Встречают по одежке
классный час на тему

Цели занятия:

- формирование правильного понятия о назначении одежды, правилах ношения и хранения вещей;

- формирование эстетического вкуса, внешней и внутренней культуры младшего школьника.

Задачи:

- научить детей правильно одеваться в соответствии ситуации и нормам поведения;

- формировать у детей бережное и аккуратное отношение к вещам;

- дать понять детям, что человеческое достоинство людей оценивается не только по внешнему виду, но и по внутреннему. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_vstrechayut_po_odezhke.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шемякина Ж.И.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №9

имени адмирала П. Нахимова

 г. Вязьмы Смоленской обл.

Классный час

3 класс

Тема: «Встречают по одежке…».

Цели занятия:

- формирование правильного понятия о назначении одежды, правилах ношения и хранения вещей;

- формирование эстетического вкуса, внешней и внутренней культуры младшего школьника.

Задачи:

- научить детей правильно одеваться в соответствии ситуации и нормам поведения;

- формировать у детей бережное и аккуратное отношение к вещам;

- дать понять детям, что человеческое достоинство людей оценивается не только по внешнему виду, но и по внутреннему.

Оборудование:

- иллюстрации с изображением одежды людей в разные эпохи развития;

- русские народные костюмы разных времен;

(Дети работают на занятии в группах. Каждой группе было дано задание:  подготовить костюм для определенной  жизненной ситуации и обосновать свой выбор).

Ход занятия:

     1. Проверка домашнего задания: «Новые находки для копилки доброты».

     (Пословицы, афоризмы, литературные произведения о доброте и вежливости)

     2. Сообщение темы.

     На партах лежат карточки с буквами (на одной стороне карточки буквы красные, с обратной стороны – синие). Детям предлагается собрать из букв красного цвета «волшебные слова» (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, извините). Ребята дают пояснение, почему эти слова волшебные и когда люди употребляют их.

    Учитель предлагает перевернуть карточки со словами «здравствуйте» и «спасибо» и просит прочесть новые слова: «встречают», « по одежке».

 

    - «Встречают по одежке» - это и есть тема нашего занятия.

     - Первое представление о человеке складывается по его внешнему виду. Во что одет человек, как выглядит его одежда, как он чувствует себя в ней, все это очень важно.

    - Сегодня мы будем говорить об одежде, о ее истории, о правилах ухода за ней.

  1. Вводная  беседа.

   - Для чего нужна одежда?  (Ответы детей)

   - Какую одежду носят мужчины? женщины? дети?  (Ответы)

    - Есть такая точка зрения, что человек стал одеваться, чтобы оградить свое тело от действий стихий: холода, жары, солнца, воды, ветра, пыли и т. д.

    Казалось бы, это абсолютно верно.

    Но почему тогда у одного члена племени на плечах висела драная шкура козла, а другого согревал мягкий блестящий мех хищника? Оказывается, то, что мог носить вождь, не разрешалось надевать остальным. Такие запреты существовали очень долго и почти у всех народов. Например, пурпурные дорогие шелковые ткани в древней Византии имели право носить только императоры, по закону 424 года всем остальным за это грозила смерть. В Англии могли повесить какого-нибудь разбогатевшего купца за то, что он, подобно знатным щеголям, осмеливался украсить свои башмаки золотом и серебром. На Руси в 17 веке разрешалось носить только определенные виды одежды, нельзя было стричь волосы и бороды, надевать иноземные кафтаны и шубы. Сами цари и особо важные бояре носили такие тяжелые, расшитые мехами и драгоценностями одежды, что в них невозможно было передвигаться самостоятельно. И царей водили с двух сторон под руки, как больных. И это считалось очень почетным! (рисунок с изображением одежды русских царей).

     Значит, кроме задачи защищать тела своих владельцев, одежда имела и другое назначение: она рассказывала о своем хозяине (добычливый ли он охотник, каково его общественное положение, богат ли он и многое, многое другое).

     Но вот, перед нами одежда совсем простых людей (рисунок с

изображением одежды крестьян). На рубахе и сарафане ярко цветет национальная вышивка. Спрашивается, может быть, вышивка делает одежду более прочной и долговечной, или узор утепляет ее? Нет, конечно. Тогда ля чего же народные мастерицы так много труда и времени вкладывали в простую одежду?

     У одежды есть и третья задача, третья функция – испокон веков она украшает человека. Именно поэтому, кроме серого холста люди придумали шелк, батист, ситец, бархат, парчу, шифон и много других тканей. Всех цветов оттенков и сочетаний. С блеском и с люрексом,  с начесом и в рубчик, в полоску и в клетку, с цветами и горох.

     Давайте более подробно познакомимся с одеждой, которую носили наши предки. (Ученики, одетые в русские национальные костюмы рассказывают об особенностях и видах одежды на Руси).  

     Проходили века. Развивалась культура. Изменялись условия жизни людей. Изменился и костюм современного человека.

     Сейчас, если вы встретите двух нарядно одетых мужчин, то костюм их не подскажет вам кто из них ученый, а кто рабочий. Но все-таки одежда по-прежнему продолжает рассказывать о своем владельце.

    А теперь давайте посмотрим на себя в зеркало. Задумайтесь, что скажет о нас наша одежда, какие черты и качества характера она раскроет окружающим. Давайте всегда помнить начало известной русской пословицы: «Встречают по одежке…».

       Проведем небольшой эксперимент. Вот перед нами совсем незнакомый нам человек (рисунок с изображением ученика). Что вы можете сказать о нем по его внешнему виду?                            

   (Дети высказывают свои суждения. Учитель делает вывод: первое впечатление складывается о человеке по его одежде и внешнему виду, одежда может многое рассказать о своем хозяине).

    Итак, мы хотим выглядеть хорошо одетыми и воспитанными людьми. Что для этого необходимо? Такой вопрос я задала вам, предложив выбрать из данных ответов верный или предложить свой вариант.

  • Надо иметь много денег, чтобы покупать дорогие вещи.
  • Надо покупать только заграничную одежду: она лучше.
  • Надо не покупать вещи в магазине, а заказывать  в ателье.
  • Надо следить за модой, носить только модное.
  • Надо, чтобы никто не мешал нам носить то, что мы хотим.
  • Надо…___________________________________________________

(Подведение итогов по ответам детей. Все ответы, предложенные детям,  неверные.)

    - Чтобы быть всегда хорошо одетым, надо иметь вкус. Существует несколько простых, но важных правил, которых придерживается человек с хорошим вкусом.

     Разберем несколько жизненных ситуаций, которые помогут нам выявить эти правила. Помогать мне будут ребята нашего класса.

   Ситуация первая.

 Ученик:

  - Летом в июле было очень жарко. Мама купила мне к школе новые теплые брюки и рубашку с длинными рукавами. Собираясь на день рождения к другу, я решил надеть эти вещи, чтобы выглядеть красиво. Уже по дороге мне стало плохо, а дома у друга я чуть не потерял сознание. Его мама сказала, что у меня тепловой удар и предложила переодеть более легкую одежду.

 Ученица:

  - На Новый год мне подарили впервые тонкие капроновые колготки. Я решила утром надеть их и показать своей подруге. Ее дом находился довольно далеко. Когда я прибежала к ней, чтобы поделиться своей радостью, то обнаружила, что ноги мои выглядели совсем непривлекательно. Они были словно мраморные и все в каких-то синих разводах.  

(Дети обсуждают ситуации и делают вывод)

ПРАВИЛО 1: Одежда должна соответствовать времени года и температуре воздуха.

 

    Ситуация вторая.

Ученица:

  - Когда мне исполнилось семь лет, мне очень хотелось казаться взрослой.

На свой день рождения я надела нарядное длинное платье, мамины большие бусы, клипсы с крупными камнями и туфли сестры на высоких каблуках. Все гости смотрели на меня удивленно и улыбались. Я взглянула на себя в зеркало и поняла почему.

(Обсуждение ситуации, вывод)

ПРАВИЛО 2: Одежда должна соответствовать возрасту.

   Ситуация третья.

   Сережа был с детства немного полноват. В этом году в моду вошли «дутые» куртки. Многие ребята в классе уже имели такие. Сережа попросил маму купить ему куртку, старое осеннее пальто уже изрядно обтрепалось. Но когда он примерил наряд, то понял, что синяя прямая куртка, которую ему предложила мама, гораздо больше ему подходит.

Как вы думаете, почему Сережа отказался от модной обновки?

(Обсуждение ситуации, вывод)

ПРАВИЛО 3: Одежда должна соответствовать индивидуальным особенностям человека (особенностям фигуры и внешности).

     Дополнение к сказанному:

    - если у тебя бледная кожа, то на фоне белой блузки она будет казаться синеватой, красная блузка не подходит к румяным щекам. Не стоит подчеркивать те краски, которыми вас одарила природа. Будьте осторожнее с расцветками!

    - если в тебе есть лишний вес, старайся избегать пышных юбок, блестящей одежды, вещей из тканей в поперечную полоску.

   Ситуация четвертая.

   Игорь хотел одеть в театр свой новый спортивный костюм. Мама не разрешила ему пойти в такой одежде. Почему?

   Ира пришла помогать бабушке на даче в нарядной кофте и светленькой юбочке. Бабушка отказалась от помощи и отправила Иру домой. Почему?

(Обсуждение ситуации, вывод)

ПРАВИЛО 4: Одежда должна соответствовать своему назначению (рабочая, домашняя и нарядная).

Дети выходят парами: мальчик и девочка, демонстрируют одежду, подходящую для конкретных ситуаций, обосновывая свой выбор:

  • Прогулка в лес.
  • Выход в театр.
  • На школьном балу.
  • Для занятий физкультурой.
  • Школьная форма.

Примерные выступления школьников

(ПРОГУЛКА В ЛЕС

Девочка:  Для прогулки в лес я выбрала одежду, которая будет удобна. Я надела джинсы и кроссовки, плотную рубашку с длинным рукавом, головной убор, которые защитят меня от укуса насекомых. В такой одежде я буду чувствовать себя удобно и защищённо.

Мальчик: Мой костюм для прогулки – старые джинсы, свитер и легкие кроссовки. Если на улице прохладно, можно надеть сверху ветровку. В такой одежде я буду чувствовать себя свободно, смогу побегать, попрыгать, посидеть на травке, не боясь испачкать вещи. На мой взгляд это наиболее удобная одежда для отдыха в лесу.

ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ

Девочка:  Для занятий физической культурой существует специальная одежда, которая называется «спортивный костюм», добавить к ней легкую спортивную обувь, и ваш костюм готов.

Мальчик: Верхняя часть костюма называется «олимпийка». Это слово произошло от названия Всемирных спортивных игр «Олимпиада».  В жаркую погоду олимпийку можно заменить хлопковой  футболкой. В такой одежде очень удобно выполнять любые физические упражнения.

ОДЕЖДА ДЛЯ ШКОЛЬНОГО БАЛА

Девочка:  Школьный бал – это особенный праздник. Я думаю, что для него подойдет самое нарядное платье. С платьем должны сочетаться обувь и другие аксессуары. Волосы нужно прибрать в красивую прическу.

Мальчик: Для осеннего бала  школьнику больше всего подойдет костюм и светлая рубашка, лучше белая. Можно для большей торжественности надеть бабочку или галстук. Обувь должна быть начищенной, прическа - аккуратной.

   Ситуация пятая.

   Игорь проснулся сегодня поздно. Быстро надел неаккуратно брошенные вчера вечером на стул мятые брюки, всунул ноги в грязные ботинки, на ходу рукой поправил взъерошенные волосы и побежал в школу. В вестибюле школы, на первом этаже, висело огромное зеркало. Игорь взглянул в него и ужаснулся. Весь день он чувствовал себя неловко.

(Обсуждение ситуации, вывод)

ПРАВИЛО 5: Одежда должна быть чистой, выглаженной и надевать ее нужно только на чистое тело. 

  1. Работа с пословицей.

    - Ребята, давайте еще раз прочитаем, как называлась тема нашего занятия. Это слова из русской народной пословицы. А кто из вас знает, как заканчивается эта пословица?

  ВСТРЕЧАЮТ ПО ОДЕЖКЕ, ПРОВОЖАЮТ ПО УМУ.

    -Давайте проверим, правильно ли мы ответили. Переверните ваши карточки со словами «пожалуйста» и «извините» и прочтите новые слова («провожают», « по уму»).

    -Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(Объяснение детьми смысла пословицы).

    - Ум и духовное богатство человека – главное. Только первое впечатление складывается по внешнему виду. И хотя это немало важно, но нужно помнить, что никакая одежда, не сможет украсить человека грубого, невежественного, злого и неумного.

 Несколько советов профессора «Академии Вежливых наук».

  • Никогда не ставьте вещи выше людей. Не выпрашивайте у мамы обновку, а у бабушки подарочек. Помните, что семья может остаться без чего-то более необходимого.
  • Нельзя сказать: «Не судите о людях по одежде». Одежда неряшливая и чересчур богатая, вычурная, безвкусная много может сказать о своем владельце. Можно сделать вывод, что так одеваться нельзя, но ни в коем случае  не выражайте результатов своих наблюдений вслух, не издевайтесь над чужой одеждой. Чужой костюм – это чужой костюм. И место его в твоем личном сознании должно быть минимальным.
  • Помните, что не все люди могут позволить себе покупать дорогую одежду. Только низкие пустые людишки позволяют себе издеваться над бедностью в одежде.
  1. Подведение итогов занятия:

- Чему мы сегодня научились на занятии?

- Повторите правила, которые должен соблюдать человек, чтобы выглядеть хорошо одетым и воспитанным.

В конце занятий детям предлагается, по желанию, записать «Правила хорошего вкуса»  в «Копилку доброты», подобрать загадки, пословицы, поговорки и афоризмы, литературные произведения по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Встречают по одежке"

Занятие по нравственно-эстетическому направлению...

Беседа на тему: "Человека встречают по одежке, а провожают...?" для учащихся 3-4 классов.

Материал включает в себя конспект беседы, презентацию и приложение....

"Встречают по одежке...."

Одежда и мы, откуда пришла одежда?...

Внеклассное занятие по русскому языку в 3 классе по теме: "Встречают по одежке - провожают по уму"

Цель: развивать интерес к изучению литературы и русского языка;обогащение словарного запаса учащихся; развитие памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности;укрепление...

Урок вежливости "Встречают по одежке, провожают по уму"

Цель: дать детям понятие правил этикета в одежде....

Классный час "Встречают по одежке, провожают по уму

Конспект занятияТема: Встречают по одежке, провожают по умуЦели деятельности учителя: воспитание ответственного отношения к внешнему виду; установление взаимосвязи между внешним и внутренним миром чел...

встречают по одежке

ознакомление с традиционно русской одеждой крестьянина и богатых, изучение истории и традиций русского народа.Урок направлен на воспитание интереса к историческому прошлому своего народа, воспитания п...