Классный час « Семья и семейные ценности в современном мире» 2 класс
классный час (2 класс) на тему

Протасова Людмила Николаевна

Осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним.осознание значемости семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протасова Людмила Николаевна,

учитель начальных классов I квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3» г. Курска

Классный час

« Семья и семейные ценности в современном мире» 2 класс

Цель: осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи .

Задачи:

 -обсуждение семейных ценностей в историческом аспекте;

 - определение нравственных ориентиров;

 - воспитание уважительного отношения к семейным традициям;

 - воспитание чувства ответственности перед будущим

 - развитие навыков мыслительной деятельности;

 - мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

 - формирование коммуникативной культуры;

 - воспитание чувства ответственности за коллективный труд;

Вид деятельности: беседа – диалог.

Основные термины и понятия: семья, традиции, ценности.

Планируемые результаты:

Познавательные

-  развитие познавательного интереса;

-  развитие произвольного внимания, логического мышлени

-  устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные :

-  уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем рассуждений.

Коммуникативные :

-   уметь работать в группе и в коллективе

 - развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Используемые технологии:  работа в группе, ИКТ

Оборудование: мультимедийные средства, видео ролик, карточки с пословицами, карточки с ребусами, репродукции картин, « Семейный календарь» на ватмане,

Ход классного часа.

1.Оргмомент.

        1.1. Приветствие.

        1.2. Создание эмоционального настроения.

2. Сообщение темы беседы.

2.1. Актуализация опорных знаний.

На доске ребус   7я

Педагог. Ребята, разгадайте ребус и скажите, о чем пойдёт речь на нашем классном часу?

Звучат ответы учащихся. О семье.

2.2. Основной этап.

Педагог. Что такое семья?  Почему  7я? (мама, папа, я, 2бабушки, 2дедушки). Количество членов семьи может быть разным. Семья может быть многодетной, где больше трёх детей, может быть неполной, где кроме детей, только мама или папа. Но, объединяет их всех - семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это уклад жизни, правила поведения, обычаи и порядки.    Давайте рассмотрим несколько репродукций картин известных художников. И, попробуем ответить на следующие вопросы:

Вопросы:

• Какие эмоции вызывает у вас картина …?

• В чем вы видите главный смысл  картины …?

• Какая семейная традиция  отражена в картине …?

Картина 1 –Кустодиев Борис Михайлович «На террасе». На террасе за чаем собралась семья. Лето, чудесное время года, которое только подчёркивает семейную идиллию.  Дом выстроили совсем недавно. Вокруг много берёз — это типичный русский пейзаж. На заднем плане можно увидеть густые заросли, возможно, дом находится рядом с лесом. На террасе удивительно приятная атмосфера. Мы видим самого художника, его жену и детей, сестру с мужем, а также няню детей. Жена Кустодиева, Юлия разливает всем присутствующим чай. Её облик пронизан добротой, заботой о ближних. Она не забывает взглянуть на младшую дочь, с которой в данный момент занимается няня. Жена художника не забывает о своих обязанностях гостеприимной хозяйки, стремится создать атмосферу тепла и уюта для всех, кто присутствует за столом. Молодая женщина одета в нарядное платье — светлое с розовыми цветами. Волосы её собраны в высокую причёску. Она выглядит спокойной и счастливой. С ней рядом её любимые и родные люди. Можно не сомневаться, что она вполне довольна своей жизнью, считает себя по-настоящему счастливым человеком. Совместные чаепития, завтраки, обеды эта традиция, которая  сближает семью, делает её дружной.

Картина 2-Фредерик Морган  «Детский пикник»

Катрина 3- Кошелев Николай Андреевич «Дети, катающие пасхальные яйца»

Утречком в пасхальное воскресенье дети, груженные, крашеными яйцами  выходили во двор и начинали играть, т.е. катать яйца. Проходило это действо следующим образом. В песочнице устраивали какой-нибудь наклонный желобок, раскладывали на песке часть  яиц, выстраивались в очередь и начинали катать. Если твое яйцо, скатившееся с лотка, задевало яйцо, лежащее на поле, то ты его выигрывал и забирал себе. А если у кого-то яиц не было, но поучаствовать хотелось, то можно было забрать яйцо с поля. Всегда собиралось очень много людей. Как правило, играли вместе и взрослые, и дети. И что интересно - было очень весело. Это была настоящая традиция. Традиция это была многовековая.

Картина 4 –Ли    «Украшение дерева»

 

Картина 5 – Сергей Васильевич Иванов    «Семья»

 Одним из интереснейших историко-бытовых произведений С.В.Иванова является «Семья», над которой он работал много лет.

Почему же художника заинтересовала бытовая сцена из жизни людей допетровской Руси? Видимо, его, жившего в эпоху больших потрясений, привлекал неторопливый размеренный быт 17-го столетия. Хотелось чего-то тихого, домашнего, создающего ощущения надежности. Может быть, каждый раз, когда с новой силой возникало это желание, он обращался к картине, создавая новые варианты. Интересен тот факт, что работу над полотном он начал в 1903г., когда прекратились его многолетние переезды с квартиры на квартиру и он наконец-то обосновался с семьей на берегу речки Яхромы в селе Свистухе. Возможно, он захотел рассказать людям, что нет ничего важнее, чем собственный очаг, согревающий большую крепкую семью.

Вывод: У каждой семьи свои традиции, благодаря которым укрепляются семейно-родственные отношения, передаются от родителей к детям культурные ценности.

Педагог. Мы с вами рассматривали известные произведения живописи, а  теперь обратимся к  литературе и послушаем басню Л.Н. Толстого  «Старый дед и внучек» (басню читают, Лунев Тимур, Губка Алина)

-.Словарная работа. 

Лохань-посудина мелкая, круглая, иногда на ножках.

Невестка-жена сына, сноха.

Слаживает (с чем-то)- управиться, справиться, одолеть.

Педагог. Поделитесь вашими впечатлениями? Какие чувства вы испытывали?

Педагог. Прочитайте строчки, в которых объясняется, почему дедушку не сажали за стол.

Педагог. Почему приняли решение давать ему еду в лоханке?

Педагог. Что складывал Миша из дощечек?

Педагог. Как отреагировали на это занятие сына родители?

 Педагог. Как в семье стали относится к дедушке и почему?

 Педагог. Чему учит нас эта басня?

Педагог. Какова главная мысль басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек?»

Педагог. Как мы должны относиться к пожилым людям и родителям?

 Педагог.  Есть ли в вашей семье старые люди? Как вы к ним относитесь?

Педагог.  Почему?

3. 2.Пословицы (найди соответствие)

 Педагог. Посмотрите, у вас у каждого на столе есть  распечатка с пословицами. Но вот беда, строки перепутались местами. Попробуйте все вернуть на свои места, чтобы мы могли прочитать эти яркие, точные, мудрые изречения народа (работа в группе, раздаем детям распечатки, прошу соединить стрелками).

 Педагог. Какая из них больше всего подходит к басне Л.Н. Толстого?

1. В недружной семье…                                   … и сердце на месте.

 2. В семье разлад, ……                                    … добра не бывает.  

 3. Когда семья вместе,…                                  … так и дело идёт прекрасно.

 4. В семье согласно,…                                       … так и дому не рад.

 5. Не будет добра,…                                         …  коли в семье вражда.  

6. При солнышке тепло                                       … при матери добро.

( В недружной семье  добра не бывает.  В семье разлад, так и дому не рад.  Когда семья вместе, и сердце на месте. В семье согласно, так и дело идет прекрасна. Не будет добра, коли в семье вражда. Не красна  изба углами, а красна пирогами.)

 Педагог. Какой смысл  вложил народ в эти пословицы?  Какой темой они объединены? (О семье)

Вывод: русский народ издревле ценил семью, семейные традиции. Все  чувства, переживания за свою семью, житейский опыт  отражались в литературе, живописи. А сейчас мы исполним песню.

4.2.Физминутка:  (дети встают из - за парт и поют песню «Моя семья»)

Лежит передо мной игрушек куча,
Но всем уже давным-давно известно,
Что мне одной играть довольно скучно
И совсем-совсем неинтересно.
А вот когда со мной мои родные
И самые любимые мне люди,
Я сразу забываю про унынье.
И всегда так было, есть и будет…

Припев:
Будет день счастливый и чудесный самый,
Если рядом будут папа и мама.
Буду я весёлой, буду очень рада,
Если будут рядом сестрёнка с братом.
А ещё я буду бесконечно рада,
Если рядом дедушка и бабушка рядом.
Ну а больше всех буду рада я,
Если будет рядом вся семья,
Вся моя семья.
                       

5.2. Педагог.  И конечно каждая семья хранит свою историю.  Об истории своей семьи нам расскажет Красавин Егор. (ребенок рассказывает о своей семье, сопровождается  презентацией)

6. 2. Педагог.  Давайте посмотрим на наш календарь. Почему календарь называется   «Календарь семейных праздников» ?

 Педагог. Какие праздники можете назвать?

 Педагог. Расскажите «О международном дне семьи 15 мая» ( Губанов Артем , Ноздрин Ваня у доски рассказывает)

 Идея учреждения этого праздника возникла давно: еще в 1989 году, желая обратить внимание общественности разных стран на проблемы семьи, Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 1994 год Международным годом семьи. 20 сентября 1993 года Ассамблея приняла резолюцию, в соответствии с которой, начиная с 1994 года 15 мая ежегодно стало отмечаться как Международный день семьи. Тематика Международного дня семей каждый год разная.  В Российской Федерации Международный день семьи отмечается с 1995 года. А 2008 год указом президента РФ был объявлен Годом семьи. Официально этот год стартовал 24 декабря 2007 года и проводится в рамках масштабной государственной программы, направленной на укрепление института семьи. В начале мая 2008 года президент России Дмитрий Медведев подписал Указ «Об учреждении ордена «Родительская слава». 

14 мая, в канун Международного дня семьи, в Кремле ежегодно проводится торжественная церемония награждения премией «Семья России», учрежденной одноименным межрегиональным благотворительным фондом и общественным благотворительным фондом «Здоровье и духовность нации» Этот праздник отмечается во всех уголках нашей страны.

-Педагог. Вам знаком праздник, который стали отмечать не так  давно 8 июля? Расскажите о нем? (Спиваков Никита рассказывает, включается видео, и дети вручают подарки гостям)

Всероссийский праздник 8 июля – День семьи, любви и верности – появился благодаря Муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в XIII веке. Эту семейную пару православные христиане почитают за покровителей семьи и брака. Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

7.2. Рефлексия.

 Педагог. Наша беседа подошла к концу. Закончите предложения.

  •  Семья - это…….
  •  Мои родители - это….
  • Радость в моей семье – это…

Педагог.  Одна из заповедей Христа гласит: «Почитай отца и мать, да будет тебе благо». В послании апостола Павла сказано почитай, а не люби. Чувствуете разницу? Речь идет о долге перед родителями. Любить можно безотчётно. Долг требует осмысления и душевной работы.

Добрые дети – дому венец, худые дети - дому конец. Видите, ребята, как много зависит от вас? Сегодня, когда придёте домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что вы их очень любите!  Если в наших семьях будет мир и согласие, значит, все будут счастливы.

Благодарю всех за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Семья и семейные ценности" (4 класс)

Классный час по теме: "Семья и семейные ценности" был проведён в 4 классе  1 сентября  2012г. Цель данного меорприятия: воспитывать у учащихся чувство любви и гордости за свою семью, уважени...

Классный час "Семья и семейные ценности" (3 класс)

Классный час в 3 классе о формировании убеждения о важности и роли семьи и школы в жизни человека; о воспитании у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью....

Конспект классного часа "Семья и семейные ценности" 3 класс

Конспект классного часа для учащихся 3 класса. Тема "Семья и семейные ценности". Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья». Задачи: 1. Раскрыть понятия «семья» и «сча...

Классный час «Семья и семейные ценности» 4 класс

В семейном кругу мы с вами растем,Основа основ -- родительский дом.В семейном кругу корни твои,И в жизнь ты входил из семьи...

Классный час «Семья и семейные ценности» для учащихся 3 классов.

Данный материал предназначен для учащихся 3-4 классов....

«Семейные ценности в современном мире» (исследование)

В наш стремительный век, когда все заняты, все спешат и бегут, можно встретить много семей, где эта простая и необходимая семейная традиция не соблюдается, где дети едят на ходу, взрослые спешат быстр...

Классный час: "Семья и семейные ценности", 3 класс

Классный час "Семья и семейные ценности", 3 класс...