Права ребёнка в новом веке
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Букина Лариса Юрьевна

Классный час в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл классный час в начальных классах819.81 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ «ПРАВА РЕБЁНКА В НОВОМ ВЕКЕ»

ПРОВЕЛА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 БУКИНА ЛАРИСА ЮРЬЕВНА

Цели: познакомить с основным законом – Конституцией России; дать представления о правах ребенка; объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права; формировать представления о правах и обязанностях школьника.

Оборудование: рисунки учащихся; три листа, на каждом из которых написано какое-либо право по Конституции; книга Е. С. Шабельника «Ваши права»*, Конституция России; изображения сказочных героев.

Ход классного часа

1. Вступительная часть.

Учитель. Мы начинаем наш классный час, посвященный завтрашнему празднику. Завтра – 12 декабря. Я думаю, многие знают, какой праздник отмечает наша страна? (День Конституции.)

Да, Россия отмечает День Конституции. Мы – жители России и обязаны знать символы государства.

– Напомним друг другу, какие государственные символы имеет наша страна. (Герб, флаг, гимн.)

– А зачем стране нужна своя символика? (Ответы учащихся.)

О символах мы уже говорили, сейчас предлагаю поговорить о другом. Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные  в о п р о с ы:

– Что люди могут делать и чего не могут?

– Что они обязаны делать и чего не обязаны?

– На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились законы, которые помогали устранить кошмар и неразбериху.

– Что же это такое – законы? Об этом нам расскажут (Ф. И. учеников).

Ученик. Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.

Ученица. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

2. Знакомство с Конституцией.

Учитель. Итак, Конституция (показывает брошюру) – основной закон, по которому мы с вами живем.

– Что записано в Конституции? Об этом нам расскажут (Ф. И. учеников).

Ученик. В Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие.

Ученица. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.

Учитель. У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых  т. д. А что же такое – право?

Послушаем (Ф. И. учеников).

Ученик. Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.

Ученица. Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

3. «Путешествие» по стране Правознайке.

Учитель. Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость – сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.

Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке. Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.

                  Физкультминутка

Ну, ребята, дружно встанем,

Ручки вверх потянем.

Руки на пояс, наклоны вперед.

1, 2, 3, 4, 5.

Теперь спинки держим ровно,

На месте будем мы шагать.

1, 2, 3, 4, 5.

Тихо все на место сядем

И закроем глазки.

Учитель. Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями. Открывайте глазки!

В о п р о с ы учащимся:

1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)

2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)

3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)

Н а д о с к е  3 листа:

1. Право на бесплатное образование.

2. Право на свободный труд, защита от безработицы.

3. Право на неприкосновенность жилища.

Учитель. Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Перед нами три островка, чтобы узнать их название, надо ответить на вопросы:

1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то какое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ – № 3.)

2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ – № 2.)

3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Ответ – № 1.)

Учитель. Вы сможете продолжить путешествие по стране Правознайке, если возьмете в библиотеке книгу Е. Шабельника «Ваши права». (Показ книги.)

В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование…».

– Какие же права есть у вас, школьников?

Напомнит нам об этом (Ф. И. ученика).

Ученик. Право на учебу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях.

Учитель. Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности.

– Какие же обязанности у школьника? (Ответы учащихся.)

Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.

Продолжат тему учебы (Ф. И. учеников).

1-й ученик. Открыты все пути у нас

  Без края, без преграды,

  Но школьникам сейчас

  Пока учиться надо.

2-й ученик.    Учеба – очень интересный труд,

  Нам силу, радость

  Знания несут.

3-й ученик. К тому же мы прекрасно понимаем:

  Кто с детства трудности преодолевает,

  Судьбой своей тот управляет.

  И тот, кто учится отлично в школе,

  Характер закаляет свой и волю.

-

-А сейчас мы поиграем «Разрешается, запрещается»

Посмотри на этот знак

Человек поднял флаг.

Слушать мнение ребенка

Разрешается.

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго запрещается.

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

Это разрешается.

Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают.

Это запрещается.

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел – лечиться.

Это разрешается.

Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа

Запрещается.

Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить –

Это разрешается.

Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго запрещается.

4. Заключительная часть.

Учитель. Вот и подходит к концу наше занятие, посвященное Дню Конституции. Давайте подведем итог.

– Итак, где же записаны права и обязанности граждан России? (В основном законе России – Конституции.)

– Когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 г.)

– Зачем нужна Конституция? (Ответы детей.)

В заключение нашего классного часа выступят (Ф. И. учеников).

1-й ученик. Мы знаем о законе мало,

  Не больше всех иных,

  Мы знаем, делать нужно то,

  Что благо для других.

2-й ученик. Человеку много нужно,

  Чтобы счастливо прожить!

  Нужен дождь и даже лужи,

  Нужно с кем-нибудь дружить.

  Нужен ветер, нужно море.

3-й ученик.  Нужно море и леса,

   Нужно счастье, нужно горе

   И родные голоса.

   Невозможно без природы,

   Без синеющих небес.

4-й ученик. Хорошо иметь свободу,

  Мир загадок и чудес.

  Чтобы жить на белом свете,

  Чтоб остался рядом друг,

  Надо главное заметить,

                          Все почувствовать вокруг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Права ребенка в новом веке". Классный час-презентация. 3 класс.

Права и обязанности граждан России. Права и обязанности детей....

Разработка классного часа на тему: « Права ребёнка в новом веке».

Разработка поможет учителю познакомить учащихся с основным законом России- Конституцией, сформировать представление о правах и обязанностях школьников....

Права ребёнка в новом веке.

В методической разработке приведены примеры внекласснх занятий по правовому просвящению младших школьников....

Классный час «Права ребёнка в новом веке».

Классный час«Права ребёнка в новом веке»....

Классный час по теме "Права ребёнка в новом свете" для учащихся 2 класса.

Данный материал позволяет познакомить детей с Конституцией России, формировать представление о правах и обязанностях учащихся младшего школьного возраста, почувствовать себя ответственным гражда...

Классный час "Права ребёнка в новом веке"

Цель классного часа: познакомить учащихся с основными правами и свободами, научить применять их в жизни, формировать представление о правах и обязанностях младшего школьника....

"Права ребёнка в новом веке"

Внеурочное  занятие по  курсу «Жить -  добро  творить»(духовно-нравственное  направление)Тема  занятия: "О правах  ребёнка  или  всё...