Выступления
статья (1 класс) на тему

Дроздова Наталья Васильевна

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Формирование творческой личности

 через учебно-воспитательный процесс»

Учитель начальных классов

МОУ СОШ п.Солидарность

Дроздова Н.В.

Одной из основных целевых установок современного российского образования, обеспечивающей естественную и эффективную интеграцию ребёнка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Поэтому одной из социально значимых задач современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. В школе необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у учащихся способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач, расковывать мысль школьника, научить его стремиться к созданию нового, ориентировать на самоопределение и самоактуализацию.

Решение поставленной задачи требует внедрения в образовательный процесс новых Образовательных программ, методологические принципы которых предполагают включение ребёнка в активный творческий процесс.

Творчество – это создание объективно или субъективно нового. Для детей важна именно субъективная новизна их творческой деятельности. Эта субъективная новизна, создаваемая и переживаемая ребёнком, имеет важное развивающее и образовательное значение – через неё ребёнок усваивает общественный опыт предшествующих поколений. В этом – значение творчества для формирования личности.

В настоящее время к деятельности человека предъявляются множество требований, одним из которых является ее творческий характер. Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания стало одной их социально значимых задач современной школы. Школа должна выпустить в жизнь успешного, полноценно действующего человека, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Только такой человек сможет достойно жить в современном обществе.

Наиболее благоприятный период для того, чтобы начать формирование качества творческой личности, развивать ее творческий потенциал, - это период обучения в начальной школе.

Развитие творческого потенциала личности в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всё понимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи:

  • Замечать любые творческие проявления учеников;
  • Создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.

Наиболее благоприятны для развития творческого потенциала ребёнка уроки литературного чтения. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает.

Литературное чтение в начальных классах преследует следующие основные цели: помочь ребёнку стать читателем; путём чтения произведения и его элементарного анализа ввести учащихся в богатый мир отечественной и зарубежной литературы; познакомить с особенностями искусства художественного слова и таким образом обогатить читательский и жизненный опыт младших школьников. Литературное чтение должно решать комплексно задачи эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребёнка, а также его нравственно-эстетического воспитания. Следует помнить, что чтение для ребёнка – это труд, и творчество, и новые открытия, и самовоспитание, и конечно, удовольствие.

Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.

С целью развития творческой активности на уроках литературного чтения необходимо использовать систему творческих заданий, которая отвечает следующим требованиям:

  1. познавательные творческие задания должны строится на междисциплинарной интегративной основе, и содействовать развитию памяти, внимания, воображения детей;
  2. творческие задания должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично- поисковым, а затем и к собственно творческим.
  3. система заданий должна вести к развитию гибкости ума, любознательности, умения выдвигать и проверять гипотезы.

Выполнение творческой работы требует от учеников глубокого знания текста художественного произведения: они должны ориентироваться в нём, отбирать материал, относящийся к данной творческой работе, - эпизод для иллюстрирования, сценку для драматизации и т. д.

Уроки литературного чтения предоставляют учащимся широкое пространство для творчества: различного рода пересказы, собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразования читаемого текста с привлечением воображения, драматизации, литературные игры и т. д.

Продуктивным приёмом обучения творческому чтению являются игры- драматизации. Ребёнку предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, передать их характер и настроение походкой, жестами, голосом. Знакомые сюжеты можно варьировать, дополнять действующих лиц, менять их характеры, ситуации в которые они попадают, придумывать продолжения известных сказок. Разыгрывая сценки, дети знакомятся с правилами речевого этикета, учатся применять знания в новых ситуациях, открывают новые знания об окружающей природе и мире, т. е. содержание «пьесы» зависит от педагогической и учебной цели, которую ставит учитель.

Сначала используются готовые сценарии, затем дети пишут их самостоятельно под руководством учителя. Разработка характеров и речи героев позволит учителю лучше узнать детей, их интересы, возможности, вникнуть в детские проблемы и помочь найти пути их решения.

Назовём возможные формы драматизаций:

  • Пальчиковый театр;
  • Кукольный театр;
  • Театр теней;
  • Костюмированные представления по известным сказкам и рассказам;
  • Музыкальные инсценировки сказок и рассказов;
  • Спектакли по собственным сценариям;
  • Драматизация сказок.

Данный вид деятельности очень удобен не только для внеклассной работы, но и как форма проведения уроков чтения, литературы.

Активизировать читательскую деятельность детей, помочь им увидеть детали произведения, обобщить полученные знания, закрепить их, проверить свою сообразительность и смекалку позволяют литературные игры.

На уроках чтения и во внеклассное время ученикам следует предлагать разнообразные творческие задания, которые развивают творческую активность, - головоломки, каламбуры, кроссворды, чайнворды, ребусы, анаграммы, конкурсы, шарады, викторины, шутки, перевертени.

Таким образом, творческому развитию детей способствуют различные виды и формы учебной и читательской деятельности, в том числе занимательные игры на литературном материале.

Применение творческих заданий на уроках литературного чтения позволили сделать следующие выводы. У многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности; научились задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключённые в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию.

У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации.

Литературное, словесное творчество является характерным для младшего школьного возраста. Его значение важно для самого ребёнка, а не для литературы, оно нужно для развёртывания сил маленького автора. Детское литературное творчество может стимулироваться и направляться извне. Наилучшим стимулом является такая организация жизни учеников, которая создаёт потребности и возможности для детского творчества. Этому способстсвует свободная атмосфера в школе и классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию и способностям.

Таким образом, можно заключить, что применение системы творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию творческого потенциала младших школьников.



Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Совершенствование учебно-познавательных компетенций обучающихся в учебно-воспитательном процессе»

Выполнила: учитель начальных классов

МОУ СОШ п.Солидарность

Дроздова Н.В.

Выпускнику современной школы, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть конкурентно способным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникативным человеком способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

     Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.

У учащегося формируются ключевые компетенции – универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

   Выделяются следующие виды компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная.

Модернизация образования, в том числе и школьного, обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе. С одной стороны, изменилась ситуация на рынке труда. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм - способность менять сферы и способы деятельности. С другой стороны, происходит глобальная информатизация общества. Именно с этим связано появление многих идей компетентностного подхода в образовании.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении.

Компетенции – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности) необходимых для того, чтобы продуктивно действовать в социуме.

Компетентность – владение человека соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Таким образом, компетенция – это норма, компетентность – это качество уже имеющееся у человека

Как известно, роль познавательного интереса в обучении и воспитании очень велика: он обладает возможностями анализировать наиболее важные элементы знаний, содействовать успешному приобретению обучающимися умений и навыков, является мотивом учения и активной деятельности, способствует формированию личности, необходимой современному обществу – пытливой, активной, творческой.

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении. Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.

    Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению. Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. 

 Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

  И здесь на помощь приходят  игровые моменты, вносящие  элемент  занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.

 

Учебно-познавательная компетенция

Одна из главных ролей должна быть отдана учебно–познавательной компетенции, так как, степень ее сформированности иногда в большей степени определяет качество результата. В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:

- умение ставить цель и организовывать её достижение, умение пояснить свою цель;

- умение организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

- умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

- умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;

- умение выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

Одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.

В процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и старание совместно с ними ответить на поставленный вопрос.

При ознакомлении учащихся с новыми математическими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Здесь уместно побуждать учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.

Другой способ создания поисковой ситуации – использование практического опыта учащихся, опыта выполнения ими практических заданий в школе, дома или на производстве. Поисковые ситуации в этом случае возникают при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют задачу поиска.

Задача учителя – привить своим ученикам привычку к упорному, самостоятельному, творческому труду, выработать у учащихся умение преодолевать трудности при решении задач, а также при любой работе, связанной с учебной деятельностью.

Учебные исследования на уроках делают процесс изучения интересным, увлекательным, так как они дают возможность детям в результате наблюдения, анализа, выдвижения гипотезы и ее проверки, формулировки вывода – познать новое.

Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной программе, на пути от незнания к знанию, от неумения к умению.

Главный фактор занимательности – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности, так как уникальность занимательных заданий служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще и творческое, в частности.

Следующий момент занимательности – это смекалка. Смекалка – это особый вид проявления творчества. Она выражается в результате анализа сравнений, обобщений, установления связей, аналогии, выводов, умозаключений. Эти качества можно и нужно развивать в процессе обучения.

Умение применять ранее усвоенные способы решения проблем в новой учебной или жизненной ситуации и находить новые способы решения учебных проблем характеризует уровень интеллектуального развития ученика. Учащиеся должны уметь анализировать учебный материал, выделять в нём главное, сравнивать и сопоставлять, синтезировать и обобщать, делать выводы. И самое главное – должны уметь держать в уме основную нить рассуждений.

Каждому учителю необходимо выработать свою стратегию формирования учебно - познавательной компетенции. Есть стратегия, значит легче обеспечить практику, которая включает все то, что значимо в ближайшие уроки: оснащение задач жизненным материалом, включение игровых и деловых ситуаций, поощрений, соревнований, различных форм сотрудничества.



Предварительный просмотр:

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют изменения образовательного пространства, иного определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

Действующие  ранее стандарты акцентировали  внимание на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объем знаний, умений,  навыков (ЗУНы), который должен освоить выпускник школы. Ученые и учителя: математики, физики, биологи определяли, что нужно знать современному  человеку по тому или иному предмету. Однако на данном этапе развития современного общества становится очевидным, что требования к уровню подготовки выпускника по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания образовательного учреждения, умению выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей  Родины.

Сегодня, когда информация обновляется с чудовищной быстротой, когда объем человеческих знаний удваивается каждые 3-4 года, современному выпускнику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия (УУД), которые дают учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая  умение учиться.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

1 сентября 2011 года все первоклассники России, в том числе, и  нашей школы, начали обучаться по новому  Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО). Этот стандарт введен в действие Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373.

Федеральный государственный образовательный стандарт должен обеспечивать:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

ФГОС начального общего образования — принципиально новый для российской школы документ. По сравнению со стандартами первого поколения его предмет, сфера действия значительно расширились.

Отличие новых стандартов от предыдущих:

  1. Новый стандарт начального общего образования делает акцент не на том, что надо учить ребенку, а на том, что ему надо знать для достижения успехов в жизни.
  2.  Новый стандарт предусматривает в начальной школе не только уроки, но и  систему внеурочных занятий, где родителю и ребенку предоставляется свобода выбора форм и видов этих занятий.
  3. Школа, работая по новому стандарту, оценивает результаты не только обучения, но и личностного роста ребенка.

 Государство гарантирует финансирование каждого образовательного учреждения в рамках утвержденного в составе основной образовательной программы учебного плана, поэтому предусмотренные этим планом уроки и внеурочные занятия будут для родителей бесплатными. (слайд 5)

Действующий образовательный стандарт рассматривается, прежде всего, как стандарт «содержания образования», в его разработке в основном принимали участие методисты-предметники. Теперь назначение стандарта изменилось, он нормирует практически все важнейшие стороны работы школы, во многом определяет весь уклад школьной жизни. Изменился и состав его разработчиков. Это и методисты, и дидакты, и психологи, и физиологи, и гигиенисты, и экономисты, и юристы, и люди ряда других профессий.

В основе Стандарта лежит системно-деятельный подход.

Принципиальным отличием нового ФГОС является его новая структура. Стандарт первого поколения имел структуру, состоящую из двух компонентов: минимума содержания и требований к уровню подготовки выпускников.

Стандарт выдвигает три группы требований:

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. (слайд 6)

Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.

Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, — 20% от общего объёма основной образовательной программы начального общего образования.

Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы:

1) пояснительная записка;

2) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

3) базисный учебный план начального общего образования;

4) примерная программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

5) примерные программы отдельных учебных предметов;

6) примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

7) примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

8) примерная программа коррекционной работы;

9) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.(слайд 7)

Базисный учебный план начального общего образования является важнейшим нормативным документом по введению и реализации Стандарта, определяет максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.

    В условиях реализации нового стандарта  общий объем учебной нагрузки первоклассника составляет в неделю 21 час урочных занятий и 10 часов внеурочной деятельности при максимальной продолжительности учебной недели – 5 дней.

По новому образовательному стандарту учебный план образовательного учреждения предусматривает 10 часов внеурочных занятий по разным направлениям развития личности. Эти занятия могут проходить как в школе, так и в форме экскурсий, олимпиад, соревнований, кружков и секций, организованных  по договору между школой и учреждениями дополнительного образования.

  Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

   Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

   Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.

   Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Учителя начальных классов нашей школы ознакомились с материалами по введению и реализации ФГОС, составили основную общеобразовательную программу начального общего образования МОУ СОШ п.Солидарность в соответствии с новыми требованиями ФГОС, ведут внеурочную деятельность по различным направлениям. Это и музыкальная студия, и занятия по изучению ПДД (Клуб «Клаксон»), и «Азбука здоровья», и кружок «Умка», и посещение бассейна и т.д.

В комплекты учебников «Школа России» и «Планета знаний» внесены изменения в соответствии с требованиями ФГОС. Учителя 1-2 классов изучили их и успешно реализуют их в своей работе.



Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, как фактор повышения качества образования  

Психолого-педагогическое сопровождение — ребёнку в учебно-воспитательном процессе -   особая культура поддержки и помощи

Объект сопровождения - образовательный процесс

Предмет деятельности —ситуация развития ребёнка как система отношений: с миром, с окружающими, с самим собой

ЦЕЛЬ психолого-педагогического сопровождения

Обеспечение оптимального развития ребёнка в соответствии с его возможностями, исходя из его способностей , склонностей, интересов и состояния здоровья. ЗАДАЧИ

психолого-педагогического сопровождения

■Предупреждение возникновения проблем развития ребёнка

■Помощь ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации

■Психологическое обеспечение образовательных программ

■Развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей и педагогов

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях образования

Дошкольное образование:

■Ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии
■Обеспечение готовности к школе

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях образования

Начальная школа

■Обеспечение адаптации к школе

■Развитие познавательной и учебной мотивации

■Развитие творческих способностей

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях образования

Основная школа

■Адаптация к новым условиям обучения

■Помощь в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения а саморазвития

■Профилактика девиантного поведения, наркозависимости

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях образования

Старшая школа:

■Помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении

■Развитие способности к целеполаганию

■Профилактика девиантного поведения, наркозависимости

Объектом психолого-педагогического сопровождения является не только ребёнок, но и педагоги и родители как участники учебно-воспитательного процесса

Виды работ по психолого-педагогическому сопровождению:

■Профилактика

■Диагностика

■Консультирование

■Коррекционно-развивающая работа

■Психологическое просвещение и образование

Коррекционно-развивающая работа как основное направление в психолого-педагогическом сопровождении

«Психологическая азбука» Коррекционно-развивающая программа для работы с

учащимися 1 класса на этапе адаптации

Задачи:

■Помочь детям адаптироваться к школьным условиям;
■Учить методам и приёмам познания себя;
■Знакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»
■Ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.

Предполагаемый результат:

■Развитие когнитивных умений и способностей;
■Развитие социальных и коммуникативных умений;
■Формирование устойчивой учебной мотивации, снижение уровня школьной тревожности.

«Я и Мы»

Коррекционно-развивающая программа для работы сучащимися 5 класса на этапе адаптации

Задачи:

■Развитие навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми;
■Формирование устойчивой учебной мотивации;
■Коррекция эмоционально - личностной сферы детей. Предполагаемый результат:
■Овладение способами преодоления трудностей и решения проблем;
■Осознание себя как личности;
■Поддержка и повышение представлений школьника о собственной значимости.

«Уроки общения»

Коррекционно-развивающая программа для работы сучащимися 6-7 классов«группы риска» и категории «трудные»

Задачи:

■Создание положительной эмоциональной среды;
■Коррекция эмоционально-личностной сферы;
■Способствовать выработке элементарных правил вежливости.

Предполагаемый результат:

■Познание себя, своих сильных и слабых сторон;

■Вырабатывать адекватную самооценку;

■Способствовать развитию навыков адекватного общения со сверстниками ивзрослыми. «Я и Они»

Коррекционно-развивающая программа для работы сучащимися 8-9 класса «группы риска» и категории «трудные»

Задачи:

■Сформировать у подростков конструктивные навыки взаимодействия; ■Способствовать выработке защитных личностных качеств;

■Представить подросткам основные сведения о негативных последствиях приёма психоактивных веществ. Предполагаемый результат:

Социальная адаптация подростков через овладение элементарными приёмами психологической саморегуляции и познания самого себя «Мой выбор»

Развивающая программа для работы с учащимися 9- 11 классов Задачи:

■Повышение уровня психологической компетентности учащихся; ■Формирование адекватной самооценки ■Пробуждение потребности в самосовершенствовании. Предполагаемый результат:

■Осознание своего назначения в жизни и уровня самореализации.

«Психологическая подготовка старшеклассников к ЕТ Э» Развивающая программа

для работы сучащимися 11 классов

Задачи:

■Повышение сопротивляемости к стрессу;
■Отработка навыков уверенного поведения;
■Развитие эмоционально - волевой сферы;
■Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы;
■Развитие чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим

Предполагаемый результат:

 

 

■Освоение навыков саморегуляции, самоконтроля;
■Повышение уверенности в себе, своих силах.



Предварительный просмотр:

Как написать проект в начальной школе

В современном мире недостаточно просто владеть определенными знаниями и навыками, нужно научиться их приобретать и применять в реальных жизненных ситуациях. Это основная задача метода проектов, который часто применяется для обучения детей, в том числе, и в начальной школе. Разрабатывая и представляя свой проект, ученики учатся определять цель своей деятельности, планировать, соотносить результат и цель и так далее.

Вам понадобится

- требования к оформлению проекта;

- текстовые источники информации.

Инструкция

1. Первый этап работы над проектом – подготовительный. Вместе с учениками выберите понравившуюся тему проекта. Она должна быть доступной и интересной для ребенка. Проблема должна быть близкой к содержанию учебного предмета и находиться в зоне его развития. Над одним проектом можно работать и индивидуально, и группой. Если над проектом работает группа, распределите роли между учениками. На этом этапе нужно заинтересовать детей задачей, обсудить пути ее решения.

2. В процессе подготовки к написанию проекта проведите экскурсии, различные социальные акции, прогулки-наблюдения. Если проект объемный, подготовьте заранее литературу или другие текстовые источники информации.

3. На этапе исследования проблемы ученики совместно с преподавателем или родителями собирают информацию. Затем делятся результатами своей работы, обсуждают.

4. Далее ученики оформляют результаты исследования в соответствии с правилами, обсужденными на подготовительном этапе. Результаты деятельности описываются, их можно представить в виде доклада, презентации, альбома, книжки-малышки, выставки и так далее. Именно на этом этапе максимально проявляются таланты младших школьников.

5. Последний этап – презентация проекта. Ее можно сделать интересной и запоминающейся. Во время защиты происходит демонстрация продукта работы. Причем, во время защиты проекта каждый ученик должен выполнять свою роль.

6. Обсудите успехи и неудачи вместе с детьми, проанализируйте недостатки работы. Поговорите о том, как сделать следующий проект еще лучше. Однако не стоит концентрировать на этом внимание, сделайте акцент на успехах ребят. Оцените работу каждого участника проекта. Именно такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей младших школьников, развивает умение самостоятельно находить материал, обрабатывать его и, несомненно, повышает интерес к учебной деятельности.

Предлагаемые темы проектов:

  1. Дары осени
  2. Моя малая родина
  3. Моя семья



Предварительный просмотр:

ПЛАН

  1. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребёнка.
  2. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьниками.
  3. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда детей дома.

Правильное выполнение режима дня является важным условием успешной учёбы ребёнка.  Родители организуют режим дня школьника, проверяют выполнение домашних заданий, приучают к самостоятельности.

Соблюдение режима дня школьника поможет справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению его здоровья, защищает нервную систему от переутомления.

При планировании учебной работы школьника и других его обязанностей по дому, свободных занятий родителями важно иметь в виду, что всему должно быть отведено определенное время. Конечно, иногда приходится просить дочь или сына помочь в чём-то, когда эта помощь необходима независимо от привычного распорядка дня. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, чем сейчас занимается ребёнок. Нередко бывает так: только школьник разложил книги, сел за уроки, как его посылают в магазин. Начал мальчик читать интересную книгу, его просят поить цветы, села девочка за вышивку, только начала работать – её посылают погулять с младшим братиком.

В зависимости от типа нервной системы ребёнка такое переключение может происходить быстрее или медленнее.

Дети с подвижным типом нервной системы легче справляются с задачей переключения с одного дела на другое.

Чтобы бросить одно занятие, на которое он настроился, и приступить к другому, ребёнку приходится преодолеть естественное внутреннее желание настоять на своём и не выполнить просьбы родителей.

В результате появляется общее недовольство, чувство огорчения. Иногда внутреннее нежелание, связанное с трудностью переключения, проявляется в грубости. На предложение матери или отца выполнить неожиданное поручение ребёнок вдруг говорит: «Не пойду я никуда. Всегда, как только начну что-нибудь интересное, так обязательно другое заставят делать».

Родители должны дать ребёнку время на то, чтобы перестроиться, психологически подготовиться к новому делу.

Например, дочка читает книгу, а её необходимо послать в магазин. Мать говорит дочери: «Галя, как только дочитаешь страницу, надо будет пойти в магазин. Вот я тебе положила здесь деньги». Или сыну: «Заканчивай игру, через 10 минут будем накрывать на стол».

Всякое необоснованное переключение ребёнка с одного дела на другое (если это стало обычным в семье) вредно и тем, что ребёнок вынужден бросать начатую работу, не закончив её. Если это войдёт в систему, то у школьника будет воспитана плохая привычка не доводить дело до конца.

Все эти факты важно учитывать родителям детей младшего, в котором начинает формироваться отношение к своим обязанностям, урокам, общественным поручениям, к труду.

До выполнения домашних занятий, ребёнок должен находиться на воздухе, отдыхать.

В определённое время (4 часа)_ ребёнок должен садиться за уроки.

Главная задача родителей помочь ребёнку младшего школьного возраста в организации его времени дома.

Организованный, усидчивый, внимательный ребёнок будет хорошо работать на уроке.

КАК ЖЕ КОНТРОЛИРОВАТЬ ВЫПОЛНЕНИЕ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ШКОЛЬНИКАМИ?

Прежде всего надо постоянно следить за записями домашних задания в дневнике.

После этого важно проверить сам факт выполнения.

Взрослые заметили ошибку в тетради – не надо спешить показать, где она.

Ребёнок должен приучаться к самоконтролю.

Сначало надо сказать: «Ты неправильно решил пример, вспомни, как ты проверял решение таких же примеров в классе. Каким способом можно проверить – есть у тебя ошибка или нет?»

И только в крайнем случае прямо показать, где допущена ошибка.

Иногда дети стремятся, придя из школы, сразу сесть за уроки. Это стремление поощряют некоторые родители.

У детей же такое желание вызывается их неумением переключаться с одного вида деятельности на другой.

Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребёнок отдохнул, погулял и только после этого начал готовить уроки.

Время приготовления уроков: 1 класс – 1 час;

 2 – 3 классы – 1-1,5 час.

Долго сидеть за приготовлением уроков – это ещё не значит хорошо их приготовить.

Бесконечное сидение за уроками, которые можно сделать гораздо быстрее, обычно объясняется неустойчивостью внимания детей, неумение сосредоточиться на одном предмете. В этом случае ребёнок напишет, например, строчку, а затем отвлечётся и начнёт рассказывать о том, что было сегодня в классе: опять вернётся к письму, вновь отвлечётся – начнёт чинить карандаш и т.д.

Конечно, это отражается на качестве выполнения задания. Чтобы приучить ребёнка к усидчивости, родители ставят перед ним задачу – уложиться в определённое время, ставят перед ним часы: он же, глядя на часы, учиться распределять свои занятия по времени.

Не все дети одинаково развиваются, отдельные дети даже в 1 классе слабо усваивают учебный материал, начинают отставать. Этот недостаток мог быть преодолён со временем, однако, некоторые родители, проявляя большое нетерпение, часами сидят с ребёнком, буквально вдалбливая в его голову урок.

Раздражаясь, они начинают кричать на сына (или дочь), называть его тупицей.

В результате дело идёт ещё хуже, ребёнок начинает ненавидеть учение, а иногда и школу, как виновницу своих неудач.

Терпение родителей, доброжелательный тон – важное условие успешной помощи в учении.

Главная задача родителей – проконтролировать, когда ребёнок сел за уроки, все ли сделал, подсказать, где искать ответ на вопрос, но не давать готового ответа, воспитания у детей самостоятельность.



Предварительный просмотр:

Формирование учебно - познавательной компетенции обучающихся.

 

 Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. В этом возрасте основным видом деятельности становится учебная деятельность. В начальной школе закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом.

В своей деятельности  я ориентируюсь на формирование следующих ключевых компетенций:

·                    ценностно-смысловой;

·                    учебно-познавательной;

·                    информационной;

·                    коммуникативной.

 

Я остановлюсь на системе работы по формированию учебно-познавательной компетенции.

 

Учебно-познавательная компетенция-это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.

 

А, значит, задачу я вижу не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться

 

По моему мнению, становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы.

Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали моими помощниками в работе. Они вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности, зажигают огонёк пытливости.

 

Для того чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса я использую следующие приемы:

 

1)     создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2)
положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
3
) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
4)
занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

 

Для  обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации (мотивационно – целевой блок) применяю

 

1)     прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
2)
предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность дом. заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности;
3
) реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
4)
практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.

 

Формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности реализую посредством следующих приёмов (познавательный блок)

 

1)     включение учащихся в коллективную деятельность,  через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу.
2
) необычная форма преподнесения материала.
3)
создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;
4)
сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;
5)
привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;
6
) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

 

Такие формы работы помогают мне развивать у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, оказывать помощь нуждающему в ней товарищу, тренировать память, мышление, воображение, добиться хороших результатов в овладении предметом.

 Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностный подход, является метод проектов, так как именно он позволяет мне наименее затратным способом создать условия для самостоятельной поисковой деятельности учащихся и решения проблем.

Использую и другие методы. Это  исследовательский метод, метод практических ситуаций на уроке, метод моделирования, дискуссионный метод, сюжетные игры и т.п. Главный акцент должен быть поставлен на активном включении в деятельность самих детей.

Одним из средств развития познавательного интереса у младших школьников, по моему мнению, является игра. Она используется и как приём, активизирующий мыслительную деятельность, стимулирующий детей к познанию. Игры могут быть интеллектуальные, учебные, умственные, обучающие, дидактические.

Включение детей в игровую деятельность усиливает интерес к урокам. Изучая тему по окружа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....