Главные вкладки

    Интегрированный урок по ознакомлению с окружающим миром (русский язык) во 2 классе по теме: «Какие бывают правила».
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

        Интегрированные уроки в начальной школе имеют определённые преимущества. Программа УМК "Начальная школа XXI века" способствует межпредметным связям при изучении отдельных тем, развивая учащихся и нравственно воспитывая их. Интегрированные уроки способствуют развитию творческого потенциала личности обучающихся, интересны, а значит, и запомнятся надолго.

        Как пример интегрированного урока окружающего мира (русского языка) предлагаю урок во 2 классе по УМК "Начальная школа XXI века".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок по ознакомлению с окружающим миром (русский язык) во 2 классе по теме: «Какие бывают правила».

    Учитель начальных классов: Шеховцова Татьяна Алексеевна

    МБОУ СОШ №46 г. Белгород

     

    Цели урока:

    1. учить детей вежливому обращению, уважению к человеку любого возраста;
    2. ознакомить с миром вежливых слов и речевых оборотов. Способствовать воспитанию в детях чувства собственного достоинства, бережного отношения друг к другу;
    3. формировать духовно и нравственно развитую личность.

    Задачи урока:

    1. способствовать приобщению нравственности;
    2. способствовать развитию внутренней культуры детей;
    3. содействовать развитию умения общаться, находить правильный выход из ситуации;
    4. способствовать расширению активного словарного запаса и кругозора детей;
    5. содействовать выработке особого мнения о вежливом человеке и правилах вежливости;
    6. повторить правила написания вежливых слов, написания имен, вспомнить какие слова называются синонимами.

    Оборудование: компьютерная презентация к уроку, памятки с правилами поведения, учебник «Окружающий мир» 1 ч. Н. Ф. Виноградова, русский язык : 2 класс в 2 ч. Ч. 1, 2 / С. В. Иванов [и др.], карточки с вежливыми словами, картинки двух кукол, карточки с отметкой, три вида смайликов - настроения.

    Ход урока

    1. Орг. момент.

    Класс наш светлый и уютный

    Хорошо мы в нём живём

    Улыбнёмся же друг другу,

    И урок скорей начнём.

    - Зачем улыбаются люди друг другу?

    2. Постановка проблемы:

    - Ребята, как вы думаете, с каким человеком приятно общаться? Опишите его словесный портрет. (Ответы ребят).  Т.е. вы хотите сказать, что приятно общаться с человеком, который опрятен, спокоен, вежлив, добр, воспитан? Да, но  чтобы быть таким, нужно знать  правила. Какие?

     -  О чём сегодня мы поговорим и какая тема нашего урока?    (Правила культурного поведения) Да, т.е. узнаем -  какие бывают правила, и что такое вежливость.

     Ве́жливость — нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета. ( Говорит уч-ся)

    - Почему же сегодня очень важно поднимать этот вопрос о вежливости?

    (Ответы, рассуждения детей)

    Сообщения учащихся

    1 ученик

    Международное исследование показало, что отсутствие вежливости в обществе сильно влияет на настроение человека… Что швейцарцы понимают как хорошие манеры и как хотят вернуть их в общество? Получится ли объявить 2012 год годом вежливости и хороших манер? Маловероятно, хотя в обществе уже отчетливо заметно огорчение от того, что многим современникам не хватает воспитания и умения держаться.

    2 ученик

    Международная исследовательская группа

    провела исследование, охватившее множество европейских стран, США и Японию, передает Голос России.

      Оно ясно показало, что жители тоскуют по хорошим манерам и не оставляют надежды на возвращение их в обиход, связывая с повсеместной воспитанностью.

    3 ученик

      Люди больше не здороваются друг с другом, не придерживают двери, агрессивно разговаривают по телефону на улице, ставят ноги в грязной обуви на сиденья общественного транспорта, мусорят - все эти действия негативно отражаются на настроении тех, кто становится их свидетелями.

    4 ученик

          Хуже того, в странах, где вежливость всегда считалась одной из национальных традиций, таких как Франция или Япония, отсутствие доброжелательного отношения становится одним из серьезных факторов стресса. Опрошенные поставили его даже впереди проблем с деньгами, профессиональных сложностей, окружающего шума и загрязнения воздуха! К такому выводу пришли исследователи

    5 ученик

        Книга о юных обитателях Франции, которые говорят взрослым «добрый день» и с ранних лет учатся вести себя за столом, произвела сильное впечатление на англоязычных читателей и прекрасно распродается.

        Швейцарцы тоже не скрывают желания вернуть в общество вежливость и хорошие манеры. По их мнению, важнейшая из них - соблюдение правил человеческого общежития.

        - Вот, оказывается, как важна сегодня тема вежливости.

         Слайд 1.

    (Ученик читает тему урока)

    3. Работа по теме урока

    1.) - Какие бывают правила? Стр. 80 схема (прочитать). Сегодня поговорим о некоторых из них. О правилах поведения и общения.

    - Правила были придуманы давно. Прочтём из учебника стр. 81. (читает уч-ся)

    - Есть правила поведения людей в различных ситуациях. Остановимся на культуре поведения в гостях, при знакомстве, в общении друг с другом.

    -- Важно знать определённые группы  слов для культурного общения. Назовите, какие знаете. (Просьбы, приветствия, прощания, извинения).

    2.) - Давайте обратимся к русскому языку стр. 132 и вспомним эти слова. Читайте. Как называют слова одной группы вежливых слов? (Синонимы). (Дети читают вслух группы вежливых слов).

     - Назовите синонимы слов:  просьбы - (будьте добры, будьте любезны, пожалуйста); приветствия, (здравствуйте, привет, добрый день, рад вас видеть, здравия желаю);

     прощания ( пока, до встречи, до скорого свидания).

     

     - Давайте разыграем с использованием этих слов сценку, в которой один мальчик встретил знакомого.  Как он должен с ним поговорить?

     (2 ученика разыгрывают сцену, используя слова приветствия и прощания).

    - У каждого человека есть имя. Как познакомиться? Разыграем ситуацию знакомства

     (4 ученика разыгрывают сцену знакомства, используя вежливые слова).

    - Важно называть имя вежливо, с  уважением, неспроста, имена собственные как пишутся? ( Пишутся с большой буквы).

    - У нас сегодня на уроке в гостях куклы-подружки. Они хотят нас познакомить с некоторыми правилами культурного общения.

    Слайд 2.

    - У них тоже есть имена, но они перепутались. - Угадайте, как их зовут?

    ЯТАК АНИРАМ

    Слайд 3

    (Марина и Катя)

    - Как их можно назвать ласково?  Какая часть слова помогает изменить слова? (Суффиксы. Называют имена девочек ласково). А как кукол будут звать, когда они вырастут? (Ответы детей). Так  как же пишутся имена, отчества и фамилии людей? Имена наших кукол написаны тоже с большой буквы.

    3. Физ. минутка (выразительные движения)

    Дружно маме помогаем.

    Мы бельё полощем сами.

    Потянулись, наклонились!

    Хорошо мы потрудились!

    - К нашим куклам Марине и Кате пришли гости.

    Слайд 4

    - Вам они знакомы?

    - Из какого произведения?  («Из мультфильма «Смешарики».) Как их зовут? Как написаны имена? По поведению гостей определите, кто из них самый воспитанный.

     ( Читают дети вопросы).

    - как только Лосяш увидел пирожные на столе,  сразу схватил их и все съел.

    - Крош положил все 4 лапки на стол и при этом громко свистел;                                

    - Копатыч ковырял в носу и чавкал.

    - Совунья повязала салфеточку, пожелала приятного аппетита всем сидящим за столом, а крылышки сложила так, чтобы никому не мешать;

    Слайд 5. (Спрашивает Катя)

    - Про кого пословица « Посади свинью за стол – она и ноги на стол». О каких людях так говорят? Кто из героев повёл себя так. (Крош).

    Слайд 6.

    -  Ему надо учить правила поведения за столом.

     Слайд 7.

    - Подружки спрашивают. А кто самый воспитанный?

    - Каков правильный ответ? (Совунья)

     Слайд 8. ( Портрет Совуньи).

    - Она достойна похвалы и может поделиться с нами своими знаниями правил поведения.

     Слайд 9. ( правила от Совуньи)

    - Читаем каждое правило со слайда или с листочка, который лежит у каждого на парте.

     Слайд 10

    - Кукла Марина провела с гостями несколько конкурсов, помогите зверятам дать правильный ответ: как думаете, какое задание предложила Марина?

    (- найдите лишнее слово)

    РУГАТЬ,  ЖУРИТЬ, ХВАЛИТЬ, БРАНИТЬ -  (лишнее слово - ХВАЛИТЬ, т.к. остальные слова – близкие  по значению, т.е. синонимы)

    - Кого можно хвалить? Тех, кто знает правила поведения и выполняет их.

     

    Слайд 11

    .-  Какое задание хотят задать нам девочки?

    -в вежливых словах потерялись гласные буквы, без них слова не будут волшебными

    С-П-С-Б-, П-Ж-Л-Й-СТ-, Б-ДЬТ- Д-Б-Р-, СП-К-ЙН-Й  Н-Ч-.

    Слайд 12.

    (спасибо, пожалуйста, будьте добры, спокойной ночи) записать их в тетрадь

    (Работа в группах) карточки с заданиями у каждой группы на столе, ответы пишут на листиках.

    1 гр. Пословицы о культуре поведения и о вежливости.

    2 гр.  Составить продолжение рассказа о том, как Крош решил исправляться.

    3 гр.  Записать синонимы к слову здравствуйте.

    Работа в парах: записать все вежливые слова, которые вспоминали на уроке. Все эти слова надо запомнить и применять, а при написании можно их проверить?  (Это слова из словаря.)

      (Ответы представителей каждой группы, нескольких  пар.)

    6. Итог урока.

    -О чём мы сегодня говорили? Что полезного вы для себя узнали? Давайте обсудим и запишем в тетрадь правила вежливости.

    - Что же такое вежливость?

    (ответы учащихся, учитель помогает при необходимости)

    Итак:

    Слайд 13

    Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

    - Какие правила надо выполнять, чтоб людям было приятно с нами общаться?

    (Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.)

    - Какие правила надо помнить, чтоб не волновать близких?

    (Не заставляй о себе волноваться, уходишь, скажи, куда идёшь и во сколько вернёшься.)

    - Какие правила надо выполнять в гостях?

    (Научись вести себя за столом. Не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.)

    -- Предлагаю вам памятки о вежливом поведении, прочитайте и обсудите дома с родителями их содержание. ( Памятки лежат на столе)

     

    7. Рефлексия. Какую бы отметку себе поставили за работу на уроке, выберите карточку с отметкой, кто ничего не поставил бы, не берите карточку. На столе выберите

    смайлик - настроения.

    8. Домашнее задание:  подобрать стихи и рассказы для детей о вежливости.

     Стр. 82- 83 (в учебнике прочит.) Правила поведения.

          Составить свою сказку про  вежливость. (Задания по выбору). 

    Приложение 1.

    Пословицы и цитаты о вежливости

    1. В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

    2. Где посадят, там сиди, а где не велят, там не гляди!

    3. Поклониться - вперед пригодится.

    4. Вежливость ничего не стоит, но много приносит.

    5. Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.

    6. Будьте строги к себе и мягки к другим. (Конфуций)

    7. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан Жак Руссо)

    8. Вежливость порождает и вызывает вежливость. (Эразм Роттердамский)

    9. Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. (Антон Павлович Чехов)

    10. Вежливость - визитная карточка воспитанных людей.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка во 2 классе по теме: «Какие слова пишутся с заглавной буквы?»

    Урок русского языка во 2 классе разработан в соответствии с содержанием УМК «Школа России» с использованием учебника В.П. Канакиной.  Организация учебной деятельности обучающихся на уроке ...

    Урок русского языка во 2 классе по теме "Как определить гласные звуки?"

    Тип урока: повторение и закрепление изученного в 1 классе.Цель: развивать умение различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме.Задачи:  1. Углубление знаний о глас...

    Фрагмент урока русского языка во 2 классе по теме: «Какие слова пишутся с заглавной буквы?» с использованием современных образовательных технологий.

    На этом уроке используются современные технологии проверки знаний  с применением программы ПервоЛого (скриншоты страниц альбомов ПервоЛого учащихся)...

    Урок русского языка во 2 классе по теме " Какие бывают слоги"

    Урок русского языка во 2 классе по теме " Какие бывают слоги"...

    ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ И ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ. 2 класс. Тема "ЛИНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ КРАСОТЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА"

    Урок объединяе темы трёх предметов:Изобразительное искусство: линия как средство выражения, характер линий.Окружающий мир: живая и неживая природа.Православная культура: красота рукотворная и нерукотв...

    Урок русского языка во 2 классе по теме "Какие бывают предложения"

    Данный материал - это разработка урока для 2 класса по русскому языку УМК "Гармония" по теме "Какие бывают предложения"...

    Разработка интегрированного урока по предметам « окружающий мир и «русский язык» во 2 классе. Тема: Зимушка-зима

    Урок построен в интересной форме. Предназначен для учащихся 2 класса.Целью  урока является обобщение знаний учащихся о зимних явлениях природы; повторение написания парных согласных на конце слов...