Развитие творческих способностей учащихся через внеурочную деятельность
статья на тему

Шилько Елена Владимировна

В материале рассказывается о внеурочной деятельности в начальных классах "Волшебный сундучок", целью которой является создание работ в технике торцевания. Проделан отчёт о достижениях ребят за год. Продемонстрирован опыт развития творческих способностей учащихся через внеурочную деятельность.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие творческих способностей учащихся через внеурочную деятельность Шилько Елена Владимировна - учитель начальных классов МАОУ Туендатской ООШ Первомайского района Томской области

Слайд 2

Задача современной школы – формирование человека, способного самостоятельно принимать решения, находить пути их реализации.

Слайд 3

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора…

Слайд 4

Задачи внеурочной деятельности: - обеспечивать благоприятную адаптацию ребёнка в школе; - оптимизировать учебную нагрузку; - выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности; - создавать условия для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности;

Слайд 5

формировать систему знаний, умений навыков в избранном направлении деятельности; - развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей; - создавать условия для реализации приобретённых знаний, умений и навыков; - развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; - расширять рамки общения в социуме.

Слайд 6

Программа «Волшебный сундучок» Цель программы – творческое развитие личности через освоение различных техник работы с бумагой.

Слайд 7

Задачи: - обучать техническим приёмам и способам создания различных поделок из бумаги; - создавать условия для развития творческой активности детей; - формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость; - воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества; - способствовать развитию мелкой моторики рук, воображения и фантазии; - обучать детей способам полезного проведения досуга.

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

 РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Шилько Е.В., учитель начальных классов

МАОУ Туендатской ООШ Первомайского района Томской области

     Сегодня в современном российском обществе представления о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признано неактуальным. 21 век требует от образованных людей таких способностей, как умение самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать многочисленные задачи производственного и гражданского поведения. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, возможности разбираться в ситуации и находить рациональное решение.

     Ребенок, посещающий школу и аккуратно выполняющий только предписания учителя и домашние задания, не в состоянии справиться с новыми требованиями, выдвигаемыми жизнью, так как, прежде всего он формируется как исполнитель, вооруженный некоторой суммой знаний. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова.

Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

Цель внеурочной деятельности:  создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и  культурных традиций.

Внеурочная деятельность позволяет решить  целый ряд очень важных задач:

  • обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;
  • создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
  • развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
  • создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширять  рамки общения в социуме.

Мною была разработана программа по внеурочной деятельности  «Волшебный сундучок» для учащихся начальных классов. На занятиях ребята осваивают технику торцевания. Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунаются в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги! Торцевание – один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации, и к виду квиллинга (бумаговерчения). С помощью торцевания можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. В основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создается задуманное изделие.

Воспитание и обучение осуществляется «естественным путем», в процессе творческой работы. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.    Программа «Волшебный сундучок» помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы – творческое развитие личности через освоение различных техник  работы с бумагой.

Задачи:

1. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.

2. Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих во внеурочной деятельности, а также поэтапное освоение детьми одного из видов аппликаций (торцевание).

3. Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.

4. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

5. Способствовать развитию мелкой моторики рук, воображения и фантазии.

6.  Обучение детей способам полезного проведения досуга.

К концу обучения воспитанники будут знать:

1.Правила безопасности труда. Правила организации рабочего места.

Правила бережного использования бумаги.

2. Различные способы и приемы: торцевание, ажурное вырезание, складывание разноцветных полосок различных видов бумаги.

3. Особенности и различные виды бумаги: калька, картон, бумага для принтера, цветная бумага, бархатная бумага, гофрированная бумага и картон, обои, газеты.

К концу обучения воспитанники будут уметь:      

  1. Соблюдать правила безопасности труда. Правильно организовывать

рабочее место и поддерживать порядок во время работы.

2. Выполнять различные манипуляции с бумагой: складывать, сворачивать, скручивать, разрезать на полоски определённого формата. Располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа. Пользоваться клеем, кисточкой.

3. Ценить свой труд и труд другого человека. Бережно относиться к   предметам окружающего нас предметного мира. Сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы. 

Кроме индивидуальной работы я в своей работе часто использую метод коллективных и групповых работ. Мы не действуем шаблонно. Я даю основу, а далее, ребята творчески дорабатывают свое изделие. Я позволяю ребятам самим выбирать и предлагать для выполнения изделия. Здесь я выступаю в роли помощника. А ученик – экспериментирует, вносит новшества, создает неповторимое изделие. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, проявляют уверенность в своих силах. На своих занятиях я стараюсь пробуждать творческое начало, учить трудиться, сделать первые шаги в творчестве.

Для стимулирования творческой деятельности важно выставлять работы детей на показ зрителям. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. С каждым разом он будет стремиться делать всё лучше и лучше, может посмотреть на работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество. Такая работа также дает свои плоды.

Данная программа реализовывается первый год. Мои воспитанники уже смогли поучаствовать в различных конкурсах от школьного до регионального уровней. Обучающиеся с воодушевлением оформляют выставки к тематическим мероприятиям, изготавливают поделки для подарков своим друзьям, родным и близким людям.  

Сегодня родители наших первоклассников удовлетворены результатами участия детей во внеурочной деятельности и отмечают, что тревога за физическую и эмоциональную перегрузку, которая изначально присутствовала в родительской среде, на данный момент исчезла. Школа после уроков –  должна быть  миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, тем самым раскрываясь  как личность. Таким образом  внеурочная  деятельность становится полноценным пространством  воспитания и образования.

  У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство их деятельности на уроках и во внеурочное время.

Список литературы:

1. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. - М.: Пед. Поиск, 1999.-144 с.

2. Возрастная и педагогическая психология./Под ред. И. В. Дубровиной, В. В. Зацепина. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - С. 131-142.

3.  Сысун О.И. Формирование и развитие способностей детей к творчеству // Пачатковая школа. – 2006. - № 11. – С.12-15. 

4.  http://festival.1september.ru

5.  http://pedportal.net

6. http://e-koncept.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности

В материале содержится опыт работы по данной теме....

Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности

Организация системы работы во внеурочной деятельности по развитию творческих способностей учащихся способствует повышению качества образования....

статья к предмету ИЗО "Развитие индивидуальных способностей учащихся через внеурочную деятельность"

Цель моей деятельности – развитие художественных способностей младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий...