выступление
консультация (3 класс) на тему

Бардошина Мария Игоревна

выступление на тему "Как сплотить детский коллектив"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashe_vystuplenie.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Как сплотить детский коллектив?»

Тема нашего выступления «Как сплотить детский коллектив?». Перед тем, как начать работать с данной темой и подбирать материал, мы с коллегой рассмотрели множество определений понятия «сплоченность» и сделали свой вывод, наиболее подходящий, как нам кажется, и раскрывающий суть слова.

(Слайд 2) Сплоченность – результат такой деятельности педагога и детей, при которой в коллективе создана атмосфера принятия, взаимоуважения, взаимопомощи, поддержки и работоспособности.

Работая учителями начальных классов, мы проводим мероприятия на сплочение коллектива учеников. На это у нас есть достаточно времени в рамках учебной деятельности. Лагерная смена длится 21 день, но даже за такой короткий срок можно при помощи нехитрых способов сплотить отряд.

(Слайд 3) Нам понадобится чувство юмора, терпение, доброжелательность, умение общаться с детьми.

А что нам поможет сплотить детей?: (слайд 4)

  1. Хорошая душевная атмосфера в отряде – основная часть нашего

успеха. Более того, это именно то, к чему мы в итоге стремимся, следя за дисциплиной, проводя мероприятия. Основная задача педагога – из сборища детей сделать отряд, дружную, работоспособную команду единомышленников, в которой царит дух взаимопомощи, поддержки. Если детям хорошо и уютно в отряде, то и с дисциплиной проблем не будет. При этом дети смогут на 100 % показать свои творческие способности и вообще прожить смену, которая запомнится им на всю жизнь. Педагог как бы не старался, как бы не проявлял внимание к каждому, не сдружив детей между собой, не сможет добиться чувства удовлетворения от лагеря у детей и у самого себя от работы. Сплоченный отряд стирает чувства беззащитности и одиночества.

(слайд 4)

  1. Основой создания, укрепления и развития коллектива является их

совместная деятельность, направленная на достижение общих целей: общественно полезная работа, труд, деятельность по художественному творчеству, спорту и т.д. Всякая деятельность является объективным фактором сплочения коллектива. Отряд сплачивается в деятельности. Когда вместе придумали и участвовали в сценке – сдружаются, когда организованы походы – сближаются. Необходимо всегда искать возможность общей деятельности отряда, совместного отдыха, который всех  сплотит, несмотря на внутренние условия лагеря, учитывая  индивидуальности детей. Ничто так не сближает, как общее дело, совместное преодоление трудностей. Надо стараться создать ситуацию, где дети могут проявить заботу друг о друге. Общее дело, это не обязательно мероприятие, это что-то необычное, захватывающее. (пример: поиск клада, день наоборот и т.д.)

(слайд 4)

  1. Традиции. На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и

сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции - это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь. В традициях можно выделить большие традиции - это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, (например открытие и закрытие лагеря) и малые традиции. Будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживают установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение. (например отрядная фишка – то, что будет вас отличать о  других и будет только наше, например придумать свою кричалку и кричать ее по пути в столовую, свой элемент одежды, необычное оформление отрядного уголка, выбрать свое отрядное место, где мы будем встречаться каждый день и устраивать 5-мнутки, вечерняя свеча, т.е итог дня. каждодневный анализ).

 (Слайд 4)

  1. Игра - это естественный и гуманный способ сплочения детей. Наряду с

трудом игра - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования.  В игровой деятельности ребенок  удовлетворяет потребности,  самоутверждается, самореализуется. Игра - сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры. Она позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности. В игре формируются все стороны психики ребенка, он всесторонне развивается. Игровая деятельность - это коллективная деятельность. В ней дети получают коммуникативные навыки, что немаловажно для развития сплоченности. Игра позволяет сократить психологическую дистанцию между участниками группы, а также создать доверительную атмосферу в отряде, способствует сближению детей и развитию чувства «Мы» в детском коллективе. 

Игра должна быть в арсенале любого педагога. Игры на развитие сплоченности помогают установить положительный контакт между взрослыми и детьми, а самих детей мотивируют по-доброму взглянуть друг на друга, проявить интерес и внимание к сверстникам, учат понимать индивидуальные особенности друг друга. Особенно актуальны игры на сплочение в период формирования любого детского коллектива, в т.ч. лагеря. Но их можно проводить во время учебного процесса.

(слайд 5)

Игры на сплочение детского коллектива научат детей:

- устанавливать доверительный контакт между собой;

- чувствовать состояние и настроение сверстников;

- использовать мимику и жесты в общении;

- согласовывать свои действия с партнером, прислушиваться к нему;

- уметь договариваться;

- оказывать взаимопомощь;

- сосредотачиваться на зрительной и слуховой информации;

- быть наблюдательными, внимательными;

- проявлять эмпатию.

В наше выступление мы выбрали такие игры для формирования сплоченности детского коллектива, которые подойдут для младших школьников, для среднего и старшего звена. А так же для взрослых. В своей работе мы окрыли для себя замечательные карточки (Слайд 6) «Игры для сплочения детского коллектива», составитель Н. Плотникова. (слайд 7) Чем они удобны, не надо листать книги, а просто взял карточку и провел игру. Их очень много, поэтому можно чередовать.

Сейчас мы предлагаем вам немного поиграть.

(Слайд 8) «Встаньте те, кто»

Цель: развитие внимания, наблюдательности. Вопросы зависят от возраста.

Ведущий говорит: «Встаньте те, у кого светлые волосы

топните, у кого карие глаза,

возьмите себя за нос…, кто хочет в отпуск

похлопайте в ладоши те, кто не выспался,

постучите по столу, кто работает в школе больше 15 лет,

помашите руками. кто любит сладкое,

порулите, кто водит машину

Вывод: мы все похожи чем-то.

 (слайд 9) «Рисунок на спине»

Цель:  Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения

Участвуют три человека. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает. Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение.

Обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?

 (слайд 10) «Сочиняем сказку»

Цель: научить сосредотачиваться на слуховую информацию, подчинять свои желания общим интересам.

Ведущий выбирает какую-нибудь предмет и начинает рассказывать сказку «Жил-был …». На этих словах ведущий передает предмет следующему участнику, тот продолжает начатую историю.

 (Слайд 11) «Я хочу подружиться с тобой»

Цель: установление доверительного контакта.

Выбирается ведущий, он говорит слова «Я хочу подружиться с…» и описывает внешность одного из людей. Тому, о ком говорят, нужно себя узнать, подбежать к водящему, пожать руку. Далее водящим становится он. (4 человека.)

 (Слайд 12) «Клубочек»

Цель: развитие внимания к сверстникам, создание эмоционального положительного фона.

В руках у ведущего клубок пряжи, намотав вокруг пальца нитку он говорит: «Покатись клубочек по дорожке, расскажи клубочек нам немножко про Ванюшу, Таню и Наташу, про любимую работу нашу». Затем каждый игрок передает клубок и пока наматывает говорит почему он работает с детьми.

 (Слайд 13) «Разговор через стекло»

Цель: научить использовать мимику и жесты в общении

Для игры разделимся на пары. Ведущий дает задание: представьте, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать, что необходимо купить. С помощью жестов он должен показать это. Голос использовать нельзя. Потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно. (3 пары)

 (Слайд 14) «Для чего тебе это?»

Цель: положительный эмоциональный контакт, доверительная атмосфера в коллективе

Ведущий берет любой предмет и показывает его над головой участника. Он его не видит, но отвечает на наводящие вопросы про этот предмет. (Для чего тебе это, уда ты с ним ходишь)

 (Слайд 15) “Ладошка”. 

Цель: научиться оценивать себя. Нарисуй ладошку, на пальцах напиши свои лучшие качества, посередине имя. В этом упражнении дети учатся оценивать себя и других. Если ребенок затрудняется найти качество, другие дети помогают ему в этом. Далее ладошки можно повесить в уголке.

 «Упражнение Спасибо»

Все вытягивают руки вперед, На левую руку мысленно положите свое настроение, мысли, опыт, а на правую, что вы сегодня получили, соединяем ладошки вместе и все сильно хлопают в ладоши и кричат «спасибо».

Сегодня на нашем занятии мы подтвердили давно известную мудрость, что каждый взрослый – в душе ребенок. Особенно взрослый, который работает с детьми и именно это нас и сплотило. (слайд 16)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....