Изобразительная деятельность как форма коррекционно-воспитательной работы в школе
статья на тему

Изобразительная деятельность как форма коррекционно-воспитательной работы в школе

Автор: Михайлова Марина Борисовна, воспитатель ГБОУ школа № 657 Приморский район Санкт-Петербурга

Одной из важнейших и актуальных задач коррекционной школы является улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации.  Именно поэтому в системе обучения и воспитания учащихся специальной образовательной школы VIII вида важное значение имеют внеклассные занятия изобразительным искусством. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное коррекционно-развивающее воздействие на ребёнка. Л.С. Выготский в своих исследованиях отмечал особую роль художественной деятельности в развитии психических функций и активации творческих проявлений детей с проблемами в развитии. Роль искусства в развитии личности ребенка доказана наукой и подтверждена практикой.

Занятия по изобразительному искусству влияют на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы ребёнка, влияют на развитие  личностных качеств, способствуют формированию эстетического восприятия и воспитанию эстетических чувств.  Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием  умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Так можно считать изобразительное искусство прекрасным, удивительным миром. Увлечение искусством,  любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Задача педагога состоит не только в том, чтобы научить учащихся рисовать (хотя это тоже важно), сколько в том, чтобы в процессе занятий изобразительным искусством преодолеть или сгладить присущие умственно отсталым детям недостатки. Подавляющее большинство учащихся коррекционной школы, особенно младших классов, любят рисовать. Деятельность учащихся (ее целенаправленность, сознательность, устойчивость, активность, продуктивность) заметно улучшается, если в процессе работы над рисунком дети выполняют ряд интеллектуальных операций: предварительно осмысливают структуру воспринимаемого объекта, определяют последовательность выполнения рисунка, сравнивают рисунок с реальным объектом, части рисунка между собой. Эффективность коррекционной работы возрастает, если на уроках изобразительного искусства учащиеся получают задания, имеющие практическое применение.

Полученные на внеклассных занятиях по изобразительному искусству умения и навыки находят применение в работе по другим учебным дисциплинам: родному языку, математике, географии, естествознанию, истории, черчению. Элементы изобразительной грамоты используются на занятиях по трудовому обучению, в том числе и в профессиональной подготовке школьников (особенно при отделке работ из дерева и текстиля, при оформлении переплетно-картонажных и других изделий). Так как одной из основных задач коррекционная (специальная) школа VIII вида ставит подготовку учащихся к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место на уроках изобразительной деятельности отводится привитию учащимся практических умений и навыков. Наряду с формированием этих умений и навыков занятия предусматривают знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями.

Общее развитие ребёнка, как и развитие отдельных его способностей, не может проходить спонтанно. По выражению Л.В. Занкова, нужна «особая направленность» учебного процесса. Эта особая направленность обучения осуществляется как раз во время коррекционно- воспитательной работы в школе. Помимо общеобразовательных задач, осуществляемых на занятиях рисования, первостепенное внимание уделяется тому, чтобы, обучая, исправлять, корригировать недостатки психики учащихся. Для этого нужны такие дидактические приёмы и методы, которые имеют специальное назначение и без которых невозможно эффективное проведение коррекционной работы. Изобразительная деятельность как форма коррекционно-воспитательной работы в школе предполагает активное развитие у учащихся интеллектуальных операций и прежде всего процессов анализа, синтеза, сравнения, а так же умения планировать свою работу, намечать последовательность выполнения заданий.

Благодаря изобразительной деятельности у детей совершенствуются зрительно-моторные координации, происходит заметный сдвиг в эмоционально-волевой и двигательной сфере.  Коррекционно-воспитательная работа на занятиях ИЗО осуществляется под руководством воспитателя в процессе следующих видов занятий: декоративное рисование; рисование с натуры; рисование на темы. Все они тесно связаны между собой и, несмотря на элементарный характер изобразительных задач, играют важную роль в развитии умственно отсталых школьников.  

Создание рисунка во многом определяется восприятием, от характера и качества которого всецело зависит и качество изображения. Целенаправленное восприятие – необходимое условие для полноценного отражения в рисунках предметов и явлений объективного мира. Специальными исследованиями установлен познавательный характер детского восприятия, которое неразрывно связано с мышлением и речью.  Поскольку восприятие органически входит в процесс изобразительной деятельности и осуществляется в определённом взаимодействии с её компонентами, его можно рассматривать как отправной пункт для формирования многих интеллектуальных операций. Занятия по изобразительной деятельности, как и другие школьные предметы,  требуют специальной подготовительной работы, без которой невозможно рациональное построение учебного процесса. Обеспечить правильное планирование коррекционно воспитательной работы по изобразительному искусству можно только в том случае, если педагог знает  особенности деятельности каждого ученика и имеет представление о его готовности к обучению. Поэтому первоначальная задача воспитателя – изучить характерные особенности каждого ребёнка.

Непосредственное обучение рисованию представляет трудную и довольно сложную методическую задачу. Это обусловлено тем, что у умственно отсталых школьников наблюдается комплексное нарушение развития. Подготовительный этап предполагает многоплановую работу. Главная цель этого этапа – формирование умения видеть, слышать, осязать. Всё это является основной предпосылкой познавательной деятельности учащихся.

Без коррекционно – воспитательной работы в школе не возможно было - бы добиться развития образного восприятия и освоения способов художественного, творческого самовыражения личности, не было бы интеллектуального и эмоционального развития.

Благодаря занятиям рисованием и изобразительной деятельностью обучающимся удаётся узнавать и познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; осваивать основы изобразительной грамотности, художественных средств выразительности, понимать особенности разных видов изобразительного искусства; различать изученные виды и жанры искусств;   приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

наблюдать объекты и явления искусства, воспринимать смысл художественного образа, произведения искусства; формировать  умения выделять признаки и свойства объектов; основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать  способности к обобщению и конкретизации; создавать  условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.

Учащимся с нарушениями в развитии свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Из-за слабости регулирующей функции мышления и речи детям с особыми образовательными потребностями трудно полностью подчинить свои действия инструкции учителя, поэтому для формирования у них представлений о форме предметов, цветоведении, перспективном построении рисунка, композиции и др. требуется постоянная работа воспитателя в системе коррекционно-воспитательной работы школы.

Литература:

  1. Детское художественное творчество/ Т.С. Комарова- М.: Мозаика-Синтез, 2006
  2. Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе/ И.А. Грошенков – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001
  3. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изобразительная деятельность                                                                                                 как форма коррекционно-воспитательной работы в школе

Автор: Михайлова Марина Борисовна, воспитатель ГБОУ школа № 657 Приморский район Санкт-Петербурга

Одной из важнейших и актуальных задач коррекционной школы является улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации.  Именно поэтому в системе обучения и воспитания учащихся специальной образовательной школы VIII вида важное значение имеют внеклассные занятия изобразительным искусством. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное коррекционно-развивающее воздействие на ребёнка. Л.С. Выготский в своих исследованиях отмечал особую роль художественной деятельности в развитии психических функций и активации творческих проявлений детей с проблемами в развитии. Роль искусства в развитии личности ребенка доказана наукой и подтверждена практикой.

Занятия по изобразительному искусству влияют на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы ребёнка, влияют на развитие  личностных качеств, способствуют формированию эстетического восприятия и воспитанию эстетических чувств.  Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием  умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Так можно считать изобразительное искусство прекрасным, удивительным миром. Увлечение искусством,  любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Задача педагога состоит не только в том, чтобы научить учащихся рисовать (хотя это тоже важно), сколько в том, чтобы в процессе занятий изобразительным искусством преодолеть или сгладить присущие умственно отсталым детям недостатки. Подавляющее большинство учащихся коррекционной школы, особенно младших классов, любят рисовать. Деятельность учащихся (ее целенаправленность, сознательность, устойчивость, активность, продуктивность) заметно улучшается, если в процессе работы над рисунком дети выполняют ряд интеллектуальных операций: предварительно осмысливают структуру воспринимаемого объекта, определяют последовательность выполнения рисунка, сравнивают рисунок с реальным объектом, части рисунка между собой. Эффективность коррекционной работы возрастает, если на уроках изобразительного искусства учащиеся получают задания, имеющие практическое применение.

Полученные на внеклассных занятиях по изобразительному искусству умения и навыки находят применение в работе по другим учебным дисциплинам: родному языку, математике, географии, естествознанию, истории, черчению. Элементы изобразительной грамоты используются на занятиях по трудовому обучению, в том числе и в профессиональной подготовке школьников (особенно при отделке работ из дерева и текстиля, при оформлении переплетно-картонажных и других изделий). Так как одной из основных задач коррекционная (специальная) школа VIII вида ставит подготовку учащихся к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место на уроках изобразительной деятельности отводится привитию учащимся практических умений и навыков. Наряду с формированием этих умений и навыков занятия предусматривают знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями.

Общее развитие ребёнка, как и развитие отдельных его способностей, не может проходить спонтанно. По выражению Л.В. Занкова, нужна «особая направленность» учебного процесса. Эта особая направленность обучения осуществляется как раз во время коррекционно- воспитательной работы в школе. Помимо общеобразовательных задач, осуществляемых на занятиях рисования, первостепенное внимание уделяется тому, чтобы, обучая, исправлять, корригировать недостатки психики учащихся. Для этого нужны такие дидактические приёмы и методы, которые имеют специальное назначение и без которых невозможно эффективное проведение коррекционной работы. Изобразительная деятельность как форма коррекционно-воспитательной работы в школе предполагает активное развитие у учащихся интеллектуальных операций и прежде всего процессов анализа, синтеза, сравнения, а так же умения планировать свою работу, намечать последовательность выполнения заданий.

Благодаря изобразительной деятельности у детей совершенствуются зрительно-моторные координации, происходит заметный сдвиг в эмоционально-волевой и двигательной сфере.  Коррекционно-воспитательная работа на занятиях ИЗО осуществляется под руководством воспитателя в процессе следующих видов занятий: декоративное рисование; рисование с натуры; рисование на темы. Все они тесно связаны между собой и, несмотря на элементарный характер изобразительных задач, играют важную роль в развитии умственно отсталых школьников.  

Создание рисунка во многом определяется восприятием, от характера и качества которого всецело зависит и качество изображения. Целенаправленное восприятие – необходимое условие для полноценного отражения в рисунках предметов и явлений объективного мира. Специальными исследованиями установлен познавательный характер детского восприятия, которое неразрывно связано с мышлением и речью.  Поскольку восприятие органически входит в процесс изобразительной деятельности и осуществляется в определённом взаимодействии с её компонентами, его можно рассматривать как отправной пункт для формирования многих интеллектуальных операций. Занятия по изобразительной деятельности, как и другие школьные предметы,  требуют специальной подготовительной работы, без которой невозможно рациональное построение учебного процесса. Обеспечить правильное планирование коррекционно воспитательной работы по изобразительному искусству можно только в том случае, если педагог знает  особенности деятельности каждого ученика и имеет представление о его готовности к обучению. Поэтому первоначальная задача воспитателя – изучить характерные особенности каждого ребёнка.

Непосредственное обучение рисованию представляет трудную и довольно сложную методическую задачу. Это обусловлено тем, что у умственно отсталых школьников наблюдается комплексное нарушение развития. Подготовительный этап предполагает многоплановую работу. Главная цель этого этапа – формирование умения видеть, слышать, осязать. Всё это является основной предпосылкой познавательной деятельности учащихся.

Без коррекционно – воспитательной работы в школе не возможно было - бы добиться развития образного восприятия и освоения способов художественного, творческого самовыражения личности, не было бы интеллектуального и эмоционального развития.

Благодаря занятиям рисованием и изобразительной деятельностью обучающимся удаётся узнавать и познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; осваивать основы изобразительной грамотности, художественных средств выразительности, понимать особенности разных видов изобразительного искусства; различать изученные виды и жанры искусств;   приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

наблюдать объекты и явления искусства, воспринимать смысл художественного образа, произведения искусства; формировать  умения выделять признаки и свойства объектов; основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать  способности к обобщению и конкретизации; создавать  условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.

Учащимся с нарушениями в развитии свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Из-за слабости регулирующей функции мышления и речи детям с особыми образовательными потребностями трудно полностью подчинить свои действия инструкции учителя, поэтому для формирования у них представлений о форме предметов, цветоведении, перспективном построении рисунка, композиции и др. требуется постоянная работа воспитателя в системе коррекционно-воспитательной работы школы.

Литература:

  1. Детское художественное творчество/ Т.С. Комарова- М.: Мозаика-Синтез, 2006
  2. Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе/ И.А. Грошенков – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001
  3. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка По теме «Использование оригами в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Живописцу - требуется холст,Скульптору - необходимо пространство,Для оригами нужен только лист бумаги....

«Инновационные формы организаций методической работы в школе».

Вашему вниманию представляется работа, представленная на соискание академической степени магистра на тему: «Инновационные формы орган...

Совместная работа учителя и родителей как одно из условий успешной коррекционно -воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Процесс письма тесно связан с устной речью. Причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики....

Конспект урока по изобразительной деятельности. "Орнамент в русском народном костюме" УМК Школа 2100. 4 класс

Тема урока ___ Орнамент в русском народном костюме Тип урока____ Урок изучения нового материала Цель урока: познакомить с особенностями национального костюма и ролью орнамента в нем; научить...

План коррекционно-воспитательной деятельности на 2019 - 2020 ученый год.

Цели:1. Организация коррекционно - воспитательного процесса на базе личностно-ориентированного подхода2.  Создание   благоприятной среды социального сотрудничества, способствующей раскр...

Театрализованная деятельность как форма воспитательной работы с обучающимися в коррекционной школе.

Я работаю в образовательной организации, где обучаются дети с нарушением развития интеллектуальной сферы ( легкая, умственная отсталость, расстройства аутистического спектра, болезнь Дауна, тяжелые мн...