"Цветы- земной красы начало"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Базайкина Валентина Алексеевна

Данная работа направлена на расширение знаний воспитанников о цветах, воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, развивать воображение, память, внимание, познавательные способности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvety_-zemnoy_krasy_nachalo.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

«ЦВЕТЫ - ЗЕМНОЙ КРАСЫ НАЧАЛО».

ЦЕЛИ: расширить знания воспитанников о цветах, воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, развивать воображение, память, внимание, познавательные способности учащихся.

-Ребята, вы любите цветы? Что вам больше нравится: любоваться ими, дарить или рисовать цветы?

-Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Цветы всегда были любимы людьми .Даря их друг другу, они выражали свои чувства: любовь, уважение, признательность. Цветы всегда вдохновляли  художников, поэтов, музыкантов. Давайте и мы ближе познакомимся с цветами, полюбуемся ими  и ,может быть, сами станем чуточку добрее мудрее, красивее.

Ребята, вы хорошо знаете цветы? А вот сейчас мы и проверим.

Есть одна игра для вас-

Я прочту стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте.

В траве густой, зеленой он выглядит нарядно.

Но с пашен, как сорняк, он выгнан беспощадно.

Головка  голубая  и длинный стебелек,

Ну, кто    ж его не знает? Ведь это….(василек).

Золотая середина и лучи кругом,

Это ,может быть, картина: солнце в небе голубом?

Нет, не солнце на бумажке,

На лугу цветок…(ромашка).

На солнечной опушке в траве стоит она,

Лиловенькие  ушки тихонько подняла.

И тут поможет вам смекалка.

Все зовут цветок…(фиалка)

Подрастет  нарядится  в беленькое платьице.

Легкое, воздушное, ветерку послушное.

А пока  стоит одетый в желтый  сарафанчик.

Все зовут его ребята, просто….(одуванчик)

Вы знакомы с нами:

Яркие, как пламя.

Полюбуйтесь дикими

Алыми…( гвоздиками)

Нам каждому весенняя природа дорога.

Пусть будет нарядной земля,

А вместо букетов дарите

Васильковые, незабудковые

И ромашковые поля!

ВИКТОРИНА «ЗНАТОКИ ЦВЕТОВ».

1.В солнечную погоду полный круг всего за 2 часа. Встретив при вращении какую – либо опору, он сцепляется за нее и растет вверх. (Вьюнок).

2.Для хлебороба этот цветок является злейшим врагом, он растет во ржи, засоряет посевы.(Василек).

3.Настоящее название этого цветка - нивяник. Но в быту называем другим словом, путая с цветком, очень похожим на этот. (Ромашка).

4.Как гласит легенда, этот цветок появился на земле необыкновенным образом. Когда Афродита купалась в море, некие смельчаки решили подсматривать за ней, Рассерженный Зевс превратил их в цветок. (Анютины глазки).

5.Этот цветок в разных уголках России носит разное название: котелок, звоночек, голубок, орлик, песочник,  чеботочек…(Колокольчик).

6.Этот цветок можно назвать королевой сада, однако сорвать его не так просто. (Роза).

7.Элегантный цветок красного ,белого, желтого цвета ,однако луковица которого в 17 веке стоила целое состояние.(Тюльпан).

8.Этот цветок растет в сырых местах, имеет очень маленькие соцветья. По преданию, в соке этого растения кузнецы закаливали клинки, которые после этого рубили железо и камень. Были при этом легки и гибки. (Незабудки).

9.Этот цветок - отличный  медок.1 га земли, усеянный этими цветами, может дать до 50 кг меда. Люди используют его в пищу: из корней готовят кофе, из листьев салат, из цветков - варенье. Это настоящий кладезь  витаминов. (Одуванчик)

10.Цветок желтого или белого цвета, настоящее имя юноши из греческой мифологии, умершего от любви к самому к себе…(Нарцисс).

11.Эти цветы схожи по форме с зонтиками, и по, легенде они в древние времена были зонтиками у маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется цветком, либо сорвет и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим. О каком  цветке идет речь в этой легенде? (Ромашка).

12.В Китае этот цветок- символ долголетия и любви, а в Японии - олицетворение застенчивости. В Индии - это символ неуклюжести и глупой  гордостью. Назовите имя цветка. (Пион).

13.Однажды богиня цветов Флора  спустилась на землю и одарила цветы именами. Всем цветам дала имя, никого не обидела, и только один цветок остался имени. Однако Флора одарила его чудесной силой - возвращать память людям. Какое имя у этого цветка? (Незабудка).

14.Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда, поэтому этот цветок стал символом надежды. Что это за цветок? (Подснежник).

15.Древние люди наделили его сверхъестественными свойствами, предполагая, что в цветок переселяется душа человека, чтобы пообщаться с оставшимися в живых родственниками и друзьями, чтобы передать им последний поклон- привет от усопшего. Назовите  этот цветок (Бессмертник).

16.Отгадайте загадку: «Цветы ангельские, а когти дьявольские». (Шиповник, Роза).

17.Как называется японское искусство  составления букетов? (Икебана)

18.Из какого цветка был сделан яд, который попросил Джульетта у отца Лоренца? (Лютика).

19.Какой писатель в своей сказке заставил цвести подснежники в феврале? (Самуил  Яковлевич Маршак, сказка «Двенадцать месяцев»)

20. В каком балете Петра Ильича Чайковского цветы танцуют вальс? (Щелкунчик).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

«СКАЗКА О РОМАШКАХ».

-А сейчас я предлагаю вам перенестись на 100 лет вперед и послушать, какая печальная история произошла с девочкой Машей и мальчиком Мишей.

Однажды около дома в саду они увидели какой-то неизвестный цветок, похожий на солнце с белыми лучами .Никто не мог объяснить происхождение удивительного цветка. Подумали даже, что семечко его прилетело из космоса на летающей тарелке…. И только старенькая бабушка, которой было почти 100 лет. Вспомнила, что этот цветок называется ромашкой. Когда-то на Земле были огромные поляны, сплошь покрытые  ромашками. Цветы были очень красивы, и люди рвали их, делая пышные букеты. А ромашек становилось все меньше и меньше. Потом они исчезли  совсем…Чудом сохранившаяся одна ромашка и вызвала такое удивление у людей.

Вот, что может случиться, если мы не будем беречь полевые цветы. Очень многие  растения исчезают с лица земли, в первую очередь с красивыми цветками. Давайте беречь родную природу! Тогда не придется заносить в Красную книгу все новые и новые растения.

-Ребята, а помните ли вы , что такое Красная книга? Это книга, в которой растения и животные, охраняемые государством и которые должны беречь и вы. «Красной» книгу назвали потому,  что красный цвет- цвет опасности и тревоги за свое живое на Земле, будь то огромное животное или маленький цветок. В этой книге есть редкие и  охраняемые  растения  нашей страны. Цветы исчезают и мы, теряя их, теряем красоту.

На Земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам  каждое лето.

Откровенье цветов луговых .Нами понятно было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно безжалостно рвали.

В нас молчало  безумное  «стой!»,

Нам казалось все мало, все мало.

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

И не видели, как из под ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно глядел  василек,

Безнадежно гвоздики глядели…

С целым миром спорить я готов,

Я готов  поклясться  головою

В том, что есть глаза у цветов

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы как люди плачут

И росу роняют на песок.

Давайте подведем итог нашей беседы:

-Какие цветы вы знаете?

-Какие цветы растут на школьной клумбе, у вашего дома?

-Назовите цветы, которые занесены в Красную книгу.(гвоздика, ландыш, лилия, медуница, пион, кувшинки и многие другие).

-Что нужно делать, чтобы сохранить исчезающие цветы, чтобы в каждую весну и каждое лето они радовали нас своим пестрым хороводом?

-Расскажите стихотворения о цветах, которые вы знаете.

Литература:

1.Александров Б.,  «О чем рассказывали цветы».

2. «Зеленые страницы» Просвещение, М .,2005г.

3. «Красная книга. Растения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Семья - начало всех начал"

Собрание для родителей и детей....

Конспект по ИЗО «Красуйся, красота, по цветам лазоревым», УМК "Школа России",1 класс

Конспект по ИЗО «Красуйся, красота, по цветам лазоревым», УМК "Школа России",1 класс...

Конспект урока изобразительного искусства "Красуйся, красота, по цветам лазоревым" + презентация (УМК "Перспектива", 1 класс).

Цель деятельности учителя: формирование знаний о разнообразных по форме и цвету весенних цветов; формирование представления о весенней природе и произведениях искусства, посвященных весенним перв...

Презентация к уроку изо: «Красуйся, красота, по цветам лазоревым. Цвет и оттенки»

Урок изо в первом классе по теме: «Красуйся, красота, по цветам лазоревым. Цвет и оттенки», Пошаговое рисование тычком ( ватными палочками или кистью) ветки сирени....

Урок изобразительное искусство "Красуйся, красота, по цветам лазоревым!" 1 класс УМК "Перспектива".

Учебник: Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова «Изобразительное искусство»Учебник  для 1 класса общеобразовательных организаций Москва «Просвещение»,  2016Тема: «Красуйся...

Технологическая карта урока ИЗО по теме "Красуйся, красота, по цветам лазоревым" (УМК "Перспектива" - 1 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления о весенней природе, актуализация знаний о нежных оттенках цветов;Задачи урока: Дидактические:Формиров...

Технологическая карта по изобразительному искусству 1 класс УМК "Перспектива" на тему: «Красуйся, красота, по цветам лазоревым»

Тип урока: Открытие «нового» знанияЦель урока: Ознакомление с основными и дополнительными цветами, теплыми и холодными, оттенками цвета.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. П...