Статья "ФГОС НОО второго поколения"
статья на тему

Воробьева Любовь Николаевна

ФГОС НОО второго поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos_vtorogo_pokolenija_noo.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

     Начальная школа... Для каждого родителя - это новый непростой этап в жизни. Особенно если в школу идет первый ребенок. А уж для самого младшего школьника начальная школа - это целый этап жизни: расширение сферы взаимодействия с окружающим миром, появление потребности в самовыражении.

    В ответ на изменения, происходящие в нашем быстроменяющемся мире, государством взят курс на обновление российского образования. Школа как важный социальный институт должна помочь становлению личности, обладающей такими  важнейшими качествами как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения,  выбирать профессиональный путь, готовность к самообразованию в течение всей жизни.    

       Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. Начиная с конца 80-х годов 20в. постепенно нарастает неудовлетворённость общества образовательными результатами, полученными в процессе школьного образования, их неадекватностью современным требованиями и ожиданиям. И это было обусловлено устаревшей направленностью системы школьного образования на формирование в основном узкопредметных образовательных результатов и репродуктивным характером образовательного процесса.  Ориентирами школьного образования оставались конкретные знания и умения  по отдельным учебным предметам. В связи с этим назрела необходимость создания  Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

   Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. Оно нуждается в человеке, способном мыслить самостоятельно, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя,  для других людей и  для окружающего мира.

 История развития педагогических концепций и систем состоит из чередования взглядов на цели и задачи образования, от  освоения молодым поколением накопленных в культуре знаний и умений, до ориентации образования на личность, на человека − созидателя культуры. Так, гуманистическая традиция античной школы сменилась схоластикой Средневековья, затем возродилась в эпоху Просвещения, пережила кризис Нового времени и вновь возрождается в наши дни.  

      Естественно, что парадигмы образования менялись на протяжении веков вслед за изменением экономических и социокультурных условий жизни общества.

      В период стремительного развития индустриального производства (XVII − XIX вв.) приоритет был отдан «реальному образованию» – приобретению учащимися полезных для практической жизни знаний и умений по различным учебным предметам. Считалось, что именно они определяют успех как различного рода производств, так и жизненный успех каждого отдельного ученика.

     В последние десятилетия, при переходе к постиндустриальному обществу логика развития производственной сферы привела к осознанию того, что истинное совершенствование жизни связано не столько с внешней образованностью человека, усвоением им той или иной системы знаний и умений, сколько с развитием его ума и способностей, системы ценностей и мотивационных установок.

      Сегодня – это не просто вопрос успешности человека в жизни, что, естественно, очень важно. Но это еще и вопрос безопасности и конкурентоспособности страны, условие ее расцвета и мирного развития.

    Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа учебной деятельности ребенка - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.    

    Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь формирование умения учиться понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования нового столетия.

      5 ноября 2008 года в Послании Федеральному собранию Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым была предложена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

     В национальной президентской инициативе «Наша Новая школа», утверждённой в феврале 2010 г., говорится о том, какой должна быть школа в 21 веке. Даются характеристики новой школы. Идёт речь и об учителях - «это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет…».

    Проект направлен  на постепенный переход на новые образовательные стандарты, предполагающие  изменение инфраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьника, развитие учительского потенциала и системы поддержки талантливых детей.  

     В России до 1992 года в педагогической лексике слова «стандарт» не существовало. Понятие образовательного стандарта появилось в законе "Об образовании" в 1992 году.

    Стратегическая задача развития школьного образования заключалась в обновлении его содержания, методов обучения и достижения на этой основе его результатов. В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны.

     Теперь же в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

   Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

      В конце 2004 года Правительством России было принято решение о создании стандарта второго поколения, разработка которого началась в 2005 г. На разработку образовательных стандартов второго поколения Министерство образования и науки Российской Федерации  определило пять лет. 
     По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования.

    Группу разработчиков возглавил Александр Михайлович Кондаков – член корреспондент РАО, генеральный директор издательства «Просвещение», в конце 1990-х годов занимавший должность заместителя министра образования РФ. Коллектив разработчиков состоял из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечал за конкретное направление работы. В работе над стандартом участвовало более 500 человек.

    Принятые в конце 2007 года поправки в образовательное законодательство значительно расширили понятие стандарта. Теперь в соответствии со статьей

7 закона «Об образовании» стандарт – это совокупность трех систем требований: к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и к условиям их реализации.

         Приоритетным направлением ФГОС второго поколения является развитие потенциала личности. В свою очередь, для реализации нового образовательного стандарта необходима специально организованная деятельность  по его введению в образовательную практику, создание системы научно-методического сопровождения, повышения квалификации и подготовки педагогических кадров.

   2010-2011 учебный год являлся последним этапом подготовки к внедрению Федеральных государственных стандартов (ФГОС) второго поколения в начальной школе.  Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной президентом России, является переход на новые образовательные стандарты. Федеральный государственный стандарт второго поколения утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373  для начальной школы и был зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 года и вступил в силу 1 сентября 2011 года по всей стране.

  С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли  на новые Стандарты начального общего образования. Реализуется  новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

    Впереди – серьезная совместная работа администраций школ, педагогов, младших школьников и их родителей. Только работая вместе, создавая «новую» школу и «нового» ученика, мы сможем обеспечить надежное будущее страны. А оно - за образованными, мобильными, уверенными в успехе, умеющими ориентироваться в современном мире, людьми.

     Не секрет, что в прошлом главной целью начального образования считалось обучение чтению, письму, счёту, а критерием успешности был уровень умений и навыков ученика. В новых условиях важно не просто дать школьнику новые знания, но и научить его применять, развивать и умело их использовать. При этом успешность ребенка оценивается не только его учебными умениями, но и уровнем общего личностного развития.

           Теперь на первой ступени школьного обучения ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но и привить навыки решения творческих задач, поиска и анализа нужной информации, а также потребность в мотивации к обучению. При этом особенно важна и ответственна роль «нового» учителя, психологически и профессионально подготовленного к работе в условиях новых образовательных стандартов.

    В условиях действия новых стандартов во многом изменятся и организация обучения. На сегодняшний день изменяются программы обучения, учебники  и подход к их изучению тоже принципиально изменится. По требованию новых стандартов полученные знания не должны стать для ребенка «мертвым грузом», абстрактным набором фактов, далеких от его интересов и восприятия. Школьник должен научиться самостоятельно находить и наращивать знания, умело применять их в жизни, использовать для описания окружающих предметов, процессов, явлений.

    Поэтому еще на этапе начального обучения у ученика должна быть сформирована обширная система знаний как задел успешности на всех последующих ступенях обучения, воспитаны умение учиться и потребность в познании нового, развита способность к самоорганизации и саморазвитии в сочетании с разносторонним развитием личности. В этом и заключается идея стандартов.

   Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. На смену идеологии «образование - преподавание»  пришло «образование - созидание», когда личность ученика становится центром внимания педагога. Новое школьное образование должно, таким образом, в большей степени, чем прежнее, участвовать в развитии человеческого потенциала, носить личностный смысл, строиться на деятельностной основе и помогать ребенку в процессе учебной карьеры становиться более компетентным, «оспособленным», уверенным и успешным в решении широкого круга не только учебных, но и жизненных задач и проблем.

    Ключевой фигурой Новой школы и является учитель, на которого возлагается основная ответственность за качество и доступность образования. Пришло время каждому учителю разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому. Переосмысление возможно только на основе анализа учителем своей педагогической деятельности и сравнения её результатов с результатами, установленными новым стандартом.

   В.А. Сухомлинский сказал: "Ребёнок должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями". Его слова актуальны и в наши дни. В новом ФГОСе это одна из приоритетных задач. В содержании стандартов нового поколения большое значение придаётся духовному, патриотическому, гражданскому воспитанию, раскрытию творческого потенциала личности, развитию самостоятельности, вопросам подготовки выпускников образовательных учреждений к адаптации в новых социально-экономических условиях.

      Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний? Учителя придумывают различные способы на уроках — игры, слайды.  Но всё это — внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и в конечном счёте качество образования зависят от внутренней мотивации. Этого и надо стараться достигать на своих уроках.

   Познание мира начинается с удивления. “Удивляясь - удивлять, увлекаясь – увлекать”.   Ученик теперь не  просто преемник знаний, умений и навыков.  Учитель и ученик должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным.  Это более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики, - Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руку тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания. Учитель - это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение.

    Именно любовь к детям делает личность учителя уникальной и отличает эту профессию от остальных. Если учитель хочет быть нужным в 21 веке,  он должен перестроиться  на новые требования.

   Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед учительством задачу формирования «универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в  тесной связи с активными действиями самих учащихся». В связи с этим особую важность  приобретает учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования является неотъемлемой составной частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования и представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

   В основе Стандарта лежит общественный договор – новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина.

    ФГОС НОО включает в себя требования:

 – к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

 – к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

– к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

     Образовательные стандарты второго поколения предполагают существенные изменения в образовательной системе, так как предъявляют принципиально новые требования как к процессу обучения/воспитания, так и к «результату» - выпускнику средней школы в 2019 году.

     Итак, принципиальным отличием нового стандарта  является то, что во главу  ставится ребенок, и педагогам придется преподавать по-новому:

  • организовывать с детьми работу над проектами,
  • разрабатывать творческие программы,
  • не "вбивать" знания, а развивать личность.

    Предметные результаты теперь становятся только частью тех требований, которые предъявляются к результатам освоения основной образовательной программы. Новый стандарт ориентирован на метапредметные (межпредметные) знания и личностный результат.

   «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования других компетенций, формирования целостной картины мира.  Программа  универсальных учебных действий (УУД) и призвана обеспечить формирование универсальной способности человека – умения учиться.

   В качестве методологической основы стандарта заложен системно-деятельностный подход. Это формирование видов и форм деятельности ребенка, освоение которых поможет ему быть успешным на протяжении всей жизни.  

  Стандарт впервые определил такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования. В стандарте определена новая структура базисного образовательного плана, в состав которого включена внеурочная деятельность.

   Основным результатом реализации стандартов должно стать формирование личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, способной получать, использовать и создавать разнообразную информацию, принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.

   Предполагаемые изменения в системе образования школы - новая модель образовательного пространства школы, включающая   организацию  урочной   и  внеурочной деятельности  в рамках системно-деятельностного подхода с опорой на государственный и социальный заказ.

    Введение ФГОС второго поколения в РФ поставило перед учителями множество вопросов и проблем. Наиболее актуальная  из них—по каким учебникам будут учиться школьники в условиях реализации нового стандарта. Изменились требования. Если раньше при изучении предмета предполагалось получение предметных результатов, то новый стандарт требует получение еще и личностных, и метапредметных результатов.

  Несмотря на  все инновационные процессы и общую модернизацию системы образования в России—учебник остается основным средством обучения. Учебник остается  основным средством обучения, то ему стали присущи функции:

  • информационная
  • систематизирующая
  • обучающая
  • контролирующая
  • воспитательная
  • развивающая.

      Учебник должен не только содержать систематизированную информацию, но и научить ребенка ее воспринимать, усваивать и применять.

  В условиях перехода к работе по новому стандарту перед учителем встают две важные задачи: научиться видеть потенциальные возможности учебника в реализации требований стандарта и обеспечить их выполнение. Решение первой задачи требует от учителя экспертных навыков, а второй—технологических.

     Проект "Начальная школа XXI века" - результат многолетних исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы Института общего среднего образования РАО, а также ряда сотрудников Российской академии образования, разделяющих единые концептуальные подходы. Предпосылками для его создания стали основные положения теории Л.С. Выготского, научные идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца.

    Ведущей идеей УМК "Начальная школа ХХI века" является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе. Реализация требований ФГОС в УМК «Начальная школа XXI века», обеспечивается его целостностью: единство структуры учебников по всем классам и предметам; единство сквозных линий типовых заданий; единство подходов. В комплекте всё подчинено:

— формированию  системы опорных базовых знаний, умений и универсальных учебных действий, составляющих основу при последующем обучении;

  • созданию образовательного пространства, в рамках которого возможен учет индивидуального темпа развития ребенка и построение его личной траектории движения, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям.

   Организация  учебной деятельности учащихся строится на основе системно- деятельностного подхода, который предполагает:

·         ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

·         опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

            — проблемно-диалогическую технологию,

            — технологию мини-исследования,

            — технологию организации проектной деятельности,

            — технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

   В содержание  УМК  «Начальная школа XXI века», заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

     Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий

 требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством

представляет собой совокупность трех систем требований

      -     к структуре основных образовательных программ,

-          к результатам их освоения

-          условиям реализации,

которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.

    Главными принципами, лежащими в основе разработки стандартов второго поколения, являются:
          - открытость и демократичность представления основных подходов разработчиков и результатов реализации проекта, а также обсуждения 
вопросов, касающихся разработки стандартов, их утверждения и введения в действие;

- вовлечение в эту деятельность представителей профессионального сообщества - специалистов в области образования всех уровней и широких слоев общественности через систему специально организуемых с этой целью мероприятий;

- осуществление различных процедур согласования разрабатываемых проектов докумутри отдельных компонентов стандарта на всех этапах его разработки;

    Пересмотр целей образования в пользу всемерной реализации его развивающего потенциала требует соответствующего пересмотра, обновления и организации учебного предметного содержания.   
    В первую очередь, фундаментальное ядро образования (инвариантное содержание учебных предметов)  дополнится программой развития универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных. Функция универсальных учебных действий – призвана обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться.

      Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, то есть, формирования умения учиться.

      Формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантной основой образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается как путем освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и  сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, имея в виду, что они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

    В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

   Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

   В основу разработки Стандарта положена целевая установка, предусматривающая переход от "догоняющей" к "опережающей" модели развития российского образования. Приоритетом при создании Стандарта стала российская ценностная, научная и культурная составляющая с учетом национальных особенностей отечественной системы образования. При этом Стандарт разрабатывался как инструмент реализации государственной политики в образовании, обеспечивающий:

  • сохранение единства образовательного пространства России;
  • равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях;
  • преемственность ступеней общего образования.

     При разработке Стандарта был полностью учтен объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме.  

   Основным образовательным результатом в этой парадигме является формирование мотивированной компетентной личности. Основным предназначением Стандарта является нормативное закрепление на федеральном уровне требований к условиям, необходимым для достижения стратегической цели российского образования, выполнения социального заказа - воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями.

     Остановимся на некоторых содержательных аспектах предлагаемой концепции, в частности на "Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования" (далее - Требования). Это тот образовательный ресурс, с которым дети придут в 5-й класс основной школы.

   Требования содержат описание целевых установок, компетенций выпускника начальной школы, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

   Настоящие Требования являются инвариантными и обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они могут быть дополнены в рамках общего ресурса учебного времени требованиями субъектов РФ, образовательных учреждений, учителей, родителей и других участников образовательного процесса в целях более полного отражения потребностей субъектов образовательной деятельности.

   Требования определяют планируемые результаты начального общего образования, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими основные образовательные программы начального общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы. Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования.

   Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Требования расписаны по образовательным областям, изучаемым в начальной школе. Личностные и метапредметные результаты обучения достигаются через освоение всех предметов и внеклассную работу.

   Личностные результаты обучения - это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников начальной школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

    Метапредметные результаты обучения - это освоенные при изучении нескольких или всех предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия.

   Предметные результаты обучения - это освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

  Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему нормативов и регламентов кадрового, финансового, материально-технического и иного обеспечения, необходимого для реализации основной образовательной программы и достижения планируемых результатов начального общего образования.

     Настоящий проект концепции предлагает в качестве государственных стандартов общего образования второго поколения рассматривать три компонента – «Требования к структуре основных общеобразовательных программ», «Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ» и «Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ »

  Требования к структуре основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности организационно-педагогических условий реализации образовательного процесса. Они включают указания на состав образовательных программ начального общего, основного общего и полного среднего образования, рамочное описание их базовых компонентов, а также требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

   Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой описания целевыхустановок общего образования, выделенных на основе согласования потребностей личности, общества и государства в общем образовании. Они характеризуют планируемые результаты общего образования, определяют их основную направленность, особенности формата и содержания.

   Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ  представляют собой описание совокупности условий (кадровых, финансовых, материально-технических, гигиенических и др.), необходимых для обеспечения реализации основных образовательных программ.

   Требования к результатам освоения основных образовательных программ

Назначение

  • Задают основные результаты образования – общие и по ступеням
  • Характеризуют и регулируют планируемые результаты, отражаемые в:
  • учебных программах (предметные, метапредметные, личностные)
  • программах внеклассной  деятельности (личностные, метапредметные)

   Под предметными результатами  образовательной деятельности понимается усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности.

  Под  метапредметными результатами  понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

   Под  личностными результатами  понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

      Функции универсальных учебных действий:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения: ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

    Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный,  метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

  В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

  •  личностный, 
  • регулятивный (включающий также действия саморегуляции),
  •  познавательный 
  • коммуникативный.

   Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

   Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию  (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и  преодолению препятствий.
  •     Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
  • Общеучебные универсальные действия:
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Знаково-символические действия:

  • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

  К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

      Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития,  соответствующий «высокой норме»), и их свойства.

      Современный выпускник начальной школы — это человек:

Ø   любознательный, активно познающий мир;

Ø   владеющий основами умения учиться;

Ø   любящий родной край и свою страну;

Ø   уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

Ø   готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

Ø   доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

Ø   выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

     В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

  •  любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  •  уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  •  любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  •  владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  •  готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  •  доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

 выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

      Результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный. Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей учащихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине освоения, по широте охвата), определен также повышенный, по сравнению с базовым, уровень достижений, описанный в блоке планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться…». 

    Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов

   Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.  В Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое.

    Назначение современной российской школы – готовить человека думающего, чувствующего, имеющего знания и способного использовать их в жизни, обладающего высокой культурой и умеющего общаться. Однако все эти качества могут быть полноценно реализованы на практике лишь в том случае, если ребенок будет здоров. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями.

   Значительную часть своего времени обучающиеся проводят в стенах образовательного учреждения. Время обучения совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов. Информационно-нормативное давление на ребенка растет с каждым годом обучения, гиподинамия увеличивается. Достаточно жесткая организация учебного процесса, многообразие форм контроля качества образования держат ребенка в состоянии постоянного стресса. Проблема утомляемости обучающихся зачастую является причиной снижения их учебно-познавательных способностей, а также вызывает нарушения психического и физического здоровья.

   Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

  Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик».    

   В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа формирования здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:

– пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);

– формирование установки на использование здорового питания;

– использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

– применение рекомендуемого режима дня;

– формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

   В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развитиявоспитания личности гражданина России. 

Задачи

В области формирования личностной культуры:

  • ·формирование способности к духовному развитию,
  • реализация творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции
  • ·укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных  традициях,
  • ·формирование основ нравственного самосознания личности
  •  осуществление  самоконтроля
  • ·формирование нравственного смысла учения;
  • ·формирование основ морали
  • ·формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • принятия ответственности за самостоятельные поступки и действия, их результаты;

В области формирования социальной культуры:

  • ·формирование основ российской гражданской идентичности;
  • · пробуждение веры в Россию, свой народ,
  • ·воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
  • ·формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • ·формирование осознанного и уважительного отношения к  религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  • ·формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения,

В области формирования семейной культуры:

  • ·формирование отношения к семье как основе российского общества;
  • ·формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
  • ·знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Основные направления

   1. ·Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

   2.  Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  3.  Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному,

    Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе — внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой — бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.

   В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования обеспечивается достижение обучающимися:

  • ·воспитательных результатов —  духовно-нравственные приобретения, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности
  • эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности благодаря воспитательной деятельности педагога, субъектов духовно-нравственного развития и воспитания

    Принципиальное отличие новых стандартов в том, что, помимо уроков предполагается активная занятость ребенка во второй половине дня (не более 10 часов в неделю).  Внеурочные занятия  не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы занятий по выбору.

    На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка.

        Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС.

   Внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации (Д.В.Григорьев, П.В.Степанов, Центр воспитания ИТИП РАН).

  ФГОС рекомендовано 5 направлений, которые должны быть реализованы обязательно:

  • Общекультурное
  • Общеинтеллектуальное
  • Спортивно- оздоровительное
  • Духовно- нравственное
  • Социальное

  Могут дополнительно реализовываться и другие направления.

   Стандарт второго поколения предъявляет новые требования к ожидаемым результатам общего образования. Если раньше требования рассматривались только в контексте предметных знаний и умений, то теперь подлежит нормированию совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов.    

    Личностные результаты включают ценностные ориентации, потребности, мотивы, запросы на образование.

       Метапредметные результаты связаны с освоением учащимся инструментальных, операционных – универсальных учебных действий. Предметные результаты выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений, навыков.

       В результате обучения на ступени начального общего образования у выпускников формируются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

     В сфере личностных универсальных учебных действий формируется внутренняя позиция обучающегося, мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

   В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладевают  учебными действиями, направленными на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, способностью контролировать и оценивать свои действия.

    В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники учатся воспринимать и анализировать  тексты, использовать знаково-символические средства.

    В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретают умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество  с учителем и сверстниками, воспринимать и передавать информацию.

   Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • ·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ·ориентация на понимание успеха в учебной деятельности,  на самоанализ и самоконтроль результата,
  • на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей,
  • ·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • ·ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • ·знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • ·установка на здоровый образ жизни;
  • ·основы экологической культуры:

Выпускник получит возможность для формирования:

  • понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • ·адекватного понимания причин успешности/неуспешности  учебной деятельности;
  • ·компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в поведении и поступках;
  • ·ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • ·эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • ·принимать учебную задачу;
  • · сотрудничеству с учителем;
  • ·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • ·различать способ и результат действия;
  • ·вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

Выпускник получит возможность научиться:

  • ·в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • ·преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • ·проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • ·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • ·осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • ·использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы  для решения задач;
  • ·строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • ·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • ·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
  • ·устанавливать аналогии;

·

Выпускник получит возможность научиться:

  • ·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • ·записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • ·создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • ·осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • ·произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации,
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,
  • ·формулировать собственное мнение и позицию;
  • ·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
  • ·строить понятные для партнёра высказывания,
  • ·задавать вопросы;

·

Выпускник получит возможность научиться:

  • ·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • ·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве для принятия  общего решения
  • содействовать разрешению конфликтов
  • передавать  необходимую информацию для действия;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

     В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется и система оценивания достижений учащихся. Независимая экспертиза будет направлена на оценку результата образования при переходе четвероклассников на следующую ступень обучения. Учащиеся 4х классов напишут итоговые работы по русскому языку и математике, а также комплексную работу на основе текста, которая позволит оценить сформированность универсальных учебных действий умения учиться.

   Особое место в новой системе оценивания уделено Портфелю достижений. Данная форма оценивания достижений учащихся частично освоена в школе: большинство учеников с 1 класса накапливают свои результаты и представляют их как в классном, так и в индивидуальном портфолио. Теперь наличие подобного портфолио становится обязательным требованием!

      Начиная с 1 сентября в первых классах начался адаптационный период, который был разработан учителями первых классов. Адаптационный  модуль предполагает решение следующих основных задач:

  • адаптация детей к школе;
  • освоение основных норм и правил поведения и взаимодействия в школе
  • компенсацию предметного опыта и опыта взаимодействия с людьми для каждого ребенка в своей области, выравнивание класса в области наиболее существенных действий, которые дети должны были освоить в дошкольном детстве;
  • накопление опыта содержательного взаимодействия в классе (с учителем и сверстниками);
  • развитие предметных действий, предваряющих выход в предметные линии измерения и предметную линию письма (появление в расписании отдельных учебных предметов);
  • формирование поля содержательно оценочных взаимодействий в классе.

 Теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся. Ведь урок должен быть направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Учебная деятельность: позиции учителя и ученика.

Компоненты учебной деятельности

(позиция учителя)

Вопросы, на которые отвечает ученик

(позиция ученика)

Мотив деятельности

"Зачем я это изучаю?"  

Постановка учебной задачи, ее принятие учащимися

"Каковы мои успехи и что у меня не получается?"         

Обсуждение способа действий при решении учебной задачи

"Что я должен делать, чтобы решить эту задачу?"

Осуществление контроля

"Правильно ли я решаю эту задачу?"

Соотнесение полученного результата с целью (эталоном, образцом)

"Выполнил ли я правильно поставленную учебную задачу?"

Оценка процесса и результата

"Какая учебная задача стоит передо мной?"

Работа школы по внедрению ФГОС в 2012-2013уч.году 

 1 этап- Формирование рабочей группы по внедрению ФГОС

       Задачи  этапа :

1.Ознакомить учителей начальной школы со сборниками материалов по ФГОС.

2.Определить состав рабочей группы.

3.Определить   порядок работы группы

 2 этап- Определение изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы, необходимых для приведения ее в соответствии с требованиями ФГОС.

        Задачи  этапа:

1. Определить, какие  изменения  требуется произвести в образовательных  целях, в учебном плане, в содержании учебных программ и программ внеучебной  деятельности ,в образовательных технологиях.

 3 этап-Создание  основной образовательной программы начального общего образования.

      Задачи этапа:

1. Разработка ООП НОО в соответствии с требованиями к структуре;

2.Разработка программы формирования УУД;

3. Разработка примерной программы здорового образа жизни.

4.Разработка примерной программы внеурочной деятельности.

5.Разработка рабочих программ  по учебным предметам.

 4 этап- Освоение основной образовательной программы начального общего образования

    Задачи этапа:

1.Организация изучения требований  к планируемым результатам обучения.

2.Разработка системы оценки достижений планируемых результатов обучения.

3.Представление программы НОО

    На основе данной программ и требований все учителя работающие в первом классе написали свои программы по внедрению ФГОС по всем предметам, изучаемых в начальной школе.  Была проделана колоссальная  работа по разработке данных программ. Программы написаны по новым направлениям и разделам работы, с учетом УУД, деятельности учителя и учащегося.  Все педагоги работают в системе «Начальная школа 21 век» издательства «Вентана – Графа».

   Наши педагоги работающие в 1 –х классах прошли курсовую подготовку, а всем остальным учителям  начальных классов еще предстоит  это сделать.

Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС:

  • разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения;
  • нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое  обеспечение  и т. п.);
  • приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;
  • определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;
  • разработаны локальные акты, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих  надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками;
  • определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями  дополнительного образования детей);
  • разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
  • осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования);
  • обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями  ФГОС.
  •  Поэтому, важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС  является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.  
  •         Для успешного внедрения новых образовательных стандартов нужны высококвалифицированные кадры, прошедшие специальную подготовку.
  • Необходима организация массового обучения работников образования по всему комплексу вопросов, связанных с  введением ФГОС.  

Заключение

    Стандарты второго поколения - одна из важнейших образовательных тем сегодня. Причём непосредственно внедрять новые ФГОС придётся всем нам. Чтобы работа по внедрению ФГОС прошла более плодотворно, необходимо,  выработать механизм поэтапных действий по изменению или дополнению уже сложившейся в школе образовательной системы, чтобы привести её в соответствие с требованиями нового стандарта. Этот механизм должен включать определённую последовательность действий в рамках всей школы.

Смысл учительской работы - научить и воспитать,

Проявляя такт, заботу, всё, что знаешь сам, отдать.

И какое будет чудо, если твой же ученик,

Говоря: «Вас не забуду», ставит «пять» тебе в дневник!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании МО учителей начальных классов "Новые информационные технологии и стандарт второго поколения"

Выступление содержит сведения об изменениях и поправках, внесённых в проект стандартов второго поколения в сравнении со стандартами первого поколения. С выступлении указывается на основные задачи испо...

Комбинированные тесты в рамках стандартов второго поколения.

Данные тесты позволят провести диагностику уровня компетентности учащихся, т.е способность действовать самостоятельно при решении практических задач. Тесты предназначены для учащихся 4 классов....

Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века" с учетом изменения ФГОС второго поколения

Программа разработанна творческой группой учителей работающих по УМК "Начальная школа XXI века", руководителем которой я являюсь.PROGRAMMA.docx - Word 2007, 2010PROGRAMMA_Word_2003.doc - Word 200...

Рабочая программа по русскому языку (ФГОС второго поколения)

 Рабочая программа по русскому языку разработана на основе основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и вос...

Рабочая программа по литературному чтению (ФГОС второго поколения)

 Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и во...

Рабочая программа по математике (ФГОС второго поколения)

 Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания лич...

Рабочая программа по окружающему миру (ФГОС второго поколения)

 Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­...