Внеклассное мероприятие "Колядки Матушки Зимы"
методическая разработка на тему

Подколзина Наталья Алексеевна

Сценарий внеклассного мероприятия среди обучающихся 1-4 классов "Колядки Матушки Зимы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolyadki_matushki_zimy.docx35.82 КБ

Предварительный просмотр:

КОЛЯДКИ МАТУШКИ ЗИМЫ.

Новогодняя песня.

 Песня-колядка №1:

«Коляда, Коляда, накануне Рождества

Везде поспевай, с Новым годом поздравляй!

А вы, люди, знайте столы застилайте,

Коляду встречайте!»

Праздник начинается!

Гости наши дорогие,

Пожилые и молодые!

Собрались мы с вами для беседушки,

Собрались мы с вами для забавушки.

Как когда-то наши прадедушки,

Ну а с ними наши прабабушки.

Приходили на весёлые святки,

На песни всем миром да загадки.

А что такое святки?

Праздник этот самый длинный,

Он весёлый и старинный.

Наши предки пили, ели

Веселились две недели.

От рождества и до крещения

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в святки.

Наряжались и шутили.

Праздник знали и любили.

Так давайте же сейчас.

Встретим мы его у нас.

Зимний морозный вечер на селе. В глубине сцены виден дом Хозяина. На сцену выходят группа ребят – колядовщиков.  Некоторые из них в костюмах – ряженные. Раздаются шутки, смех. Одна группа детей запевает.

Колядовщики:

Здравствуйте хозяин с хозяюшкой.

С праздником! С Новым годом, со всем родом!

Открывайте сундучок – подавайте пятачок.

        Коляда

Хозяин. 
Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны. 

Хозяин (хозяйке): учителя

Вставай, Марьюшка. Вставай Барыня моя.

К тебе гости пришли, дорогие пришли.

Тебе гость почёт, а мне честь воздаёт!

Хозяйка:

Здравствуйте люди добрые.

Вот вам угощение,

Сыр да печенье.

Прянички, конфетки,

Кушайте детки.

Хозяин (хозяйке):

Славно хвалили, мать.

Надо одарить, подать!

Давай пирога, дочка,

Подай кваса бочку, курочку с хохолком

Петушка с гребешком,

Да денежку с орлом.

Хозяйка:

 Иду! Иду!

Открываю сундучок –

Подаю пятачок!

Вот пряник да блин,

А вот сала клин!

Пироги да квас –

Вам от нас!

Колядующие:

А не порадовать ли нам хозяев весёлым представлением?

Разыгрывается сценка девочка и мальчик в масках козы и медведя.

Коза:    

А ну Топтыгин шаркни ножкой.

Повесели гостей немножко.

Медведь:

Давай коза  покажем.

Как мы лихо пляшем.                                              Танцуют деревенскую кадриль.

Коза:

Выходи плясать медведь, Ох, топни нога,

Я частушку буду петь,                                                  Топни правенькая!

Мы частушку пропоём,                                               Ох,  и лихо я пляшу,

А потом плясать пойдём.                                            Хоть и маленькая!

Медведь:

Ты когда поёшь коза,

Не закатывай глаза.

Петь ты не умеешь.

Не поёшь, а блеешь.

Коза:

А ты, Мишенька, медведь.

Сам-то не умеешь петь.

Ты тугой на ухо,

Ни голоса, ни слуха.

Медведь:

Ах, коза ты козочка.

Серенькая розочка.

Хватит нам браниться.

Давай с тобой мириться.

Коза:

Ах, мой Миша, дорогой.

Не ругались мы с тобой.

Мы с тобой шутили,

Народ повеселили.

Ведущий: Медведь с Козою забавлялись, 
Друг на друга удивлялись. 
С того раза подружились, 
Музыке и пляске вместе научились. 
Пошли в услуженье к хозяину жить, 
Играть, плясать да народ веселить.

Колядующие.

Сыновьям, дочерям барышням!

Жить всем вместе, лет по двести.

Чтоб у вас поле зеленело

И скотина не болела!

Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша — девочка с большой кошелкой в руках — принимает дары. Колядующие славят хозяев.

Колядка.

учитель

Ведущая. 
Вот и матушка-зима пришла. 
Растворяй-ка ворота! 
Пришла и коляда, да из Новгорода. 


Дети идут цепочкой за ведущим и поют. 
Пришла коляда накануне Рождества. 
Мы ходили, мы искали коляду святу. 
Мы нашли коляду у Николина двора. 
Николин двор — железный тын, 
Посреди двора три терема стоят. 
Во первом терему — красно солнышко, 
Во втором терему — светел месяц, 
Во третьем терему — часты звездочки. 
Красно солнышко — то хозяюшка, 
Светел месяц — то хозяин тут, 
Часты звездочки — малы детушки. 

Ведущая. 
Пойдем к Ольге Николаевне колядовать. 
Все идут к другому двору с песней "Овсень, овсень".

(поют колядку №2) «Авсень, Авсень – ты гулял по всем

По улочкам, по закоулочкам.

Кому песни поём – тому сбудется,

Тому сбудется, да не минуется!»

(говорком)    Есть кто в этом дому?

Выходи встречать Коляду!

2 КЛАСС

Сеем,веем досеваем    

С новым годом поздравляем

Счастье буде вам горой

Урожая воз большой

Уродись у вас овёс

Чтобы на два метра рос.

Уродись у вас пшеничка.

И горох и чечевичка.

Чтоб гостей невпроворот

Было в доме целый год!

На столе всегда пирог.

Лёгких, лёгких вам дорог!


1-й ребенок. 
Дай Бог тому, 
Кто в этом дому! 

2-й ребенок. 
Вам и плюшек с творогом. 

Все. 
И детишек полный дом. 
Красно солнышко — то хозяюшка, 
Светел месяц — то хозяин тут, 
Часты звездочки — малы детушки. 




На стук выходит Ольга Николаевна

Хозяин. 
Здравствуйте, люди добрые, 
Вот вам угощение — 
Сыр да печенье. 

Пряники, конфетки 
Кушайте, детки! 

Колядовщики берут все, укладывают в мешок. 

Колядовщики. 
Спасибо, хозяин с хозяюшкой, 
С праздником вас, с рублем и полтинничком. 
Вам на потешки, нам на орешки. 

1-й ребенок. 
Ольге Николаевне житья сто лет! 

2-й ребенок. 
Ее мужу — всегда здравьице! 

3-й ребенок. 
И всем деточкам: 
Сыновьям, дочерям-барышням! 

Все. 
Жить всем вместе лет до двести! 
Чтоб у вас поле зеленело, 
И скотина не болела! 
 
Уходим колядовать

Ведущая
Как Христово Рождество 
Подкатилось под окно. 
Наша-то колядка 
Не мала, не велика. 
Под окошком шьет, 
Пирожки подает. 
Тут в хозяйском домку 
Дадут оладью в медку. 

1-й колядовщик (говорком). 
Кто даст пирога — 
Тому рожь густа, 
С зернышка пирог, 
С полузернышка — блинок. 

2-й колядовщик (выкрикивает). 
Кто даст пирога, — 
Тому двор живота, 
Овин с овсом, 
Жеребца с хвостом. 

3-й колядовщик. 
Кто не даст пирога — 
Тому куричья нога, 
Да лопата, корова горбата. 
Чем вы нас, девушки, одарите? 
(Спрашивают по очереди). 
Денег мешок или каши горшок? 
Кувшин молока или кусок пирога? 
Копеечки на конфеточки 
Или гривенники на пряники? 

Ведущий
А вы хитрые, ребятки, 
Отгадайте-ка загадки! 
(Девушки наперебой загадывают загадки). 

Спереди пятачок, 
Сзади крючок, 
Посередине спинка, 
На спинке — щетинка. 
(Колядующие отгадывают: поросенок). 

Не всадник, а со шпорами, 
Не сторож, а всех будит. 
(Колядующие снова угадывают: петух). 

Маленький мальчишка 
В сером армячишке 
По полю кочует, 
Коноплю ворует! 
По дворам летает, 
Крохи собирает! 
(Колядующие задумываются… Воробей)! 

Колядующие. 
А теперь от нас загадка, 
Вы скажите нам отгадку. 
Не отгадаешь — по прянику дашь. 
Горбатый кот 
Девкам плечи трет. 
С самого утра 
Пошел со двора, 
На берегу валялся, 
А в воде не купался! 
(Коромысло). 

Девушки ответить затрудняются. 

В лесу тук-тук, 
В избе ляп-ляп, 
В руках дзынь-дзынь, 
На полу — топ-топ. 
(Девушки отвечают: "Балалайка").


Зверь мохнатый любит мёд.
Если что-то не поймёт,
Может дико зареветь,
Потому что он – (Медведь)



Даёт молоко нам, хотя не корова,
Шерстью своею делиться готова. 
Она непоседа и егоза...
Как называем её мы? ...(Коза)

Без коня и без гитары
Он не дня не проведёт
Отгадайте кто же это
У костра всегда поёт?... (Цыган)

 

Ну, хватит, ребятушки. Полный мешок наколядовали! Пойдемте к тете Арине в избу погреться. 

Будем вечер коротать, песни петь да ИГРАТЬ. 


Кто на горке, на горе, 
На широком на дворе? 
Кто на лыжах, 
Кто повыше, 
Кто с разбегу, 
Кто по льду, 
Кто по снегу, 
С горки — ух! 
На горку — ух! 
Бух! Захватывает дух! 

Девочки собираются в кружок, шепчутся, потом разбегаются и объявляют: "Частушки". 
Заиграй-ка, балалайка, 
Балалайка — три струны! 
Подпевайте, не зевайте, 
Выходите, плясуны. 

Эй, топни, нога, 
Топни, правенькая. 
Я плясать пойду, 
Хоть и маленькая! 

Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася, 
А гармошка заиграла — 
Я не удержалася! 

По деревне я шла 
И Ванюшу видела, 
Под кустом сидел и плакал — 
Курица обидела! 

Я маленькая девочка, 
Я в школу не хожу, 
Купите мне сандалики, 
Я замуж выхожу. 

Эх, топну ногой 
Да притопну другой, 
Устоять не могу, 
Вот характер какой! 

Мы всегда везде такие — 
Утром, вечером и днем, 
Потому что мы частушки 
Развеселые поем. 

Раздайся, народ, 
Меня пляска берет; 
Пойду, попляшу, 
Себя людям покажу. 

На столе стоит стакан, 
А в стакане — тесто; 
До свиданья, папа с мамой, 
Я уже невеста. 

У частушки есть начало, 
У частушки есть конец, 
Кто частушки наши слушал, 
Прямо скажем — молодец! 

Во время частушек мальчики играют на трещотках, ложках, других ударных инструментах, а девочки помахивают платочками. 


Ведущий: Ребята, у вас сегодня хорошее настроение Я думаю, оно будет еще лучше после игры «Веселая минутка»

Ведущий: На каждый мой вопрос надо всем дружно ответить: «Вот так!» и повторить жест за мной. Попробуем. 
Как живешь? 
Как идешь?
А бежишь?
Ночью спишь?
Как берешь? 
Как даешь?
Как шалишь?
А грозишь?
Ну, а дразнишь как?



Хороводная игра «Затейники».
Цели: 1. Обучение детей различным танцевальным движениям
2. Воспитание внимательности.
Содержание: Дети стоят по кругу, в центре затейник. Дети идут по кругу со словами:
«Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте
Дружно вместе
Сделаем вот так»
Дети останавливаются, затейник показывает движения. Дети повторяют его, затейник меняется. Правило: движения не должны повторяться.

Коза: Я принесла вам интересную игру, она про сказки, называется «Добавлялки». Будете со мной играть? (Дети отвечают.)

Ок-ок-ок – покатился ... (колобок)!
Су-су-су – петушок прогнал... (лису)!
Цо-цо-цо – снесла курочка... (яйцо)!
Ят-ят-ят – серый волк не съел... (козлят)!
А'на-а'на-а'на – несут лебеди... (Ивана)!
Йок-йок-йок – не садись на… (пенек)!

                                                         Игра метелица.

«Метелица». 

Для этой игры дети должны разбиться по парам. Из пар образуют круг. 
Игрокам в каждой паре нужно сцепиться руками под локоть, встав, таким образом, друг к другу боком. 

Затем пары поочередно начинают кружиться под песню: 

Метелица, метелица, 
Снег по полю стелется! 
Кто кружится, вертится - 
Тот заметелится! 

Песня повторяется до тех пор, пока 
играющие кружатся. 
Пара, которая дольше всех кружилась, побеждает. 

игры эстафеты

  1. «Добежать в валенке»
    Конкурс «Валенки».
    Каждый участник команды, по сигналу ведущего надевает на ноги валенки, бежит в них до ёлочки и обратно, передаёт эстафету следующему участнику команды. Конкурс продолжается, пока вся команда не пробежит. Побеждает та команда, которая была первой.

  1. «ЗАБИТЬ СНЕЖКИ»
  2. ДОБЕЖАТЬ В МЕШКЕ»
  3. «ЗАБИТЬ ГОЛ»

    1-й ребенок. 
    Всем людям добрым 
    Желаем добра, золота, серебра! 

    2-й ребенок. 
    Пышных пирогов, 
    Мягоньких блинов! 

    3-й ребенок. 
    Доброго здоровья! 
    Маслица коровья! 

    Все. 
    Кому песни поем, тому сбудется, ВСЕ
    Тому сбудется, не минуется. 

    Дети уходят из зала под звучащую в записи русскую народную мелодию. 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное интегрированное занятие ознакомления с окружающим миром и трудового обучения "Проказы матушки Зимы"

Закрепить имеющиеся знания о животных леса, особенностях их существования в зимний период; использовать на уроке различные техники работы с бумагой и картоном: вырезная и обрывная аппликация, аппликац...

Тема: «Путешествие в Царство Матушки -зимы»

Интегрированный урок: математика, чтение, окружающий мир...

Презентация к уроку литературного чтения "Здравствуй, матушка-зима!

Данную презентацию можно использовать на уроке обобщения литературного чтения по УМК "Перспектива" после изучения раздела "Здравствуй, матушка-зима!"...

Презентация к уроку литературного чтения "Здравствуй, матушка-зима!" 2 класс

Презентация содержит тестовые задания игрового содержания по обобщению раздела "здравстауй, Матушка-зима!" (урок литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива")...

Сценарий новогоднего праздника "Волшебная школа Матушки Зимы и Деда Мороза"

Дети  попадают в волшебную школу  не случайно,  задача сказочных героев найти среди них будущих волшебников и учеников волшебной школы Зимы и Деда Мороза. ЗИМА – учитель волшебной школы...

Контрольная работа по литературному чтению 2 класс по разделам: «Весёлый хоровод», «Мы – друзья», «Здравствуй, матушка Зима!"

Данная контрольная работа разработана для проверки знаний учащихся 2 класса по 3 разделам: «Весёлый хоровод», «Мы – друзья», «Здравствуй, матушка Зима!». УМК "Перспектива"....

Урок-творческий проект "Сюрпризы Матушки-Зимы"

Цель: исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, художники и композиторы, создавая образы зимы и её природных явлений и на основании полученного опыта создать своё выступление-презент...