классные часы в начальной школе
классный час (2 класс) на тему

Классные часы по Персидской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnye_chasy.docx35.63 КБ

Предварительный просмотр:

                       КАК БЫТЬ ПРИЛЕЖНЫМ И СТАРАТЕЛЬНЫМ

Цели: на примерах из литературных произведений, доступных для детского восприятия, сформировать понятия «прилежный», «старательный», дать положительную оценку данным качествам.

Ход  классного часа 1. Знакомство с новыми понятиями.

На д о с к е написаны русские народные пословицы:

* Знания не кошель: за плечами не носить.

* Не на пользу читать, коли только вершки хватать.

* Корень учения горек, да плод его сладок. Вопросы:

- О чем эти пословицы?

- Нужно ли учиться? Зачем? Чему?

- Какое значение имеет учеба в жизни человека?

Учитель. Учение - это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда легко все дается. Если математика дается вам без труда, то, наверное, выводить каллиграфически письмо вам потребуется определенное время. Или, к примеру, ну, никак не запоминается стихотворение. Что вы предпримете?

«Терпение и труд все перетрут», - гласит народная мудрость. Трудолюбие - это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательными и трудолюбивыми. Великий полководец А. В. Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой помог ему стать непобедимым. Валентина Терешкова путем изнуряющих тренировок, учебы стала известной всему миру первой женщиной-космонавтом.

-  А какой смысл вы вкладываете в слова «старательный» и

«прилежный»?

Если заглянем в толковый словарь С. И. Ожегова, то найдем пояснение: старательный - делающий что-нибудь хорошо и добросовестно; прилежный - отличающийся усердием в труде, учении.

-  Каким вы представляете прилежного, старательного человека? Опишите.

-  Часто учителя обращаются к ученику с просьбой: старайся. Что это значит? (Значит, выполнить задание так, чтобы результат имел высокую оценку и доставил всем радость.)

2. Чтение рассказа В. Осеевой.

СЫНОВЬЯ Две женщины брали воду из колодца.

Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушке отдохнуть пришел.

Вот говорит одна женщина другой:

- Мой сынок ловок да силен - никто с ним не сладит.

-  А мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.

А третья молчит.

- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают ее соседки.

- Что же сказать, - говорит женщина. - Ничего в нем особенного нету.

Набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещет вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит. Любуются им женщины. Другой песню поет, соловьем заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у нее ведра тяжелые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

- Ну, что? Каковы наши сыновья?

- А где ж они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу.

В. Осеева

-  Почему старичок так ответил женщинам? (Ответы детей.) Учитель. Старательный человек бережет время свое и чужое.

У него все четко в жизни распределено. Такие люди планируют свои дела на день, неделю. Когда человек придерживается в жизни определенного режима, то у него всегда хватает времени и на отдых.

3. Чтение и анализ стихотворения.

О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО ЧАСАХ Ведут часы секундам счет, Ведут минутам счет. Часы того не подведут, Кто время бережет.

Кто жить умеет по часам И ценит каждый час, Того не надо по утрам Будить по десять раз.

И он не станет говорить, Что лень ему вставать, Зарядку делать, руки мыть И застилать кровать.

Успеет он одеться в срок, Умыться и поесть, Успеет встать и за станок, За парту в школе сесть.

С часами дружба хороша! Работай, отдыхай, Уроки делай не спеша И книг не забывай!

Чтоб вечером, ложась в кровать, Когда наступит срок, Ты мог уверенно сказать: Хороший был денек!

С. Баруздин

- Поделитесь с одноклассниками, если у вас удачно получается распределять время.

-  Часто слышишь от людей: я ничего не успеваю делать. Таких людей, как правило, удача не посещает. Почему это происходит?

4. Обобщение.

Учитель. Чтобы любое начинаемое вами дело приносило радость, давайте вместе сформулируем правила, которые будем соблюдать:

■     Придерживаться распорядка дня.

■     Доводить начатое до конца.

■     7 раз отмерь, один отрежь.

■     Отдыхать с удовольствием.

И. В. Персидская

                                 ЖАДНОСТЬ И ЖАДИНЫ

Цель: воспитывать у ребят положительные качества характера.

                                  Ход  классного  часа

 1. Чтение и анализ анализ басни Л. Н. Толстого.

СОБАКА И КОСТЬ

 Жучка несла кость через мост. Глядь, в воде ее тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы взять ту. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

Л. Н. Толстой

Вопросы для анализа:

- Как можно охарактеризовать собаку? Почему?

- Чем же поплатилась Жучка за жадность?

- Как вы понимаете смысл слова «жадность»?

Учитель. В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова написано: «Жадность - чрезмерное стремление удовлетворить какие-нибудь желания».

Вопросы для анализа:

- Как выглядит жадный человек?

- К чему он может проявлять жадность?

- Жадность к деньгам, к еде, к работе. Прокомментируйте каждое высказывание.

-  Случалось ли, что из-за неумения соблюдать меру с вами происходили неприятности?

2. Анализ русских народных пословиц.

На доске записаны пословицы:

*     Много хочешь - последнее потеряешь.

*      Многого желать - добра не видать.

*     Жадность всякому горю начало.

*     Ненасытному все мало.

*     Маленькая жадность приносит большой вред.

- Объясните смысл каждой пословицы.

3. Чтение сказки.

Учитель. Послушайте сказку «Жадный Вартан» С. Михалкова, подумайте, можно ли к слову жадность поставить синоним бережливость'?

ЖАДНЫЙ ВАРТАН (армянская сказка)

С овечьей шкурой к скорняку Зашел Вартан-сосед:

- Из этой шкуры шапку сшить Ты сможешь или нет?

- Могу! - сказал в ответ скорняк, На шкуру посмотрев.

- А выйдет две? - спросил Вартан, На корточки присев.

- И две сошью.

- И три? -И три!

- Сошьешь четыре? -Да!

- А пять?

- Ну что ж, могу и пять, Коль в этом есть нужда!

- Быть может, выкроишь все шесть?

- Могу, раз надо так!

- Где шесть, там - семь! - сказал Вартан.

- Идет! - сказал скорняк.

Когда заказчик через день За шапками пришел, Семь шапок выложил скорняк На свой рабочий стол.

- Да разве это мой заказ? -Вскричал в сердцах Вартан. -Когда ты шапки мне кроил, Ты был, должно быть, пьян? Что с ними делать мне теперь? Куда прикажешь деть?

Ведь ни одну из них нельзя На голову надеть!

- Но ты же сам того хотел! -Сказал в ответ скорняк. -Больших семь шапок из овцы Не выкроишь никак!

С. Михалков

Вопросы для анализа:

- Охарактеризуйте Вартана.

-  Какие синонимы к слову «жадность» вы подобрали? (Скупость, корыстолюбие.)

- Положительная ли это черта характера?

4. Практическая работа.

Дети на листах бумаги рисуют, какой они представляют себе «жадность».

5. Выставка рисунков.

Учитель комментирует рисунки, обобщает.

Дидактический материал

ДВА ЖАДНЫХ МЕДВЕЖОНКА

(венгерская сказка)

По ту сторону стеклянных гор, за шелковым лугом, стоял нехоженый,

невиданный густой лес. В этом нехоженом, невиданном густом лесу,

в самой его чаще, жила старая медведица. У нее было два сына. Когда

медвежата выросли, они решили пойти по свету искать счастья.

Поначалу пошли они к матери и, как то положено, распрощались с ней. Обняла старая медведица сыновей и наказала им никогда не расставаться друг с другом. Обещали медвежата исполнить наказ матери и тронулись в путь-дорогу.

Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. А медвежата проголодались. Понурые брели они рядышком.

- Эх, братик, до чего же мне есть хочется! - пожаловался младший.

- И мне хочется! - сказал старший.

Так они все шли да шли и вдруг нашли круглую головку сыра. Хотели было поделить ее поровну, но не сумели. Жадность одолела медвежат: каждый боялся, что другому достанется больше.

Спорили они, рычали, и вдруг подошла к ним лиса.

- О чем спорите, молодые люди? - сказала лиса. Медвежата рассказали ей о своей беде.

-  Какая же это беда! -- сказала лисица. - Давайте я вам поделю сыр поровну: мне что младший, что старший - все одно.

- Вот хорошо-то! - обрадовались медвежата. - Дели!

Лиса взяла сыр и разломала его на две части. Но расколола головку так, что один кусок - это даже на глаз было видно - был больше другого. Медвежата закричали:

- Этот больше! Лиса успокоила их:

- Тише, молодые люди! И эта беда не беда. Сейчас я все улажу.

Она откусила добрый кусок от большей части и проглотила его. Теперь большим стал меньший кусок.

- И так неровно! - забеспокоились медвежата.

- Ну, полно! - сказала лиса. - Я сама знаю своё дело.

И она откусила кусок от большей части. Теперь больший кусок стал меньшим.

- И так неровно! - вскричали медвежата.

- Да будет вам! - сказала лиса, с трудом ворочая языком, так как рот ее был набит вкусным сыром. - Еще самая малость - и будет поровну.

Лиса продолжала делить сыр. А медвежата только черными носами водили туда-сюда - от большего куска к меньшему, от меньшего к большему.

Покуда лисица не наелась досыта, она всё делила и делила.

Но вот куски сравнялись, а медвежатам почти сыра не осталось: два крохотных кусочка.

- Ну что ж, - сказала лиса, - хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата!

И, помахав хвостом, она убежала. Так-то вот бывает с теми, кто жадничает!

Кто держит

Конфету свою в кулаке,

Чтоб съесть ее

Тайно от всех в уголке;

Кто, выйдя во двор,

 Никому из соседей

Не даст прокатиться на велосипеде;

Кто мелом, резинкой,

Любою безделицей

 В классе

 Ни за что не поделится,

-Имя тому подходящее дадено,

ЖАДИНА

Даже не имя,  а прозвище -ЖАДИНА!

Жадину

Я ни о чем не прошу.

В гости я жадину

Не приглашу.

Не выйдет из жадины

Друга хорошего, даже приятелем

Не назовешь его.

Поэтому -

Честно, ребята, скажу -

С жадиной  я никогда не дружу!

Я. Аким

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УРОКЕ И НА ПЕРЕМЕНЕ

Цель: способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения во время урока и перемены.

Ход классного часа1. Чтение стихотворения по теме.Читает учитель.

Идут гурьбою Школьники

С портфелями в руках,

Нетронуты тетрадки,

Чисто в дневниках.

Они к звонку торопятся

И весело галдят...

Я. Аким

2. Рассказ учителя. Чтение стихотворений учащимися.

Учитель. Итак, прозвенел звонок на первый урок, но какие перед этим вы должны совершить действия?

■  Прийти в школу заранее. Если опоздал по уважительной причине, то надо спросить у учителя разрешение войти в класс.

■  Поздороваться с учителем, называя его по имени и отчеству, а затем — с ребятами.

- Проведем практическое занятие. Я вошла в класс.

- Здравствуйте, ребята!

■  Ученики молча приветствуют взрослого, встав из-за парты. Вставать надо дружно, но при этом соблюдать тишину. Сесть можно после разрешения учителя. Если хочешь сказать что-то, подними руку.

В школе изучают не только таблицу умножения, объясняют, почему день сменяет ночь. Для того чтобы это знать и запомнить, надо освоить самый важный предмет- он называется «поведение».

Ученик читает стихотворение.

УРОК ПОВЕДЕНИЯ

Не дождутся утра промокашки,

Снится новым учебникам класс,

Дорогие друзья, первоклашки!

В добрый час!

Мы потом хоть что угодно

Сочиним и перемножим,

Будем_старше и будем умней,

Но чтоб стать человеком хорошим,

Поведенье всего важней.

Не нужны нам подлизы и плаксы,

Не нужны драчуны и лгуны. Как на форме чернильные кляксы -Не нужны, не нужны, не нужны. Пусть ты ловко решаешь задачи, И в грамматике тоже хорош. Ничего это в школе не значит, Если ты себя плохо ведешь!

М. Танич

Учитель. Итак, звонок на урок. Начнем разговор с вызова к доске. (Вызвать ученика к доске. Затем обратить внимание детей, как ребенок поднимался из-за стола, идёт к доске. Проанализировать.)

Вы думаете, что школу придумали взрослые, чтобы мучить маленьких детей. Чтобы не учиться, некоторые придумывают разные отговорки. Например: забыл учебник, не было света, забыл закрыть кран, залил соседей. Выучи хоть все отговорки, но знаний от этого не прибавится. Поэтому давайте подумаем, какие правила нужно выполнять, чтобы хорошо учиться.;

Дети предлагают. Записывают на плакате.

Пример:

■  Ежедневно учить уроки.

■  Отвечать материал уверенно.

■  Не зубрить, а вникать.

Учитель. Когда вы отвечаете у доски, тоже соблюдайте правила.

■  Смотреть в потолок незачем, там ничего не написано.

■  Не стоит строить гримасы и пожимать плечами.

■  Попытайтесь вынуть руки из карманов. Такое поведение положительно не повлияет на отметку.

Дети поочерёдно читают стихи о правилах поведения в школе.

■ Ты думал: школа не вокзал Не страшно опоздать.

Но тех, кто в школу опоздал, Она не станет ждать, Хоть без колес устроен класс, Он далеко уйдет за час.

■  Много пыли на дороге, Много грязи на пути,

Вытирайте чище ноги перед тем, как в класс войти.

■ Как пришел ты на урок, на язык повесь замок, далеко не прячь ключи, там, где надо, не молчи.

■ Учитель спросит - надо встать,

Когда он сесть позволит - сядь, ответить хочешь - не шуми, а только руку подними.

Ученик читает наизусть.

Что случилось нынче в школе?

Нет учительницы, что ли?

Расшумелся первый класс

 И бушует целый час.

 Поднял шум дежурный Миша.

 Он сказал: «Ребята, тише!»

«Тише», - крикнули в ответ

Юра, Шура и Ахмет. «

Тише, тише!» - закричали

Коля, Оля, Галя, Валя.

 «Тише, тише, тишина!» -

Крикнул Игорь у окна.

 «Тише, тише! Не шумите!»

-Заорали Витя, Митя.

«Замолчите!» - на весь класс

 Басом выкрикнул Тарас.

Тут учительница пенья

Просто вышла из терпенья,

Убежать хотела вон...

 Вдруг явился Угомон

. Оглядел он всех сурово

И сказал ученикам:

«Не учи молчать другого,

А молчи побольше Сам!»   С. Я. Маршак

- Почему дети в классе расшумелись?

- Что ученики предпринимали, чтобы прекратить шум?

- Почему их попытки оказались бесполезными?

- Согласны ли вы с советом Угомона? Звучит звонок на перемену.

Ученик читает стихотворение.

«Перемена, перемена!» -

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог.

Вылетает за порог -

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели это Вова

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним - бо-о-льшая перемена!

Не угонишься за Вовой!

Ой, гляди, какой бедовый!

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он подставил три подножки

(Ваське, Кольке и Сережке),

Прокатился кувырком,

На перила сел верхом,

Лихо шлепнулся с перил,

Подзатыльник получил,

С ходу дал кому-то сдачи, -

Словом,

Сделал все, что мог!

Ну а тут - опять звонок...

Вова в класс поплелся снова.

Бедный! Нет лица на нем!

«Ничего, - вздыхает Вова, -

На уроке отдохнем!»

Б. Заходер

- Никто себя, случайно, не узнает в этом герое?

- Правильно ли Вова выходит на перемену? Как это нужно делать?

- Для чего нужна перемена в школе?_

- Составьте примерные правила поведения в школе на перемене.

СЛОВО, HE ВОРОБЕЙ... (беседа с учащимися  класса)

Цель: воспитание уважительного отношения к своим товарищам и одноклассникам, развитие положительных общечеловеческих качеств личности.

Задачи: научить детей анализировать и контролировать свои  Поступки.

За что?  (рассказ)

Сегодня для Вали день был особенный. Ему исполнялось ровно  восемь лет. Мальчик с нетерпением ждал этого дня. И вот, наконец, он наступил! Проснулся Валя в предчувствии чего-то радостного и необычного. И предчувствия его не обманули: несмотря на середину осени, день с утра выдался на редкость теплым и солнечным.

   «Солнышко радуется вместе со мной....» - улыбнувшись, подумал Валя. Больше он подумать ничего не успел, потому что в этот момент в комнату зашла мама и, присев на кровати, нагнулась к сыну и крепко его поцеловала:

- С Днем рождения, малыш!

-И вовсе я не малыш,*- строго поправил Валя маму. - Ты забыла? Мне сегодня исполняется целых восемь лет!

Взъерошив волосы сыну, мама с улыбкой сказала:

-  Миленький мой, для меня ты всю жизнь будешь малышом, сколько бы лет тебе не исполнилось - десять, тридцать, пятьдесят... Ой, - вдруг воскликнула мама, а у меня для тебя маленький сюрприз!

- Какой? Вкусный или подарочный? - Валя живо вскочил с кровати и побежал прямиком на кухню.

-  Эй, тапочки забыл надеть, - с тапочками в руках мама направилась следом за сыном. - Нет, нет, подарки и все остальное будут чуть позже. А это всего лишь маленький сюрприз.

-У! - Делая вид, что обиделся, разочаровано протянул Валя. Он прекрасно знал, что самое интересное надо ожидать вечером, когда вся семья будет в сборе: придет с работы папа, вернется из института старшая сестра. Они сядут за красиво накрытый стол, кстати, о столе. А что это за корзина стоит на столе, накрытая красиво вышитой салфеткой?

- А это кому? - спросил Валя, обернувшись к маме.

-  Это для твоих одноклассников. Здесь яблоки и сладости. В день рождения принято не только получать поздравления от друзей и знакомых, но и угощать их.

- Вот здорово! - воскликнул Валя и побежал собираться в школу. После занятий учительница, Нина Викторовна, попросила учеников задержаться.

- Ребята! - торжественным голосом произнесла она, - Сегодня у нас в классе именинник - Антонов Валя. От себя лично и от имени всех вас я хочу поздравить Валю с его восьмилетием и пожелать ему больших успехов в учебе, крепкого здоровья...

-  Счастья и любви в личной жизни,- добавила под всеобщий хохот Семеркина Нина.

Валя почему-то покраснел и засмущался. Самые разные и забавные поздравления посыпались со всех сторон на именинника. Потом все дети закричали: «Поздравляем!» -  А сейчас слово имениннику! - объявила Нина Викторовна. Она открыла шкаф (Валя пришел пораньше и предусмотрительно, с разрешения Нины Викторовны, конечно, спрятал корзину в большой вместительный шкаф), и вытащила оттуда корзину с угощением и передала ее мальчику. Валя звонким от волнения голосом поблагодарил всех за поздравления. В голове у него все перепуталось и, совершенно неожиданно для самого себя, произнес в рифму:

- Спасибо всем за поздравления, Примите от меня вот эти угощения...

Ребята весело засмеялись. А учительница сказала:

- Да ты, Валя, у нас, оказывается, поэт? Давай, я тебе помогу...

-  Извините, я не специально... - еще больше смутился Валя и стал угощать ребят.

В школьном вестибюле родители терпеливо дожидались своих детей.

- Что-то задерживаются, - нервно посмотрев на часы, произнесла мама близнецов Сомовых.

- А вот и наши детки! - успокоила ее другая мама, на показавшихся в конце коридора ребят. - Наверное, какое-нибудь незапланированное мероприятие было...

-  Привет, мам, - Валя подбежал к маме и протянул ей пустую корзину.

- Ну, как прошел день? - спросила мама.

-  Нормально! - счастливо воскликнул Валя и стал натягивать куртку.

В это время мама близнецов Сомовых выговаривала сыновьям:

- Чего так долго? Вы прекрасно знаете, что через полчаса у меня заканчивается обеденный перерыв, а мне вас еще до дома довести надо! Отпроситься, что ли, пораньше не могли?

- Да там, у одного придурка в нашем классе день рождение...

-  И чего? Одевайся быстрее, чего встал? - дернула Сомова самого нерасторопного из близнецов...

- А то, - продолжил другой, с хрустом откусывая большое румяное яблоко, - если бы мы отпросились, то остались бы без угощения. Смотри, какое яблоко, мне самое большое и красное досталось...

Валя, кое-как натянув куртку, забыв про портфель, выбежал из школы. Закусив дрожащие губы, он бежал, не разбирая дороги.

-  Валя, подожди! - кричала, выбежавшая следом за сыном, взволнованная мама. Понурив  голову, Валя остановился. 

- Мальчик мой! Ну, чего ты так? - проговорила мама, пытаясь заглянуть сыну в глаза. Мучительно подбирая слова, чтобы успокоить и приободрить сына и не выдать своего душевного состояния, она притянула к себе Валю . Подняв глаза, полные слез и обиды, мальчик коротко спросил ее: «За что?»

Вопросы для беседы

1.   Как вы думаете, какие чувства испытывал Валя, случайно услышав в свой адрес обидные слова?

2.   Что можно сказать о поступке Сомова по отношению к своему однокласснику?

3.   Можете ли вы ответить на В алии вопрос: «За что?». Что подтолкнуло одного из близнецов совершить такой поступок: а) его невоспитанность; б) зависть; в) давняя обида к Вале или враждебные отношения с ним?

4.   Как вы думаете, искренен ли был Сомов, когда в классе вместе со всеми поздравлял именинника?

5.   Возможно ли неосторожным словом причинить человеку боль? Каким образом?

6.   Какие русские народные пословицы и поговорки можно привести в пример, исходя .из данной ситуации?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематика классных часов в начальной школе

Приблизительные темы классных часов в начальной школе на весь учебный год....

Сборник классных часов для начальной школы.

Поучительные, познавательные классные часы....

классные часы в начальной школе

Предлагаю разработки классных часов для учащихся 2 - 3 кл. Форма проведения - этическая беседа. Основная  идея: "Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе"....

"Классные часы в начальной школе"

В статье «Классные часы в начальной школе» Иванова И. А. обращает внимание  учителей на необходимость проведения личностно- ориентированных классных часов. Из личного опыта учитель Ив...

классные часы в начальной школе

Классный час- это форма воспитательной работы классного руководителя в классе,При которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности,  способствующей формированию у ...

Циклограмма классных часов в начальной школе

Проведение классных часов по УМК «Все цвета, кроме чёрного» имеет социально - педагогическую направленность : полученные знания позволяют детям понять, почему им нужно заботиться о своём здоровье, соб...

классные часы в начальной школе о здоровом образе жизни

Использование данных разработок позволяет формировать у учащихся  наачльной школы потребность в здоровом образе жизни....