Материал для родителей
план-конспект по теме

Бабкина Евгения Валерияновна

image

 

Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми.

О.Уайльд

 

Советы родителям

 

                                    

 

 

Памятка для родителей.

  • Общение с детьми должно быть не меньше 3 часов в сутки.

  • Уважаемые родители, не кричите на детей и Вы убедитесь, что ребенок научился Вас слышать.

  • Воспитание – это передача детям Вашего жизненного опыта. Будьте милосердны.

  • Помните от того, как Вы разбудите вашего ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

  • Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

  • Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

  • Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

  • Старайтесь говорить, со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

  • Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваш ребенок.

  • Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте её. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.

  • В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.

  • Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении вашего ребенка.

  • Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

 

 

 

image  О домашних заданиях

 

Уважаемые родители!

 
Пожалуйста,контролируйте выполнение детьми домашних заданий! Даже если ребёнок утверждает, что всё выполнил на "продлёнке", всё равно заглядывайте в тетради, хвалите за аккуратность, замечайте грязные исправления и ошибки. Когда ребёнок чувствует и видит, что родители интересуются его школьной жизнью, он старается достичь большего успеха.
 
image
 

Советы родителям 

1.Если вы хотите помочь ребенку приготовить уроки, не обязательно сидеть с ним вместе.

2.Гораздо важнее создать в доме атмосферу, при которой ему самому захотелось бы сесть за книжки и тетрадки.

 3.Не делайте уроки за ребенка. Дайте ему понять, что    приготовление уроков – его обязанность.  

 4.Не стоит отзываться плохо о школе, принижать значение  учебы или вспоминать о своем отрицательном отношении к  учебе в школе. 

 5.Нежелание ходить в школу никогда не возникает без причины.  Так что постарайтесь ее выяснить, и вам легче будет помочь  ребенку. 

 6.Дети ненавидят нравоучения. Отправляя ребенка в школу,  лучше просто пожелайте ему успехов. 

 7.Не позволяйте ребенку целыми днями смотреть телевизор.  Пусть он выбирает для себя наиболее интересные и полезные  передачи, а остальное время уделит книгам.

 
 
 

 

image

Напомните детям!

Правила поведения во время зимних каникул

 

1. Соблюдай правила ПДД

2. Соблюдай правила пожарной безопасности и обращения с электроприборами

3. Соблюдай правила поведения в общественных местах

4. Соблюдай правила личной безопасности на улице

5. Соблюдай правила безопасности на льду в зимний период

6. Соблюдай правила поведения, когда ты один дома и при общении по стационарному телефону

7. Соблюдай правила безопасности при обращении с животными

8. Не играй с острыми, колющими и режущими, легковоспламеняющимися и взрывоопасными предметами, огнестрельным и холодным оружием, боеприпасами.

9. Остерегайся гололёда, во избежание падений и получения травм.

10. Не играй вблизи зданий, с крыш которых свисает снег и лёд. 

11. Необходимо заботиться о своем здоровье; проводить профилактические мероприятия против гриппа и простуды;

12. Соблюдать технику безопасности при пользовании газовыми приборами;

13. Соблюдать временной режим при просмотре телевизора и работе на компьютере;

14. Запрещается находиться на улице без сопровождения взрослых после вечером.

 

image

 

Тест для родителей "Готов ли Ваш ребенок к школе?"

 

1.      Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

2.      Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что там он много всего узнает и в ней будет  интересно учиться?

3.      Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

4.      Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых  не стесняется?

5.      Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче ,чем из пяти предложений?

6.      Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7.      Умеет ли он изменять существительные по числам?

8.      Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

9.      Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

10.  Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

11.  Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

12.  Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

13.  Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

14.  Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

15.  Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

16.  Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом "овощи" помидоры, морковь, лук)?

17.  Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?

18.  Может ли он понимать и точно выполня

 

 

Если Вы ответили "ДА", то поставьте 1 балл, если Вы написали "НЕТ", то поставьте 0 , затем сложите все ответы.

Количество утвердительных ответов составляет:

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, что быидти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

 

9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

 

Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы - ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению.

Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не сосредоточиваться на выработке конкретных навыков - не стоит "дрессировать" его на сложение и вычитание, чтение по слогам.

Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые ("электрификация", "магистратура" и т. д.).

Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа "Барыня прислала сто рублей" - они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.

Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления - что в них общего и чем они отличаются.

Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно "проследить" дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.

Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.

И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

К школе особую важность обретает ведущее полушарие ребенка. За конкретизацию мысли и логики, математические расчеты и сознание, речь и письмо и двигательную сферу ответственно левое полушарие.

Дети, у которых развито левое полушарие, прекрасно выучивают наизусть длинные стихотворения и поэмы, имеют склонность к иностранным языкам, потому что логика построения предложения им ясна. А слова они запоминают великолепно. Единственно, что сложно будет ребенку: выучить один из языков, в котором используются иероглифы, а не буквы, поскольку с рисунками у детей с развитым левым полушарием проблемы.

Обобщение понятий детям с развитым левым полушарием дается с трудом, поэтому ассоциации их конкретны. Учитывая, что левое полушарие отвечает за идентичность-одинаковость, детям с развитым левым полушарием легко удается выполнять одну и туже рутинную задачу. Они намного оперативнее правополушарных детей начинают писать красивым почерком.

Левое полушарие, как компьютер, фиксирующий все изменения как снаружи, так и внутри. Но принимаются во внимание только те изменения, которые подвластны логике. У оптимистов, любящих логические выводы и уверенно смотрящих вперед, доминирует, бесспорно, левое полушарие.

Философы, как и оптимисты, имеют развитое левое полушарие. Только они уже не наблюдают, а анализируют изменения, осмысливают и приходят к принятию решения. Кстати, именно левое полушарие ответственно за силу человеческой воли.

Если Ваш ребенок, как и большинство людей на планете - левополушарник, с самого раннего детства Вы можете прививать у него или развивать способности к языкам и математике, учить стихи днями напролет. Фигуры и точные понятия могут стать лучшими игрушками Вашего ребенка.

А вот правое полушарие отвечает за абстрактность мысли, чувства, подсознание и ориентацию в пространстве. Музыкальное восприятие, мелодичность звуков, образная память также под властью правого полушария. Люди с развитым правым полушарием предпочитают классическую музыку, легко абстрагируются и конкретизируют. У кого более развито правое полушарие намного дольше держит в себе впечатления от увиденного и услышанного.

Так уж вышло, что в сознании людей закрепился ложный стереотип о том, что правополушарные люди - левши. Большинство - не есть все, поэтому стереотип ложный.

С помощью слов мыслит левое полушариеа вот правое мыслит именно образами, считывая информацию с мимики и интонаций, ноток и жестов. Человек с развитым правым полушарием всегда обратит внимание на то, как говорится речь, а не на саму содержательную часть речи.

Благодаря левому полушарию мы читаем книги и понимаем прочитанное, а правое позволяет читать между строк.Именно благодаря потребностям правого полушария вновь и вновь мы пересматриваем те или иные фильмы, перечитываем произведения и каждый раз находим в них что-то новое, что раньше ускользнуло от взора.

Левое полушарие, как было написано выше, отвечает за логику, а вот с помощью правого совершаются открытия. Всем известная таблица Менделеева приснилась ученому во сне, когда левое полушарие, отвечающее за сознание, спало.Озарение и интуиция - вот методы работы правого полушария. Правополушарным мозгом наделены многие известные личности, обожающие рассматривать предметы, в которых вроде ничего и нет.

Правое полушарие выхватывает связи между предметами и видит на самом деле очень многое. К новинкам правополушарники относятся спокойно. Именно благодаря людям с развитым правым полушарием и стало известно, что в мире случайности не случаются. Именно из-за того, что правое полушарие отвечает за чувства, эти люди и наделены феноменальными способностями. Телепатия, гипноз, интуиция, феноменальная память - все это находится во власти подсознания, столь любимого правым полушарием.

Прекрасное и удивительное нужно показывать детям с развитым правым полушарием. Побольше сказок и песен нужно ему читать и петь, а также почаще вывозить за город, на природу. Иными словами приложите все свои усилия для того, чтобы Ваш ребенок видел мир в ярких красках! И поощряйте, хвалите ребенка за каждое достижение! Дайте ему возможность обрести уверенность в собственных силах! Если правополушарный человек уверен в своих силах, его открытия поощряются, он будет с каждым днем делать все больше и больше открытий, на порядок превышая по уму сверстников.

Если Вы хотите узнать, какое из полушарий доминирует у Вашего ребенка, просто попросите его представить дом, в котором он живет. В том случае если Вы получите информацию о жилище, в котором проживайте с ним, он - левополушарник. Если же вместо собственного дома в рассказе ребенка будут воздушные замки и невиданные образы, у Вашего ребенка развито правое полушарие.



Предварительный просмотр:

Возрастные психологические  особенности вашего ребенка

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Характеристика младшего школьника

От 7 до 10 лет у ребенка начинается новая деятельность — учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на его психологический облик и поведение. Ребенок не просто овладевает определенным кругом знаний. Он учится учиться. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память.

Теперь его положение в обществе — положение человека, который занят важной и оцениваемой обществом работой. Это влечет за собой перемены в отношениях с другими людьми, в оценивании себя и других.

Ребенок осваивает новые правила поведения, которые являются общественно направленными по своему содержанию. Выполняя правила, ученик выражает свое отношение к классу, учителю. Не случайно первоклассники, особенно в первые дни и недели пребывания в школе, чрезвычайно старательны в выполнении этих правил.

В школе ребенок впервые встречается с новым для себя способом взаимодействия со взрослым человеком.. Учитель является не временным “заместителем родителей”, а представителем общества, имеющим определенный статус, и ребенку приходится осваивать систему деловых отношений.

С поступлением в школу появляется необходимость постигать не только назначение предметов и явлений, но и их суть. От собственного представления об объекте он переходит к научному представлению о нем.

Особенности общения со сверстниками и взрослыми

Когда ребенок начинает учиться, его общение становится более целенаправленным, поскольку появляется постоянное и активное воздействие учителя, с одной стороны, и одноклассников — с другой. Отношение ребенка к товарищам очень часто определяется отношением к ним взрослых, в первую очередь — учителя. Оценка учителя принимается учениками как главная характеристика личностных качеств одноклассника. Особенно значима личность учителя для налаживания межличностных отношений первоклассников, так как дети еще плохо знают друг друга, не умеют определить возможности, достоинства и недостатки как свои собственные, так и своих товарищей.

Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе, мальчики и девочки представляют, как правило, две независимые подструктуры. К концу начального обучения непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те или иные качества личности.

Общение младшего школьника с окружающими людьми вне школы также имеет свои особенности, обусловленные его новой социальной ролью. Он стремится четко обозначать свои права и обязанности и ожидает доверия старших к своим новым умениям.

ПОДРОСТОК

Характеристика подросткового возраста

Тема подросткового возраста в возрастной психологии занимает особое место. Важность ее определяется, во-первых, большим практическим значением (из десяти классов средней школы, по крайней мере, в пяти учатся подростки); во-вторых, именно в этом возрасте наиболее отчетливо проявляется проблема соотношения биологического и социального в человеке; в-третьих, подросток, очевидно, иллюстрирует многогранность и сложность самого понятия «возраст».

Когда ребенок становится подростком, подросток — юношей, юноша — взрослым? На «полюсах» вопрос более или менее ясен: никто не назовет 12-летнего юношей, а 20-летнего — подростком. Но применительно к 14-18-летним употребляются оба эти термина, и это не случайно. Грани перехода от детства к зрелости достаточно условны. Возрастные категории всегда обозначают не только и не столько возраст и уровень биологического развития, сколько общественное положение, социальный статус человека. В наше время подростковым периодом считается возраст от и до 15-16 лет. Переходный возраст включает в себя два ряда процессов:

• натуральный — процессы биологического созревания организма, включая половое созревание;

• социальный — процессы общения, воспитания, социализации в широком смысле слова. Процессы эти всегда взаимосвязаны, но не синхронны:

• различны темпы физического и психического развития у разных детей (один мальчик в 14-15 лет выглядит взрослым, другой — ребенком);

• существуют внутренние диспропорции в созревании отдельных биологических систем и психики;

• социальное возмужание по времени не тождественно физическому (физическое созревание происходит значительно быстрее, чем социальное — завершение образования, приобретение профессии, экономическая самостоятельность, гражданское самоопределение и т. д.).

Подростковый возраст является переходным, прежде всего, в биологическом смысле. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Подростки — все еще школьники и находятся на иждивении родителей и государства. Их основная деятельность — учеба. К биологическим факторам относят половое созревание, а также бурное развитие и перестройку всех органов, тканей и систем организма. Не следует объяснять особенности поведения детей в этом возрасте лишь исходя из изменений, происходящих в организме подростка. Половое созревание как главнейший биологический фактор влияет на поведение не прямо, а опосредованно.

Основной психологический «механизм» резкого изменения поведения в подростковом возрасте схематично можно представить следующим образом. Начало полового созревания, связанное с появлением новых гормонов в крови и их влиянием на центральную нервную систему, а также с бурным физическим развитием, повышает активность, физические и психические возможности детей и создает благоприятные условия для появления у них ощущения взрослости и самостоятельности.

Кризис подросткового возраста

Подростковый кризис всегда особенно интересовал ученых. Кризис этот характеризуется перепадами настроения без достаточных причин, повышенной чувствительностью к оценке посторонними внешности, способностей, умений. При этом внешне подростки выглядят самоуверенными, безапелляционными в суждениях. Сентиментальность порой уживается с черствостью, а болезненная застенчивость — с развязностью, показной независимостью, неприятием авторитетов и общепринятых правил, обожанием случайных кумиров.

Теоретическая разработка этой проблемы началась на рубеже XX века. В это время господствовало представление о том, что источником кризиса и специфических особенностей подростка являются биологические моменты, генетически предопределенные изменения. Появление новых психологических особенностей рассматривалось как явление неизбежное и универсальное, то есть присущее всем подросткам. Из этого следовал вывод: трудности надо перетерпеть, вмешательство с целью что-то изменить нецелесообразно и бесполезно.

Однако постепенно в науке накапливались факты, свидетельствующие о том, что особенности подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития подростка, его общественным положением в мире взрослых. Особенно бурно у подростка протекает переходный период, если в детстве он усваивал то, что ему не пригодится как взрослому, и не учится необходимому для будущего. В этом случае он оказывается не подготовленным к будущему по достижении «формальной» зрелости.

Немецкий психолог К. Левин констатировал, что в современном обществе существуют две самостоятельные группы — взрослых и детей. Каждая обладает привилегиями, которых не имеет другая. Специфика положения подростка состоит в том, что он находится между этими двумя группами: он уже не хочет принадлежать к группе детей и стремится перейти в группу взрослых, но они его еще не принимают. В этом положении неприкаянности К. Левин видел источник специфических особенностей подростка. Он считал, что чем больше разрыв между двумя группами и, соответственно, чем длиннее период неприкаянности подростка, тем с большими трудностями протекает подростковый период.

Л. С. Выготский полагал, что кризис переходного возраста связан с двумя факторами: возникновением новообразования в сознании подростка и перестройкой отношений между ребенком и средой: эта перестройка и составляет главное содержание кризиса.

По мнению Л. И. Божович, подростковый кризис связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию. 

Многие авторы связывают понятие кризисного развития с проблемой «акцентуаций характера». В подростковом возрасте формируется большинство характерологических типов, их черты еще не сглажены и не компенсированы последующим жизненным опытом, как это нередко бывает у взрослых. Именно в подростковом возрасте различные типологические варианты нормы выступают наиболее ярко как «акцентуации характера». У подростка от типа акцентуации характера зависит многое: само прохождение пубертатного кризиса, проявление острых аффективных реакций, неврозов, общий фон поведения.

А. Е. Личко выделяет следующие типы акцентуаций подростков: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный. 

Знание акцентуаций характера необходимо для налаживания отношений с подростком в семье, классе, внешкольных группах.

СТАРШЕКЛАССНИК

Характеристика раннего юношеского возраста

Возраст ранней юности — 15-17 лет — не всегда признавался особым этапом развития личности. Не случайно некоторые ученые считают юность довольно поздним приобретением человечества.

С развитием общества, производства, культуры возрастает роль юношеского возраста, ибо усложняется социальная жизнь, растут сроки образования, увеличивается возраст, когда людей допускают к участию в активной общественной жизни. Однако было бы ошибочно рассматривать юность только как период подготовки к взрослой жизни. Каждый возраст важен сам по себе, независимо от связи с последующими возрастными периодами. 

При использовании понятия «ранний юношеский возраст» надо различать: 

• хронологический возраст — прожитое человеком число лет;

• физиологический возраст — степень физического развития человека; 

• психологический возраст — степень личностного развития;

• социальный возраст — степень гражданской зрелости.

Эти возрасты могут не совпадать у одного и того же лица: существует закон неравномерности созревания и развития. Эта неравномерность является одновременно внутриличностной (гетерохронность развития одного и того же индивида) и межличностной (хронологические сверстники могут фактически находиться на разных стадиях своего индивидуального развития). Поэтому при встрече со старшеклассником часто возникает вопрос: с кем мы фактически имеем дело — с подростком, юношей или уже взрослым человеком? Как правило — решается применительно к какой-то конкретной сфере деятельности.

Помимо гетерохронности и неравномерности развития, нужно учитывать и существование принципиально разных типов развития:

• бурный и кризисный, характеризующийся серьезными поведенческими и эмоциональными трудностями, конфликтом;

• спокойный и плавный, но до некоторой степени пассивный с выраженными проблемами формирования самостоятельности;

• тип быстрых, скачкообразных изменений, не вызывающих резких эмоциональных взрывов.

Говоря о юношеском возрасте, необходимо иметь в виду не просто возрастные, а половозрастные особенности, ибо половые различия весьма существенны и проявляются в специфике эмоциональных реакций, в структуре общения, в критериях самооценок, в психосексуальном развитии, в соотношении этапов и возрастных характеристик профессионально-трудового и брачно-семейного самоопределения.

И, наконец, давая характеристику раннего юношеского возраста необходимо учитывать, что у каждого поколения юношей есть характеристики, которые присущи в принципе самой юности, но удельный вес этих характеристик у различных поколений может не совпадать. Кроме того, существуют и такие характеристики, которые свойственны только тому или иному поколению молодежи и обусловлены внешними факторами развития. 

Личностное развитие старших школьников

Главное психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, на который он проецирует свою фантазию. Напротив, для юноши внешний, физический мир — только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. «Открытие» своего внутреннего мира — важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие — самая распространенная форма юношеской самокритики.

Для юношеского возраста особенно важны процессы развития самосознания, динамика самостоятельной регуляции образов «Я». Судя по имеющимся данным, все подростки начинают с периода относительно диффузного, расплывчатого «Я». Затем они проходят стадию «ролевого моратория», которая может быть неодинаковой у разных людей и в разных видах деятельности. Завершается же социально-психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами.

Уровень развития «Я» тесно связан с развитием других личностных особенностей. Старший школьный возраст — это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения, созревания его когнитивных и эмоционально-личностных предпосылок. В этот период происходит не просто увеличение объема знаний, но и существенное расширение кругозора старшеклассника. У него появляется потребность свести многообразие фактов к немногим принципам. Конкретный уровень знаний и теоретических способностей, так же как и широта интересов, у ребят весьма неодинаковы, но определенные изменения в этом направлении наблюдаются у всех — они-то и дают толчок юношескому «философствованию». Отсюда — устойчивая потребность в поиске смысла жизни, определение перспективы своего существования и развития всего человечества. 

Характерная черта ранней юности — формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, а с другой стороны — это результат конкретизации целей и мотивов. Жизненный план в точном смысле этого слова возникает тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения. 

В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план — это план деятельности. Профессиональные планы старшеклассников зачастую недостаточно конкретны. Вполне реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений (продвижение по службе, рост заработной платы, приобретение квартиры, машины и т. д.), старшеклассники чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. Профессиональная ориентация — сложная психологическая проблема, связанная еще и с проблемами социально-экономическими. 

Приятно отметить, что сегодня активно проводится профессиональное консультирование школьников и их родителей по проблемам выбора профессии. Решение задач самоутверждения и самоопределения в юношеском возрасте во многом зависит от потребности в достижении. Потребность в достижении понимается рядом исследователей как присущее людям стремление к успеху в деятельности, в соревновании с ориентацией на определенный стандарт высокого качества исполнения. В ранней юности наблюдается усиленное развитие потребности в достижении. Реализуется она по-разному: у одних в сфере познавательной деятельности, у других — в различного рода хобби, у третьих — в спорте и т. д. Есть основания полагать, что у тех старшеклассников, у которых особенно развита потребность в достижении, слабее выражена потребность в общении. В то же время именно в юности потребность в достижении может быть направлена на достижение успеха именно в сфере общения.

Потребность в общении

Старший школьный возраст — это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков самоопределения. Именно в этом выражается теперь самостоятельность юношей. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения.

Одним из пиков развития у человека потребности в общении является ранняя юность. Можно назвать несколько причин, объясняющих возрастающую заинтересованность в расширении сферы контактов. Наиболее явная из них — постоянное физическое и умственное развитие школьника и, связанное с этим, углубление его интересов. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности. Она во многом находит свое выражение в общении. В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой — в признании, защищенности и сопереживании. Это определяет рост потребности в общении и способствует решению проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения. С возрастом (от 15 до 17 лет) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она сильнее, чем у юношей. 

Изучая особенности общения старшеклассников, исследователи обращают особое внимание на разнообразие его функций. Во-первых, общение старшеклассника является очень важным «каналом информации». Во-вторых, — это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности. И, в-третьих, это вид эмоционального контакта, который способствует развитию эмоциональной сферы и формированию самоуважения, которое так важно в этом возрасте. В связи с этим потребность в понимании не предполагает особой рациональности: понимание должно носить характер эмоционального сочувствия, сопереживания. Естественно, что таким человеком в первую очередь мыслится сверстник, которого мучают те же проблемы и те же переживания. 

Юноши и девушки находятся в постоянном ожидании общения — для них важен каждый новый человек. Общение в юности отличается особой доверительностью, исповедальностью, что накладывает отпечаток интимности, страстности на отношения, связывающие старшеклассников с близкими людьми. В силу этого в ранней юности так быстро переживаются неудачи в общении. В этом возрасте, по сравнению с подростковым, возникает и потребность в общении со Взрослыми, особенно в ситуации неопределенности, затруднительности самостоятельного решения, то есть в какой-то проблемной ситуации. И доверие в большей степени связано не с интимностью или секретностью передаваемой информации, а со значительностью самой проблемы, с которой старшеклассник обращается к взрослому. Очень важно при этом, как юноша оценивает взрослого. 

Показательным примером служат взаимоотношения с учителями. Особенности этих взаимоотношений определяются в первую очередь индивидуальными качествами учителей. Наиболее строгой оценке со стороны старшеклассников подвергаются такие качества, как справедливость, способность к пониманию, эмоциональному отклику, а также уровень знаний учителя и качество преподавания. Наряду с потребностью в общении в юношеском возрасте отчетливо проявляется потребность в обособлении. Это может быть обособление сфер общения, а может быть стремление к уединению. 

Потребность в уединении выполняет в развитии старшеклассника разнообразные функции. Ее можно рассматривать и как отражение определенной стадии развития личности, и как одно из условий такого развития. Познание прекрасного, осмысление себя и других может быть эффективно лишь в уединении. Фантазии и мечты, в которых проигрываются роли и ситуации, позволяют компенсировать определенные трудности в реальном общении. Основным принципом общения и психической жизни в целом в юношеском возрасте является выраженный поиск путей к миру через нахождение пути к самому себе.



Предварительный просмотр:

КАК РАСПОЗНАТЬ ЛЖЕЦА ПО РЕЧИ:

1. Задавайте вопросы и всегда следите за тем, что начинает отвечать вам ребёнок. 

2. Если вы задали стрессовый вопрос и в ответ услышали встречный вопрос, например: “А зачем тебе это надо?”, “Ну, а смысл?” и т.д., значит, ребёнок скрывает информацию. Скорее всего, он лжет. 

3. Если вы задали стрессовый вопрос, и вы услышали: “Это не важно”, и любые другие уклончивые ответы, значит, ребёнок скрывает информацию. Скорее всего, он лжет. 

4. Если вы задали стрессовый вопрос и в ответ услышали тираду, а именно: большой поток информации, сказанный высоким тоном голоса, не относящимся к теме. Скорее всего, ребёнок говорит неправду. 

5. Если вы задали стрессовый вопрос, и собеседник вас проигнорировал, не ответил на вопрос или просто прекратил разговор, скорее всего, ему есть, что скрывать от вас и, может быть, он говорит неправду. 

6. Если вы слышите длинный рассказ с перечислением последовательных действий, и вы сомневаетесь в его правдивости – попросите его проговорить этот рассказ наоборот. Если рассказ лживый, лжец не способен будет его воспроизвести в обратном порядке. 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

1. Если вы задали важный вопрос, и после ответа собеседник внимательно смотрит на вас, значит, он лжет. Лжецу всегда важно понять, поверили ли вы его словам. 

2. Если ребёнок говорит неправду, у него в большинстве случаев пересыхает во рту. А значит, участятся прикосновения к лицу, к губам. Наблюдайте за этим. 

3. Когда ребёнок говорит неправду, он может покраснеть, испытывая смущение, вину или стыд. 

4. Когда ребёнок говорит неправду, он может резко побледнеть, испытывая эмоцию страха. Во время страха человек бледнеет, потому что кровь приливает к ногам. 

5. Когда ребёнок говорит неправду, дыхание  учащается, становится более глубоким. Изменение дыхания можно увидеть, наблюдая за верхней частью грудной клетки. 

КАК РАСПОЗНАТЬ ЛЖЕЦА ПО ЖЕСТАМ:

1. Если ребёнок лжет, количество жестов у него сокращается. Понимая, что жестами он может выдать себя, лжец бессознательно ограничивает жестикуляцию. 

2. Если ребёнок говорит неправду, то он старается дистанцироваться от собеседника. А значит, будет прятаться за книгами, портфелями, компьютерами, столами и т.д. В психологии это называется барьерами. 

3. Если перед ответом на вопрос собеседник покашливает,  делает глоток воды (кофе, чай), ему нужно взять тайм-аут для того, чтобы продумать “правильный ответ”. А значит, такой ответ может быть ложью. 

4. Если во время ответа на вопрос, собеседник отклоняется назад, прикасается к себе, приобнимает себя, он испытывает стресс. А значит, может говорить неправду. 

Помните, нельзя распознавать ложь только по одним жестам или речи. Ложь всегда определяется по совокупности различных признаков.



Предварительный просмотр:

                Телевизор - друг или враг?

      Как сказывается отдых перед телевизором на способностях и здоровье наших детей?

  Сегодня миллионы людей ежедневно тратят несколько часов за телевизором. При этом многие телезрители получают такое же удовольствие, как и при употреблении психоактивных средств (наркотики, алкоголь). Ученые показали, что, действительно, существует "телевизионная" зависимость, аналогично наркотической, и избавиться от нее порой довольно трудно. Доказательством тому могут служить результаты исследований американских специалистов. Было выбрано несколько семей, которым платили по несколько сот долларов в месяц за то, чтобы они не смотрели телевизор. Результаты эксперимента показали, как и в случае героина, абстинентные симптомы у заядлых телезрителей проявляются в довольно тяжелой форме по прошествии 5 - 7 дней. Среди таких симптомов - чувство агрессии, беспокойство, депрессии и трудности с использованием освободившегося времени.

Кроме того, было показано, что заядлые телезрители испытывают чувство вины из-за большого количества часов, проведенного у экрана. Опрос показал, что 2 из пяти взрослых и 7 из десяти подростков сами признаются в том, что слишком много времени тратят на просмотр телепередач.

    

       Почему же люди все-таки смотрят телевизор по много часов?

Исследования, проведенные среди большого количества телезрителей, выявили несколько основных мотиваций - стремление уйти от скуки повседневной жизни, желание получить те ощущения, о которых можно поговорить с другими людьми, удовольствие от наблюдения за людьми и сравнить с собственным опытом, желание быть в курсе новостей. В основном за экраном долгие часы проводят люди, которые лишены реальной жизни быть участниками интересных событий.

Завораживающую силу голубого экрана физиологи объясняют ориентировочным рефлексом, который еще Павлов описал в 1927 году. Это весь комплекс реакций организма на предъявление нового раздражителя. Типичный ориентировочный рефлекс проявляется такими симптомами - расширение кровеносных сосудов головного мозга, замедление пульса, сужение кровеносных сосудов в основных мышечных группах. Вся деятельность мозга направлена на сбор информации, а остальные части тела отдыхают. С помощью этого рефлекса мобилизуется вся система организма для быстрой оценки ситуации и принятия решения.

Включение ориентировочного рефлекса при включенном телевизоре зависит от частоты поворота камеры при демонстрации одной сцены. Если спецтрюки с камерой осуществляются один раз в секунду, ориентировочный рефлекс все время активизируется.

Именно этим можно объяснить реплики телезрителей типа "Если телевизор включен, я не могу оторвать глаз от экрана".

 

      Телевизор - источник большого потока информации. По экрану можно узнать очень много нового и интересного. Но всегда ли это играет положительную роль? Узнавая новое, мы действительно получаем удовольствие. В основном эта новая информация поступает в зрительной форме. Это большой объем. По своей емкости зрительный ряд намного превосходит другие способы подачи информации. По данным специалистов - 1 картинка заменяет 1000 слов.

Этот фактор является и положительным и отрицательным. Положительное действие мы все понимаем. А вот отрицательное действие многие игнорируют. Имеется в виду перегрузки. Особенно, если речь идет о детях. Два часа просмотра телевизора равносильно прочтению нескольких толстых книг. Ребенок не в состоянии усвоить такой объем информации за короткий отрезок времени, он утомляется. Примеры этого мы видим постоянно. Наверное, каждый из нас замечал, что после просмотра телевизора наши дети с трудом справляются с домашними уроками, они рассеяны, жалуются на усталость, головную боль и т.д.

     Еще одно важное отрицательное действие телевизора для детей - это влияние на развитие образной памяти и мышления. Пик ее развития приходится именно на младший школьный возраст. И если ее не развивать, и разрешать ребенку много времени проводить у телевизора, то в дальнейшем, возможности зрительной памяти будут минимальны. Дело в том, что способность длительно зрительно удерживать какую-либо картинку характеризует возможности нашей зрительной памяти. Чем дольше мы ее удерживаем, тем лучше наша память. При просмотре телевизора новый кадр гасит предыдущий. И происходит это все очень быстро, зрительная память при этом не тренируется. Наши дети очень много смотрят телевизор и именно с этим связано, что у многих из них образное мышление практически не развито.Очень часто можно услышать жалобы учителей, что современные школьники не могут зрительно представить ни одной модели строения какого-либо вещества или геометрической фигуры.

 

     Телевизор тормозит также развитие воображения. Когда школьник смотрит художественные фильмы, у него создается конкретный внешний образ героя. Формируется мнение, что этот герой может быть только такой, как он выглядит на экране. Это не дает возможности создать свой зрительный образ, на ребенка давит авторитет телевидения. А он очень велик. Считается, что то, что увидено с экрана все правильно и другого быть просто не может.

 

       Как телевидение сказывается на успеваемости школьников?

Исследования многих авторов показывают, что между временем, проведенным у телевизора, и его успеваемостью существует зависимость. Так дети, которые смотрят телепередачи более двух часов в день, как правило, хуже учатся. Особенно тяжело им дается чтение. Совсем низкой успеваемостью отличаются те дети, которые проводят у экрана более четырех часов. У взрослых также прослеживается такая же закономерность между уровнем образования и отношением к телевизору. Чем ниже этот уровень, тем, как правило, больше времени человек посвящает телевизору.

    Конечно, нельзя полностью отрицать положительное влияние телевизора, как источника информации. Есть очень много интересных познавательных программ, которые не только развивают кругозор, могут с успехом применяться в учебном процессе. Но опять же, телевизионные передачи должны дополнять основной процесс обучения. Телевидение не требует обратной связи от зрителя. Школьник смотрит на экран, при этом он ничего не проговаривает и впечатление, что он все из просмотренного усвоил иллюзорно. Чтобы этого не происходило, после просмотра передачи надо обязательно обсуждать с детьми все увиденное.

     Можно ли говорить, что постоянно мелькающая и порой надоедающая реклама различных продуктов на экранах безобидна для детей?

       Совсем небезобидна! К сожалению, она непосредственно влияет на формирование нездоровых привычек, поскольку, главным образом, нам рекламируются продукты быстрого приготовления. Это продукты с высоким содержанием жира, холестерина, сахара. Ученые утверждают, что реклама оказывает на детскую аудиторию заметное влияние. Так, дети, уделяющие телевидению много времени, покупают и потребляют значительно больше конфет, хот-догов, газированной воды, чипсов, чем остальные из сверстники. Малыши при этом всерьез считают, что какие-либо сладости или хлопья помогут им стать сильными и здоровыми. А подростки уверены, что только банка пива спасет от скуки обыденной жизни - и сделает их настоящими мужчинами.

         В некоторых странах действуют законы, которые регламентируют рекламу на детей и тем самым предотвращают неправильное питание. В Голландии, например, при рекламе любых сладостей в углу экрана обязательно должна быть зубная щетка, а в одном из канадских штатов вообще запрещено адресовать любую рекламу детям, не достигшим двенадцати лет...

          Что можно посоветовать, чтобы уменьшить отрицательное воздействие телевизора?

        Прежде всего, ограничить время для просмотра телепередач - не более одного часа в день. Кроме ограничения времени, родители должны ограничивать количество передач, где демонстрируются сцены жестокости и насилия.

       В одной из работ американских авторов было показано, что ограничение времени на просмотр телевизора до одного часа в день дает заметное снижение агрессивности у детей.

Хочется подчеркнуть, что особенно вреден телевизор для детей младшего школьного возраста. Конечно, нельзя запрещать детям вообще смотреть телевизионные передачи. Но можно все-таки снизить уровень отрицательного влияния телевидения.

        Все знают, что времяпрепровождение у телевизора увеличивает риск развития близорукости. Чтобы как-то уменьшить, следует соблюдать некоторые правила. Прежде всего расстояние до телеэкрана не должно быть меньше трех метров.

      Соблюдение дистанции позволит также уберечься от электромагнитного излучения.

         Сберечь глаза помогут также и упражнения, которые можно делать во время рекламных пауз. Частое их появление на экране вызывает порой раздражение. Можно использовать это время и сделать несколько упражнений для глаз. А, кроме того, можно использовать рекламу для тренировки зрительной памяти:

·         Посмотрите 15 секунд вдаль, потом закройте глаза и мысленно представьте себе увиденную картинку.

        Тренировать ее можно и другими способами.

·         Предложите детям зрительно представлять любимых героев, пусть они попытаются зрительно представить детали одежды, украшения, выражение лица и т.д.

       Также, образное мышление развивает чтение вслух. При выразительном чтении также возникают зрительные образы. Важно еще и то, что при чтении ребенок устает намного меньше. Когда ребенок читает, он находится в творческом состоянии, так как в это время у него работают оба полушария мозга. Во время просмотра телепередач работает только одно полушарие, через какое-то время возникает утомление. Во время чтения происходит переключение работы одного полушария на другое. Утомление возникает намного позже. Чтение вслух развивает речь. При этом тренируется голосовой аппарат - мышцы лица - и голосовые связки. Текст запоминается лучше, так как участвует также и слуховая память. Даже читая про себя, обогащается словарный запас. Дело в том, что при чтении ребенок проговаривает текст про себя, чего не происходит при просмотре телепередач.

Поэтому намного полезнее, если вместо семейного просмотра бесконечных телесериалов, родители организуют вечера чтения какой-либо интересной сказки или истории, при этом положительных эмоций и пользы будет намного больше.

         Вспомните, когда в Москве была авария на телебашне, как вдруг резко изменилась наша жизнь. Первые дни многие не знали, как заполнить освободившееся время. Через несколько дней, когда люди адаптировались в новых условиях, все ощутили, что жизнь стала интереснее. Появилось время для чтения книг, хождения по театрам, и, что самое главное, люди стали больше общаться со своими близкими, друзьями. Оказалось, что можно жить и без телевидения! Конечно, нельзя выключить сразу все телевизоры или запретить детям смотреть телепередачи. Но надо следить, чтобы телевизор не являлся единственным источником развлечений, а тем более способом отдыха.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал для родителей

Полезно знать каждому родителя отправляющему ребёнка в школу....

материал для родителей

чтение и читательская деятельность...

Раздаточный материал "Памятки родителям" по воспитанию детей для родительского собрания

" Памятки родителям" , которые классный руководитель начальной школы( можно  среднего звена) может раздать на родительском собрании каждому родителю, чтобы ими были пересмотрены взгляды  в в...

материал для родителей

Организация работы над ошибками по русскому языку.  3класс....