внеурочная деятельность - литературная гостиная "В мире книг"
рабочая программа (3 класс) на тему

предлагаю рабочую программу внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "В мире книг" для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_knig_3_klass.docx35.77 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

    Настоящая программа по внеурочной деятельности «В мире книг» для 3 класса создана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы внеурочной деятельности Л.А. Ефросининой «В мире книг», регионального учебного плана и учебного плана школы. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения внеурочной деятельности, которые определены стандартом.      

     Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире книг» представляет собой целостный документ, включающий такие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

     Внеурочная деятельность «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковые занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.  Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации кружковых  занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.

Содержание  работы кружка  создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях  кружка предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Цели обучения.

Изучение внеурочной деятельности «В мире книг» на ступени начального общего образования направлено на достижение следующей цели: — создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

— расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Место внеурочной деятельности «В мире книг»

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение внеурочной деятельности «В мире книг» в 3 классе 1 раз в неделю, то есть 34 часа в год.

Ценностные ориентиры содержания. Содержание программы внеурочной деятельности «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа внеурочной деятельности — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Формы организации занятий:

  • литературные игры,
  • конкурсы-кроссворды
  • библиотечные уроки
  • путешествия по страницам книг
  • проекты
  • уроки-спектакли.
  • Формы и средства контроля
  • Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
  • 1. Проверка техники чтения.
  • 2. Проверка читательского кругозора.
  • 3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 3-го класса)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы. В результате освоения программы «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

— осознавать значимость чтения для личного развития;

— формировать потребность в систематическом чтении;

— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь самостоятельно работать с новым произведением;

— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС 3 КЛАССА.

Универсальные учебные действия:

  • работать с книгой-сборником басен И. Крылова;
  • сравнивать басни по структуре и сюжету;
  • выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;
  • собирать информацию для библиографической справки об авторе;
  • составлять таблицу жанров произведений писателя;
  • выполнять поисковую работу по проекту;
  • презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
  • готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
  • находить по каталогу нужную книгу;
  • заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
  • писать отзыв о книге или героях книги;
  • пользоваться библиографическим справочником;
  • рассматривать и читать детские газеты и журналы;
  • находить нужную информацию в газетах и журналах;
  • собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;
  • готовить материал для классной и школьной газеты;
  • пользоваться электронными газетами и журналами.

                   

                    УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе

теоретических

практических

1

История книги. Библиотеки

4

2

2

2

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные

3

2

1

3

Книги-сборники. Басни и баснописцы

3

2

1

4

Книги о родной природе

3

2

1

5

Книги Л.Н. Толстого для детей

3

2

1

6

Животные — герои детской литературы

4

2

2

7

Дети — герои книг

3

2

1

8

 Книги зарубежных писателей

2

1

1

9

Книги о детях войны

3

2

1

10

Газеты и журналы для детей

4

2

2

11

«Книги, книги, книги…»

4

2

2

Итого

36ч

21ч

15ч

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. История книги. Библиотеки (4 ч)

Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.

Библия. Детская библия (разные издания).

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.

Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная

карточка. Игра «Обслужи одноклассников».

Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.

Тема 2. По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник

«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».

Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.

Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Тема 3. Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен:

титульный лист, аннотация, оглавление.

Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.

Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

Тема 4. Книги о родной природе (3 ч)

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

Тема 5. Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,

«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

Тема 6. Животные — герои детской литературы (4 ч)

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный

лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лон-

дона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией

А. Брема «Жизнь животных».

Художники-оформители книг о животных.

Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

Тема 7. Дети — герои книг (3 ч)

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».

Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).

Проект «Расскажи о любимом писателе».

Тема 8. Книги зарубежных писателей (2 ч)

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.

Тема 9. Книги о детях войны (3 ч)

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.

Аннотация. Каталожная карточка.

Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».

Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».

Тема 10. Газеты и журналы для детей (3 ч)

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет

и журналов. Издатели газет и журналов.

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

Тема 11. «Книги, книги, книги…» (3 ч)

Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.

Справочная литература. Энциклопедии для детей.

Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА «В МИРЕ КНИГ»

№ п/п

Тема

Кол-во час

Дата

Корректировка

1

Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики

1

4.09

2

Библия. Детская библия (разные издания).

1

11.09

3

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

1

18.09

4

Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.

1

25.09

5

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».

1

2.10

6

Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.

1

9.10

7

Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

1

16.10

8

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.

1

23.10

9

Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.

1

30.10

10

Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого. Инсценирование басен (работа в группах).

1

6.11

11

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.

1

13.11

12

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).

1

20.11

13

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

1

27.11

14

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.

1

4.12

15

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

1

11.12

16

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

1

18.12

17

Книги-сборники о животных.

1

25.12

18

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».

1

15.01

19

Художники-оформители книг о животных.

1

22.01

20

Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»

1

29.01

21

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).

1

5.02

22

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

1

12.02

23

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».

1

19.02

24

Проект «Расскажи о любимом писателе».

1

26.02

25

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон- Томпсон, Дж. Чиарди).

1

5.03

26

Переводчики книг.

1

12.03

27

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет).

1

19.03

28

Книга В. Железникова «Девушка в военном».

1

26.03

29

Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»

1

2.04

30

Что такое периодика. Детские газеты и журналы.

1

9.04

31

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».

1

16.04

32

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

1

23.04

33

Книги, их типы и виды.  Справочная литература. Энциклопедии для детей.

1

30.04

34

Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.

1

7.05

35

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».

1

14.05

36

Создание классной газеты или журнала

1

21.05

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы. Начальная школа 21 века./ под редакцией Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана – Граф 2012г.
  2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. / авторы: Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011г
  3.  Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ автор В.А.Горский. М.: Просвещение, 2011г
  4. Волина В.В. «Занимательное  азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994.
  5. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 1997
  6. Сборник сказок зарубежных авторов
  7. Сборник русских  народных сказок – М.:ПРАВДА, 1990
  8. Литературная сказка пушкинского времени – М.: ПРАВДА, 1988
  9. DVDс мультфильмами и художественными фильмами по литературным произведениям.
  10. Кассеты с записью литературных произведений

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Компьютер,

магнитофон

диски с записью литературных произведений,

диски с музыкой (классической и детской),

портреты писателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность по теме "Красная книга Курской области"

Разработка внеурочного занятия по теме: «Красная книга Курской области» ориентирована на возрастную категорию 2 -3 класса. На занятии используются разнообразные формы, методы и приемы обуч...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1класс" В мире книг"

Общая характеристика факультатива. Факультатив «В мире книг»,(«Сборник программ внеурочной деятельности», под редакцией Н.Ф.Виноградовой, Москва Издательский центр»Вентана-граф»2011г,Начальная школа 2...

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса " В мире книг" 4 класс.

Пояснительная записка      Рабочая программа по курсу «В мире книг» для 1-4 классов общеобразовательной школы составлена на основании авторской программы Л.А.Ефрос...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Юные экологи" "Красная книга-важная книга!" 1 класс

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности социального направления развития личности "Юные экологи"  "Красная книга-важная книга!" для 1-го класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «В мире книг» для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «В мире книг» для  2 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «В мире книг » для 1 класса

Рабочая программа курса «В мире книг» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся....