Сценарий "Встреча с творчеством Бориса Заходера"
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Цель мероприятия познакомить детей с творчеством Бориса Заходера.

Сценарий включается в себя:

  • Короткий рассказ о жизни и творчестве писателя;
  • инсценировки и чтение стихотворений; 
  • игры;
  • Загадки - «заходерки»;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сценарий41.5 КБ
Файл Презентация1.82 МБ

Предварительный просмотр:

Встреча с творчеством Бориса Заходера

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

           Создание эмоционального настроения.

  1. Рассказ о жизни и творчестве Бориса Заходера.

Ведущий: Поэта и писателя Бориса Заходера вы, не подозревая об этом , знаете чуть ли не с пелёнок. Вам конечно, знакомы стихи о детях , которые «играли в профессии»

Это его стихи.

Читаю стихи  из сборника «Строители», дети называют профессию, о которой идёт речь.

Ведущий :  Когда-то давно-давно маленький Боря учился в школе и влюбился. Он собрал дома все свои игрушки и принёс их понравившейся девочке. Но когда пришёл в класс учитель, игрушки вдруг посыпались из парты. Все посмотрели на Борю и стали смеяться. И та девочка тоже. Она и не догадывалась, что перед ней будущий большой писатель. А могла бы догадаться!Потому что уже тогда, пока все гоняли в футбол , Боря книжки читал. Все собирали марки и фантики, а Боря- считалки. Он их не записывал, а хранил в голове. Вот какая у него была голова! Прямо копилка считалок! Потом, когда он вырос, считалкам стало тесно в его голове, Борис Заходер поместил их в книге «Считалия». В этой книге есть совсем простенькие считалки:

Шла собака через мост,

Четыре лапы, пятый — хвост.

А есть позаходеристей:

Считалочка

Жили-были два соседа,

Два соседа-людоеда.

Людоеда

Людоед

Приглашает

На обед.

Людоед ответил : - Нет,

Не пойду к тебе , сосед !

На обед попасть не худо ,

Но отнюдь

Не в виде

Блюда!

Но вот Борис закончил школу и устроился на завод учеником токаря, потом учился в трёх институтах , а закончил один- Литературный (в 1946), потому что с детства писал стихи и очень хотел стать писателем.

Борису Заходеру в жизни выпало два испытания: он добровольцем прошёл две войны- финскую и Великую Отечественную. Однажды егоспросили про войну, а он только и сказал : «Ничего там хорошего нет!». Больше он говорить про войну не захотел и только погладил своего любимого пса.

Много лет назад Борис Заходер поселился в подмосковном посёлке (в1966 ) в маленьком доме среди деревьев и цветов. В маленькой комнате , где он жил , один угол занимали рыбки. 24 аквариума от пола до потолка ! В этих аквариумах он разводил невиданных в Москве рыбок — жемчужных гурами — и продавал их на Птичьем рынке.

А потом на месте аквариумов появился большой письменный стол, и Заходер стал писать книжки. Первая его книжка называлась «На задней парте». И тут он, конечно , вспомнил школьную, и ту девочку, и вообще...

III. Инсценировка стихотворения «Мы — друзья»

Мы — друзья

I V.  Чтение стихотворения « Перемена»

Перемена

Ведущий: Стол у Бориса Заходера был , наверное, какой-то «очень письменный», потому что за этим столом было написано много книг, весёлых и добрых.

С детства Борис Заходер очень любил животных, ему нравилось наблюдать, как слетаются к кормушке воробьи и синицы, он, не задумываясь, бросался на защиту незнакомой кошки:

Наказать я сам готов

Тех, кто мучает котов.

И не случайно на страницах своих стихов и сказок Борис Заходер завёл собственный зоопарк. Некоторые дикие и домашние животные попали в заходеровскую азбуку

 под названием «Мохнатая азбука».

  1. Игра « Читаем по ролям стихи про ежа , кита, павлина, слона, ужа и черепаху»

К доске вызываются шесть детей, которым раздаются листочки со словами.

Ведущий: А сколько животных в сборниках стихов Бориса Заходера под названием «Школа для птенцов» и «На горизонтальных островах» !

  1. Игра «Найди рифму».

Детям предлагается закончить строчки подходящими по смыслу словами.

Ведущий: Кроме стихов, Борис Заходер посвятил животным много сказок, весёлых и грустных, но обязательно добрых и поучительных. Это « История Гусеницы» и «Ма-Тари-Кари», «Серая Звёздочка» и «Русачок». Некоторые из этих сказок мы уже читали, а те что не читали, постарайтесь прочитать, а пока мы с вами в них поиграем. Попробуйте определить, каким животным, героям сказок, принадлежат эти имена.

  1. Игра «Назови животное».

Зачитывается отрывок из сказки. Дети угадывают героя.

Ведущий называет произведение и показывает книгу.

  • «Хотите- верьте , хотите-нет, а только жил, говорят,Хрюк, и был он необыкновенный- на задних ногах умел ходить». (Поросёнок. «Хрюк на ёлке»)
  • «Жил-был на лесной опушке Русачок». (Зайчик. «Русачок».)
  • «Жила-была Серая Звёздочка- неуклюжая, некрасивая, от неё пахло чесноком, а вместо колючек у неё были — бородавки. Брр!»(Жаба. «Серая звёздочка»)
  • «И если тебе сильно повезёт и ты поедешь в Африку, ты сможешь своими глазами увидеть, как Ма-Тари-- Кари».)
  • «Жил-был Фип. А был он маленький, желтенький, пушистый комочек на тоненьких ножках и с тоненьким голоском: «Фип-Фип-Фип!»(Цыплёнок. «Жил-был Фип».)
  • «У Чмока было много дел : он должен был разгрызть одну хозяйскую тапочку, а другую затащить под диван. И, кроме того, вырыть большую яму под кустом цветущих роз». (Щенок. «Сказка про всех на свете». )
  • «В синем море жил-был маленький Отшельник. У него было всё для полного счастья- десять ног и вытаращенные глаза, длинные-предлинные усы и могучие клешни». (Рак. «Отшельник и Роза». )

  1. Загадки - «заходерки».

IХ. Заходер и Винни — Пух.

Ведущий: Однажды одна маленькая девочка написала Борису Заходеру : «Я очень люблю ваши стихи, потому что всегда улыбаюсь, когда их читаю. Пишите побольше стихов — тогда дети будут весёлыми».

И всё-таки самое главное в Борисе Заходере другое. Он перевёл Винни-Пуха. Ведь Винни-Пух родился в Англии. Но не подумайте, что писатель взял Винни-Пуха за лапу и перевёл из Англии в Россию. Просто в Англии Винни-Пух говорил только по-английски, а Борис Заходер научил его говорить по-русски. То есть он переделал все английские слова на русские и ещё к опилкам в голове Винни-Пуха добавил кричалки, шумелки, сопелки и ворчалки.

Послушайте одну из них.

Звучит «Песенка Винни-Пуха».

Вот он какой — переводчик!

Кроме Винни-Пуха он перевёл из Англии в Россию Алису из страны чудес, летающего мальчика Питера Пэна и Мэри Поппинс- лучшую в мире няню.

Подрастёте — обязательно прочитайте и эти сказки в переводе Бориса Заходера.

Х. Подведение итогов.

Закончить нашу встречу с Борисом Заходером хочу по — заходеровски, то есть очень весело.

Хорошо что есть на свете Заходер!

Он, ребята, не задачка , не пример.

Он писатель- изучатель,

Новых слов изобретатель

И хороший ваш приятель!

Счастливых вам встреч с книгами Бориса Заходера!

Прочитать детям сказку «Хрюк на ёлке», в сокращении.

Хрюк на ёлке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Борис Владимирович Заходер

Слайд 2

Про того, кто научил Винни-Пуха говорить по русски ЗАХОДЕР БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ (1918-2000), русский советский писатель, переводчик. Родился 9 сентября 1918 в г.Когуле (Молдавия). Детские годы провел в Москве, где после окончания школы (1935) учился в Московском авиационном институте, затем на биологических факультетах Московского и Казанского университетов и в 1938-1947 — в Литературном институте им. А.М.Горького. Как сотрудник армейской печати участвовал в советско-финляндской и Великой Отечественной войнах.

Слайд 3

В 1966 году, Борис Заходер поселился в тихом подмосковном поселке в маленьком доме среди деревьев и цветов Дом Заходеров в Комаровке

Слайд 4

Сборник «Строитель» Пусть не сердятся родители, Что измажутся Строители, Потому что тот, кто строит, Тот чего-нибудь да стоит! И неважно, что пока Этот домик из песка!

Слайд 5

Первая книжка Бориса Заходера «На задней парте»(1955)

Слайд 6

«Мы – друзья» С виду мы Не очень схожи: Петька толстый, Я худой, Не похожи мы, а все же Нас не разольешь водой!

Слайд 7

Стихи Б. Заходера о школе

Слайд 8

«Наказать я сам готов Тех, кто мучает котов.» Основная тема детской поэзии Заходера — мир животных, среди которых со своими убедительными и яркими, индивидуализированными характерами и повадками предстают как хорошо известные персонажи, так и невиданные звери. Звери Заходера совершают злые и добрые поступки, разговаривают и спорят между собой и с людьми, обращаются с просьбами о справедливости и защите

Слайд 9

Сказки о животных К зиме до того заважничал - с малышами и разговаривать перестал. Ходит и сам с собой рассуждает: — Чем я хуже людей? Захочу вот - пойду к ребятам в школу на елку! Возьму и пойду!

Слайд 10

Видит - Белка с ветки на ветку прыгает. "Здорово прыгает, - думает Русачок, - не хуже меня! А не стать ли мне Белкой?"

Слайд 11

Цветы спросили, как ее зовут, и, когда она ответила, что не знает, очень обрадовались.

Слайд 13

Вместе с тысячами - если тебя интересуют цифры, могу сказать точно: вместе с 39312 братьями и сестрами он появился на свет в огромном здании, на котором красовалась вывеска: "Птицефабрика Э 2".

Слайд 14

Жили-были... Жили-были, по правде говоря, все на свете. И сказка эта как раз про них - ПРО ВСЕХ НА СВЕТЕ. Но так как про всех на свете сразу рассказать уж очень трудно, то лучше попробуем сначала рассказать про ягнёнка.

Слайд 15

В Синем море жил-был маленький Рак. И жилось ему очень плохо, так плохо, что он никак не мог понять, почему море называют Синим - ему-то оно казалось совсем, совсем серым...

Слайд 16

Заходер и Винни-Пух Заходер к опилкам в голове Винни-Пуха добавил кричалки , шумелки , сопелки, ворчалки

Слайд 17

Если я чешу в затылке - Не беда! В голове моей опилки, Да, да, да. Но хотя там и оплики , Но кричалки и вопилки , Но кричалки и вопилки , А также: Шумелки , пыхтелки и сопелки,- Сочинию я неплохо иногда. Да!!!! Хорошо живет на свете Винии-Пух ! Оттого поет он эти Песни вслух! И не важно, чем он занят, Если он худеть не станет, А ведь он худеть не станет, Если конечно... Вовремя подкрепиться... Да!!!! Трум-пурум-пурум-пумпумпум !

Слайд 18

Счастливых вам встречь с книгами Бориса Заходера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эдуард успенский "Школа клоунов". Борис Заходер "Перемена"

Презентация для урока литературного чтения....

Урок литературного чтения. Моя Вообразилия. Авторская поэзия Бориса Заходера.

Сравнение авторской поэзии и малых жанров устного народного творчества....

Викторина по произведениям Бориса Заходера для 1- 4 класс.

В презентации учащиеся знакомятся с краткой биографией Б.Заходера, с его книгами. Дают ответы на вопросы викторины. За каждый правильный ответ вручается картинка с героями Заходера. В конце вручили гр...

Конспект урока по литературному чтению на тему: «О чём говорят считалки? «Считалия» Бориса Заходера»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по литературному чтениюна тему:«О чём говорят считалки?«Считалия» Бориса Заходера»...

Урок литературного чтения по теме "Слова, слова, слова... Борис Заходер. Дырки в сыре". 2 класс, УМК "Гармония"

Данный документ содержит конспект урока по данной теме и презентацию....

Борис Заходер

Материал к уроку чтения  в 1 классе "Мохнатая азбука". Программа "Школа 2100"...

Презентация на тему "Жизнь и творчество Бориса Заходера"

Презентация для учащихся начальной школы...