Комплексное интегрированное занятие ознакомления с окружающим миром и трудового обучения "Проказы матушки Зимы"
методическая разработка по окружающему миру по теме

Закружная Светлана Юрьевна

Закрепить имеющиеся знания о животных леса, особенностях их существования в зимний период; использовать на уроке различные техники работы с бумагой и картоном: вырезная и обрывная аппликация, аппликация из бумажных комочков, складывание из бумаги

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnoe_integrirovannoe_zanyatie_chasa_truda.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное интегрированное занятие ознакомления с окружающим миром и трудового обучения

«Проказы матушки зимы»    

 

 Тема: Изготовление настенного панно «Зимний лес»

 Классы: 1-й, 2-й, 3-й классы СКШ VIII вида

Цели:

  1. Закрепить имеющиеся знания о животных леса, особенностях их существования в зимний период; использовать на уроке различные техники работы с бумагой и картоном: вырезная и обрывная аппликация, аппликация из бумажных комочков, складывание из бумаги;
  2. Развивать речь учащихся, корригировать эмоционально- волевую  сферу учащихся посредством разнообразных манипуляций с бумагой, релаксационных музыкально- ритмических упражнений;
  3. Воспитывать любовь к лесным обитателям, вызывать сочувствие к трудностям зимующих животных; Воспитание творческой инициативы, развитие мотивации к занятиям ручным трудом с помощью музыки, игры и драматизации.

Оборудование:

  1.  Объемная аппликация зимнего леса;
  2.  Цветная бумага и картон, ножницы, клей, салфетки и коробочки для отходов;
  3.  Шаблоны из картона, технологические карточки;
  4. Атрибуты помощниц зимы: мишура, шапочки-короны, вуали, волшебные палочки и т. п.;
  5. Две «льдины» из бумаги;
  6. Листы тонкой бумаги для разрывания;
  7. Экран настроения;
  8. Снежинки разных цветов;
  9. Видеооборудование для демонстрации фрагмента мультфильма.              

                                            Ход занятия

Вед.: Перед началом нашего занятия задумаемся: с каким настроением мы  

         пришли сюда? Поможет нам в этом экран настроения и вот эти разно-

         цветные снежинки. Выберите ту из них, цвет которой ближе всего к ва-

         шему настроению (заполняем экран настроения выбранными снежин-

         ками, делаем вывод).  

1-й ученик:    Вот север, тучи нагоняя,

                      Дохнул, завыл - и вот сама

                      Идет волшебница зима.

2-й ученик:   Пришла, рассыпалась; клоками

                      Повисла на суках дубов;

                      Легла волнистыми коврами

                      Среди полей, вокруг холмов;

3-й ученик:   Брега с недвижною рекою

                      Сровняла пухлой пеленою;

                      Блеснул мороз. И рады

 Хором:        Проказам матушки зимы.

Вед.  Дорогие ребята и гости! Сегодня у нас не обычное занятие. На нем мы

будем  мастерить своими руками елочные украшения, читать стихи, отгадывать загадки, петь и играть, смотреть мультфильм…Сколько затей и забав приготовила нам матушка зима! Но с чего же мы начнем?

Ой, да у нас гости! (раздается легкий стук в дверь, входят три помощницы зимы: Метелица, Снежница и Ледяница).

М.      Мы неразлучные сестрицы,

Подружки матушки зимы:

Метелица да Ледяница

И Снежница- повсюду мы.

 

 С.     Расписываем стекла окон

          Затейливым узором льда,

          И наряжаем в шубы ели,

          Березки, сосны и дома.                                                

 Л.     Я льдом заковываю реки,

          Ручьи, озера, топь болот.

          И помогаю строить горки,

          Встречаю с вами Новый год!

          А еще я знаю замечательную зимнюю игру «Тюлени и медведь». Сна-

          чала выберем водящего- белого медведя. Он будет охотиться на тюле-

          ней, которые резвятся в ледяной воде, пока звучит музыка. В любой мо-

          мент музыка может оборваться, и тогда тюлени должны быстро выско-

          чить на льдину и тесно прижаться друг к другу. Тогда медведь им не

          страшен. Но если кто-то зазевался и не успел выбраться на льдину- он

          может стать добычей белого мишки. Внимательно слушайте музыку и  

          не зевайте! (проводится игра «Тюлени и медведь»).

М.     А вот и наше любимое дерево!

          Весной цветет,

          Зимой плод дает,

          Осенью не увядает,

          Зимой не умирает. (ель, сосна).

 Л. и С. открывают панно- зимний лес.

М.      Какая красота! Но чего- то здесь не хватает. Не могу понять, чего. Мо-

          жет, вы, ребята, подскажете?

Дети  Обитателей!

М.      Верно, верно. Только кого же мы сюда поселим? Может, слонов?

Л.       Нет, лучше моржей!

С.       Не слонов и моржей, а коров! (спорят)

М.      Сестрицы- снежницы! Что- то мы с вами совсем запутались. Разве  сло-

           ны и моржи встречаются в наших лесах, да еще зимой? Ребята подска-

           жут вам сами, каких животных можно встретить сейчас в лесу.

Дети  Белок, зайцев, лисиц …

С.        Правильно. Сейчас мы посмотрим мультфильм о лесных обитателях и

            узнаем, как они зимуют в лесу.(просмотр м/ф)

С.       А еще мы знаем загадки об этих животных. Кто это?

           Не мышь, не птица,

           В лесу резвится,

           На деревьях живет,

           Орешки грызет.

          Угадайте, что за шапка:

          Меха целая охапка.

          Шапка бегает в бору,

          У ствола грызет кору. 

          Висит висюкан,

          Под ним стоит хрю-хрюкан.

          Висюкан упадет,

          Хрю-хрюкан подберет.

          Каждый год я к вам лечу-

          Зимовать у вас хочу.

          И еще красней зимой

          Ярко-красный галстук мой.

          Меньше тигра, но немножко

          Больше крупной рыжей кошки.

          На суку она обычно

          Притаившись, ждет добычу.

         Не робей, но берегись

         В том лесу, где бродит (рысь).

         Стройный, быстрый,

         Рога ветвисты,

         Носится весь день.

         Кто это? (олень).

         Непоседа пестрая,

         Птица длиннохвостая,

         Птица говорливая,

         Самая болтливая.

         Далеко вокруг

         Слышится мой стук.

         Червякам я враг,

         А деревьям друг.

         Всю ночь летает,

         Мышей добывает,

         А станет светло-

         Спать летит в дупло.(ответы детей).

М.    Молодцы! А какие материалы нам понадобятся для работы? (ответы

        детей). Тогда самое  время начать действовать. (дети разбиваются на      

        подгруппы,  рассаживаются за столики, каждая подгруппа под руко-  

        водством М., С., и Л. изготавливает из приготовленных шаблонов и де-  

        талей фигурки зверей и птиц. (8-10 мин.).

М.     Вот так молодцы! Но у нас осталась бумага. (достает тонкую бумагу

          для «снега»). Эта бумага волшебная. Мы можем превратить ее в снег и

          устроить метель. Нужно измельчить бумагу, чтобы получилось как

          можно больше снега. (показывает)

 Проводится релаксация- игра «Снегопад»: дети рвут бумагу на мелкие кло-чки и обсыпают друг друга полученным «снегом» (игра проводится на ков-ре).

М.      А теперь самое время заселить наш зимний лес его обитателями

          (поворачивается к панно).

 Дети подходят к панно небольшими группами со своими поделками, а М., Л. и С. помогают разместить фигурки зверей и птиц на коллективном панно.

М.      Вот какая замечательная зимняя картина у нас получилась! Но что это?

        ,  Слышите? Кажется, начинается метель! (звучит Вальс снежных  

          хлопьев из балета П. Чайковского «Щелкунчик»).

М.      Давайте усядемся поудобнее на ковер и закроем глаза. Мы с вами уже

          не в классе, а в заснеженном зимнем лесу, на поляне. Чувствуете аро-  

          мат хвои? Подставьте ладони снежинкам. Какие они мягкие, легкие,

          прохладные! Новый порыв ветра качает высокие сосны и ели, горстями

          бросает снег…А внизу, под деревьями спокойно и тихо. Сугробы такие

          пушистые и мягкие… Где- то глубоко под ними спят цветы и лесные

          травы. Спит зимняя природа… Спит до весны… Но вот стихла метель.

          Выглянуло неяркое зимнее солнышко, заискрился в его лучах волшеб-

          ный иней… Как красиво! Самое время взбодриться и открыть глаза. Ре-

          бята, а что еще нам нравится зимой? За что мы любим зиму? Вы ведь и

          песню об этом знаете. Давайте исполним ее!

 Дети исполняют песню Е. Крылатова «Кабы не было зимы».

М.     А наше необычное занятие подходит к концу. Сколько интересного

          произошло сегодня! Давайте еще раз вспомним, с какими заданиями

          помощниц матушки-зимы мы встретились сегодня (ответы детей). 

          Что особенно запомнилось, понравилось? А с каким настроением мы

          покидаем наше занятие? Узнать это нам помогут наши веселые сне-

          жинки.(вывешиваем снежинки на экран настроения).

Л.       Ну а нам пора в зимний лес, помогать матушке зиме укутывать ели и

           сосны, приглядывать за зверями и птицами, получше замораживать

           лесные реки и озера…

С.       Не прощаемся мы с вами,

           Скоро встретимся опять,

           В зимних сказках вечерами

           Будем зиму коротать!

Л.       Вспоминайте нас почаще,

           Ждут вас горка и снежки,

           И прогулки, и катанье,

           И чудесные деньки!

(Звучит песня «Елочка, елка, лесной аромат»).

                    Самоанализ интегрированного занятия                                                                                           

       В рамках темы самообразования нашей творческой группы «Гармония» нами была разработана специальная программа, нацеленная на коррекцию психоэмоционального состояния младших школьников с нарушением интеллекта. Мы изучаем влияние часа труда с элементами игротерапии на ЭВС учащихся с нарушением поведения, т. к. эта проблема стоит в младших классах достаточно остро, и творческая группа давно ищет пути ее решения.

     Занятия игротерапии представляются нам благодатной почвой для педагогического поиска и эксперимента, в связи с чем группой «Гармония» была разработана и реализуется Программа занятий часа труда. В программу включены три раздела в соответствии с возрастом детей и материалами, с которыми им предстоит работать: 1 класс – «Юный скульптор» (работа с пластическими материалами), 2 класс – «Волшебная бумага» (бумага и картон), 3 класс – «Мягкая игрушка».

      Структура занятий, включенных в Программу, существенно отличается от обычных уроков ручного труда. В занятие игротерапии с элементами ручного труда входят:

  1. Вводная часть. Психологическая настройка, сообщение темы занятия.
  2. Игра- тренинг.
  3. Выполнение изделия, совершенствование имеющихся навыков работы с данным материалом.
  4. Игра- релаксация, снятие накопившегося напряжения, возбуждения, агрессии.
  5. Подведение итогов, оценка эмоционального состояния детей.

   Большое количество релаксационных упражнений, психотренингов, разного рода игр, работа с бумагой, пластическим материалом, тканью нацелены на то, чтобы как можно эффективнее снимать напряжение, утомление и возбудимость у детей.

    Данное занятие предполагает участие детей 1-го, 2-го и 3-го классов, а также их учителей для достижения оптимального психологического настроя, улучшения межличностных отношений в смешанном детском коллективе, закрепления коммуникативных навыков у младших школьников.

    На занятии предполагалась реализация  межтемных и межпредметных связей: уроков ручного труда, ознакомления с окружающим миром, музыки, игротерапии, часа коррекции. Все виды работы были направлены на улучшение психоэмоционального состояния учащихся, чей психостатус не только нестабилен, но может характеризоваться как синдром гиперактивности с дефицитом внимания.

    Этапы занятия сменялись с учетом психофизических особенностей детей (повышенная утомляемость, рассеянность внимания, неспособность сконцентрироваться на задании, быстро наступающее охранительное торможение или, напротив, психомоторное возбуждение). Все эти особенности психики выражены в той или иной степени у всех учащихся и учитывались нами при разработке занятия.

    Такие моменты как самооценка настроения в начале и в конце занятия с помощью цветовых предпочтений позволяют и учителю, и учащимся определить эмоциональный фон и уровень работоспособности класса, отношение детей к результатам собственного труда: удовлетворение и радость или, напротив, равнодушие, недовольство, раздражение. Для устранения и минимизации отрицательных проявлений мы включили в занятие игру «Снегопад». Разрывая бумагу на мелкие кусочки, дети снимают мышечное напряжение, усталость, компенсируют накопившееся утомление,  «заземляют» отрицательную энергию, агрессию.

Музыкально-дидактическая игра «Тюлени и медведь» также нацелены на решение целого ряда задач. Это умение начинать и заканчивать Движение с началом и окончанием музыки, развитие коммуникативных навыков в игре, выстраивать партнерские отношения (Для того, чтобы «спастись» от белого мишки-водящего, участники игры должны согласовывать свои действия, поместиться на условленной «Льдине», тесно прижавшись друг к другу, что тоже способствует установлению более дружеских отношений в коллективе, его сплочению). Попутно осуществляется актуализация знаний детей о животном мире Арктики: ведь в дикой природе тюлени – действительно потенциальная добыча белого медведя и, спасаясь при его нападении, именно так себя и ведут.

Серия загадок о диких животных нашего коая помогает закрепить знания детей об их характерных особенностях, внешнем виде и поведении (опора на существенные признаки). Кроме того, загадки поддерживают интерес детей к предстоящему этапу изготовления фигурок этих самых животных и птиц, позволяют органично перейти к следующему этапу.

Таким образом, сегодня было достигнуто, на наш взгляд, оптимальное распределение учебной и игровой нагрузки и релаксации в рамках данного занятия, дети остались довольны результатами своего труда, которые воплощены в коллективном панно. Этому способствовали и слаженные действия педагогов. В целом весь комплекс поставленных целей и задач реализован в полном объеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: Ознакомление с окружающим миром и математика (4 класс) Тема. Путешествие по Солнечной системе.

Интегрированный урок: ознакомление с окружающим миром и математика (4 класс) Тема. Путешествие по Солнечной системе.Цели: -расширить кругозор о планетах Солнечной системы; -отрабатывать письменные и у...

Интегрированный урок по ознакомлению с окружающим миром (русский язык) во 2 классе по теме: «Какие бывают правила».

  Интегрированные уроки в начальной школе имеют определённые преимущества. Программа УМК "Начальная школа XXI века" способствует межпредметным связям при изучении отдельных тем, развивая у...

Конспект интегрированного урока ознакомления с окружающим миром, чтения и ручного труда в 4 классе "В гостях у ежмка"

Урок направлен на формирование знаний о том, что такое коллекция, на раскрытие человеческих ценностей и интересов через знакомство с ней....

Конспект НОД Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованием. Старший возраст

Старший возрастТема: «В гостях у «Красавицы-Природы».Цель: Формирование у детей целостной картины знаний о природе.Задачи: -тренироваться в умении находить признаки разных времен год...

Интегрированное занятие "Лиса в русских народных сказках" (развитие речи, ознакомление с окружающим миром)

Интегрированное занятие "Лиса в русских народных сказках" для детей старшей группы направлено на изучение лисы в народном творчестве и образом жизни лисы в природе....