Интегрированное занятие "Лиса в русских народных сказках" (развитие речи, ознакомление с окружающим миром)
план-конспект по окружающему миру

Рощина Татьяна Валентиновна

Интегрированное занятие "Лиса в русских народных сказках" для детей старшей группы направлено на изучение лисы в народном творчестве и образом жизни лисы в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром

«Лиса в русских народных сказках»

Старшая группа

Воспитатель:

Рощина Т.В.


Цель: познакомить детей с разными образами лисы.

Задачи:

закрепить знание русских народных сказок;

 учить слушать и запоминать содержание сказки;

 развивать понимание детьми образной речи;

 расширять словарный запас детей;

воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Оборудование: ребусы; видеоматериалы по русским народным сказкам, веер с цифрами, книги со сказками о лисе; иллюстрации с изображением лисиц.

Ход занятия.

I. Организационный момент.
Воспитатель
. Ребята, разгадайте ребусы и ответьте на вопрос: о ком мы будем говорить на нашем занятии?


 
Дети: В ребусах зашифровано слово «лиса».
Воспитатель:

 - Правильно, ребята! Сегодня на занятии мы будем говорить о лисе.
Об этом красивом животном говорится во многих литературных жанрах. Так, например, лиса упоминается в потешках и прибаутках.

Потешка:  

Тень-тень, потетень, выше города плетень.
Сели звери под плетень, похвалялися весь день.
Похвалялася лиса: «Всему свету я краса!»
Похвалялся зайка: «Поди, догоняй-ка!»
Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!»
Похвалялся медведь: «Могу песни я петь!»

Прибаутка:

 Уж как шла лиса по тропке,
Нашла грамотку в охлопке.
Она по лесу ходила,
Громким голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела.
Вот и села на пенек
И читала весь денек:

II. Знакомство с новым материалом.
Воспитатель:
– Уже в три-четыре года малыши, увидев на картинке лису, называют ее и даже могут рассказать известную русскую народную сказку, в которой одним из персонажей является лиса. Что это за сказка? (Колобок.)
– Правильно. Становясь старше, вы узнавали об этом животном все больше и больше. Какие сказки про лису мы читали?
(Дети отвечают: «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух и лиса», «Лиса и заяц», «Лиса и волк», «Лиса и журавль» и др.)

Воспитатель:
– Лисицы обитают по всему земному шару, самые распространенные – рыжие. У них очень красивый шелковистый рыжевато-оранжевый мех, белая грудка и черные «сапожки».
В холодных северных областях обитает черно-бурая лиса. Черная шерсть помогает ей лучше спрятаться в темных хвойных лесах.
(
Воспитатель показывает иллюстрации с изображением лисиц).
Длинный пушистый хвост создает впечатление большой величины зверя. На самом деле это не так. Длина тела лисицы – 60–90 см, хвоста – 40–60 см, масса самцов достигает – 6–10 кг, самок – 5–6 кг.

Лиса обитает в различных участках леса, но избегает густых насаждений, предпочитает луговые местности, где много мышей, полевок и кроликов, лисица не брезгует и кузнечиками, ест ягоды – землянику, чернику, вишню, виноград. Не случайно появилась басня «Лиса и виноград».

Рыжие лисицы обычно селятся в покинутых лесными сурками и барсуками норках. Они расширяют их и прокладывают дополнительные туннели, обязательно строят запасные выходы. В одной норе учеными как-то было обнаружено 27 запасных выходов. Но если свободной норы нет, лисица стремится завладеть чужой, уже готовой.
Лиса – одно из самых известных диких животных. О ней упоминают пословицы и поговорки, про нее сочинено множество сказок и басен. Однако во всех этих произведениях образ лисицы мало соответствует действительности. Ученые, наблюдая за ней, не нашли у этого животного тех понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает народная молва. При опасности лиса иногда даже паникует, попадает несколько раз в одни и те же ловушки, и вообще ее легко обмануть.

Если лисице не удается перехитрить врага, она убегает от него. Лиса очень быстро бегает.
Часто эти зверьки используют и другие средства защиты. Некоторые из них умеют лазать по деревьям. Большинство лис спасает и кормит прекрасный слух.

Несмотря на то, что лисица умеет бегать, мчаться во весь дух и делать очень большие прыжки, хорошие охотничьи собаки ее быстро догоняют. Зрение и обоняние у лисы не очень сильно развиты. Сама лиса охотится преимущественно по ночам. Она крадется очень тихо и осторожно, обнюхивая воздух. Добычей лисицы могут стать различные животные – от молодой косули до майского жука. Чаще всего она ловит мышей, зайцев, птиц, опустошает птичьи гнезда. Лисицы издают отрывистый лай. У лисиц много врагов. Это люди, волки, крупные хищные птицы.

III. Викторина по русским народным сказкам.
Воспитатель:
А с какими сказками о лисе вы знакомились перед сегодняшним занятием?
(С русскими народными).
 Воспитатель прикрепляет на доску карточки с названиями сказок. В результате работы получается таблица:

– Я хочу проверить, как хорошо вы запомнили сказки. Возьмите в руки веер с цифрами. Я буду читать вам отрывок из сказки, а вы поднимайте тот номер, под которым записано название угаданной вами сказки:

1) Несет меня лиса за темные леса,
За быстрые реки, за высокие горы…
Кот и дрозд, спасите меня!..
                                                       
(«Кот, дрозд и лиса».)

2) Ловись, рыбка, и мала и велика!
Ловись, рыбка, и мала и велика!
                                                        («Лиса и волк».)

3) – Глазки, глазки, что вы делали?  
– Мы смотрели, чтобы собаки лисоньку не съели.
– Ушки, ушки, что вы делали?
– Мы слушали, чтобы собаки лисоньку не скушали.
                                                         
(«Лиса и дрозд».)
4) – А кто такой Котофей Иванович?  
– Разве ты не слыхал? К нам из сибирских лесов прислан воеводой Котофей Иванович! Я раньше была лисица-девица, а теперь нашего воеводы жена.
                                                         
(«Кот и лиса».)

5) – Кума, а кума, как назвали-то?  
– Поскребышком.
– Это имечко и того лучше.
                                                         
(«Медведь и лиса».)

6) – Что ты там, лисонька, поделываешь?  
– Отдыхаю, голубчик, – отвечает лиса, – там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь.
                                                           
(«Лиса и козел».)
Воспитатель:
– Молодцы! Отгадали все сказки! В награду за хорошую работу я покажу вам еще один фрагмент из сказки, где героиней является лиса. Посмотрите его и вспомните название сказки.
 
Воспитатель  показывает  фрагмент  мультфильма  по  сказке  «Лисичка со скалочкой».(Дети называют сказку.)
Итог занятия.
– Сегодня вы узнали много нового о лисе и вспомнили известные произведения, героиней которых она является.

– Что вам понравилось на занятии?
– Что больше всего запомнилось?
(Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: Ознакомление с окружающим миром и математика (4 класс) Тема. Путешествие по Солнечной системе.

Интегрированный урок: ознакомление с окружающим миром и математика (4 класс) Тема. Путешествие по Солнечной системе.Цели: -расширить кругозор о планетах Солнечной системы; -отрабатывать письменные и у...

Интегрированный урок по ознакомлению с окружающим миром (русский язык) во 2 классе по теме: «Какие бывают правила».

  Интегрированные уроки в начальной школе имеют определённые преимущества. Программа УМК "Начальная школа XXI века" способствует межпредметным связям при изучении отдельных тем, развивая у...

Комплексное интегрированное занятие ознакомления с окружающим миром и трудового обучения "Проказы матушки Зимы"

Закрепить имеющиеся знания о животных леса, особенностях их существования в зимний период; использовать на уроке различные техники работы с бумагой и картоном: вырезная и обрывная аппликация, аппликац...

Интегрированный урок математики и ознакомления с окружающим миром.

Интегрированный урок математики и ознакомления с окружающим миром.Олимпийцы на старт! Тема: Закрепление пройденного по теме : «Умножение и деление многозначных чисел».Страницы истории. Олимпийско...

Интегрированный урок в 1 классе по ознакомлению с окружающим миром и технологии "Съедобные и несъедобные грибы"

Интегрированный урок в 1 классе по ознакомлению с окружающим миром и технологии "Съедобные и несъедобные грибы"...

Конспект Занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе стационарного отделения. Тема: «4 – ноября День народного Единства».

Развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории Российского государства....

Конспект интегрированного урока ознакомления с окружающим миром, чтения и ручного труда в 4 классе "В гостях у ежмка"

Урок направлен на формирование знаний о том, что такое коллекция, на раскрытие человеческих ценностей и интересов через знакомство с ней....