Программа кружка "Развивай-ка!"
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Содержание.
- Актуальность………………………………………………………………....3
- Пояснительная записка………………………………………………………4
- Цель и задачи программы «Развивай-ка»…………………………...……. .6
- Участники, сроки и этапы реализации программы, структура занятий,
методы и формы работы…………………………………………………….7
- Ожидаемые результаты………………………………………………………9
- Содержание программы
- Занятия психологического развития в 1 классе ………………………….10
- Занятия психологического развития во 2 классе …………………….…...13
- Занятия психологического развития в 3 классе………………….……..…17
- Занятия психологического развития в 4 классе ……………….…………20
- Библиография…………………………………………………………….…25
Актуальность.
Обучение в школе – это первая и очень значительная ступень в жизни ребенка. От степени освоения им новой учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.
В повседневной школьной практике учителя постоянно сталкиваются с учениками, имеющими различные трудности в обучении, которые обусловлены в значительной степени недостатками в развитии у них познавательной сферы, психомоторных процессов, школьной мотивации. Несформированность необходимых психологических образований, требуемых учебных умений и навыков, мотивационная или интеллектуальная неготовность ребенка к обучению нередко приводят к возникновению различных типов школьной дезадактации, т. е. к трудностям и сложным проблемам в учебной деятельности, общении, поведении. Проявлениями дезадактации могут быть трудности в усвоении и выполнении предъявляемых требований, низкая успеваемость, крайние формы недисциплинированности. Психологическими причинами могут быть низкий уровень функциональной готовности ( школьная незрелость ), слабое или недостаточное развитие произвольной сферы ( неумение слушать , точно выполнять указания взрослого , действовать по образцу , развитие произвольного внимания , произвольной памяти).
Наиболее эффективный путь помощи - обеспечение необходимого уровня психологического развития. Идея целенаправленного и систематического развития младших школьников с 1-го по 4 –й класс на специально организованных уроках – занятиях была предложена Н.П.Локаловой (кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Психологического института Российской академии образования).
Эти занятия отличаются тем, что задания выполняются учениками в игровой форме, не ставятся отметки, хотя оценивание, конечно, осуществляется.
Интересные по содержанию задания, отсутствие напряженности, связанной с боязнью получить низкую отметку, создают на занятиях положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания, а осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся.
Этот эмоциональный фон, положительное отношение к заданиям учителя постепенно распространяются на школьные уроки. Опыт показал, что у детей наблюдается более высокий уровень развития познавательной сферы, отмечаются заметные позитивные сдвиги в личностной сфере: повышается интерес к урокам, возникает устойчивая положительная школьная мотивация, возрастает уровень самосознания, более адекватной становится самооценка. Дети на уроках более внимательные , лучше анализируют , сравнивают , обобщают , появляется стремление доказывать , повышается активность , уверенность в своих силах , исчезает боязнь отвечать на уроках .
Пояснительная записка.
Психологическое развитие школьников как путь гуманизации современного
образовательного процесса
Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся. Реформирование системы школьного образования в свете гуманистических тенденций должно начинаться с переосмысления его цели и основной задачи.
Основываясь на современных теоретико-психологических представлениях о когнитивных репрезентативных структурах как носителях умственного развития, конечную цель школьного образования можно представить следующим образом: формирование учащихся как высокоразвитой открытой когнитивно-личностной системы, способной к саморазвитию, самоорганизации и самоопределению. Средством же ее развития выступает усвоение знаний об обобщенных способах и формах интеллектуальной деятельности, являющихся, таким образом, залогом дальнейшего развития и самостоятельного приобретения в будущем новых знаний.
В связи с этим комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания. Это и есть, с одной стороны, механизм умственного развития, а с другой стороны - это путь формирования психологической основы обучения, обладающей внутренним потенциалом развития, который позволит в будущем осуществляться не только саморазвитию и саморегуляции личности, но и эффективному самостоятельному приобретению знаний. Обобщенные знания о выполнении интеллектуальных операций формируются в работе с реальным конкретным содержанием, отвечающим не только требованиям школьного обучения на данной ступени, но и актуальным потребностям самих учащихся.
В последнее время учителя начальных классов отмечают увеличение числа детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно - личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.
Содержание занятий.
Содержание занятий кружка в начальной школе основываются на:
1) анализе психологических причин трудностей, которые испытывают младшие школьники при усвоении учебного материала по основным школьным дисциплинам - русскому языку, чтению, математике;
2) необходимости целенаправленного формирования психологических новообразований младшего школьного возраста;
3) необходимости формирования психологической готовности учащихся к переходу в среднюю школу. Исходя из этого содержанием этих занятий явилось развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления воображения), формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью( умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований); формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами).
Не менее важной является и задача подготовки младшего школьника к переходу в среднюю школу. Хорошо известно, что школьники испытывают норой значительные трудности, начиная учиться в средних классах, требования в которых к степени развития различных сторон психической деятельности учащихся достаточно высокие. Поэтому у учащихся начальных классов должны быть сформированы такие психологические качества и умения, которые позволили бы им наиболее легко адаптироваться к требованиям средней школы. Это значит, что психологические процессы младших школьников должны быть сформированы на новом, более высоком уровне: должны функционировать более сложные, опосредованные формы памяти, должны быть сформированы предпосылки к переходу на уровень абстрактного, вербально-понятийного мышления, необходимо обеспечить достаточно высокий уровень произвольности в управлении как двигательными, так и интеллектуальными процессами.
Каково конкретное содержание психологического развития на разных ступенях начального обучения?
Основная задача психологического развития первоклассников состоит в развитии сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формировании предпосылок овладения учебной деятельностью. Во 2 классе представляется важным дальнейшее развитие наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития. Основной упор в психологическом развитии третье- и четвероклассников делается на формировании у них словесно-логического понятийного мышления, развитии произвольности (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигательной сферах), внутреннего плана действия.
«Стержнем» предложенной нами развивающей программы и одним из важных конкретных ее результатов является всестороннее развитие разных форм и видов мыслительного анализа и синтеза. Целенаправленному и планомерному развитию подлежат как чувственные, так и логические их формы.
Цель программы «Развивай-ка» :
Способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка .
Основные развивающие задачи:
- Развитие навыков произвольного внимания и восприятия ;
- Формирование приемов образного и логического запоминания. Расширение объема памяти.
- Обучение приемам аналитико- синтетической деятельности ;
- Развитие рефлексивно – регулятивных и контрольно-оценочных действий;
- Знакомство с приемами целеполагания и планирования деятельности;
- Формирование связной и последовательной речи учащихся;
- Формирование коммуникативной культуры учащихся.
Участники:
Учащиеся 1-4 классов ( 7 – 10 лет)
Количество учащихся - 20 человек
Сроки и этапы реализации программы:
В течение учебного года , 1 раз в неделю.
Количество часов в год – 36ч
Количество часов всего -144 ч
Первый этап.
Диагностика учащихся группы. Формирование группы.
Второй этап.
Занятия с детьми.
Занятия психологического развития могут быть эффективными только при условии их систематического проведения как минимум один раз в неделю, поэтому их количество определенно минимально возможным количеством занятий в течение одного учебного года с сентября по май – 30 уроков по 30-35 минут
.
Механизм реализации программы.
Структура занятий.
По своей структуре занятие делится на вводную, основную и заключительную часть.
Задачей вводной части является создание у учащихся определенного эмоционального фона. Важным моментом является и выполнение физических упражнений для улучшения мозговой деятельности . Их стимулирующее воздействие известно давно : увеличивается объем памяти , повышается устойчивость внимания , ускоряются решение элементарных интеллектуальных задач, психомоторные процессы .С учетом этого для каждого занятия подобраны специальные упражнения , стимулирующие те психические функции , которые подлежат развитию на данном занятии.
Задания для основной части занятия подбираются
- с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур
- с точки зрения удобства для коллективной работы в классе.
Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса учащихся из-за повторного выполнения одного и того же задания необходимо разнообразить внешнее оформление ряда заданий , сохранив единство внутренней направленности .
В системе заданий реализован принцип « спирали», т.е. возвращение к одному о тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов, обсуждении результатов работы и тех трудностей, которые возникали у детей при выполнении заданий.
При проведении занятий следует учитывать следующие моменты:
- Очень важно, чтобы при объяснении заданий все ученики правильно поняли инструкцию, поэтому, если надо, то учителю стоит 2-3 раза объяснить ученикам, как делать задание.
- Необходимо, где это обусловлено инструкцией, четко соблюдать время предъявления тестового материала.
- Учащимся при выполнении заданий следует предоставлять как можно больше самостоятельности. Учитель должен только помогать , направлять , объяснять . После выполнения задания следует обязательно обсудить с детьми ответы , вовлекая в обсуждение всех учеников .
Занятия лучше проводить в группах по 15 человек. Помещение для занятий должно быть достаточно большим , чтобы можно было проводить и подвижные игры .
Методы и формы работы.
Ролевые игры, элементы групповой дискуссии, работа в парах и мини- группах, рисование, оригами, пальчиковые игры, тестирование.
Ожидаемые результаты.
В результате участия в программе у ребенка развивается:
- Умение работать по правилам;
- Усидчивость и внимательность при групповой работе;
- Умение Способность слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней, подчиняться проговаривать и адекватно выражать свои переживания в сложных эмоциональных ситуациях (проигрыш, неоправданные ожидания, провокации со стороны других ребят);
- Самостоятельность и организованность ;
- Способность проявлять инициативу и уверенность;
- Повышение уровня познавательной сферы;
- Развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности ( таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование );
- Установление закономерностей, формирование логических операций, воображения;
- Формирование предпосылок овладения учебной деятельностью.
Для оценки эффективности занятий психологического развития рекомендуется использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель при выполнении заданий : чем меньше помощь, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий ;
- особенности поведения учащихся на занятиях : живость, активность, заинтересованность учащихся обеспечивают положительные результаты занятий ;
- по результатам выполнения контрольных заданий.
Занятия психологического развития требуют от учителя определенного уровня психологической подготовки. Это нужно не только для глубокого понимания психологического смысла каждого задания , но и для понимания той степени изменений, которые может внести учитель по мере необходимости в то или иное задание .
Содержание программы.
Занятия психологического развития в 1 классе
№ 1
Задачи :
- Развитие умения точно и правильно называть предметы.
- Развитие слуховых ощущений.
№ 2
Задачи :
- Развитие произвольного внимания.
- Развитие зрительных ощущений.
№ 3
Задачи :
- Развитие артикуляции.
Развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу).
№ 4
Задачи :
- Развитие фонетико-фонематического восприятия.
- Развитие пространственных представлений (определение местоположение объекта в строке и столбце).
- Развитие понятийного мышления.
№ 5
Задачи:
- Развитие умения выполнять словесные поручения.
- Формирование элементов самоконтроля.
- Развитие слуховых ощущений.
№ 6
Задачи:
- Развитие объема внимания.
- Развитие осязательных ощущений.
№7
Задачи :
- Развитие непосредственной вербальной памяти.
- Развитие пространственных представлений (понимание терминов «выше», «ниже», «левее», «правее», «на», «над», «под»).
№8
Задачи:
- Развитие слухового внимания.
- Развитие непосредственной вербальной памяти.
№9
Задачи:
- Развитие памяти на последовательность действий.
- Развитие пространственных представлений (направления движения).
- Развитие понятийного мышления.
№ 10
Задачи:
- Развитие умения анализировать и сравнивать образец.
- Развитие произвольного внимания.
№11
Задачи :
- Развитие зрительных ощущений и образного мышления.
- Развитие зрительно-двигательных координации.
- Развитие зрительной произвольной памяти.
№12
Задачи :
- Развитие зрительной памяти.
- Развитие пространственных представлений (понимание терминов «внутри», «вне», «на»).
- Развитие понятийного мышления.
№13
Задачи:
- Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.
- Развитие умения воспринимать словесные указания и подчинять им свою деятельность.
- Развитие зрительных ощущений.
№14
Задачи :
- Развитие умения воспроизводить образец.
- Развитие слуховых ощущений.
№15
Задачи:
- Развитие осязательных ощущений.
- Развитие произвольного внимания.
Развитие точности движений (макродвижений)
№16
Задачи :
- Развитие умения копировать образец.
- Развитие зрительного восприятия (выделение формы).
- Развитие осязательных ощущений.
№ 17
Задачи :
- Развитие мышления (абстрагирование).
- Развитие непосредственной зрительной памяти.
№18
Задачи :
- Развитие зрительного анализа.
- Развитие словесного синтеза.
- Развитие понятийного мышления.
№19
Задачи:
- Развитие осязательных ощущений,
- Развитие произвольного внимания (устойчивость и переключение).
№20
Задачи :
- Развитие зрительного анализа.
- Развитие произвольного внимания (переключение).
- Развитие пространственных представлений.
№21
Задачи :
- Развитие процессов анализа.
- Развитие умения воспроизводить образец.
- Развитие зрительно-двигательных координации.
№22
Задачи:
- Развитие гибкости мышления.
- Развитие произвольного внимания (распределение).
- Формирование умения сравнивать.
№ 23
Задачи :
- Развитие пространственных представлений.
- Развитие процессов анализа и синтеза (анаграммы).
- Развитие произвольного внимания (переключение, устойчивость).
№ 24
Задачи :
- Развитие звукового синтеза.
- Развитие произвольного внимания (объем).
- Развитие пространственных представлений (усвоение словесных обозначений).
№25
Задачи :
- Развитие понятийного мышления.
- Развитие памяти на последовательность действий.
- Развитие пространственных представлений (ориентировка в пространстве).
№ 26
Задачи :
- Развитие мышления {процессы синтеза).
- Умение устанавливать закономерности.
- Развитие наблюдательности.
№27
Задачи :
- Развитие умения сравнивать.
- Развитие умения анализировать форму предметов.
- Развитие непосредственной зрительной памяти.
№ 28
Задачи:
- Развитие умения сравнивать.
- Развитие мышления (процессы синтеза).
- Развитие зрительно-двигательных координации.
№ 29
Задачи:
- Развитие умения сравнивать.
- Формирование процессов саморегуляции.
- Развитие зрительного восприятия (восприятие формы).
№ 30
Задачи :
- Развитие внимания в условиях коллективной деятельности.
- Развитие восприятия (расчлененность).
- Развитие умения копировать образец.
- Развитие мышления (абстрагирование признаков).
Занятия психологического развития во II классе
№ 31
Задачи :
- Развитие произвольного внимания.
- Развитие слуховой памяти.
- Развитие наглядно-образного мышления.
№ 32
Задачи :
- Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.
- Развитие наглядно-образного мышления.
№ 33
Задачи :
- Развитие зрительной памяти.
- Развитие пространственных представлений.
- Развитие произвольности средних движений.
№34
Задачи :
- Развитие мышления (установление закономерностей на абстрактном материале).
- Развитие вербальной памяти.
№35
Задачи :
- Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.
- Развитие логической памяти (установление ассоциативных связей).
- Развитие тонко координированных движений.
№36
Задачи :
- Развитие наглядно-образного мышления.
- Развитие произвольного внимания (устойчивость).
- Развитие мышления (процессы синтеза).
№37
Задачи :
- Развитие мышления (установление закономерностей на абстрактном материале).
- Развитие мышления (процессы анализа).
- Развитие точности произвольных движений.
№38
Задачи :
- Развитие зрительного восприятия (выделение буквенных форм).
- Развитие мышления (процессы анализа).
- Развитие слуховых ощущений.
№39
Задачи :
- Развитие произвольного внимания (распределение).
- Развитие осязательных ощущений.
№ 40
Задачи :
- Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза.
- Развитие зрительной памяти.
- Формирование элементов самоконтроля.
№41
Задачи :
- Развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого.
- Развитие мышления (нахождение общих признаков в несвязанном материале).
- Развитие двигательной сферы.
№42
Задачи:
- Развитие пространственного восприятия.
- Развитие наглядно-образного мышления.
- Развитие гибкости мыслительной деятельности.
№43
Задачи:
- Развитие мышления {установление закономерностей).
- Развитие непосредственной зрительной памяти.
- Развитие мышления (процессы анализа).
№ 44
Задачи:
- Развитие пространственных представлений.
- Развитие зрительной памяти.
- Развитие слуховой памяти.
№ 45
Задачи:
- Развитие умения выделять существенные признаки.
- Развитие умения соотносить с образцом.
- Развитие слуховых ощущений.
№46
Задачи :
- Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза.
- Развитие пространственных представлений.
- Развитие воображения.
№47
Задачи :
- Развитие осязательных ощущений.
- Развитие опосредованной памяти.
- Развитие мышления (установление закономерностей).
- Развитие мышечных ощущений (чувство усилия).
№48
Задачи:
- Развитие слуховых ощущений.
- Развитие произвольного внимания (устойчивость, переключение).
- Развитие наглядно-образного мышления.
№49
Задачи :
- Развитие осязательных ощущений.
- Развитие опосредованной памяти.
- Развитие зрительных ощущений.
№ 50
Задачи:
- Развитие произвольного внимания (распределение внимания в условиях коллективной деятельности).
- Развитие мышления (умение сравнивать).
- Развитие мышления (установление закономерностей).
№51
Задачи :
- Развитие опосредованной памяти.
- Развитие наглядно-образного мышления.
- Развитие слухового восприятия.
№ 52
Задачи :
- Развитие словесной памяти и произвольного внимания.
- Развитие пространственных представлений.
№53
Задачи :
- Развитие умения воспроизводить образец.
- Развитие мышления (процессы синтеза).
- Развитие двигательной сферы (макродвижения).
№ 54
Задачи :
- Развитие мышления (процессы анализа).
- Развитие наглядно-образного мышления.
- Развитие осязательных ощущений.
№55
Задачи :
- Развитие опосредованной памяти.
- Развитие зрительных ощущений.
Развитие двигательной сферы (подчинение поведения внешним сигналам
№ 56
Задачи:
- Развитие мышления (операция сравнения).
- Развитие зрительной непосредственной памяти.
- Развитие мышления (установление закономерностей).
- Развитие мышечных ощущений (чувство усилия).
№ 57
Задачи :
- Развитие мышления (обобщение наглядного материала).
- Развитие мышления (установление закономерностей).
- Развитие осязательных ощущений.
№ 58
Задачи :
- Развитие внутреннего плана действия.
- Развитие зрительной опосредованной памяти.
- Развитие двигательной сферы (умение быстро затормозить свои движения).
№ 59
Задачи :
- Развитие произвольного внимания (распределение).
- Развитие мышления (абстрагирование?.
- Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.
№60
Задачи :
- Развитие мышления (умение сравнивать).
- Развитие мышления (установление закономерностей).
- Развитие зрительного восприятия формы.
Занятия психологического развития в III классе
№ 61
Задачи:
- Развитие зрительной опосредованной памяти.
- Развитие логического мышления.
- Развитие произвольности движений.
№ 62
Задачи:
- Развитие мышления (процессы обобщения).
- Развитие опосредованной памяти.
- Развитие мышления (установление закономерностей).
№ 63
Задачи :
- Развитие внутреннего плана действия.
- Развитие мышления (установление закономерностей).
- Развитие произвольного внимания (устойчивость).
№ 64
Задачи:
- Развитие ассоциативного и обобщающего мышления.
- Развитие воображения.
№ 65
Задачи :
- Развитие внутреннего плана действия.
- Развитие произвольности движений.
№ 66
Задачи:
- Развитие зрительной памяти.
- Развитие вербального мышления.
- Развитие пространственных представлений.
№ 67
Задачи:
- Развитие словесно-логического мышления (выделение существенных признаков).
- Развитие внутреннего плана действия.
- Развитие произвольности движений (помехоустойчивость).
№ 68
Задачи:
- Развитие словесно-логического мышления (аналогии).
- Развитие внутреннего плана действия.
- Развитие произвольности движений (умение затормозить движение).
№ 69
Задачи:
- Развитие мышления (умение сравнивать).
- Развитие произвольности движений (помехоустойчивость).
- Развитие воображения.
№ 70
Задачи :
- Развитие вербальной опосредованной памяти.
№ 71
Задачи:
- Развитие пространственных представлений.
- Развитие вербального мышления.
- Развитие зрительной памяти.
№ 72
Задачи :
- Развитие внутреннего плана действия.
- Развитие мышления (операция сравнения).
№ 73
Задачи:
- Развитие логического мышления.
- Развитие произвольного внимания (устойчивость).
- Развитие чувства времени.
№ 74
Задачи :
- Развитие мышления (процессы синтеза).
- Развитие произвольного внимания (переключение).
№ 75
Задачи:
- Развитие воображения.
- Развитие пространственных представлений.
- Развитие логического мышления.
№ 76
Задачи:
- Развитие логического мышления.
- Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальной деятельности).
№ 77
Задачи :
- Развитие мышления (установление закономерностей).
- Развитие мышления (операция сравнения).
- Развитие внутреннего плана действия.
№ 78
Задачи:
- Развитие внутреннего плана действия.
- Развитие чувства времени.
- Развитие опосредованной памяти.
№ 79
Задачи:
- Развитие смысловой памяти.
- Развитие внутреннего плана действия.
№ 80
Задачи :
Развитие слуховой памяти.
Развитие пространственных представлений.
Развитие произвольности движений (преодоление гиперактивности).
№ 81
Задачи :
- Развитие внутреннего плана действия.
- Развитие мышления (процессы синтеза).
№ 82
Задачи :
- Развитие произвольного внимания (переключение).
- Развитие наглядно-образно го мышления.
- Развитие произвольности движений (умение затормозить движения).
№ 83
Задачи:
- Развитие вербального мышления.
- Развитие пространственных представлений.
- Развитие воображения.
№ 84
Задачи :
- Развитие вербального мышления (обобщение).
- Развитие слухового восприятия.
№ 85
Задачи:
- Развитие внутреннего плана действия.
- Развитие непосредственной памяти.
- Развитие мышления {установление закономерностей).
№ 86
Задачи:
- Развитие вербального мышления (обобщение).
- Развитие произвольного внимания (устойчивость).
№ 87
Задачи:
- Развитие вербального мышления (обобщение).
- Развитие опосредованной памяти,
- Развитие чувства времени.
№ 88
Задачи:
- Развитие логической памяти.
- Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов
№ 89
Задачи:
- Развитие понятийного мышления.
- Развитие воображения.
- Развитие пространственных представлений.
№ 90
Задачи:
- Развитие наглядно-образного мышления (установление закономерностей).
- Развитие вербального мышления (обобщение).
- Развитие произвольности движений (умение затормозить движения).
Занятия психологического развития в IV классе
№ 91
Задачи:
- Развитие вербального мышления (обобщение).
- Развитие мышления (абстрагирование).
№ 92
Задачи :
- Развитие понятийного мышления.
- Развитие пространственных представлений.
- Развитие воображения.
№ 93
Задачи:
- Развитие вербального мышления (обобщение).
- Развитие опосредованной памяти.
№ 94
Задачи:
Развитие вербального мышления.
- Развитие пространственных представлений.
- Развитие зрительной памяти.
№ 95
Задачи:
- Развитие внутреннего плана действия.
- Развитие вербального мышления (обобщение).
- Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов).
№ 96
Задачи:
- Развитие вербального мышления (отношения ря-допо ложности).
- Развитие умения сравнивать.
- Развитие наглядно-образного мышления (установление закономерностей).
№ 97
Задачи :
- Развитие вербального мышления.
- Развитие пространственных представлений.
- Развитие воображения.
№ 98
Задачи:
- Развитие вербального мышления (отношения рядоположности).
- Развитие произвольности движений.
№ 99
Задачи :
- Развитие вербального мышления.
- Развитие понятийного мышления (отношения целое - часть).
- Развитие осязательного восприятии.
№ 100
Задачи :
- Развитие зрительной памяти.
- Развитие вербально-смыслового анализа.
- Развитие пространственных представлений.
№ 101
Задачи:
- Развитие понятийного мышления (в отношении «целое - часть»).
- Развитие глазомера и зрительно-моторных координации.
№ 102
Задачи:
- Развитие вербального мышления (причинно-следственные отношения).
- Развитие наглядно-образного мышления (установление закономерностей).
№ 103
Задачи:
- Развитие вербального мышления (выявление причинно-следственных отношений).
- Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов).
№ 104
Задачи:
- Развитие опосредованной памяти.
- Развитие понятийного мышления (понятие «отрицание»).
№ 105
Задачи :
- Развитие вербально-смыслового анализа.
- Развитие мышления (абстрагирование).
- Развитие пространственных представлений.
№ 106
Задачи:
- Развитие внутреннего плана действия.
- Развитие логического мышления.
- Развитие произвольного внимания.
№ 107
Задачи :
- Развитие вербального мышления (выявление отношения противоположности).
- Развитие наглядно-образного мышления.
- Развитие произвольности движений (точность)
№ 108
Задачи:
- Развитие вербального мышления (выявление отношения противоположности).
- Развитие мышления (абстрагирование).
№ 109
Задачи:
- Развитие произвольной памяти.
- Развитие понятийного мышления.
- Развитие пространственных представлений.
№ 110
Задачи:
- Развитие опосредованной памяти.
- Развитие глазомера и зрительно-моторных координации.
№ 111
Задачи:
- Развитие внутреннего плана действия.
- Развитие мышления (установление закономерностей).
- Развитие произвольности движений.
№ 112
Задачи:
- Развитие мышления (анализ через синтез).
- Развитие мышления (абстрагирование).
- Развитие пространственных представлений.
№ 113
Задачи:
- Развитие произвольного внимания.
- Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов).
№ 114
Задачи:
- Развитие логического мышления.
- Развитие произвольного внимания
№ 115
Задачи:
- Развитие понятийного мышления (понятие «отрицание»).
- Развитие наглядно-образного мышления.
- Развитие произвольности движений (помехоустойчивость).
№ 116
Задачи:
- Развитие понятийного мышления (обобщение).
- Развитие мышления (абстрагирование).
№ 117
Задачи:
- Развитие понятийного мышления (обобщение).
- Развитие мышления (абстрагирование).
№ 118
Задачи:
- Развитие наглядно-образного мышления.
- Развитие непосредственной памяти.
- Развитие смысловой вербальной памяти.
№ 119
Задачи:
- Развитие вербального мышления (отношения последовательности) .
- Развитие произвольного внимания (устойчивость).
- Развитие произвольных движений.
№ 120
Задачи:
- Развитие наглядно-образного мышления.
- Развитие осязательного восприятия.
Библиография.
1. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития.-М.; 2006
2. Бахурина Е.С. "Комплексная методика диагностики "школьной зрелости" "SCHOOL" - Издано ДСП Минтруда РФ в 1999 г ( или интернет-ресурс
http://www.psylist.net/praktikum/school0.htm
3. Бахурина Е.С. Этологический подход в терапии детской адаптационной тревожности - ж-л "Психология и школа", ? 3, 2006, с. 3-11
4. Бахурина Е.С. Техника коррекци эмоциональных комплексов через рисование у детей 5-9 лет. - ж-л "Психолог в детском саду", ? 4, 2004
5. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? - М., 1991. - 176 c.
6. Данилова Е. Первоклассники // Школьный психолог. - 2002. - ? 6. - С.14.
Джежелей О.В. Помогайка. - М., 1994. - 192 с.
7. Дружинина М. Кроссворды и игры для детей. - М., 1999. - 16 с.
8. Ковалева Е., Синицына Е. Готовим ребенка к школе. - М., 2000. - 336 с.
9. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. - М., 1993. - 64 с.
10. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу! - М., 1998. - 128 с.
11. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе.-М.: ТЦ «Сфера» , 1998.-240с.
12. Мухина В.С. Детская психология.-Спб., 1992.
13. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы.-М.,1993.
14. Венгер Л.А.,Венгер А.Л. Домашняя школа мышления.-М.;1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-243291-1366092365.jpg)
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-321389-1383135283.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
- Мне нравится (1)