Классный час "Чего в другом не любишь, того и сам не делай"
классный час (2 класс) на тему

Матвеева Галина Евгеньевна

Каждый человек уникален и неповторим. Наш разговор сегодня о том, главном, что присуще каждому из нас – о наших душевных качествах, о нашем душевном мире. Мы будем говорить о человеке, как о личности, а понятие “личность” очень много значимое слово. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему "Чего в другом не любишь, того и сам не делай"


Что такое человек, знают, конечно все. Правда, ни наука, ни философия, ни религия – не могут полностью постичь смысл этого понятия. Ибо человек – это огромный, наверное, даже бесконечный мир, уникальное во многом загадочное творение Вселенной.

Каждый человек уникален и неповторим. Наш разговор сегодня о том, главном, что присуще каждому из нас – о наших душевных качествах, о нашем душевном мире. Мы будем говорить о человеке, как о личности, а понятие “личность” очень много значимое слово. Речь пойдет в первую очередь о душевных переживаниях человека, его поведении: в частности – что мы любим, что ценим, как относимся к другим людям, способны ли помочь сделать доброе дело, уметь твердо держать слово. Очень важно иметь свое личное мнение и мужество открыто его выразить и защитить, самостоятельно принять решение и главное уметь отвечать за свои поступки.

Очень выразительно определял личность великий немецкий философ Иммануил Кант: “Это способность человека быть господином самому себе, благодаря добровольно выбранным твердым принципам”.

Что значит – быть господином самому себе? Скорей всего подразумевается то, что мы называем “Иметь характер” – умение быть человеком независимым, самостоятельным, решительным, инициативным, иметь достоинство, быть свободным от диктата других людей, а все это достигается в процессе воспитания и самовоспитания.

Но всего этого ещё мало, чтобы считаться личностью. Личность должна иметь твердые принципы. А к твердым принципам всегда относили моральные и гражданские качества человека – честность и порядочность, совесть и ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости.

Как мы видим, личность основывается на морали, на моральных принципах.

Что такое мораль? Зачем она нужна человеку?

Слово мораль пришло к нам из французского языка (morale – нравственность), а во Францию это слово пришло из Древнего Рима (лат.moralis – нравственный), но само понятие о морали, т.е. определенные правила поведения человека среди людей, существовало задолго до появления слова “мораль”. Мораль определяется еще как общепринятое понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Есть ученые, которые считают, что нравственность бывает добрая, положительная и злая, отрицательная (как бывают поступки добрые и злые). Добрая мораль противостоит злой морали. У доброй морали доброе сердце, в ней проявляется забота не только о себе, но и о других. Народная мудрость гласит: мораль начинается там, где один человек позаботился о другом человеке. Это сказано. Конечно, о доброй морали. Добрая мораль созидательна: она строит мир, соединяет людей.

Злая мораль – это мораль эгоистическая, себялюбивая, утверждающая свою исключительность: только я, только для себя, а остальное – “гори ясным огнем”, “мне все до лампочки”, “моя хата с краю”. Злая мораль – это когда человек утверждает: я лучше и важнее всех. Самое страшное последствие злой морали в том, сто она ведет к разрушению, вражде, разделяет людей.

Однако не следует думать, что одним людям суждено поступать только в соответствии с доброй моралью, а другим в соответствии со злой. Нет, все гораздо сложнее.

В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом – дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет. О чем говорит поверье? О том, что добро и зло могут угнездиться в одном и том же человеческом сердце.

Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться его, то есть встать на позицию доброй морали. Правда, для этого человеку необходимо постоянно вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с доброй моралью, а это нелегко, но именно в такой работе над собой многие ученые и философы видят смысл человеческой жизни.

Все наши поступки имеют определенные последствия. Есть такая философская притча о старательном дровосеке. Он честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только от него скрывали, что хворост идет на костры инквизиции, где сжигали людей.

О чем тут идет речь? Конечно, не просто раскрыть смысл философской притчи. Я думаю, в ней говорится о том, что человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получиться в результате – добро или зло.

Потому что, даже, если мы хорошо зарабатываем, но при этом не задумываемся о смысле своей деятельности, её общественных результатах, последствиях, мы можем попасть в положение бездумного дровосека, ставшего игрушкой в руках зла и волей-неволей помогавшего творить преступление.

И ещё: где гарантия, что однажды и сам дровосек не станет жертвой зла и не попадет в тот самый костер? А дрова для костра будет заготавливать другой наивный дровосек.

Следовательно, на каждом из нас – хотим этого или не хотим – всегда лежит ответственность за общественные результаты наших поступков. Нужно предвидеть и уметь отвечать за них. Есть разные виды ответственности, но самая главная ответственность – моральная, ответственность перед своей собственной совестью.

С неё начинается личность, гражданин, по-настоящему свободный человек – господин самому себе, который не поступится твердыми принципами доброй морали. Вопросы морали являются вечными, ведь каждый из нас – хочет или не хочет он этого включен в философский поиск.

Существует ли в этом вечном поиске какой-нибудь положительный, добрый, хороший образец. На который человек мог постоянно, надежно ориентироваться, выбирая свой моральный путь, свою линию поведения.

Да, конечно, есть фундаментальные моральные правила: не делай другому того, чего не желаешь сам (золотое правило морали), почитай старших, не убивай, не развратничай, не воруй, не лги, не завидуй, не посягай на чужое.

Люди всегда осуждали злобность, подлость, предательство, жестокость, воровство, ложь, клевету. Но ценили – доброту, мужество, честность, самообладание, скромность.

Тысячелетия назад открыли люди, что самая высшая моральная ценность – это любовь к ближнему, к человеку. Это значит, что нужно стремиться к миру и братству. Нужно быть милосердным и великодушным. Нужно уметь терпеливо относиться к недостаткам других людей, уметь прощать, жертвуя подчас и своими интересами. В этом и проявляется любовь, любовь к человеку.

Отражение общечеловеческих ценностей вы найдете во всех религиях мира – у христиан в священной книге Библии, в Десяти заповедях; у иудеев в священной книге Торе; у мусульман в священной книге Коране; в древних индийских, китайских, буддийских верованиях.

В XVIII веке известный великий немецкий ученый Кант, изучив историю морали, кратко сформулировал требования морали. оно звучит примерно так: поступайте так, чтобы твои действия могли стать образцом для всех, всеобщим моральным законом.

К стыду и правде должны быть причастны все. Мы несем ответственность за свои поступки. И нам нужно знать, что считать для себя надежным образом.

Твердые принципы личности – это и есть общечеловеческие ценности доброй морали. Её узнать легко, потому что главное в ней любовь и уважение к человеку.

В настоящее время вы переживаете трудное, но прекрасное время – становление личности. В вашем характере закладывается мораль, те правила, о которых мы говорили и только от вас самих зависит какая она у вас вырастет на всю жизнь – добрая или злая, все в вашей воле и в ваших руках.

И напоследок обсудим несколько примеров:

1. Вспомним ещё одну древнюю притчу. Однажды Бог встретил Человека и сказал ему: “Проси у меня все что хочешь, только помни, что твоему соседу я дам вдвое больше”. Человек надолго задумался, а потом сказа: “Господи, выколи мне один глаз”. Как вы оцениваете моральную позицию этого человека?

2. У мудреца спросили: “Какая жизнь самая лучшая?” он ответил: “Когда мы не делаем того, что осуждаем в других”. Объяснимте это высказывание с точки зрения морали.

- Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Я люблю, ты любишь, мы любим."

Методическая разработка посвящена праздникам католического (День Святого Валентина)  и православного мира (День памяти святых Петра и Февронии)....

Сценарий нравственного классного часа "Я люблю, ты любишь, мы любим"

На классном часе обсуждали с ребятами о значении любви в жизни человека, о том, как завоевать любовь родителей....

Классный час "Чего себе не хочешь, того и другим не делай"

Цель: воспитание нравственности и привитие навыков культуры поведения.Задачи: показать детям возможные варианты культурных поступков; побуждать к доброжелательному отношению, к правильному осознанию с...

Классный час на тему: "Чего в другом не любишь, того и сам не делай"

Цели деятельности учителя: формировать понятие о правильных взаимоотношениях в социуме.Планируемые результаты:Предметные: -Вырабатывать навыки культурного поведения.-прививать этические нормы.-научить...

Классный час "Дарите друг другу добро"

Цель: формировать у учащихся понимание важности доброго отношения к окружающим людям. Задачи: воспитывать у учащихся нравственные качества:  уважительное       отношение ...

конспект классного часа "Чего в другом не любишь, того и сам не делай" (2 класс)

Тема: Чего в другом не любишь, того и сам не делайЦели: формировать понятие о правильных взаимоотношениях в социуме.Оборудование: учебная презентация, памятка, карточки с заданиями....

Классный час "Уважение друг к другу"

Данное мероприятие предназначено для сплочения детского коллектива...