Урок литературного чтения. Моя Вообразилия. Авторская поэзия Бориса Заходера.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Васильева Надежда Валерьевна

Сравнение авторской поэзии и малых жанров устного народного творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Васильева Н.В.

Урок: Литературное чтение.

Класс: 2

Тема:  Моя Вообразилия. Авторская поэзия Бориса Заходера.

Цель: Сравнение авторской поэзии с малыми жанрами устного народного творчества, установление взаимосвязи

           Работа в группах ( акцент: учимся выступать, говорить полным ответом)

Этап урока

Ход урока

Примечание

1.Организационный момент

«Ладонь, кулачок, ребро». Игра на концентрацию внимания.

2.Актуализация

У: Хочу предложить вам разгадать кроссворд. Все слова по горизонтали – жанры. По задаче жанра определить его вид.

1.Жанр, который весело учит угадывать задуманное, развивает воображение.

2.Задача этого жанра – помочь весело распределить роли в игре (сосчитаться)

3.задача жанра – высмеять дурные черты характера или, наоборот, показать ум, смекалку, сообразительность.

4.задача жанра – в шуточной форме ответить на надоедания детей


5.задача этого жанра – развивать воображение, учит различать действительное и фантастическое ( реальное и небывалое)

6.задача жанра – весело учит чистоте произношения ( четко и правильно говорить)

Спросить у самих детей, как называется данное расположение слов (горизонталь)

- для подсказки можно использовать жест



- +озвучить признак (бесконечность)



+ быстро произносится

3. Определение темы






4. Определение цели, учебной задачи

У: Какое слово получилось по вертикали? Какую букву надо дописать?

Чему же будет посвящен наш урок?

-Действительно, мы продолжаем знакомиться и работать с творчеством Б. Заходера.


-Читаем тему.

У: а что же такое мы с вами вспоминали, разгадывая кроссворд?

Д: Малые жанры


У: А как же может быть связано творчество Заходера и малые жанры? Ваши предположения?

- Понаблюдать за поэзией Заходера, нет ли «схожести» с какими-либо видами малых жанров.





Разворачиваю мольберт (тема, портрет)



Раскрываю доску: карта темы «УНТ»

5. Физминутка.

* Откинувшись на спинку стула – вдох, наклонившись вперед – выдох. 5-6р

*И.п. – руки на пояс, повернуться направо, посмотрев на правый локоть, налево – на левый локоть. И.п. 4-5р.

Алгоритм работы (наблюдения)

У:Что сначала нам необходимо сделать?

*прочитать стихотворение

*поиск признаков жанра, задачи жанра

*вывод о виде жанра




Хоровое повторение

6.Работа в группах

1.Проговаривание алгоритма работы в группе:

*распределение ролей

*выполнение задания

*подготовка к выступлению ( репетиция)

*представление работы (презентация)

*анализ работы (рефлексия)

2 Распределение по группам ( с помощью цветных жетонов), пересадка

3.Раздача рабочих карт ( проговаривание задания, работы каждого участника группы)

Успехов!!!

4. Практическая работа (7мин)




Сделать акцент на этом этапе

7.Физминутка

У: Встали, построились по росту (внутри своей группы)…

А теперь по алфавиту по 1 букве имени

Выступление групп

1,5 мин

Рефлексия

Раздача бланков

8. Подведение итогов

У: что нового узнали о творчестве Заходера?

-некоторые стихи похожи на малые жанры по признакам, задачам. Автор наблюдал, знал задачи жанров, признаки. Народное и авторское творчество взаимосвязано.

9.Д\з

Что можем делать с малыми жанрами? (называем действия)

Давайте каждый сам определит свое Д\з

Привлечение карты темы «УНТ»

ПРИЛОЖЕНИЕ

КРОССВОРД

З

а

г

а

д

к

и







сказки

с

ч

и

т

А

л

к

и

Х

п

О

б

а

с

ё

н

к

и

Д

о

к

у

ч

н

ы

е

н

Е

б

ы

л

и

ц

ы

с

к

о

Р

о

г

о

в

о

р

к

КАРТА -СХЕМА   ТЕМЫ  «УНТ»

ГРУППА __

  1. Имя :_____________

    Наша группа работала с таким стихотворением:

  1. Имя: ______________

Мы выделили следующие признаки:

  1. смешным стихотворение делают последние слова
  1. развивает воображение
  2. весело учит отгадывать задуманное
  3. есть счёт, особые  слова _____________________
  4. построено в виде диалога
  5. учит незаметно чисто произносить слова, звуки
  6. весело учит различать действительное и небывалое
  7. помогает весело сосчитаться в игре
  8. повторяется бесконечно один и тот же сюжет  (всё начинается сначала…)

  1. Имя: _____________________

    Мы сделали вывод, что это стихотворение похоже на:

  1. пословицу
  2. побасёнку
  3. скороговорку
  4. считалку
  5. потешку
  6. загадку
  7. докучную сказку
  8. небылицу

ГРУППА __

 

                 д.       р.

Имя ______________        Я                МЫ

                                         

                                                            д.       р.

Имя ______________        Я                МЫ

                                         

                 д.       р.

Имя ______________        Я                МЫ

ЛИСА И КРОТ            

                         

                                                                                       Борис Заходер

-- Славный домик,

Милый Крот,

Только больно

Узкий вход!

--Вход, Лисичка,

В самый раз:

Он не впустит

В домик вас!

***

Борис Заходер

Тады-рады тынка –

Где же наша свинка?

Тады-рады толки:

Съели свинку волки!

Тады-рады тынкой –

Ты бы их дубинкой!

Тады-рады тутки:

С волком плохи шутки!

Тады-рады тышка –

Выходи, трусишка!

ЗАГАДОЧНЫЕ СТИХИ.

Борис Заходер

Очень-очень странный вид:

Речка

За окном – горит,

Чей-то дом

Хвостом виляет,

Пёсик

Из ружья стреляет,

Мальчик

Съел

Живую мышку,

Кот в очках

Читает книжку,

Старый дед

Клюёт зерно,

Воробей

Влетел в окно

Да как крикнет,

Вылетая:

- Вот что значит

Запятая!...

ПИРАТЫ

Борис Заходер

Шли

Из Африки

В Саратов

Семь

Отчаянных

Пиратов.

Не дошли

До Душанбе –

Видят надпись на столбе:

«Шли

Из Африки

В Саратов

Семь

Отчаянных

Пиратов.

Не дошли

До Душанбе –

Видят надпись на столбе:

«Шли

Из Африки

В Саратов

Семь

Отчаянных

Пиратов.

Не дошли

До Душанбе –

Видят надпись на столбе …»

И т.д. + и т.п.

(И те де плюс и те пе …)

УНТ

Сказки

МАЛЫЕ ЖАНРЫ

Небылицы

загадки

пословицы

скороговорки

считалки

докучные ск.

побасенки

читать

Учить наизусть

рассказывать

Рисо

вать

писать

приду

мывать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературного чтения в1 классе: сады поэзии: из чего растут стихи

Урок литературного чтения во втором классе. Развивающая система Л.В.Занкова...

Конспект урока литературного чтения "Знакомство с японской поэзией в жанре хокку"

Конспект урока, проведённого в 4 классе с групповыми формами работы....

Презентация к уроку литературного чтения "Школа 2100" 3 класс Б.Заходер "Вредный кот"

Данная презентация может быть использована как на уроке чтения, так и во внеклассной работе....

Урок литературное чтение в 1 классе ТЕМА: Б. ЗАХОДЕР «ПЕСЕНКИ ВИННИ-ПУХА»

Цели деятельности учителяСоздать условия для ознакомления с творчеством Б. Заходера; способствовать развитию речи, мышления, навыков чтенияТип урокаРешение частных задачПланируемыеобразовательныерезул...

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса. ПНШ. Борис Заходер «История гусеницы»; Л. Яхнин «Лесные жуки».

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса. ПНШ. Борис Заходер «История гусеницы»; Л. Яхнин «Лесные жуки»....

Конспект урока литературного чтения . Тема: Проект «Праздник поэзии»

Цели деятельности учителя: формирование полного представления о поэтах и их творчестве.Планируемые результаты: Предметные:- знать  биографию и интересные факты о поэтах;- уметь понимать смысл и г...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема:"Проект "Праздник поэзии""(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: рефлексия. Цель урока: создание условий для создания проекта, посвященного празднику поэзии.Задачи урокаДидактические:Формировать навык самостоятельно находить материал на заданную тем...