Главные вкладки

    Урок литературного чтения. Моя Вообразилия. Авторская поэзия Бориса Заходера.
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Васильева Надежда Валерьевна

    Сравнение авторской поэзии и малых жанров устного народного творчества.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Васильева Н.В.

    Урок: Литературное чтение.

    Класс: 2

    Тема:  Моя Вообразилия. Авторская поэзия Бориса Заходера.

    Цель: Сравнение авторской поэзии с малыми жанрами устного народного творчества, установление взаимосвязи

               Работа в группах ( акцент: учимся выступать, говорить полным ответом)

    Этап урока

    Ход урока

    Примечание

    1.Организационный момент

    «Ладонь, кулачок, ребро». Игра на концентрацию внимания.

    2.Актуализация

    У: Хочу предложить вам разгадать кроссворд. Все слова по горизонтали – жанры. По задаче жанра определить его вид.

    1.Жанр, который весело учит угадывать задуманное, развивает воображение.

    2.Задача этого жанра – помочь весело распределить роли в игре (сосчитаться)

    3.задача жанра – высмеять дурные черты характера или, наоборот, показать ум, смекалку, сообразительность.

    4.задача жанра – в шуточной форме ответить на надоедания детей


    5.задача этого жанра – развивать воображение, учит различать действительное и фантастическое ( реальное и небывалое)

    6.задача жанра – весело учит чистоте произношения ( четко и правильно говорить)

    Спросить у самих детей, как называется данное расположение слов (горизонталь)

    - для подсказки можно использовать жест



    - +озвучить признак (бесконечность)



    + быстро произносится

    3. Определение темы






    4. Определение цели, учебной задачи

    У: Какое слово получилось по вертикали? Какую букву надо дописать?

    Чему же будет посвящен наш урок?

    -Действительно, мы продолжаем знакомиться и работать с творчеством Б. Заходера.


    -Читаем тему.

    У: а что же такое мы с вами вспоминали, разгадывая кроссворд?

    Д: Малые жанры


    У: А как же может быть связано творчество Заходера и малые жанры? Ваши предположения?

    - Понаблюдать за поэзией Заходера, нет ли «схожести» с какими-либо видами малых жанров.





    Разворачиваю мольберт (тема, портрет)



    Раскрываю доску: карта темы «УНТ»

    5. Физминутка.

    * Откинувшись на спинку стула – вдох, наклонившись вперед – выдох. 5-6р

    *И.п. – руки на пояс, повернуться направо, посмотрев на правый локоть, налево – на левый локоть. И.п. 4-5р.

    Алгоритм работы (наблюдения)

    У:Что сначала нам необходимо сделать?

    *прочитать стихотворение

    *поиск признаков жанра, задачи жанра

    *вывод о виде жанра




    Хоровое повторение

    6.Работа в группах

    1.Проговаривание алгоритма работы в группе:

    *распределение ролей

    *выполнение задания

    *подготовка к выступлению ( репетиция)

    *представление работы (презентация)

    *анализ работы (рефлексия)

    2 Распределение по группам ( с помощью цветных жетонов), пересадка

    3.Раздача рабочих карт ( проговаривание задания, работы каждого участника группы)

    Успехов!!!

    4. Практическая работа (7мин)




    Сделать акцент на этом этапе

    7.Физминутка

    У: Встали, построились по росту (внутри своей группы)…

    А теперь по алфавиту по 1 букве имени

    Выступление групп

    1,5 мин

    Рефлексия

    Раздача бланков

    8. Подведение итогов

    У: что нового узнали о творчестве Заходера?

    -некоторые стихи похожи на малые жанры по признакам, задачам. Автор наблюдал, знал задачи жанров, признаки. Народное и авторское творчество взаимосвязано.

    9.Д\з

    Что можем делать с малыми жанрами? (называем действия)

    Давайте каждый сам определит свое Д\з

    Привлечение карты темы «УНТ»

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    КРОССВОРД

    З

    а

    г

    а

    д

    к

    и







    сказки

    с

    ч

    и

    т

    А

    л

    к

    и

    Х

    п

    О

    б

    а

    с

    ё

    н

    к

    и

    Д

    о

    к

    у

    ч

    н

    ы

    е

    н

    Е

    б

    ы

    л

    и

    ц

    ы

    с

    к

    о

    Р

    о

    г

    о

    в

    о

    р

    к

    КАРТА -СХЕМА   ТЕМЫ  «УНТ»

    ГРУППА __

    1. Имя :_____________

        Наша группа работала с таким стихотворением:

    1. Имя: ______________

    Мы выделили следующие признаки:

    1. смешным стихотворение делают последние слова
    1. развивает воображение
    2. весело учит отгадывать задуманное
    3. есть счёт, особые  слова _____________________
    4. построено в виде диалога
    5. учит незаметно чисто произносить слова, звуки
    6. весело учит различать действительное и небывалое
    7. помогает весело сосчитаться в игре
    8. повторяется бесконечно один и тот же сюжет  (всё начинается сначала…)

    1. Имя: _____________________

        Мы сделали вывод, что это стихотворение похоже на:

    1. пословицу
    2. побасёнку
    3. скороговорку
    4. считалку
    5. потешку
    6. загадку
    7. докучную сказку
    8. небылицу

    ГРУППА __

     

                     д.       р.

    Имя ______________        Я                МЫ

                                             

                                                                д.       р.

    Имя ______________        Я                МЫ

                                             

                     д.       р.

    Имя ______________        Я                МЫ

    ЛИСА И КРОТ            

                             

                                                                                           Борис Заходер

    -- Славный домик,

    Милый Крот,

    Только больно

    Узкий вход!

    --Вход, Лисичка,

    В самый раз:

    Он не впустит

    В домик вас!

    ***

    Борис Заходер

    Тады-рады тынка –

    Где же наша свинка?

    Тады-рады толки:

    Съели свинку волки!

    Тады-рады тынкой –

    Ты бы их дубинкой!

    Тады-рады тутки:

    С волком плохи шутки!

    Тады-рады тышка –

    Выходи, трусишка!

    ЗАГАДОЧНЫЕ СТИХИ.

    Борис Заходер

    Очень-очень странный вид:

    Речка

    За окном – горит,

    Чей-то дом

    Хвостом виляет,

    Пёсик

    Из ружья стреляет,

    Мальчик

    Съел

    Живую мышку,

    Кот в очках

    Читает книжку,

    Старый дед

    Клюёт зерно,

    Воробей

    Влетел в окно

    Да как крикнет,

    Вылетая:

    - Вот что значит

    Запятая!...

    ПИРАТЫ

    Борис Заходер

    Шли

    Из Африки

    В Саратов

    Семь

    Отчаянных

    Пиратов.

    Не дошли

    До Душанбе –

    Видят надпись на столбе:

    «Шли

    Из Африки

    В Саратов

    Семь

    Отчаянных

    Пиратов.

    Не дошли

    До Душанбе –

    Видят надпись на столбе:

    «Шли

    Из Африки

    В Саратов

    Семь

    Отчаянных

    Пиратов.

    Не дошли

    До Душанбе –

    Видят надпись на столбе …»

    И т.д. + и т.п.

    (И те де плюс и те пе …)

    УНТ

    Сказки

    МАЛЫЕ ЖАНРЫ

    Небылицы

    загадки

    пословицы

    скороговорки

    считалки

    докучные ск.

    побасенки

    читать

    Учить наизусть

    рассказывать

    Рисо

    вать

    писать

    приду

    мывать


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация

    Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация...

    конспект урока литературного чтения в1 классе: сады поэзии: из чего растут стихи

    Урок литературного чтения во втором классе. Развивающая система Л.В.Занкова...

    Конспект урока литературного чтения "Знакомство с японской поэзией в жанре хокку"

    Конспект урока, проведённого в 4 классе с групповыми формами работы....

    Презентация к уроку литературного чтения "Школа 2100" 3 класс Б.Заходер "Вредный кот"

    Данная презентация может быть использована как на уроке чтения, так и во внеклассной работе....

    Урок литературное чтение в 1 классе ТЕМА: Б. ЗАХОДЕР «ПЕСЕНКИ ВИННИ-ПУХА»

    Цели деятельности учителяСоздать условия для ознакомления с творчеством Б. Заходера; способствовать развитию речи, мышления, навыков чтенияТип урокаРешение частных задачПланируемыеобразовательныерезул...

    Конспект урока по литературному чтению для 3 класса. ПНШ. Борис Заходер «История гусеницы»; Л. Яхнин «Лесные жуки».

    Конспект урока по литературному чтению для 3 класса. ПНШ. Борис Заходер «История гусеницы»; Л. Яхнин «Лесные жуки»....

    Конспект урока литературного чтения . Тема: Проект «Праздник поэзии»

    Цели деятельности учителя: формирование полного представления о поэтах и их творчестве.Планируемые результаты: Предметные:- знать  биографию и интересные факты о поэтах;- уметь понимать смысл и г...