Игра-путешествие "Во саду ли, в огороде?"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Внеклассное образовательное мероприятие в форме игры-путешествия было проведено для обучающихся начальной школы в сентябре 2017 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vo_sadu_li_v_ogorode.docx33.96 КБ

Предварительный просмотр:

Общешкольное образовательное внеклассное мероприятие

««Во саду ли, в огороде?»

Цель: расширить знания обучающихся в области фруктов и овощей, произрастающих в нашей местности, привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере.

Участники: обучающиеся 1-4 классов;

Форма проведения: игра-путешествие

Оборудование: Названия станций по 4 шт. со стрелками (28 шт); названия станций на кабинеты (7 шт); описание на каждую станцию (7 шт); маршрутные листы (12 шт); стикеры на каждого участника;

Исполнители: учителя начальных классов Ермакова А.В., Муратова О.В.

ОПИСАНИЕ: мероприятие начинается в зале с нацеливанием на игру и выдачей маршрутных листов, каждый класс по своему маршруту проходит станции по указателям, закончив прохождение станций, классы собираются в зале на подведение итогов. У каждого участника будет по 1 стикеру для оценивания какой-нибудь одной станции. После прохождения всех этапов, на маршрутном листе каждый участник должен прикрепить стикер на понравившуюся станцию. На заключительном этапе мероприятия определяются наиболее понравившиеся станции.

1. ОРГМОМЕНТ

Ведущий:

2017 год по указу Президента России Владимира Путина объявлен в нашей стране годом экологии. Государство старается привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологии в нашей стране.

Сегодня мы предлагаем вам поучаствовать в игре-путешествии «Во саду ли, в огороде?». Путешествие по 7 станциям пополнит ваши знания об овощах, фруктах, ягодах, произрастающих в нашей местности, об их пользе для здоровья человека и поможет вам ответить на вопрос, где произрастают фрукты, овощи, ягоды: в саду или в огороде? Максимальное время посещения каждой станции 7 минут.

Перед тем как получить маршрутные листы, послушаем выступление ребят:

Ученик:

Осень! Славная пора!

Любит осень детвора.

Сливы, груши, виноград –

Все поспело для ребят,

И арбуз увидев важный,

Оживится детвора –

И радушно скажет каждый:

Все:   Здравствуй, осени пора!

Частушки

  1. Нет вкуснее яблок спелых,
    Это знает детвора.
    Как мы яблоки увидим,
    Сразу все кричим: «Ура!»

  1. Тыкву нашу поливали
    Утром, вечером и днём!
    Тыква выросла большая,
    И теперь мы в ней живём!

  1. Разудалый я силач -
    Гну рукой подковку!
    Потому что я жую
    Каждый день морковку.

4. Девочки и мальчики
Любят кушать пальчики
Но бояться вам не надо,
Это сорт ведь винограда!

5. Оля бусы из рябины
Нанизала метров пять.
Чтобы их носить на шее,
Надо ей жирафом стать!

6. Любим свёклу мы, морковку
И капусту тоже есть,
Потому что витамины
В овощах и фруктах есть!

Ведущий:

- Внимание классы, приготовьтесь получить маршрутные листы: 1а, 1б, … 2в класс. Выход из зала по очерёдности: 1а, 1б, … 2в

2. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТАНЦИЯМ

1. Станция «Угадай-ка»

- Приветствую вас на станции «Угадайка».  Как вы думаете, почему она так названа?

1) Игра «Угадай-ка на слух»  (Карточки со словами: овощи, фрукты, ягоды; скотч)

- Сейчас отгадайте на слух загадки о растениях, произрастающих на огороде. Отвечать можно хором, но только дослушав загадку до конца.

Всех круглее и краснее.    
Он в салате всех вкуснее,  
И ребята с давних пор
Очень любят…(
помидор)

Оранжевый спрятан корешок    
Сверху виден лишь вершок            
А подцепишь ловко –        
И в руках –… (
морковка)             

Он совсем – совсем зелёный,
И овальный, удлинённый.
Помидора верный брат,
Тоже просится в салат.
Догадались? Молодцы!
Ну, конечно, … (
огурцы)

Лето целое старалась-
Одевалась, одевалась…
А как осень подошла
Нам одёжки отдала.
Сотню одежонок
Сложим мы в бочонок. 
(Капуста) 

Что это за рысачок                           Завалился на бочок?                         Сам упитанный, салатный.    
Верно, детки, …(
кабачок)   

Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок.                      Врос в землю крепко.
Что же это? (
Репка)

Эля, деточка, не плачь.                  
Это с нашей грядки врач.                  Исцелить любой недуг                   Может огородный….(
лук) 

Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла
Ты посоли её немножко, 
Ведь, правда вкусная…(
картошка)?

Он кусает, только вот, -               Зубок есть, но где же рот?               Белый носит сюртучок.                   Что это, дружок? (Чеснок)                              

Он бывает, дети, разный -               Жёлтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это
…(Перец)

Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда - 
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто, куда
Круглые  ребятки. (
Горох)

- Молодцы! Все загадки отгадали.

- Какое слово подойдёт для всех отгадок? Выберите из предложенных карточек: овощи, фрукты, ягоды.

2. Игра «Угадай-ка на ощупь» (корзина, полотенце, овощи: лук, морковка, капуста, картофель, огурец, помидор, кабачок, баклажан; карточки с описанием полезных свойств)

- Следующая угадайка – на ощупь угадать овощ.

Овощи лежат в корзине, прикрыты полотенцем. Необходимо просунуть руку под полотенце, нащупать овощ и определить его – назвать вслух. Потом достать овощ, показать всем, выбрать к данному овощу описание его полезных свойств, озвучить.

3. Игра «Угадай на вкус!»  (платок для завязывания глаз, нарезанные фрукты на подносе, полотенце, нож, доска)

- Пришло время угадывать по вкусу. Выбирается 1 желающий, ему завязывают глаза и дают попробовать фрукт 

- Конечно, ребята, мы сегодня не сможем с вами рассказать о пользе всех овощей и фруктов. Главное, чтобы вы всегда помнили, что от того, что мы едим, зависит наше здоровье.

2. Станция «Собирай-ка» (3 группы парт; картинки с фруктами, ягодами и овощами, картинки тарелки, вазы и кастрюли)

- Приветствую вас на станции «Собирай-ка».  Как вы думаете, почему она так названа?

1) Работа в 3 группах. Разложить картинки с овощами, ягодами и фруктами на группы: в вазу, в тарелку и кастрюлю: яблоко, груша, слива, клубника, вишня, арбуз, репа, картофель, огурец, помидор, капуста, свёкла.

2) Работа с пазлами по группам. Собрать картинки пазлы овощей и фруктов.

3. Станция «Сказочная»

- Приветствую вас на станции «Сказочной».  Как вы думаете, почему она так названа?  Мы встретимся со сказкой и разыграем её. А сказка вам знакомая про репу огородную.

(Можно весь класс разбить на 6 групп-героев, только будет мышка одна)

Сказка-игра «РЕПКА» на новый лад

Герои и их слова:

Репка: «А вот и я!» - задорно, руки перед собой

Дедка: «Вот это да!» - протяжно, разводит руки

Бабка: «Тьфу ты!» - сплевывая

Внучка: «Всегда готова!» - салют рукой

Жучка: «Гав-гав!» - руки перед собой с согнутыми кистями

Кошка: «О-кей!» - показ овал из пальцев

Мышка: «Ой!» + особое задание сообщить на ушко: «А я тебя сейчас съем!»

Каждый раз, когда ведущий называет имя героя, этот герой должен произносить свои слова и изображать действия, о которых говорит ведущий.

Ведущий: Уважаемые зрители! Сказку на новый лад увидеть, не хотите ли?

Знакомую до удивления, но с некоторыми добавлениями…в одной, ну очень сельской, местности весьма далекой от известности, жил-был дед.

Посадил дед репку.

Выросла репка большая – пребольшая. Стал дед репку тянуть. Тянет-потянет, вытянуть не может. Тяжело одному!

Позвал дед бабку.

Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Снова не получается.

Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, никак вытянуть не могут.

Тогда позвала кошка мышку. Прибежала мышка к репке, да как заорёт страшным голосом: «А я тебя сейчас съем!»

Репка испугалась и выскочила из земли.

Ведущий: Нашей сказочке конец, а кто слушал – молодец!

4. Станция «Узнавай-ка» (карта полушарий, карточки, скотч)

- Приветствую вас на станции «Узнавай-ка».  Как вы думаете, почему она так названа? Здесь вы узнаете для себя что-то новое.

-  Всё, чем нас щедро одаривают сад и огород, выросло благодаря почве. Почва-это верхний слой суши, на котором растут растения. Почву можно назвать настоящим чудом природы. Жизнь людей и животных тесно связана с почвой. Только на ней могут развиваться растения - источник пищи и для человека и для животного.

  Почву в обиходе называют просто землёй. Вернее, не «просто землёй», а землёй-кормилицей», «землёй-матушкой». Наш народ создал много пословиц о земле.

Работа в 3 группах. На доске и столах лежат половинки пословиц. Соедините и прочитайте, какие пословицы сочинил народ.

Земля семя хранит - человека кормит.

Земля не уродит - никто не наградит.

Почва образуется очень медленно. Для того, чтобы образовался слой толщиной всего лишь в пять сантиметров, необходимо целых две тысячи лет!

- Отгадайте следующую загадку:

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол с полей она пришла.

Ты посоли ее немножко.

Ведь правда вкусная … (картошка).

- Верно. Это картофель или, как говорят в народе, – наш второй хлеб. Каждый из вас знает сказку «Вершки и корешки» - о том, как крестьянин обманывал медведя: от репы дал ему вершки, а от пшеницы – корешки. Медведь оказался бестолковым, проиграл человеку, не знал, у какого растения какая часть в пищу годится. Но и люди  не сразу научились разбираться в растениях. Особенно большая путаница произошла с картофелем.

Слово знатоку истории …

Ученик. Родиной картофеля считается Южная Америка (Показывает на карте полушарий). Еще в 16 веке один адмирал привез из Америки в Англию первый картофель. Хозяин решил угостить заморской едой своих друзей, но повар по незнанию приготовил не клубни, а поджарил  в масле листья и стебли. Гости нашли новое блюдо отвратительным. Рассерженный адмирал приказал уничтожить посаженное в его имении растение. Кусты картофеля сожгли, но в золе были найдены испекшиеся клубни. Печеный картофель всем очень понравился. С тех пор картофель стал распространяться в Англии.

        В России картофель входил в быт с огромными трудностями. Крестьяне считали грехом употребление его в пищу, называли «чертовыми яблоками». Крестьяне шли на каторгу, а картофель разводить отказывались.

Но был в России в 18 веке замечательный агроном Андрей Тимофеевич Болотов. Он постоянно разъяснял населению полезность нового растения. Постепенно крестьяне поняли огромную пользу картофеля. Тогда-то и родились в народе пословицы: «Картофель хлебу подспорье», «Картошка – хлебу присошка». Нет, наверное, у россиян овоща, из которого можно было бы приготовить такое количество блюд, как из картофеля.

Ведущий: Родственник картофеля - баклажан – эти овощи входят в одно семейство паслёновых, которое включает в себя томатыкартофель и перец.

Ученик:  Употреблять баклажан в качестве продукта питания начали более полутора тысяч лет назад в Китае, где впервые вырастили этот овощ, а также в Юго-Восточной Азии и Индии.

В Европу этот продукт попал благодаря арабам, распространившим его по всему континенту. Но жителям Европы его вкус понравился далеко не сразу. Однако когда европейцы распробовали вкус баклажана, он им пришелся по нраву.

Своими полезными свойствами баклажаны превосходят и паслёновые, и многие другие овощи, однако одновременно с этим они являются одними из немногих овощей, которые запрещено есть в сыром виде.

5. Станция «Поиграй-ка»

- Приветствую вас на станции «Поиграй-ка».  Как вы думаете, почему она так названа?

1) ИГРА-РАЗМИНКА «Похлопаем -  потопаем»

- Если то, что я назову, растёт в саду или в огороде, - похлопайте, если нет – потопайте. Потренируемся: помидор – похлопали, булочка – потопали.

Играем  в быстром темпе.

                   Огурцы зелёные.         Пирожки слоёные.
                   Помидоры спелые.      Девчонки загорелые.
                   

                   Котята пушистые.       Яблоки душистые.
                   Груши ароматные.      Тетради аккуратные.
                   

                   Прищепки деревянные.  Солдатики оловянные.
                   Красавица-редиска.         Тягучая ириска.
                   

                   Свежая петрушка.           Творожная ватрушка.
                   Лучок зелёный.                Сморчок солёный.
                   

                   Нектарины гладкие.        Сливы кисло-сладкие.
                   Шоколадные конфеты.    Модные береты.
                   

                   Тыква, свёкла, кабачок.  Иванушка - дурачок!

2) ИГРА-ЭСТАФЕТА «Варим борщ» (2 стула, 2 кастрюли, 2 ложки, 2 луковицы, 2 свёклы, 2 картошки, 2 капусты)

Играют 2 команды по 7 человек, игру можно повторить, чтобы поиграли все дети. Бегают от стула до стула, начинают с кастрюли, заканчивают ложкой, и последний игрок несёт целую кастрюлю с ложкой.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИГРА:

3) ИГРА «Вершки-корешки» (презентация с фотографиями растений или картинки с изображением овощей)

- Ребята, а вы знаете, какие части растений употребляет человек пищу? Вот и проверим в игре «Вершки-корешки». Если я назову растение, у которого человек употребляет в пищу верхнюю его часть, вы поднимите вверх руки, если назову растение, у которого человек употребляет в пищу нижнюю часть, вы садитесь на коленки, а если человек употребляет и верхнюю часть и нижнюю, вы хлопаете в ладоши.

(Капуста, петрушка, морковь, лук, помидор, огурец, укроп, картофель, кабачок, баклажан, редиска, чеснок)

6. Станция «Здоровейка» (3 группы столов; карточки с пословицами в 3 вариантах; заранее раздать по классам стихи об овощах - наизусть)

Если человек знает целебные свойства растений, то ему аптека не нужна. С помощью рационально подобранных продуктов питания можно предупредить любые болезни, погасить только что начавшееся  заболевание.

Здоровый образ жизни – это не только зарядка, закаливание, занятие спортом, а ещё питание, потому что «мы – это то, что мы едим». 

 Ученик  1: Если кто-то простудился
                    Голова болит, живот.
                   Значит, надо подлечиться,
                   Значит, в путь – на огород.
                   С грядки мы возьмём микстуру,
                   За таблеткой сходим в сад, 
                   Быстро  вылечим простуду.
                   Снова будешь жизни рад.

 - Овощи, фрукты, ягоды – это незаменимые источники витаминов для нашего организма. О пользе овощей и фруктов люди подмечали издавна. Есть много народных пословиц и поговорок о фруктах и овощах. Вот некоторые из них.

На доске и 3 столах разложены половинки пословиц. Соберите их.

Обед без овощей – праздник без музыки.
Зелень на столе - здоровье на сто лет.
Лук – от семи недуг.
Там, где нет мяса – свёкла – герой.

- Отгадайте  загадку:

Вот зелёная кокетка, сельдереева соседка.

Остроносая старушка, знаем мы тебя… (Петрушка).

О пользе петрушки нам может рассказать следующее стихотворение, которое прочитает….       (ученик).

2. Эти резные листочки
Лечат сердечко и почки
Улучшают аппетит,
Боль прогонят, где болит,
Быстро смывают веснушки,
И лысины нет  на макушке.

Самая распространённая зелень на столе - это петрушка и укроп. О пользе укропа нам расскажет …   (ученик).

3. Листья – будто кружева, 
Украшенье  для стола.
Повышают аппетит,
Придают здоровый вид.
Круглый год лечение,
И всё от воспаления.

- Отгадайте загадку:

Сладкое, румяное,
С дерева упало,
Любе в рот попало.

- Вспомните, какую силу придавали яблокам в русских народных сказках, как их называли? (молодильными)

-Правильно, их называли молодильными. Люди верили, что яблоки помогают сохранять здоровье, молодость, красоту. 

                                     Ученик:

 4. Эти вкусные плоды 
              Всем знакомы с древности.
      Все, кто ели, не болели,
    Зубы  белые блестели.
    Малокровие, ожирение
           Побеждают без сомнения.  

Вывод: ешьте ребята овощи и фрукты наших садов и огородов, будьте здоровы.

7. Станция «Экологическая»

- Приветствую вас на станции «Экологическая».  Как вы думаете, почему она так названа?

Экология – это наука о связи человека с природой. Человек часть природы. Разумно используя овощи, фрукты, ягоды человек насыщает свой организм витаминами, помогает себе при простудах, других болезнях.

- Какой овощ от семи недуг? (лук) Где растёт лук, в огороде или в саду?

- Какие плоды помогают зубам оставаться белыми? (яблоки) Какие деревья нас снабжают яблоками? Где растут эти деревья, в саду или в огороде?

- У какого растения человек употребляет в пищу и вершки и корешки? (чеснок, лук) Где растет чеснок, в саду или огороде?

- Назовите самую крупную ягоду наших огородов? (арбуз)

А ТЕПЕРЬ ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ, КОТОРЫЕ ВЫ ПОДГОТОВИЛИ О ПОЛЬЗЕ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ:

1.Овощи и фрукты любят все на свете.
    Бабушки и дети секреты знают эти.

2. Виноград и вишня лечат все сосуды.
   Абрикос от сердца, груша – от простуды.

3. От простуды и ангины помогают апельсины,
    Ну а лучше съесть лимон, хоть и очень кислый он.

4. Помни истину простую - лучше видит только тот,
    Кто жуёт морковь сырую или сок морковный пьёт.

5. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.
   И Серёже, и Ирине – всем полезен витамин
6. Ничего на свете лучше нету,
    Чем поменять на яблоко конфету.
7. Сухомятке предпочесть морковку.
   В овощах и фруктах больше толку.

 8. Если хочешь быть здоров, 
     Позабыть про докторов,
     Кушай овощи и фрукты.
     Это лучшие продукты!

  Все вместе: Ешьте фрукты, здоровейте, пейте сок и не болейте!

3. Итоговая линейка

- Закончилась игра-путешествие «Во саду ли, в огороде?». Мы надеемся, что вы пополнили свои знания в области огорода и сада. Овощи, фрукты, ягоды – это незаменимые источники витаминов для нашего организма.

А какая станция вам понравилась больше всего? Прошу громко хором назвать понравившуюся станцию 1а класс, 1б класс, …, 2в класс.

А теперь предлагаю последнюю игру-кричалку «Будем в школе»

Если вы согласны будете с утверждением, то кричите «Да, да, да!»,

а если не согласны — «Нет, нет, нет!»

- Потренируемся хором «Да, да, да!», «Нет, нет, нет!»

В школу осенью пришли.
Там друзей себе нашли.


Будем в школе мы учиться.
А с друзьями будем биться.


Будем мы читать, писать.
На уроках будем спать.


Будем с куклами играть.
Задачи сложные решать.


Дневник в школу будем брать.
Чтобы двойки получать.


Стали мы учениками.
Уроки делать будем сами.

Использованный материал:
1.Классные часы, 2 класс/ сост. Т.Н. Попова – Волгоград: Учитель,2011

2. Н.Анишина. Овощной спор.

3. Л. А. Обухова, Н.А. Лятимкина. Школа  докторов природы или 135 уроков здоровья.- М: ВАКО, 2004

4. Л.В. Мищенкова.  25 развивающих занятий с второклассниками.-  Ярославль, Академия развития, 2007.-160с.

6. Материалы из интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подарок детскому саду от выпускников.

Как оставить что-то необычное, оригинальное и памятное о выпускной группе детскому саду ? Подробности в этом материале. ...

Родительское собрание. Садимся за уроки.

Определяем основные затруднения и пути оптимизации выполнения домашних заданий. Обмен опытом между семьями. Рекомендации родителям....

«Садимся за уроки»

«Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?» Памятка контроля по выполнению домашних заданий...

Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"

Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...

Садимся за уроки

Материал для родительского собрания во 2 классе, в котором рассказывается о том, как нужно учить ребенка делать уроки, даются советы и рекомендации....

Урок литературного чтения "Кто помогает человеку в саду и огороде"

Кто помогает человеку в саду и огороде? Цели: познакомить с понятием «текст», научить составлять предложения по заданной теме и схемам, развивать речь учащихся, продолжить работу с тематическим...

Здоровье в саду и на грядке

Внеклассное мероприятие (здоровьесберегающие технологии)...