Родительское собрание. Садимся за уроки.
план-конспект урока (2 класс) по теме

Тарасова Марина Анатольевна
Определяем основные затруднения и пути оптимизации выполнения домашних заданий. Обмен опытом между семьями. Рекомендации родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodit._sobranie.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Садимся за уроки

Цели:

– выяснить, почему часть учащихся испытывает затруднения при выполнении домашнего задания;

– найти пути оптимизации выполнения домашнего задания учащимися.

Участники: родители учащихся второго класса, классный руководитель.

Подготовительная работа

  1. Классный руководитель и родительский комитет подбирают книги и журналы для выставки.
  2. За две недели до собрания классный руководитель проводит анкетирование родителей и учащихся, делает анализ анкет.

Анкета для родителей

  1. Оказываете ли вы помощь ребёнку при выполнении домашнего задания? В чём она заключается?
  2. В какое время ваш ребёнок садится за уроки?
  3. Какие предметы ему даются легче, по каким испытывает затруднения?
  4. Всегда ли есть у ребёнка запись в дневнике о наличии домашнего задания?
  5. Сколько в среднем уходит времени на выполнение:

А) письменных заданий;

Б) устных заданий?

6. Ваши предложения по данной теме.

Анкета для учащихся

  1. Кто помогает тебе готовить уроки дома?
  2. В чём заключается эта помощь?
  3. О чём спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?
  4. Уроки садишься делать сам или заставляют?
  5. Как поступают родители, когда ты приносишь «двойку»?
  6. Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы?
  7. Какие предметы учить труднее?
  8. Зачем ты учишься?
  9. Как ты оцениваешь свои успехи?

Оформление, оборудование, инвентарь:

а) в классе организована выставка книг по теме собрания;

б) памятка для родителей;

в) книжечки (альбомный лист, сложенный пополам) с вопросительным знаком на обложке.

***

  1. Организационный момент

На столе лежат картонные кружочки, с обратной стороны которых изображены яблоко, груша, лимон или апельсин. Родители при входе в класс выбирают карточку. Такие же эмблемы лежат на столах. Каждый родитель занимает стол соответственно выбранной карточке. Таким образом, складываются  рабочие группы. (Изображения могут быть  тематическими.  Например, к какому-нибудь празднику. Я проводила собрание к Новому году, и на группы мы делились с помощью ёлочных игрушек .  Настроение сразу поднимается) Классный руководитель обращает внимание на книжечки или листы, в которые можно записать вопросы, возникшие по ходу собрания.

II.     Классный руководитель ведёт рассказ по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка»

Жила-была Красная Шапочка, такая хорошенькая, да умненькая, что лучше её и на свете не было. Мать любила её без памяти, а бабушка ещё больше. Раз пошла Красная Шапочка к бабушке. Идёт она лесом, цветочки собирает, кузнечиков слушает и вдруг вспомнила, а уроки-то не сделала. А солнце к вечеру клонится…

Задание для родителей: продолжить сказку, составив 1-2 предложения по цепочке.

  1. Работа в микрогруппах. Решение педагогических ситуаций

Ситуация 1. Мы делаем домашнее задание по математике так… (родители объясняют).

Ситуация 2. Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится, как сможет. Я в тетради не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица Света, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Сама что не понимает, то спросит у ребят, учителя, а уж отметка – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдёт. А как иначе?

– Как вы оцениваете поведение родителей?

– Нужно ли помогать ребёнку в учебной деятельности?

– Ваши действия на «двойку» за домашнее задание?

Ситуация 3. Должен ли ребёнок дожидаться родителей, чтобы выполнить домашнее задание? Объясните ваше мнение.

Ситуация 4. Как вы думаете, выполнение домашнего задания должно происходить сначала в черновом варианте, а потом – в тетради? Объясните вашу позицию.

Примечание: в ходе работы микрогрупп классный руководитель даёт объяснения, опираясь на психолого-педагогическую литературу, приводит данные анкет.

  1. Выступление классного руководителя

- Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни взрослые заявляют ребенку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!» Другие ласково спрашивают «Ну, что нам сегодня задали?» - и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к важным школьным делам, страдает качество выполняемых заданий. А во втором формируется безответственность, уверенность в том, что все будет сделано хорошо и без особых усилий.

Безусловно, родители должны быть заинтересованными в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий. Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу  дома, то заметим, что эта задача двоякая. С одной стороны,  нужно помочь ребенку найти правильный режим работы: выделить место для работы,  определить наилучший порядок приготовления уроков. С другой – воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желаниям поиграть или погулять, сформировать умение быстро включаться в работу, вести ее, не отвлекаясь и в хорошем темпе. Малейшая внутренняя «ненастроенность» ребенка или какие-то внешние неудобства могут оказаться серьезной помехой.

Мне хочется привести пример вот такого  выполнения домашнего задания: «Мой Петя сидит за уроками 3-4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание сохранилось у него до 10 класса» Но ведь во 2-ом классе на домашние задания надо тратить не более 1,5 – 2 часов. Воспользовавшись приглашением Петиной мамы, учитель понаблюдал, как Петя учит уроки. Петя занял рабочее место. Сидит за столом, значит работает. Но нет, оказывается. Вот куда-то подевалась линейка и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и нужно позвонить приятелю и узнать, что задано по математике. Да и самого учебника не оказалось на прежнем месте. А минуты бегут. Но вот все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу. Вдруг захотелось попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика. На раскачку ушло 20 мин., два с лишним часа  ушло на приготовление уроков. Петя за это время: дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду; один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа мультфильмов; дважды отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате; один раз доставал из стола альбом с марками и листал его. Но вот работа закончена. Петя еще 10 мин. Бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради. Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Петей, только 1ч27мин. Использовались с толком, сколько и положено ученику второго класса.

Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может «усидеть» за уроками? Старайтесь, подобрать для ребенка такие игры, которые не превращались бы в простую возню. Полезно для ребенка выполнять какое-то дело вместе со взрослыми, делать его быстро, весело, без предварительной раскачки, без томительных пауз. Недопустимо позволять ребенку игнорировать родительские указания в чем бы то ни было. Добивайтесь, чтобы  все необходимое ребенок делал с первого же напоминания, ни на что не отвлекаясь.

Большую роль в организации учебного труда школьника  играет режим дня. Специальное исследования показали : у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянного отведенного для занятий времени. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима  занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Рабочее место должно быть достаточно освещено. Рабочий стол расположен ближе к окну, свет падал слева. В вечернее время свет от настольной лампы тоже падал слева При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8-9 раз. Соответственно возрастает потребность в насыщении крови кислородом Поэтому надо обязательно пролветрить комнату за 10 мин до начала занятий. Приступать к д.з лучше через 1,5-2 ч. По возвращении из школы. Лучшее время 16 ч. На столе все должно находиться на своих местах. Надо также иметь под рукой стопку бумаги или черновик, чтобы не было надобности вырывать страницы из тетради. Возле стола лучше повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами  календарь и расписание уроков. Не рекомендуется писать тяжелыми ручками, т.к. увеличение ее веса даже на 1 грамм усиливает утомление. Специалисты по научной организации труда утверждают, что если рабочее место в полном порядке, то это уже половина дела. Рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим внешним видом настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом. Полезно вместе с ребенком составить памятку «Садимся за уроки». Начав с сопоставления своих действий с пунктами памятки, школьник через некоторое время придет к тому, что все эти действия будут привычные для него.

        Памятка «Садимся за уроки        

  1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.
  2.  Проветри комнату до начала занятий.
  3. Выключи телевизор. В комнате должно быть тихо.
  4. Уточни расписание уроков на завтрашний день. Проверь, все задания в дневнике.
  5. Приготовь письменные принадлежности для занятий.
  6. Убери со стола всё лишнее.
  7. Пришло время начать работу.

    Нередко родители задают вопрос с какого предмета лучше всего начать приготовление уроков – с трудного или легкого? В педагогической науке нет однозначного ответа на этот вопрос. Лучше всего научить ребенка самостоятельно оценивать трудности выполняемой работы и путем сравнения заданий на вчерашний и сегодняшний день ответить на вопросы, какие  из изучаемых в школе предметов легче, а какие труднее. Постепенно ребенок сам придет к выводу, с чего лучше начать занятия – с легкого или трудного. Для успешного выполнения д.з  необходим четкий ритм  занятий. Например, после 25 мин. Занятий ребенку следует сделать перерыв, во время которого целесообразно выполнить несколько физических упражнений.

Важно знать и ряд нормативов, которые разработаны учеными-медиками и согласованы с Федеральным агентством по образованию РФ.

Нормативы сна

8-9 лет

10,5 – 11 часов

Нормативы продолжительности прогулки

7 – 10 лет

3,5 часа

Нормативы продолжительности домашних заданий

8 – 10 лет

90 – 120 минут

(1,5 – 2 часа)

Следует отметить, что утомление происходит быстрее при выполнении дом.заданий, если ребенок работает при шуме.

  1. Анализ анкетирования родителей

В процессе подготовки к собранию вы ответили на ряд вопросов анкеты. Из анализа вы поняли, что многие из родителей стремятся помочь ребенку при подготовке им дом.задания, но не вполне

  1. Рефлексия

  1. Решение родительского собрания

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Садимся за уроки. 2 класс

Здесь представлен материал в виде презентации для родительского собрания. Цель данного собрания: помочь родителям при выполнении детьми домашнего задания. Игры-практикумы, советы, рекомендации....

Родительское собрание "Садимся за уроки"

Здесь даны рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение самостоятельно работать дома с учебным материалом....

Родительское собрание"Садимся за уроки"

Сценарий родительского собрания "садимся за уроки".Выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома;Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтро...

Родительское собрание "Садимся за уроки"

Помочь родителям организовать ребёнка для выполнения домашнего задания...

Родительское собрание "Садимся за уроки!"

выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома; дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно....

Родительское собрание "Садимся за уроки."

Цели собрания:1.     Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома.2.     Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей ...