Цикл занятий кружка "Истоки" по разделу "Родной очаг"
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Каганова Ирина Владимировна

Здесь представлны конспекты занятий по разделу "Родной очаг" для обучающихся 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспекты занятий кружка "Истоки"47.11 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный курс «Истоки» для 2 класса состоит из четырех разделов (Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души.) -32 ч. Он начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного его восприятия.

Главными целями этого курса являются:

- раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;

- посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки;

- развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчуждение его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их.

Родной очаг (6 часов)

Имя. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем? (1 занятие)

Семья –мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей –основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье? (2 занятие)

Род –люди, происходящие от одного предка. Род –твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода. (3 занятие)

Дом –территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни. (4 занятие)

Деревня. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне? (5 занятие)

Город. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие. (6 занятие)

Тема 1 занятия: Я и мое имя
Цель
: Дать представление о важности права на имя. Знакомить детей с правом на имя. Формировать индивидуальность. Пополнять знания детей о народных традиция, праздниках (именинах). Развивать творческую активность, слуховое внимание. Активизировать в речи детей нежные и ласковые слова. Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим
Ход занятия:

(Воспитатель вместе с детьми образуют круг)
Учитель:
 Ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи и чем отличаемся? (Ответы детей)
Учитель
: Умницы, правильно рассказали. Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Что это? (Дети: Имя)
Учитель
: Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имена? Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. Я расскажу вам, как в древности давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как например: Добрыня (делающий добро), Любомир (любящий мир, людей), Людмила (милая людям), Вера, Надежда, Любовь.
Учитель:
 А вы знаете, что означают ваши имена? Я вам сейчас расскажу, а вы запоминайте: 
Александра – «защитница»
Николай – «победитель народов»
Дарья – «победительница»
Елизавета – «клятва божья»
Дмитрий – «относящийся к Деметре»

Татьяна – «устроительница»
Мария – «любимая, желанная»
Ольга – «святая»
Иван – «дар Бога»
Ксения – «гостья»
Валентин – «здоровый»
Таисия – «мудрая»
Артём – «здоровый»
Ярослав – «сильный» 

Учитель: Ну вот, ребята, мы с вами еще раз познакомились, услышали ваши имена и узнали какой значение вкладывали наши предки в имена. 
Семь- восемь лет тому назад у ваших родителей родились детки – мальчики и девочки. Кто это? Вы! Мамы и папы дали вам имена. А вам нравятся ваши имена? Вы хотели, чтобы вас звали другим именем? Каким? 
Игра "Узнай голос товарища"
( Один ребенок стоит спиной к остальным. По очереди дети называют его по имени используя уменьшительно-ласкательную форму.  Ребенок должен угадать, кто его позвал.) 
Учитель: У каждого из нас есть свое имя. Кого-то зовут Александр, кого-то Мария, кого-то Екатерина. Все эти имена очень красивые. И даются они человеку не просто так. Ведь эти имена – не только имена твоих друзей или папы с мамой. Так когда-то, очень давно, звали святых. Святые - это особенные люди. Они жили праведной жизнью. Всех-всех любили и прощали – даже тех, кто их обижал. Но сами никого и никогда не обижали. Особенно молятся святые о тех людях, которые носят их имя. Например, святой Николай особенно молится о мальчиках по имени Коля. А святая великомученица Татьяна – о девочках Танях (показ иллюстрации).
У каждого из нас есть свой святой – свой небесный покровитель, молитвенник перед Господом. Дети, а как вы думаете, есть ли праздники имен? Правильно, их называют именинами, или Днями Ангела мальчиков и девочек. В эти дни вспоминают святых.
Например, 13 декабря – день памяти святого апостола Андрея Первозванного – это День Ангела всех Андрюшек, а 6 февраля – день памяти святой блаженной Ксении Петербургской – это День Ангела всех-всех Оксан. 
Ребята, а вы знаете, когда у вас День Ангела – твоего небесного покровителя? Если нет, спросите об этом у своих пап или мам. 
Учитель:
 По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. Например, к одному человеку обратились «Андрюшенька», а к другому «Анна Петровна». Что же вы скажете про «Андрюшеньку» и про «Анну Петровну»? Кто они? (Ответы детей)
Учитель:
 Правильно. Если ребенка позвали «Коля», а другого «Таня». Что можно сказать про этих детей? (Дети: Можно сказать, что это мальчик и девочка)
Учитель:
 Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой. 
Учитель:
 Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени? (Дети: По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре)
Учитель:
 Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству? (Ответы детей)
Учитель:
 Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей, - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, друзей.
Учитель:
 Ребята, как вы знаете, почему мы сегодня разговаривали об именах? Я ведь хотела познакомить вас с новым правом всех детей– это право на имя?
Учитель:
 Да, ребята, в «Конвенции о правах ребенка» записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. Имя, отчество и фамилия ребенка записываются в регистрационную книгу и родителям выдают первый документ ребенка «Свидетельство о рождении». (Показ документа). В этом документе записаны имя, отчество, фамилия ребенка; число, месяц, год рождения ребенка; место рождения; и.о.ф. мамы и папы. У каждого из вас есть такой документ. Когда придете домой, попросите папу или маму показать этот документ и прочитать все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучит ваше полное имя, как звучат имена, отчества и фамилии ваших родителей. 
Учитель:
 Сегодня на занятии мы узнали о новом праве детей. Что это за право?
Ответ: Каждый ребенок имеет право на имя.

Учитель:
  Что вам понравилось сегодня на занятии? А что было трудно?

Ответы детей.

 Тема 2 занятия: «Семья и семейные отношения»

Цели и задачи занятия:

- Способствовать формированию положительного восприятия семьи;

- Развивать желание строить семейные отношения на основе понимания, сопереживания, помощи родным;

- Дать положительное представление о будущей семье;

- Способствовать ослаблению негативных последствий отчуждения детей из семей.

Ход занятия:

У каждого человека есть свой дом. Слова «Отчий дом», «Семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар.

Послушайте притчу:

«Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но, когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла берег. А в это же время буря не пощадила их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жильё и все имущество.

Когда рыбак с сыновьями выбрались на берег, его ждала плачущая жена, которая рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет». Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем светом, который в тумане указал нам дорогу к берегу».

Вопрос классу - Свет в окне дома…Какие чувства он вызывал или вызывает у вас? (предполагаемые ответы детей)

- Радость что вас ждут.

- Облегчение: «Ну, вот я и дома»

- Раздражение: «Ну что им от меня надо, чего им не спится?»

Боязнь: «Как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала».

Когда-то вы сами станете папами и мамами и будете зажигать свет в своих окнах. Сколько бы испытаний и тягот в жизни вам не выпало, как бы горько и тяжело не было, счастлив тот человек, которого всегда ждут дома, которому светит то единственное окошко, к свету которого мы можем прийти в любое время дня и ночи.

Дети читают стихи:

  1. Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала Земля

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

Ева тихонько ответила «Я»

Кто их воспитает царица моя?

Ева покорно ответила «Я»

Кто платье сошьет, постирает белье?

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя

Я, я – тихо молвила Ева – я, я.

Сказала она знаменитых семь «Я»

Вот на земле появилась семья

  1. Семья – это то, что мы делим на всех

Всем понемножку: слезы и смех

Взлет и падение, радость, печаль.

Дружбу и ссоры, молчанья.

Семья – это то, что с тобою всегда

Пусть мчатся секунды, недели, года

Но стены родные, отчий твой дом

Сердце навеки останется в нем.

- Ребята, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в своей семье? (ответы детей)

- Если бы у вас было одно желание, что бы вы загадали? (ответы детей)

Викторина.

  • Что означает слово «фамилия»?
  • Назовите одним словом: папа, мама, дедушка, бабушка, дети? (семья).
  • Назовите папу и маму одним словом? (родители).
  • Сколько у матери детей, что ей пришлось купить 8 рукавичек? (4).
  • Сидит на дороге ребенок и плачет: «Есть у меня папа и мама, да только я им не сын». Жаль малютку. Но может ли такое быть? (Может, если ребенок девочка).
  • Девочкина дочка? (кукла).
  • Учреждение куда отдают неграмотных? (школа).
  • Растение, отвечающее собственной головой за отношение между людьми? (ромашка)
  • При помощи чего можно сделать из Бабы – Яги Василису Прекрасную? (косметика).

А к большому нашему сожалению в семьях бывают и проблемы. Например-невысокий уровень доходов семьи, невыполнение некоторыми родителями своих обязанностей.

Но мы с вами сейчас постараемся построить «Дом счастья».

Начнем закладывать дом с кирпичика «Традиции» (Обычай. Это-то, что перешло от одного поколения к другому). Каждая семья создает свои традиции, однако молодая семья строится уже, имея опыт родительских семей. Во многих семьях существует традиция праздновать дни рождения и другие замечательные даты, отмечать общенародные праздники и т.д.

Следующий кирпичик «Сотрудничество».

Оно основано на взаимном уважении взрослых и детей. Уважительное отношение устанавливаются, как правило, в тех семьях, где предпочитают сотрудничество. Начинаются они с общения, задушевных бесед, помощи друг другу.

Обязательное условие для счастья молодой семьи в нашем доме кирпичик «Дружба».

Дружба воодушевляет и окрыляет, дает каждому почувствовать себя счастливым.

Любовь к труду прививается с детства в кругу семьи. Без трудолюбия невозможно стать настоящим человеком, чтобы семья прожила долго и счастливо, нашему дому просто необходим кирпичик «Труд».

Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей «Все в твоих руках» - утверждал один мудрец. Каждый сам выбирает тот образ жизни, который обеспечит здоровье и счастье себе и каждому из членов его семьи.

Выкладываем кирпичик «Здоровье».

Мы с вами должны заложить в строительство нашего дома кирпичик с названием «Красота». Человек всегда стремился к прекрасному, недаром эстетика зародилась около 2500 лет назад.

Следующий необходимый нашему дому кирпичик «Чистота». Чистота, как известно залог здоровья, и необходимое условие комфорта в нашем доме. Чтобы было тепло и уютно в доме нужен элементарный порядок. Человеку важно, чтобы у него благоприятно складывались взаимоотношения с членами семьи. Стремление и умение понимать друг друга составляет основу климата любой семьи. Для полного счастья нашему дому нужно «Понимание».

«Счастье – это когда тебя понимают».

Очень важен для нашего дома кирпичик «Уважение». Уважение ко всем, кто вас окружает, уважение к другому человеку, к его переживаниям – ведущее требование взаимоотношений между людьми и будущими членами семьи.

Благополучие и счастье семьи в нашем доме невозможны без кирпичика «Любовь». Любить, значить понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, значит жить дружно и счастливо.

«Тайна сия великая есть» говорили древние о любви.

Строительство любого дома всегда заканчивается возведением крыши. Наша крыша называется «Хорошее настроение».

Вот мы и построили дом.

Ребенок читает стихотворение:

Дом, как известно всем давно –

Это не стены, не окна,

Это не стулья со столом

Это не дом.

Дом – это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь

Яростным, добрым, нежным, злым

Еле живым

Дом это тот, где вас поймут, тот, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом –

Это твой дом.

- Я желаю каждому из вас построить в будущем такой же дом своей семьи.

Аппликация «Ангел – хранитель». (Дети изготавливают Ангелочка по образцу)

- И в заключение хочется привести высказывание св. Феофана Затворника: «Семейство есть общество, которое, под одним главою, согласным отправлением разных дел, устрояет свое благосостояние внешнее для внутреннего. Обыкновенно его составляют родители, иногда с другими родными. В этом отношении есть общие всего семейства обязанности и есть обязанности разных членов семейства».

Тема 3 занятия: Род. Родословная.

Задачи:

  • Познакомить детей с понятиями «род», «родословная"
  • Развивать мышление, умение правильно высказывать свои мысли.
  • Воспитывать уважение к своим предкам.

Оборудование: семейные фотографии детейплакаты с изображением генеалогического дерева и корня, карточки в виде листьев с названиями нравственных качеств человека, карточки «Мое генеалогическое дерево» (по количеству детей), карандаши или фломастеры.

Ход занятия.

I. Вводная часть

 Учитель: Здравствуйте, дети.

На прошлом занятии мы говорили о семье. Давайте вспомним, что такое семья? (ответы детей)

Учитель: Семья – самое главное в жизни для каждого из нас – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Когда вы появились на свет, каждого из вас окружали заботой члены вашей семьи, они давали вам имя и фамилию. Семьи для того и создаются, чтобы воспитывать детей, помогать им стать сильными и самостоятельными. Все члены семьи- очень близкие друг другу люди. Они вместе живут и ведут хозяйство. Они помогают друг другу и в трудную минуту, и в обычных делах. Каждый член семьи связан с другими особыми отношениями, которые обозначены специальным словом. А вот каким словом, мы сейчас с вами отгадаем!

«Загадки про семью»

Кто не в шутку, а в серьез

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь, конечно (папа)

Кто нежнее всех на свете?

Кто готовит нам обед?

И кого так любят дети?

И кого прекрасней нет?

Кто читает на ночь книжки?

Разгребая горы хлама,

Не ругая нас с братишкой.

Кто же это? Наша (мама)

Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой (бабушки)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый (дед)

II. Основная часть

Учитель: Можете и ли вы назвать имя своей прабабушки или прадедушки? А откуда они родом? Какие предания, легенды, интересные истории вы слышали в своей семье. Не знаешь? Очень жаль. Все мы – ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого древа.

Человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти и дело каждого интеллигентного человека.

Учитель: Что такое родословная? (ответы детей) Родословная – это перечень поколений одного рода. Род –ряд поколений, происходящих от одного предка. Предок –это древний предшественник по роду. 
Учитель: Между прочим, выясняется интересная вещь. У каждого человека два родителя – мать и отец, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше – четверо, прабабушек и прадедушек еще вдвое больше – восемь. И так далее. Вот сколько у человека предков. Славная вещь – родословное дерево. Другими словами, семейное дерево. И сегодня мы с вами попробуем это сделать.

И недаром, когда хотят похвалить человека, говорят: «У него крепкие корни». Значит, такой человек родился в дружной хорошей семье, и семья его воспитала.

Рисунок «Мое генеалогическое дерево»

(Учитель показывает рисунок, на котором изображено генеалогическое дерево).

Учитель: Рисунок, на котором человек изображает, как он связан со своими предками, называется генеалогическое древо. Оно действительно похоже на дерево. На этом дереве есть ячейки. Заполнять ячейки этого дерева нужно по правилам:

  1. На вершине дерева найдите ячейку. Нарисуйте себя.
  2. В ячейках, которые находятся справа и слева, нарисуйте своих родителей.
  3. У ваших родителей тоже были родители, которые их любили, воспитывали и учили уму-разуму, их вы называете бабушками и дедушками.

(Выполнение задания детьми)

Учитель: Для любого человека можно нарисовать родословное дерево, если знать его предков и потомков. Обратите внимание на высказывания, записанные на доске.

Высказывания читают дети.

«Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое.» В. Белинский.

«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности.» А. Пушкин.

«Несчастный, злой человек разрушает всё, обижает даже самых близких и дорогих людей, а добрый человек, излучающий мир и радость вокруг себя, восстанавливает разрушенное, утешает страдающих, помогает нуждающимся.» преп. Серафим Саровский.

Учитель: Мы должны с уважением говорить о своей родословной, о своих предках. Ведь если бы не они, то не было бы нас на свете. Какие еще есть родственники у человека? (Ответы детей).

Учитель: Ребята, а какие пословицы о семье вы знаете?

Ученики: На что и клад, коли в семье – лад.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Учитель: А какие народные мудрости о семье вы знаете?

Ученики: Что есть в семье лучшего – от родителей.

Родители детям плохо не скажут.

Учитель: А теперь обратите внимание на следующие высказывания, записанные на доске.

Ученик : Семья – один из шедевров природы. (Д. Сантаяне)

Ученик 2: Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. (Л. Толстой)

Учитель: Согласитесь, ребята, что это действительно мудрые, верные высказывания. Ведь по-настоящему счастлив тот человек, у которого есть семья. Скажите пожалуйста, а будет ли счастливой семья, если будет только совместное проживание членов семьи? Что должно царить в по-настоящему в счастливой семье? (Ответы детей: любовь, взаимопонимание, поддержка, внимание, взаимопомощь и т.д.)

Учитель: Давайте, ребята, мы наше родословное дерево пополним листочками. Вы будете брать по одному листику с названием нравственного качества человека, объяснять, зачем необходимо это нравственное качество в семье, и прикреплять на дерево – пополнять крону дерева листьями. (На листах написаны слова: любовь, взаимопонимание, поддержка, внимание, взаимопомощь, сочувствие, дружба, понимание, терпение).

III. Заключительная часть

Учитель: Обратите внимание, ребята, какое получилось у нас дерево, с богатой кроной. Я надеюсь, что в вашей семье будут всегда «присутствовать» листья с этого дерева. А будущие ваши семьи будут такие же крепкие, богатые листвой деревья. 

Завершить нашу встречу хочу стихотворением

Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это летом поездки на дачу. 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты. 
Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 
Мечты о хорошем, волнение и трепет. 
Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 
Семья – это важно! 
Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно! 
Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды и ссоры подальше гоните, 
Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 
Какая хорошая Ваша семья!

Тема 4 занятия: Дом-территория семьи.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели: обобщить, систематизировать знания о различных видах жилья человека; развивать речь, умения сравнивать, анализировать; формировать стремление к познанию окружающего мира; расширить знания по теме «Семья»; закрепить понятие о родственных отношениях в семье; помочь ребенку осознать себя, свою причастность к близким, родным людям; воспитывать уважение к старшим.

Планируемые результаты: знает различные виды жилья человека, домашние обязанности членов семьи; оригинально и последовательно рассказывает о своей дружной семье.

Материалы и оборудование: иллюстрации, на которых изображены члены семьи (бабушка, дедушка, мама, папа, старший брат, младшая сестра), дом, угощенье, семейные фотографии; разные дома.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

– Послушайте стихотворение:

Медведь живёт в берлоге,

Лиса, барсук – в норе,

Бобёр построил хатку,

Белка живёт в дупле,

Крот под землёй ютится –

Там он с семьёй всей.

А где живём мы с вами,

Кто скажет мне скорей?

Ответы детей.

– Мы с вами живем в домах (квартирах). Где живет собака? (в будке.) Где живет петух? (в курятнике.) Где живет корова? (в сарае, коровнике.) Где живет человек?

2. Беседа о домах.

– Дома бывают разные и называют их по-разному: деревянные, кирпичные, панельные. Как вы понимаете эти названия? (Деревянные дома – это дома, построенные из дерева, кирпичные – из кирпича, панельные – из блоков.) Дома иногда называют одноэтажными и многоэтажными. А как вы понимаете эти названия: одноэтажный дом, многоэтажный дом? (Дом состоит из 1 этажа, многоэтажный – значит, состоит из 2 и более этажей.) В каких домах живете вы? Чем различаются кирпичные и деревянные дома?

3. Рассказ учителя «Этот удивительный мир».

В очень далекие времена дом прежде всего должен был спасать человека от жары и холода, дождя и ветра, диких зверей и воинственных соседей. И строить можно было только из того материала, который был под рукой. Было дерево – из дерева, были камни – из камней.

Каменные дома в Африке. Необычные каменные дома круглой формы строят жители африканского государства Лесото. Дома покрыты соломенной крышей. Такой дом хорошо сохраняет прохладу, в нем можно спрятаться от жаркого африканского солнца.

Дома-пещерыНекоторые старые дома этого селения в Каппадокии (Турция) просто выдолблены в скалах и напоминают муравейник.

Хижины из бамбука и тростника. В Таиланде тепло, свои легкие хижины местные жители и сегодня строят из бамбука и тростника.

Юрта. А если вокруг песчаная азиатская пустыня? Многие живущие там народы (например, казахи, киргизы) с древнейших времен передвигались вместе со своими стадами с одного пастбища на другое, не имея постоянного места жительства. И сейчас кочующие скотоводы дома свои по старинке возят с собой, как туристы – свои палатки. Такая палатка называется «юрта», она круглая. Расставят кочевники длинные палки-жерди, свяжут их между собой на манер клетки, покроют со всех сторон войлоком (очень плотный шерстяной материал, из него еще делают валенки) – и дом готов всего за несколько часов.

Яранга. На далеком Севере, где деревья если и есть, то очень маленькие (они так и называются – карликовые) строить тоже особенно не из чего. Но без дома нельзя – ведь на Севере страшные морозы! Жилище северян – чукчей – называется «яранга». Оно похоже на юрту, но островерхое, стены в нем – из оленьих шкур. Это жилище в случае переезда можно было легко разобрать, перевезти, а потом собрать заново.

Вигвам. На ярангу похож индейский вигвам, и неудивительно – у этих народов когда-то очень давно были общие предки. Индейские дома – вигвамы – строились в форме купола из тонких стволов деревьев и покрывались сверху ветками, корой, шкурами или разноцветными ткаными ковриками (циновками).

Иглу – дом из снега. А канадские эскимосы строят из того, что само падает с неба! Иглу – их снежный дом, он защищает от ветра и непогоды, а изнутри для тепла его выстилают звериными шкурами. Вот, наверное, какие мастера строили дворец Снежной Королеве! Кстати, бетон, из которого сегодня возводят небоскребы, не такой уж молодой материал. Его изобрели древние римляне, жившие на территории современной Италии, более двух тысяч лет назад. И умудрялись строить из него мосты, стадионы и даже шестиэтажные дома! Человечество на протяжении веков стремится создать себе покой и уют и продолжает придумывать все новые удобства. Кто знает, как будет выглядеть дом человека через сто-двести лет?

– А теперь вернемся к нашему дому. Для чего нужен дом, мы выяснили. Чтобы жить. А что есть еще в доме? (Шкаф, кровать, столы, стулья, газовая плита и т. д.)

– Представляем, что открывается дверь, мы входим в дом – и все это мы сразу видим или нет? (Все это у нас находится в определенных местах – в своих комнатах.)

– Отгадайте загадки, о каких комнатах идет речь:

В этой комнате бывает

Чаще мама наша,

Иногда здесь убегает

Из кастрюли каша.

(Кухня.)

– Для чего нужна кухня? Что там делают?

Чистим зубы, моем руки,

Вечером купаемся.

Каждым утром мы без скуки

Просто умываемся.

(Ванная комната.)

– Для чего нужна ванная комната?

Сладкий сон

Мне снится ночью

В этой комнате всегда.

А под утро

Лучик солнца

Меня будит иногда.

(Спальня.)

В этой комнате вся вместе

Собирается семья,

Иногда повеселиться,

Иногда и поиграть,

Посмотреть всем телевизор

Или книжки почитать.

(Зал.)

Эта комната встречает

Всех, кто к нам приходит в дом.

(Прихожая.)

– В каком доме живете вы? Опишите его. Из чего он построен? Сколько в нем этажей? Сколько в нем комнат?

- Ребята, а без чего дом будет казаться пустым и бездушным? (без иконы) Каждый православный человек почитает святые образы и в доме отводит им самое почетное место. В старину оно называлось «Красный угол». Иконы защищают наш дом. А молитва перед святыми образами помогает нам жить и выручает в трудные моменты нашей жизни.

«Стой перед иконой Спасителя, как перед Самим Господом Иисусом Христом, невидимо вездесущим и иконою Своею присутствующим в том месте, где она находится. Стой перед иконой Божией Матери, как перед Самой Пресвятой Девой, но ум твой храни безвидным. Величайшая разница быть в присутствии Господа и предстоять господу или воображать Господа. Ощущение присутствия Господня наводит на душу спасительный страх, вводит в нее спасительное чувство благоговения, а воображение Господа и святых Его сообщает уму как бы вещественность, приводит его к ложному, гордому мнению о себе, душу приводит в ложное состояние- состояние самообольщения». Епископ Игнатий (Брянчанинов)

4. Рассматривание фотографий.

Дети рассматривают фотографии и рассказывают, кто изображен.

– Предлагаю подойти к фотографии своей мамы или папы и сказать им ласковые слова. (Дети подходят, берут в руки фотографию и говорят все, что хотят.)

– Итак, в семье есть дедушка, бабушка, мама, папа, брат, сестра. Как у всех в семье, у них есть свои обязанности. И об этом мы поговорим.

– У кого есть старший брат?

– Что старший брат делает?

– Как он помогает папе?

– Ваши отношения со старшим братом.

– Кто хочет рассказать о младшей сестре?

– Что она умеет делать?

– Как ты помогаешь своей сестре?

– Старшие всегда помогают не только маме с папой, но и младшим, заботятся о них, учат их, играют с ними. И поэтому младшие должны уважать старших и тоже заботиться о них.

– Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто в домике живет?».

Учитель показывает в открытом окошке домика картинки, а дети узнают, кто это.

– Хорошо, когда семья большая и дружная, и мы в классе живем большой и дружной семьей.

5. Рефлексия.

– Что нового вы узнали о домах?

– Какие бывают дома?

– Какие комнаты есть в доме?

– Что делает дом живым и уютным?

Тема 5 занятия: Деревня.

Цели и задачи: расширять знания детей о деревне, уточнить представления о том, что представляет из себя деревенский дом и что в нем находится, познакомить детей с деревенскими ремеслами, воспитывать уважение к хлебу, труду людей, его выращивающих, закрепить пословицы о труде.

Ход занятия.

-Дети, скажите мне, кто из вас был в деревне? Что это такое? Кто там живет? Что вы видели в деревне? Что вы там делали? Что больше всего понравилось? (ответы детей)

- Я предлагаю вам отправиться в путешествие в деревню. Хотите? Тогда садитесь на паровоз из Ромашково. Я - паровоз, а вы - вагончики. Даю гудок, (учитель воспроизводит звуковой сигнал голосом): У-у-у. Трогаемся с места - Чух-чух-чух.  Едем и поем песенку (учитель и дети ходят, имитируя движение паровоза с изменением направления и ритма):

Поле большое, зеленый лужок,

Сколько на свете путей и дорог.

Хорошо нам светит солнышко в пути.

Пожелай нам, ветер, доброго пути.

Доброго, доброго, доброго пути.

Самого доброго, доброго пути.

- И вот мы с вами попали в деревню. Посмотрите, какие интересные домики. Маленькие. (дети рассматривают картину с изображением деревни)

-Из чего построен эти дома? (из дерева)

-Как называется человек, который строит деревянный дом?

-Какие инструменты нужны для постройки дома?

(рассматривание инструментов: топор, рубанок, молоток, пила)

Загадки: 1) По деревянной речке плывёт кораблик новый,

Свивается в колечки дымок его сосновый. (рубанок)

 2) Кума ела-ела дуб и сломала себе зуб. (пила)

 3) Сам деревянный, а голова железная. (молоток)

 1) Без головы, а в шляпе, одна нога – и та без сапога. (гвоздь)

 2) Кланяется, кланяется, придёт домой – растянется. (топор)

– Давайте зайдем в первый дом и посмотрим, что там. В нашем доме есть много интересного.

- Что это? (прялка)

- Для чего она нужна? (рассматривание шерсти)

– В доме наших предков прялка была чуть ли не самым главным предметом: она одевала всю семью. Но у людей испокон веков польза и красота жили рядом. Скромную труженицу прялку как бы в благодарность покрывали причудливой резьбой. Считалось, что всякая вещь должна быть красивой. Кроме того, что она была красивой, прялка одевала семью. Все ходили в тёплых свитерах, варежках, носках из овечьей шерсти.

-Чтоб не мёрзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят. (варежки)

– Что ещё есть в нашем доме? (печка)

- Для чего нужна печка?

- Как называется человек, который делает печки? (печник)

- Из чего кладут печки?

- Для чего нужен ухват?

– Доброй славой пользовались в народе хорошие мастера. Про людей, которые никакой работы не боялись, говорили: «Мастер на все руки», «Мастер – золотые руки». Печку звали ласково «матушкой», так как она и грела, и кормила, и сушила. Ещё её называли «бабушкой».

Бабушка седа-бела зимою всем мила.

А как лето наступает, про бабушку забывают. (печь)

– Что ещё есть у нас в доме? (корзины)

- Для чего нужны корзины?

- Из чего их плетут?

– Да, дети, есть и такие умельцы, которые плетут корзины. Поменьше – по ягоды ходить, побольше – по грибы. Для того, чтобы сплести корзину, нужно нарезать ивовых прутьев. Их срезают на берегу пруда или канавы. Прутья замачивают в воде, чтобы они были гибкими, гнулись, но не ломались. А там уже и корзины плести можно.

– Дети, мы с вами рассмотрели всё, что есть в этом доме. А теперь мы опять пойдём в гости. В этом доме живёт бабушка Василиса. По секрету вам скажу, что она большая мастерица печь пироги.

– Здравствуйте, мои детушки, мои ребятушки! Давно жду я вас в гости.

Напекла я вам блинов, да румяных пирогов,

Калачей да сушек, да румяных ватрушек.

Только угощать вас я буду, если вы мне расскажете, откуда к нам хлеб пришёл.

Беседа:

- Что нужно сделать, чтобы вырастить хлеб?

- Кто пашет землю? Чем? Что делают дальше?

- Какие зерновые культуры вы знаете?

- Кто убирает зерно? Как убирают?

- Куда везут зерно? (сушить, молоть, на хлебокомбинат)

- Какой хлеб пекут из ржи? Пшеницы? Что ещё пекут из пшеничной муки?

– Да, дети, хлеб – наше богатство. Никогда не будет человек голоден, если есть хлеб на столе. Много труда нужно затратить, чтобы вырастить хлеб, поэтому к хлебу нужно относиться бережно, никогда не выбрасывать хлеб, доедать за столом. Издавна людей, которые растили хлеб, уважали.

– Кто из вас знает пословицы о труде, о хлебе?

Скучен день до вечера, если делать нечего.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Труд человека кормит, а лень – портит.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Будешь трудиться – будут у тебя хлеб да молоко водиться.

– Стихотворение Я. Акима «Хлеб»:

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке,

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Пашут каждую весну,

Подымают целину,

Сеют, жнут, ночей не спят…

С детства знай, как хлеб растят.

Итог занятия.

- А теперь садимся в паровозик и едем обратно в школу.

 - И в заключение хочется вспомнить стихотворение Сурикова И. З. «Детство» («Вот моя деревня…»):

Вот моя деревня:

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой;

Вот свернулись санки,

И я на бок – хлоп!

Кубарем качуся

Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

Тема 6 занятия: Город.

Цели занятия:

Дать представление о жизни города.

Познакомить с видами городских объектов.

Развивать внимание, мышление.

Воспитывать бережное отношение к продуктам производства, уважение и доброту по отношению к людям.

Оборудование: рисунки, фотографии города и села, памятников, музеев, сельхоз производства, строительства, транспорта, предприятий торговли.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия.

-Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие. На чём можно путешествовать? (ответы детей)
- Правильно, а нам с вами удобно будет на автобусе по улицам города. Занимайте места в автобусе, и пока мы едем, давайте немного побеседуем.
Утром рано мы встаем, город видим за окном.
Он проснулся, он живет, нас на улицу зовет.
Дома бывают разные: высокие и низкие,
Зеленые и красные, далекие и близкие.
Панельные, кирпичные, вроде бы обычные.
Полезные, прекрасные – дома бывают разные.

- Мы поедем в город Арзамас. Это самый ближайший город от Дивеева.

3. Знакомство с историей города.

Да, сначала поселение было маленькое, вот такое (показать домики в макете).
Но приезжали новые люди, образовывались новые семьи, они строили новые дома. Постепенно село разрасталось и превратилось в город, вот такой (показ картины старых домов).
- Ну, а теперь наш город стал большим и красивым, вот таким, каким мы его видим за окном нашего автобуса (показ фотографии современного города). Ой, посмотрите, что это мы видим за окном? (подъемный кран) 
- Для чего нужен подъемный кран в городе? (строить дома)

4. Достраивание детьми улицы.

-А кто строит дома?
- Давайте мы достроим улицу, которую не успели построить строители.
Выходите из автобуса, проходите на строительную площадку.

Итак, мы сейчас будем строить дома для людей. Сначала давайте вспомним, с чего надо начинать строительство дома? (вспомнить вместе с детьми последовательность строительства дома).
Приступайте к строительству. 
В ходе работы предложить детям вспомнить русские пословицы:
Недаром говорится, что дело мастера боится; 

Плох мастер, плоха и работа;

-А св. Иоанн Златоуст так говорил о труде: «Труд и молитва, молитва и труд, – вот самое должное и самое лучшее пользование даваемым нам ежедневно от Бога временем».

Самостоятельная работа детей (помощь затрудняющимся детям).
Работу закончили. Подойдите ко мне, посмотрите какие красивые и разные дома получились на нашей улице.
- Какой у тебя, Сережа, получился дом, из каких деталей ты его построил?
- Чем отличается твой дом от дома Саши? (спросить всех детей)

Итак, дома бывают разные: высокие и низкие, широкие и узкие, из кирпича - кирпичные, из панелей - панельные, из дерева -деревянные.
-В городе находятся не только жилые дома. Здесь есть завод, фабрика, музей, театры, кинотеатры, кафе, торговые центры (учитель демонстрирует объекты). А посмотрите, какое большое движение! В крупных городах есть и трамваи, и троллейбусы, и метро. В городе также много церквей. Они делают город не только красивым, но и одухотворенным, как икона в доме. Они защищают города и горожан, помогают им жить.

«Церковь провозглашает, что крест есть хранитель всея вселенныя, крест – красота Церкви, крест – царей держава, крест ангелов слава и демонов язва». Прп Амвросий Оптинский.

- 6. Итог занятия.

-Все это строилось и создавалось веками. Мы должны бережно относится к достоянию нашей Родины. И все это сохранится и приумножится, если люди будут относится к друг другу с любовью и состраданием.

Авва Иоанн Колов говорил: невозможно выстроить здание, начиная с крыши, нужно строить от основания вверх. Его спросили: что должно разуметь здесь под основанием? Он отвечал: основание - ближний, когда помогаем ему и приобретаем его, потому что на нем основаны все заповеди Христовы.

-Ребята, любите людей, дарите друг другу радость и Благодать Божия будет заполнять ваши сердца.

-А сейчас садитесь в автобус. Возвращаемся в класс!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие №1 «Как возникла письменность»

Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и ...

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие № 2 «Значение письменности»

Занятие "Значение письменности" помогает привить у учащихся  с ОВЗ, любовь к Отечеству, гордость за его культуру. Показать значение письменности в развитии цивилизации народов мира и...

Занятие 1 из цикла занятий по дошкольной подготовке на основе тетрадей серии "Солнечные ступеньки"

Занятие 1 из цикла занятий по дошкольной подготовке на основе тетрадей серии "Солнечные ступеньки"https://disk.yandex.ru/d/mzIBAeYp5V0I2Q...

Занятие 3 из цикла занятий по дошкольной подготовке на основе тетрадей серии "Солнечные ступеньки"

Занятие 3 из цикла занятий по дошкольной подготовке на основе тетрадей серии "Солнечные ступеньки"https://disk.yandex.ru/i/Rebz9TDeyLkl-Q...

Занятие 4 из цикла занятий по дошкольной подготовке на основе тетрадей серии "Солнечные ступеньки"

Занятие 4 из цикла занятий по дошкольной подготовке на основе тетрадей серии "Солнечные ступеньки"https://disk.yandex.ru/i/-wi762Hlp7SH1g...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ 1-4 КЛАССОВ (2 ВАРИАНТ) ПО ТЕМЕ «ГЛАВНЫЙ ЗАКОН СТРАНЫ» ИЗ ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ «РАЗГОВОР О ВАЖНОМ»

Часть 1. Мотивация обучающихся с ОВЗ к активному участию в обсуждении темы, которая непосредственно касается каждого гражданина России, независимо от возраста, социального статуса и места проживания, ...

Занятие "Плетение ковра" ( из цикла занятий о профессиях).

Познавательно-творческое занятие, на котором происходит знакомство с профессией на Руси - ткач. На занятии дети знакомятся с разными видами плетения из полос ( показ коллекции плетений, тканей); в при...