Открытое занятие по программе «Школа Этикета» «Вежливые слова и хорошие манеры»
методическая разработка на тему

Авдошина Наталья Федоровна

Открытое занятие по программе «Школа Этикета» «Вежливые слова и хорошие манеры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vezhlivye_slova_i_horoshie_manery_1.docx29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Вежливые слова и хорошие манеры»

Цель мероприятия:

Прививать основы нравственного поведения

 Задачи:

Образовательная - учить детей употреблять различные словесные формы вежливости;

Развивающая - систематизировать знания воспитанников о правилах вежливого поведения;

Воспитательная- прививать этические нормы поведения в обществе и общении между людьми.

Ход занятия

I. Приветствие

Здравствуй,  небо голубое! 

Здравствуй, солнце  золотое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленькийдубок!

Мы живем       в одном краю!

Всех я  вас приветствую! (Садятся на свои места)

II.Основная часть

1.Сообщение темы занятия

Встречая друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу.

Быть вежливым очень легко мне,

Я «здравствуйте» первым скажу.

- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (О вежливости, о «волшебных» словах)

- Кого называют вежливым человеком? (Человека, знающего правила поведения, а – главное – выполняющего эти правила.)

- Да, ребята, сегодня мы поговорим о вежливых словах. Что же это за слова? Это обычные, добрые, простые и полезные слова, а вежливыми они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя.

Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству не трудно, стоит только захотеть.

Вы окончите школу и станете врачами, учителями, художниками, космонавтами. Но кем бы вы ни стали, прежде всего, вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо научиться. Вот поэтому старайтесь как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее и светлее.

2. «Урок вежливости»

- Сейчас мы проведем с вами «Урок вежливости»

Когда люди произносят вежливые слова? Слайд  2

Все вежливые слова можно поделить на 6 групп

Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

Всегда при встрече нужно приветствовать друг друга. Молодые первыми здороваются со старшими. Сверстники – кто подходит первым. Первым здоровается и тот, кто входит в помещение, где уже есть люди. Мальчикам, мужчинам при входе в помещение необходимо не только здороваться, но ещё и снимать головной убор. Здравствуйте, что это значит? – значит будьте  здоровы – так люди встречаясь, желали друг другу здоровья.

Формы благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.

-Ну а уж, если вам в чем-то помогают, угощают чем-то вкусным, выполняют вашу просьбу – не забудьте сказать «Спасибо». В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: «Спаси вас Бог!» и эти слова «спаси есть: «Своего спасибо не жалей».

Формы пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути. «Будьте здоровы!»  Эти слова в старину означали не только доброту, но и силу. Недаром в сказках побеждали «добры молодцы», а одного из русских богатырей звали Добрыня.

Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

- Не забудьте сказать вежливые слова, если нужно что-то попросить. Вспомните рассказ В.Осеевой «Волшебное слово». Какое доброе волшебное слово шепнул старик мальчику? (пожалуйста).

- Помните, какие волшебные превращения произошли: и сестра краски дала, и бабушка – пирожок, и брат на рыбалку взял. А всего одно слово!

Формы извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.

Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.

- Если вы, обращаясь к любому человеку, используете «волшебные» слова, то с людьми происходят чудеса – они становятся добрее, приветливее и, наверное, не откажут в просьбе. Вот в чем волшебство этих «волшебных» слов.

- Скажите, а каким голосом произносятся эти слова? (вежливым, спокойным, радостным, уважительным).

- Иногда мы очень спешим и не успеваем сказать вежливые слова. Это очень огорчает других людей, окружающих нас – наших мам, пап, бабушек и дедушек, наших друзей и подруг.

Народная мудрость гласит: «Теплая одежда согревает тело, теплым словом согревают душу».

3. Закрепление

Стук в дверь – вылетает   сорока  и говорит: Здравствуйте! Лесная почта, вам срочная телеграмма!

Сова: Давайте посмотрим, что там пришло нам от наших  друзей из леса

Телеграмма «Злой волшебник заколдовал лес, и сундук «вежливых слов». Лес оживет и зазеленеет, когда добрые звери ключи найдут, и много хороших, добрых слов произнесут»

Но, чтобы вам лесным жителям попасть домой, вам придется преодолеть немало препятствий. Вы готовы?

А вот и первое задание:

Вам  даны ситуации:

  • Попросить друга передать карандаш
  • Попросить друга  открыть тугую дверь
  • Опоздал на день рождения.
  • Звонишь другу, ответила мама друга

Вот и первый ключик

Второе задание:

Я вижу, что вы хорошо знаете вежливые слова. Но ведь ваше внимательное и вежливое отношение должно проявляться не только в словах, но и в поступках. Мы с вами находимся в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в магазине, в школе, на улице, в театре. Поэтому все, и взрослые, и дети, должны соблюдать правила вежливости. Я предлагаю вам поиграть в игру «Что такое хорошо, что такое плохо». Посмотрите на экран.

слайд-

Вот и второй ключик

Третье задание:

Поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Если вежливо – хлопаем в ладоши, невежливо – топаем ногами.

– Поздороваться при встрече...

– Толкнуть, но не извиниться...

– Перебивать во время разговора...

– Уметь соблюдать на уроке тишину...

– Уметь выслушать друга.

– Пропустить вперед девочек...

– Уходя, сказать «До свидания»

– Громко разговаривать...

– Помочь поднять упавшую вещь...

– Обозвать обидным словом соседа...

– Сказать в столовой: «Приятного аппетита».

Молодцы ! Вот и третий ключик.

На самокате въезжает Мишка-невежа: Нашли ключи, а остальные я вам просто так не отдам

Сова: Давайте не будем ругаться, а лучше станцуем: Танец «Зарядка»

Мишка – невежа: помогите мне отгадать загадки?

Сова: А волшебное  слово?

Мишка – невежа: «Пожайлуста»

А начну, а вы кончайте,

Хором дружно отвечайте:

  • Растает даже ледяная глыба, от слова тёплого …
  • Зазеленеет старый пень, когда услыит …
  • Ребенок вежливый и развитый говорит, встречаясь …
  • Во всех странах на прощанье говорят …
  • Если больше мы не в силах, скажем маме мы …
  • Когда нас бранят за шалости, говорим мы …

Спасибо большое за помошь!

Вот вам  еше один  ключ

Выполните еще одну мою просьбу:

Я буду давать вам разные двигательные задания, но выполнять должны только те, которые я скажу вежливо:

  1. Встаньте, пожайлуста
  2. Поднимите руки вверх
  3. Руки вверх, пожайлуста
  4. Похлопайте, пожайлуста
  5. Будте добры, опустите ручки
  6. Шаг вперед и два назад
  7. Будте любезны, шаг вперед и два назад
  8. Руки на пояс
  9. На места садитесь
  10. Садитесь, пожайлуста.

Молодцы ребятки – вот вам последний ключ! (отдает и плачет)

Сова: Что случилось мишка?

Мишка – невежа: я тоже хочу с вами, я теперь буду воспитанным и вежливым.

Сова: Возьмем, зверята, медведя с собой?

Дети: Да

Итог:

Открываются кулисы, достаем сундук, открываем, достаем волшебные слова и рассказываем стихотворения:

Кузнецов Костя:

Добрый день.

-Добрый день! - тебе сказали.

-Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Смирнова Женя:

Здравствуйте.

-Здравствуйте! - ты скажешь человеку.

-Здравствуй! - улыбнется он в ответ,

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Смирнов Слава:

Если вы кого-то обидели случайно

Иль наступили на ногу нечаянно,

Только не молчите, только не мычите,

Долго не тяните, скажите: «Извините».

Попова Руслана:

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело говорить: Спасибо!

Маричева Катя:

Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать Пожалуйста

Разуваева  Света

Подводит итог.

Затем песня.

Ребята, в каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце. И пусть это солнышко согревает вас своим теплом. Давайте подарим частичку своего солнышка гостям. (Дети дарят маленькие солнышки из бумаги.) И я тоже хочу подарить вам небольшие  угощения за вашу работу (Воспитатель раздает угощение.)

Самоанализ

  1. Название – «Вежливые слова и хорошие манеры»
  2.  дата проведения 09.04.2015г.
  3. возраст детей 4 - 7 лет. Младшая группа
  4. 4.   организатор мероприятия: Авдошина Н.Ф.

5.   время проведения: начало в 10-00

6.   место проведения: актовый зал

7.   форма проведения: занятие -  игра

8.   тип –комбинированный.Новый материал с последующим закреплением.

9. оснащение: экран, ноутбук, колонки, музыкальное сопровождение, наглядный материал, мультимедийный проектор.

10.   данное мероприятие является частью системной работы, т. к. является вторым занятием в четвертом блоке «Уроки Вежливости» по программе «Школа этикета».

11. Цели мероприятия:

Прививать основы нравственного поведения

12. Задачи:

Образовательная - учить детей употреблять различные словесные формы вежливости;

Развивающая - систематизировать знания воспитанников о правилах вежливого поведения;

Воспитательная- прививать этические нормы поведения в обществе и общении между людьми.

13. Этапы занятия:

1.Подготовительный – подбор материалов для создания презентаций, сценария занятия. Оформление актового зала, разучивание стихотворений, текста песни, изготовление реквизита, разучивание танца

2. Само мероприятие.

На данном занятии  сочетаются различные методы: словесный, наглядный, игровой. Приемы: фронтальный опрос, беседа, практическая работа. Работа проводилась как с группой, так и индивидуально.

 В начале занятия с помощью физминутки поздоровались с гостями. При помощи стихотворения с вежливыми словами, задала вопрос -  о  чем бы будем сегодня разговаривать? Дети ответили правильно. Затем перешли к первой части занятия – новому материалу. Здесь дети познакомились с классификацией вежливых слов. Работали хорошо.

После чего перешли к основной части занятия - обобщение и закрепление изученного материала. Эта часть представляла собой прохождение  задание, чтобы получить ключи от сундука и расколдовать лес. Первое задание – разбор ситуаций. Использовала дифференцированный подход, работали в группах. Хорошо справились с заданием.

Второе задание – игра «Что такое хорошо, что такое плохо». Предлагалось, рассмотрев иллюстрации, выбрать правильный ответ. Дети показали хорошие знания.

На дальнейшем этапе - игре «Вежливо - невежливо», ребята правильно делали выбор, на основе уже имеющихся знаний. Игра проводилась с целью развития внимательности у детей.

Следующим этапом и сюрпризным моментом,  с учетом возрастных особенностей, было появление Мишки-невежи. Соблюдая валеологические требования к проведению занятий, вместо физминутки, дети танцевали танец-зарядку, что им очень нравится.

Отвечая на загадки Мишки, дети еще раз показали свои знания.

Затем, выполняя просьбы Мишки еще  раз закрепили пройденный материал.       Третий этап заключительный –   открыли сундук, расколдовали лес и прочитали стихи про вежливые слова и спели песню «Вежливые слова».

Занятие закончилось    подведением итогов и вручением сувениров детей взрослым.

Перед занятием проведена влажная уборка акт. Зала, выдержаны правила СанПина.

Рассказывая стихи – дети показали подготовительную работу.

В ходе занятия  прослеживались межпредметные связи: чтение, музыка, физкультура.

 Методика  данного занятия позволила проявить ребятам  познавательную активность и интерес к изучаемой теме. Дети отвечали на вопросы, делали верные выводы, делились полученной информацией и мнениями.  Считаю, что поставленной цели достигла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса "Увлекательное путешествие в страну хороших манер"

Программа   курса «Увлекательное путешествие в страну хороших манер» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках   федераль...

Открытое занятие «Интерфейс программы. Создание простейших программ»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Тема занятия: «Интерфейс программы. Создание простейших программ» Цель занятия: Закрепить знания, умения и навыки учащихся. Научиться самостоятельно п...

Рабочая программа "Школа этикета"

Программа дополнительного образования по внеурочной деятельностидуховно-нравственного направления«Школа этикета»Срок реализации: 3 годаРассчитана на детей от 7 до 11 лет...

Что такое этикет? Вежливые слова. (21 ноября Всемирный день приветствий)

      Цель:-познакомить детей с понятием этикет- познакомить с правилами этикета-выработать практические навыки поведенияЗадачи: 1. Работа по усвоению простых правил эт...

Учебно - методический материал для начальной школы "Этикет общения. Слова вежливости" (обучение и развитие детей с нарушением интеллекта)

Учебно-методический материал для начальной   школы  "Этикет  общения. Слова  вежливости"  представлен  из  выражений, расположенных  по темам:  "Приветстви...

Открытое занятие «В гостях у феи Вежливости»

Цели и задачи:1) формирование представлений о вежливости и вежливом поведение у обучающихся первых классов...

План-конспект для занятия в ГПД на тему "Вежливые слова"

Конспект для занятия группы продленного дня в 1 классах .Тема :"Вежливые слова"....