Слышим ли мы наших детей
статья на тему

Вспомните, все замечательные герои сказок лгут: Дюймовочка обманула и мышь, и крота, Золушка обманула принца. Не лжёт в сказках один Колобок, и мы знаем, чем это для него закончилось. Таким образом, мы рассказываем детям сказки про ложь, где самые лучшие героини и герои лгут, но требуем, чтобы ребенок говорил правду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slyshim_li_my_nashih_detey.doc19.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Слышим ли мы наших детей…»

По словам Елены Николаевой, профессора кафедры психологии и психофизиологии РГПУ им. А.И. Герцена, доктора биологических наук, автора книги «Как и почему лгут дети?», в нашем обществе лгут все. И в то же время все страстно хотят одного -чтобы дети не лгали. Более того,каждый из нас имеет правов суде не давать показания против себя, но каждый родитель регулярно просит своего ребенка рассказывать, например, о том, что тот сделал неверно.
Вспомните, все замечательные герои сказок лгут: Дюймовочка обманула и мышь, и крота, Золушка обманула принца. Не лжёт в сказках один Колобок, и мы знаем, чем это для него закончилось. Таким образом, мы рассказываем детям сказки про ложь, где самые лучшие героини и герои лгут, но требуем, чтобы ребенок говорил правду.

 Однако за взрослым правдолюбием тоже скрывается некое лукавство. Ведь, когда мы требуем от ребёнка говорить правду, мы не хотим, чтобы он говорил ВСЮ правду. Скажем, когда внук приходит в гости к бабушке, мы ни в коем случае не хотим, чтобы он ей сказал: "Бабушка, у тебя появилось три новых морщинки". Мы желаем услышать от него прямо противоположное. Также никто не намерен выслушать то, что может сообщить ребёнок, придя к нам на работу и подслушав наше мнение о своём начальнике. Таким образом, мы вовсе не хотим, чтобы ребенок говорил правду. Что же тогда мы хотим? Чтобы ребенок был с нами искренен! Искренность и правда - вещи принципиально разные. Когда молодой человек говорит девушке: «Я буду любить тебя всю жизнь», он, очевидно, лжёт, но он искренен. Получается, что, когда ребенок лжёт, мы пугаемся того, что он перестаёт быть с нами искренним, а это означает, что мы теряем возможность планирования нашего будущего. Поскольку у нас недостаточно информации, мы можем ошибиться. Именно поэтому мы хотим, чтобы ребенок был с нами искренен, а вовсе не говорил правду. Но, поскольку мы не умеем ему объяснить разницу между искренностью и правдой, то получаем то, что получаем.

 Ребёнок обучается говорить то, чему мы его обучаем, и он делает то, что делаем мы сами. Представим ситуацию: звонит телефон, мама говорит девочке: "Возьми трубку и скажи, что меня нет дома". Девочка всем будет говорить, что нужно говорить правду, и будет при этом вести себя так, как вела мама. Таким образом, мы сами даём ребенку неправильную инструкцию о том, как он должен себя вести, и наши ожидания того, что он будет вести себя иначе, напрасны.

 У детской лжи есть свои этапы. На разных ступенях жизни человека она разная. Например, ребёнок до 2-3-х лет не врёт никогда благодаря такому понятию, как эгоцентризм. Ребёнок думает, что все смотрят на мир его глазами, а это значит, что, если он что-то совершил, а мамы не было в комнате, мама все равно знает, что он сделал, поэтому лгать нет смысла. И впервые о том, что мама не всё может знать, догадываются девочки, потому что они быстрее взрослеют. В принципе, родитель должен гордиться, когда ребёнок впервые солгал. Это означает, что интеллект ребёнка соответствует возрасту, более того, интеллект развивается. А вот будет он дальше лгать или нет, зависит от того, как поведет себя родитель. Если взрослый объяснит ребёнку, что такое ложь, а что такое правда, и если уточнит, что больше всего на свете он дорожит искренностью, ив следующий раз, когда ребенок скажет искренне, не накажет его, а объяснит, чем неверна ситуация и как нужно поступить правильно, то через некоторое время ребёнок лгать не будет.

 Вначальной школе ребенок лжёт по другой причине. Появляется большая нагрузка, и очень многие родители полагают, что ребенок сам может научиться учиться. Но многие дети, не зная, как это делается, начинают лгать. Здесь опять же велика роль родителя: если он будет помогать учитьсяи наказание за ложь будет больше, чем за проступок, тогда лжи не будет.

 Подростковаяложь принципиально другая. Ею подростки защищаются от мира взрослых. Потому что очень многие родители провоцируют ребёнка на ложь. К примеру, мама никогда недолжна спрашивать у девочки, которая ходила на свидание: "Ты целовалась или нет?"Если она задаст этот вопрос, она, безусловно, получит ложь. Некоторые вопросы в подростковом возрасте задавать нельзя, потому что человек имеет право на личное пространство. Большинствородителей привыкают к тому, что это ребенок, и уже не чувствуют, что у них растет подросток, личность, которая имеет право на пространство, в которое не входят родители.

Ложь существенно отличается от фантазии. Фантазируют ведь все дети, и фантазия, так же как и ложь очень маленького ребенка, – это позитивный знак. Отличие фантазии от лжи прекрасно показано в «Фантазёрах» Носова. Фантазия не влечёт за собой каких-то негативных последствий для других людей, поскольку ребёнок сочиняет сказку.А ложь – этоиспользование своей фантазии для получения выгоды.

Есть только один вид лжи, которая опасна и которую нужно вовремя диагностировать и пресекать на корню. Это патологическая ложь. Она обычно связана с низким интеллектом. Если у ребёнка низкий интеллект и родитель заметил, что ребенок лжёт всегда, вне зависимости от поведения родителя, то нужно обратиться к психологу. Простой рекомендацией здесь не обойтись.

Никто не рождается более или менее лживым.Ложь - это всегда социальный феномен. У человека нет гена лжи. Изменить отношение ребёнка ко лжи может только одно средство -искренность родителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстафета памяти нашим детям

70 -летию Московской битвы посвящается...

Родительское собрание «Наши дети: какие они? Визуалы, аудиалы, кинестетики и дискреты среди нас и наших детей».

Родительское собрание «Наши дети: какие они? Визуалы, аудиалы, кинестетики и дискреты среди нас и наших детей" поможет расширить объем знаний родителей о том, на какие категории делятся  люди по ...

проект «Чем питались наши бабушки и дедушки, что едим мы, и что будут есть наши дети.»

Русский народ всегда кормился от своих трудов, поэтому появилась народная пословица «Что потопаешь, то и полопаешь».         Каждый русский человек должен знать...

Здоровье наших детей в наших руках

Доклад на родительское собрание....

Здоровье наших детей в наших руках (родительское собрание)

Родительское собрание направлено на:- получение информации о формировании гигиенических навыков у учащихся класса;-дать рекомендации родителям по укреплению здоровья детей....

Родительское собрание "Наши дети -наша старость"

Главнейшей целью народной педагогики было сохранение исторического бессмертия народа. Считалось, что в детях заключена возможность достижения этой цели и реализация самых высоких помыслов народа.Таким...