Мастер-класс на тему "Край мой родной"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Калугина Светлана Анатольевна

Актуальность выбранной темы обусловлена потребностью современного человека в воспитании духовно-нравственной, патриотически-ориентированной, толерантной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_meropriyatiya.doc249.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

Внеклассное мероприятие с элементами мастер-класса

"Край ты мой родной – земля Лямбирская"

 

 

        

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Калугина С.А.

2017год

Тема: "Край ты мой родной – земля лямбирская"

Цели:

  • расширить  представление обучающихся  о своей малой Родине, родном крае;
  • углубить  знания о культуре,  исторических традициях, обычаях народов Лямбирского района;
  • познакомить с костюмами и фольклором  народов;
  • формирование толерантности, уважения к людям разных национальностей;
  • формирования чувства патриотизма к своему краю, чувства ответственности за его настоящее и будущее;
  • создать атмосферу праздника и добра.

Задачи: 

  • совершенствовать навыки работы в группах умение видеть, слышать партнера по общению;
  • закреплять умение работать в диалоговом режиме;

Актуальность выбранной темы: обусловлена потребностью современного общества в воспитании духовно-нравственной, социально-активной, патриотически-ориентированной, толерантной личности. 

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук,  электронная презентация,  национальные костюмы (русский, татарский, мордовский), карточки с заданиями.

Организация рабочего пространства:

  • индивидуальная,
  • групповая,
  • фронтальная,
  • мастер-класс.

Формы организации:

  • групповая деятельность;
  • игровые упражнения;
  • обобщающая  беседа

Методы:

  • игровые ситуации;
  • проблемные вопросы;
  • наблюдения;
  • беседы

Ход занятия.

I.Вступительная часть:

  1. Видеоролик о Мордовии
  2. Звучит стих. З. Силкиной «Мы все родились в России»

 Мы все родились в России
 Для нас нет отчизны милей.
 И эти просторы степные,
 Раздолье лесов и полей.
   
 Как много же нас у России,
 Народов и разных племён,
 Живущих под небом синим,
 Кто дружбой единой силён.

      Учитель: Ребята, наше мероприятие мы открыли просмотром видеоролика  и словами  стихотворения поэтессы. Проглядев видеоролик  и прослушав стихотворение, ответьте на вопрос:  чему будет посвящено наше мероприятие? (ответы детей)

   Учитель:    Правильно,  нашему родному краю,  дружбе народов.

У каждого человека есть своя малая  родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Ведь мы хотим быть настоящими патриотами, любить и уважать свой родной край и знать о нем как можно больше.  Тема нашего мероприятия - "Край ты мой родной – земля Лямбирская" СЛАЙД

Сегодня вам предоставляется  возможность  рассказать о своей малой родине,  о народах, проживающих на территории Лямбирского района, узнать об особенностях  их национальной культуры,  их праздниках , традициях.

Перед нами дружная команда знатоков родного края  и 4 испытания. За каждый правильный ответ  вы получаете конверт  (элемент картины Герба нашего района).

Испытание 1. «Население»

  -  Республика Мордовия   является одной из многонациональных регионов нашей страны. В Мордовии живут русские, мордва и другие народы. А какие  народы проживают на территории Лямбирского района? (татары, мордва, русские, ). (за правильный ответ выдается конверт).

Многонациональность нашего края связана с историей  его освоения и его заселения. Татары проживают со времен Золотой орды. Освобождение русских крестьян от крепостной зависимости в 19 в. привело многих из них в Поволжье. Начало истории мордовского народа относится к эпохе мезолита.

Испытание 2.Традиции. Национальные костюмы

- А сейчас  я объявляю второе испытание.

 Национальная одежда – это книга, из которой можно много узнать о традициях и обычаях своего народа. Исторический костюм связан с религиозными представлениями, обрядовой традицией. Одежда служила не только защитой от непогоды, но и украшением. (Демонстрация слайдов)

Татарский женский костюм состоит из длинной  рубахи - кульмэк с длинными рукавами . Низ рубахи и рукава украшались воланами. Женщины поверх рубахи надевали безрукавку  из цветного или однотонного бархата, а борта и низ безрукавки были украшены золотой тесьмой или мехом. Главным элементом национального костюма являлся головной убор – калфак.

Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой. Женская одежда состояла из длинной рубашки с рукавами. Поверх неё надевали сарафан, девушки могли ходить с открытой головой. Они заплетали одну косу и украшали голову плотной лентой, обручем или венцом. В будни вместо парадного кокошника обычно надевали скромный повойник.

В национальном мордовском женском костюме  основой имел панар – длинная рубаха. Она была щедро украшена вышивкой и подпоясывалась. Обычно пояс был изготовлен из натуральной шерсти и имел по концам кисти. Сверху панара женщины надевали передник и набедренную повязку – пулай.  У девушек самым распространенным видом головного убора была налобная повязка в виде обруча из луба или картона, обтянутая тканью и украшенная вышивкой, бисером.

Учитель: надеемся, что вы внимательно слушали рассказы о национальной одежде. Перед вами карточка с неверным описанием народного костюма. Ваша задача, найти лишнее и вычеркнуть и определить, какой народный костюм описан в задании. (Приложение1)

 (за правильно выполненное задание команда  получает конверт).

Испытание 3. «Национальные блюда»

Учитель: Говоря о народе, нельзя забывать о национальной кухне. Одно из оригинальных блюд татарского народа —чак-чак является обязательным свадебным угощением. Своеобразную группу печеных изделий составляют перемячи.

В старые времена их делали с начинкой из мелко нарезанного вареного мяса, пекли в духовой печи (как ватрушки) и подавали к завтраку с крепким бульоном.

Каша - одно из наиболее распространённых и популярных блюд русской кухни. Пироги занимают на русском столе видное и притом всегда почетное место.

Мордовская кухня во многом напоминает русскую: щи со свежей капустой, каши, картофель. Центральное место в национальной кухне занимают мордовские блины.

- Перед вами филфорд. Вы должны найти  блюда и назвать, к какой национальной кухне они относятся. ( Приложение 2)

 (За правильный ответ команда в этом конкурсе получает конверт).

Испытание 4. Праздники.

Учитель:И вот, наконец, мы подошли к финалу. А поговорим мы о культуре нашего многонационального народа.

Вашим домашним заданием было узнать, какие праздники и обряды празднуют народности нашей республики и нашего района?

(Выступление команды (Приложение 3)

Учитель:А теперь пришло время подвести итоги. Группа в течение всего мероприятия за правильные ответы получала конверты. Но это не просто конверты, а элементы  Герба Лямбирского района. Сейчас вам предстоит из полученных элементов собрать Герб нашего района. Посмотрим насколько это вам удалось. (собирают герб Лямб. р-на)

(Учащиеся собирают и демонстрируют Герб района.)

-  Изучив некоторые особенности  культуры, традиций, быта народов проживающих на территории Мордовии , мы уверенно можем сказать, что у каждого народа,  конечно, есть свои национальные особенности, но и много общего у всех народов и делить нам нечего, и родина у нас одна.И мы должны с уважением относиться к традициям, обычаям нашего народа, не смотря на то, к какой национальности он принадлежит.

А сейчас  скажите, что нового и интересного вы узнали на сегодняшнем занятии?

А закончить нашу встречу мне хотелось бы такими строчками:

 Пусть все мы по-разному песни поем,

Но все мы мечтаем лишь об одном

Пусть будет мир в нашем доме родном!

Приложение 1

Карточка

Этот  женский костюм состоит из длинной  рубахи – панар с длинными рукавами . Низ рубахи и рукава украшались воланами. Сверху  женщины надевали передник и набедренную повязку – пулай, также безрукавку  из цветного или однотонного бархата, а борта и низ безрукавки были украшены золотой тесьмой или мехом.Главным элементом этого национального костюма являлся головной убор – калфак. (Татарский костюм)

Приложение 2.

о

ы

р

ч

а

п

п

и

р

о

з

м

 а

ц

к

с

ъ

д

а

г

к

о

к

а

ч

ы

ж

п

р

и

в

л

ш

в

о

ы

э

ы

р

е

п

с

щ

х

у

п

п

а

к

ю

ф

а

з

а

й

в

у

ш

м

е

ц

р

б

л

и

н

ы

а

ф

п

н

е

у

ы

ы

р

й

р

м

у

ф

т

а

к

к

л

а

и

т

е

а

к

а

й

р

х

т

в

к

о

Приложение 3.

1.Самым любимым праздником  мордвы, впрочем, как и других народов, было Крещение. На этот праздник совершали семейное моление Алашань озкс. Пекли коньки, фигурки животных из теста. Кроме того, на Крещение святили воду, катались на лошадях по улицам и вокруг села.

2. Традиционный праздник татарского народа  Сабантуй – означает «Праздник Плуга». Раньше он праздновался перед началом весенних полевых работ, в апреле, сейчас сабантуй устраивают в июне – по окончании сева.

3. Один из любимых праздников русского народа-это масленица. До наших дней сохранилась традиция печь блины – круглые, желтые и горячие, как солнце. На масленицу принято устраивать катания на конных упряжках и                                                                                                                                                      санях с ледяных гор, кулачные бои, сжигать соломенную куклу, тем самым, прощаться с зимой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер – класс «Родного края разноцветье»

мастер-класс направлен на гражданско-патриотическое воспитание младших школьников...

Мастер –класс урок – проект «СОХРАНИМ РОДНУЮ ЗЕМЛЮ»

УРОК – ПРОЕКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.СОХРАНИМ РОДНУЮ ЗЕМЛЮ. Цель и задачи: рассмотреть причины загрязнения окружающей среды; учить бережно относиться к окружающей природе; развивать мышление, воображе...

Заявка на участника направления « Всероссийский мастер-класс учителей родного, в том числе русского языка – 2021»

В этом м атериале имеются следующие документы:1. Завка на участие2. Соглашение на ОПД3. Заявление4. Характеристика3. Копии паспорта и диплома4. Эссе (на тувинском и русском языках)...

Материалы конкурса "Всероссийский мастер-класс учителей родного, в том числе русского языка - 2023"

Разработка урока "Кым? чуу? деп айтырыгларга харыылаттынар сѳстер. Чүве ады."Разработка урока "Проверяемые и проверочные слова".Эссе "Мои педагогические находки".Фрагмент...

Конспект урока по изобразительному искусству «Пейзаж родной земли. Природные зоны России.» мастер -класс 4 классы

Данный урок был разработан с целью подготовки учащихся к ВПР по окружающему миру, расширению и углублению знаний о природных зонах России ,знаний о родном крае, Государственных символах России, а...