «вчера», и какой выглядит такая мера «сегодня». Бесспорно, основной метод диагностирования – педагогическое наблюдение в естественных условиях совместной деятельности детей.

Текущее диагностирование проводится классным руководителем для уточнения собственных педагогических наблюдений и педагогических впечатлений о характере развития детей в ходе естественно протекающей жизни, когда сложившиеся характеристики детей требуют проверки.

Этапное диагностирование проводится заместителем директора по воспитательному процессу в целях выявить меру возрастного развития школьника в данной школе; для этого достаточно получить диагностические данные в группах 4-го – 6-го – 8-го – 10-го классов.

Финальное диагностирование организует директор школы в выпускном классе для уточнения общей картины изменения меры воспитанности школьников на каждый данный учебный год.

Рабочие методики легко встраиваются в контекст общей работы с детьми, поэтому дети не чувствуют себя объектом изучения и анализа. А подросток проявляет особый интерес к любой диагностике, ибо он сам – при интенсивно развивающемся самосознании – жаждет ознакомиться со своим личностным портретом.

Программа всегда очерчивает мыслимый идеальный образ. Это потому, что, как говорил Л.Толстой, править надо выше – жизнь снесет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания школьников "Семь Я"

Данная программа предполагает участие всех школьников с 1-го по 11-й классы, педагогов, классных руководителей, родителей и расчитана на 5 лет.  Программа принята на педагогическом совете МОУ «ПР...

Программа воспитания школьников младших классов "Маленькая страна"

Программа воспитания  школьников младших классов.  Программа адресована классным руководителям 1-4 классов, адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности....

Программа воспитания школьников младших классов "Маленькая страна"

Программа воспитания  школьников младших классов.  Программа адресована классным руководителям 1-4 классов, адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности....

Программа воспитания школьников «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

Недоразвитие познавательных процессов памяти, внимания, мышления, зрительного восприятия, механического запоминания путём многократного повторения ведёт к снижению коммуникативных способностей. Это пр...

Программа «ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ»

План воспитательной работы в начальной школе...

Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников

Программа "Первоклассник"и "Младшеклассник"...