Новый год и Рождество
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Германова Наталья Викторовна

Классный час по празднику Новый год и Рождество

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rozhdestva_i_novyy_god.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЮБЕРЕЦКИЙ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

140005, г. Люберцы, Октябрьский проспект, дом 118

тел./факс. 503-62-11   e-mail:  mousoshn6@rambler.ru                        web:http://s6.lubertsy.mosreg.fcior.edu.ru

        

Внеклассное занятие в 3  классе

«Новый год и Рождество»

Выполнила:

учитель начальных классов

Н.В. Германова

                                                     

Ход урока.

Учитель:

        Одно из самых любимых времён года – зима. Почему мы любим зиму?

        Открываем календарь – начинается январь.

        В январе, в январе много снегу на дворе,

        Снег на крыше, на крылечке,

        Солнце в небе голубом.

        В нашем доме топят печки,

        В небо дым идёт столбом. (С.Маршак).

        А какие стихи о зиме вы знаете?

        (дети читают стихи)

        Учитель:

        О зиме есть много пословиц и поговорок.

          У вас на столе лежит конвертик со словами соберите эти слова в пословицу. Работайте в паре.

   (Пословицы, которые получились у детей: Январь – году начало, зиме середина. Береги нос в большой мороз. Декабрь год кончает, а зиму начинает. Хороший снежок урожай сбережёт. Зима не лето – в шубу одета. Зима без снега – лето без хлеба. У февраля два друга- метель и вьюга. Мороз не велик, да стоять не велит.)

       

       Учитель: Молодцы, ребята. А теперь отгадаем загадки    

 Жил я посреди двора, 
Где играет детвора,
 
Но от солнечных лучей
 
Превратился я в ручей.
 (Снеговик)

Он нужен лыжникам кататься,
Нам – крепость белую лепить,
Деревьям, чтобы одеваться,
Зиме – вокруг всё серебрить.
 (Снег)

Серебристой бахромой
На ветвях висит зимой.
А весною на весу
Превращается в росу.
 (Иней)

Проработав целый день,
Намела гору метель.
Что за горка? Как зовётся?
Вам ответить мне придётся.
 (Сугроб)

Дождались зимы друзья; 
По реке бегут, скользя.
 
Лед срезают, как ножи,
 
Выполняя виражи.
 (Коньки)

Две курносые подружки 
Не отстали друг от дружки. 
Обе по снегу бегут, 
Обе песенки поют, 
Обе ленты на снегу 
Оставляют на бегу.  
(Лыжи)

        Учитель: Зимой мы отмечаем один из самых любимых праздников – Новый год. Почему мы любим этот праздник?

      А как отмечают этот праздник в других странах? Послушаем  ответы, которые подготовили нам ребята.

Ученик 1:  В Росси Новый год начинается с первым ударом колоколов кремлёвских курантов. Считается, что если под каждый из двенадцати ударов часового колокола загадать желание, то все они непременно сбудутся в новом году.

Ученик 2: В Англии, когда часы начинают бить двенадцать часов, открывают задние двери дома, чтобы выпустить старый год, а с последним ударом открывают передние двери, впуская новый год. Кстати, именно в Англии возник обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками. Первая новогодняя открытка была напечатана в Лондоне в 1843 году.

Ученик 3:  В Шотландии в новогоднюю ночь поджигают бочки с дёгтем и катят их по улицам. Таким образом шотландцы «сжигают» старый год и освещают дорогу новому. От того, кто первым войдёт в дом утром нового года, зависит благополучие хозяев. Считается, что счастье принесёт темноволосый мужчина, пришедший с подарком.

Ученик 4: В Венгрии в первую секунду нового года свистят в детские дудочки, рожки, свистульки. Считается, что именно они отгоняют от жилища злых духов и призывают радость, благополучие.

 Ученик 5: Во многих странах мира Новый год отмечается по лунному календарю. В Китае, например, он каждый год приходится на разную дату в интервале с середины января до середины февраля. В некоторых странах, например в Монголии, Новый год празднуется два раза – и по солнечному, и по лунному календарю.

Ученик 6:  Главный персонаж новогоднего праздника – символ старого года в лице старца – присутствует почти во всех странах. Только имена у него разные: Дед Мороз в России, Йоулупукки в Финляндии, Санта Клаус в Англии, Пэр Ноэль во Франции, Сегацу-сан в Японии.

Ученик 7: При всё разнообразии имён старцы приходят с поздравлениями и приносят подарки.

Учитель:  Молодцы, ребята. Спасибо вам за рассказ. А теперь послушаем новогодние  стихи,  которые вы нам подготовили.

Учитель: В январе на Руси отмечают православный праздник. Кто из вас знает, какой это праздник? (Рождество Христово.)

А что это за праздник?

Послушаем, что нам приготовили ребята об этом празднике

 Ученик1.  И вот, в одну чудесную ночь (уже больше 2000 лет назад, сбылись древние пророчества – в городе Вифлееме, в скромной пещере, родился Иисус Христос, настоящий Бог стал таким же, как и мы, Человеком, только гораздо лучше, потому что Он никогда не грешил, то есть не нарушал волю Божию.

Ученик 2. Почему Он родился в пещере? В те дни была назначена перепись населения, и всем нужно было прийти в те места, откуда они родом. Дева Мария – вместе с Ее хранителем и защитником по имени Иосиф тоже отправились в Вифлеем город, в котором родился великий царь Давид, потомками которого они были. Но, придя туда, они не смогли найти себе места для ночлега – так много народа собралось в маленьком городке. Тогда Мария и Иосиф нашли пещерку возле города, куда пастухи загоняли на ночь скот. Делать нечего, пришлось им остаться тут. Не ночевать же под открытым небом!

Ученик 3. В эту-то ночь у Марии и родился Сын Иисус Христос. Вот так родился Спаситель, которого долго ждали люди не в богатой семье, не во дворце, а в семье простого плотника. Мария спеленала Младенчика и положила Его в ясли (кормушку для скота).

 Ученик 4. В эту ночь по всей Вселенной совершались чудеса. В это время неподалеку свое стадо сторожили пастухи. Они занимались своим привычным делом и уж точно никак не ожидали увидеть вдруг ангелов, которые пели прекрасную песнь: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Услышав такую благую весть, пастухи поспешили в пещеру, где увидели родившегося Христа и поклонились Ему благоговейно.

Ученик 5. Вот с тех далеких пор, подобно ангелам, услышанную пастухами рождественскую песню поют все христиане в эти чудесные праздничные дни. А далеко-далеко от Вифлеема, на Востоке, изучавшие звезды волхвы (звездочеты, астрологи) увидели на небе новую звезду и поняли – родится Великий Царь. Они отправились на поклон к Нему, и эта таинственная звезда указывала им путь.

Ученик 6.

Спал Вифлеем, забывший про дела.

И только пастухи стада пасли.

В ту ночь Мария Сына родила

Дитя, похожее на всех детей земли.

Ученик 7.

Младенец в колыбельке сладко спал,

А в яслях было ясно, словно днем.

Огромный мир, казалось, чуда ждал,

А это чудо заключалось в нём.

Ученик 8.

Три пастуха и Ангел впереди,

Исполненные радости вошли, -

И видят: прижимает Мать к груди

Дитя, похожее на всех детей земли.

        

Учитель:

        Рождество – особое время для христиан. Кончается старый год, забываются проблемы, отступает зло, люди становятся добрее друг к другу, делают подарки, вспоминают о бедных, больных, одиноких людях.

          Это  торжество  длится 12 дней, до Крещения, которое наступит 19 января.

  Время с Рождества до Крещения называется  Святки

 «Рождественские Святки» были одним из самых долгожданных  праздников в народном календаре. Всё это время  было праздничным, в дом приходили ряженые – кто старый тулуп вывернет наизнанку, кто лицо сажей намажет, или наденет маску – из мешка, из меха. Играли маленькие представления, сцены. Народ отдыхал и веселился, как умел. Обязательным рождественским увеселеньем были маскарады, карнавалы, ряженые, пляски, хороводы.  Состоятельные люди устраивали благотворительные обеды для неимущих. На святки ездили в гости и принимали гостей, навещая близких и родных.

Одним из праздничных обрядов было колядование.

Прочитайте, какое объяснение этому слову дано в словаре

Колядовать – ходить по домам с поздравлениями.

Колядки – народные песни про Рождество Христово.

         В Рождественскую ночь дети ходили по улицам, носили изображение звезды, пели песни – колядки.

Очень радует то, что в последнее время возрождаются многие православные традиции, в том числе и старинный обряд колядования, когда в рождественский сочельник дети ходили по дворам своих родственников и соседей, носили вечерю: кашу из зёрен пшеницы с добавлением мёда и фруктов. Именно таким блюдом должны были разговляться после поста верующие люди.

        Тексты колядок были забыты, а теперь вновь возрождаются, восстанавливаются. Вот как проходило колядование: приходили ребята к старым людям, держа в руках букетик колосьев из ржи или пшеницы и говорили:

        Я маленький хлопчик,

        Принёс Богу снопчик,

        Христа величаю,

        А вас с праздником поздравляю.

За каждую веточку детям давали по конфетке, по пирожку. Было принято, заходя в дом спрашивать: «Надо ли Рождество прославить?» Получив разрешение, пели колядку.

Давайте прочитаем калядки, которые записаны у вас на голубых листочках.

( Дети читают по очереди)

         (Коляда, коляда,

        Подавай пирога.

        Дай блин, дай лишку,

        Свиную ножку,

        Всем понемножку.

        Неси, не тряси,

        Давай, не ломай!

 Или:

Пришла коляда накануне Рождества!

        Пришла коляда, отворяй ворота.

        Дайте коровку, масляну головку!

        А дай бог тому, кто в этом дому.

        Ему рожь густа, рожь ужимиста!

         Или:

         Не дашь пирога – мы корову за рога.

        Не дашь кваску – мы свинью за виску.

        Не дашь блинка – мы хозяина в пинка.

        Подавайте, не ломайте, не закусывайте!

        Не дадите пирога – сведём корову за рога!)

Накануне Рождества и в день праздника одевались во все новое, да еще и переодевались по нескольку раз, чтобы весь год были обновы. Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания.

Подведение итогов:

О каком празднике мы сегодня говорили?

Когда отмечают Рождество?

Что такое Святки?

Сколько дней длятся святки?

Учитель: А закончить наше занятие мне хотелось бы Рождественской песней. У вас на столе есть слова этой песни. Вы можете подпевать её вместе с хором.

1 куплет 
Яркая звёздочка на небе горит,
Детям у ёлочки мама говорит:
«В целом мире торжество,
Наступило Рождество!» (2 раза)

2 куплет 
С праздником, с праздником взрослых и ребят,
Всем поздравления нынче говорят,
Потому что торжество,
Потому что Рождество. (2 раза)

3 куплет 
Спать нам не хочется в эту ночь совсем,
Хочется, хочется в город Вифлеем,
Посмотреть на торжество,
Там, где было Рождество. (2 раза)

Можно приготовить инсценировку Рождественской сказки

Ирина Киселева
ЧУДО ДЛЯ НАСТИ



Действующие лица:
Настя
Дружок
Мышка
Лиса
Волк
Зайчик
Лесник
Крестная
Ангел 

Сказочница: Вы, наверное, знаете, что Рождество – время чудес. Вот и мы расскажем вам одну чудесную историю. Помните ли вы девочку Настеньку? Жила она в маленьком домике на опушке леса, а с ней – пес Дружок. Была Настя доброй и трудолюбивой девочкой, дружила с лесными зверями, помогала им чем могла. Старалась она не грустить, хотя одной девочке в лесу жилось нелегко. И вот однажды в праздник Рождества послушайте, что произошло… 


СЦЕНА ПЕРВАЯ

Домик Насти. Выходит Дружок.

Дружок: Семечек и крошек
Насыплю я в кормушку,
Будет очень рада
Мышка-норушка.

Выбегает Мышка.

Мышка: Спасибо, Дружок!
Поздравляю с Рождеством!
Что же, песик, ты невесел?
Что головушку повесил?

Дружок: Все у нас в порядке,
В домике нарядно, 
Угощенье все готово…

Мышка: Может, Настя нездорова?

Дружок: Нет, она старается,
Шутит, улыбается,
Но подумайте – одной
Грустно в праздник ей такой!
К ней людей позвать бы надо!
Настенька гостям так рада!

Мышка: Побежим скорее в лес,
Встретимся со зверями.
Может быть, придумаем
Что-нибудь с друзьями.


СЦЕНА ВТОРАЯ

Лес. Мышка и Дружок осматриваются.

Дружок: Где же их искать?

С другой стороны кулис выбегают Лиса и Волк, они ведут за руку Зайчика.

Волк: Мой заяц!

Лиса: Нет, мой!

Мышка и Дружок: Отпустите его! 

Дружок: Разве вы не знаете, что сегодня праздник – 
Господь Иисус Христос родился!

Лиса: Что же мы с тобою, Волк, сейчас творим?
Сами-то красивые речи говорим…

Волк: А дошло до дела – забыли про слова,
Дракою встречаем праздник Рождества…

Лиса и Волк: Прости нас, Зайка! (кланяются)

Мышка: Наша Настенька грустна,
В домике совсем одна.

Дружок: Что нам делать, как нам быть,
Настю как развеселить?

Волк: В эту ночь, идет молва, 
Люди елку наряжают,
И под елочкой справляют 
Светлый праздник Рождества.

Лиса: А давайте попросим Лесника, пусть он елочку Насте принесет!

Все: Давайте! Пойдем к Леснику! (уходят) 


СЦЕНА ТРЕТЬЯ

Домик Насти. Выходит грустная Настя в теплой шали.

Настя: От лунного света искрится снежок,
Как зимняя ночь холодна!
Куда подевался мой верный Дружок?
Осталась я в доме одна.
Но ночью молитва для Бога слышней,
И я в тишине помолюсь.
О Господи, ты исцели поскорей
Крёстную маму мою!
Как долго, как долго болеет она,
Но Ты не велишь унывать.
Прошу я о милости к крёстной моей,
Молюсь и опять, и опять…

Появляются Дружок, Мышка, Лиса, Зайчик и Волк.

Лиса: Здравствуй, Настенька!

Вместе: С Рождеством Христовым!

Настя: Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие!

Вместе: Поздравляем с праздником!

Появляется Лесник.

Вместе: Лесник пришел!

Лесник: Какое тут веселье! Моя елочка будет как раз кстати! (дарит Насте елочку)С Рождеством Христовым!

Настя (кланяется): Спасибо, дядюшка Лесник!
Сегодня такая удивительная ночь!
Столько гостей! Вот бы еще крестная 
выздоровела… Мы бы жить стали с ней вместе …

Лесник: Что ж, Господу все возможно. Пусть будет во всем святая воля Его!

Торжественная музыка. Появляется Ангел, он ведет Крестную.

Настя: Крестная!

Крестная (обнимает Настю): Настенька!
Нет больше горя – скрылось оно навсегда.
Чудо свершилось – исчезли болезнь и беда.
Будем мы помнить эту чудесную ночь – 
В тело земное нынче облекся Господь!

Подведение итогов:

О каком празднике мы сегодня говорили?

Когда отмечают Рождество?

Что такое Святки?

Сколько дней длятся святки?

Учитель: А закончить наше занятие мне хотелось бы Рождественской песней. У вас на столе есть слова этой песни. Вы можете подпевать её вместе с хором.

1 куплет 
Яркая звёздочка на небе горит,
Детям у ёлочки мама говорит:
«В целом мире торжество,
Наступило Рождество!» (2 раза)

2 куплет 
С праздником, с праздником взрослых и ребят,
Всем поздравления нынче говорят,
Потому что торжество,
Потому что Рождество. (2 раза)

3 куплет 
Спать нам не хочется в эту ночь совсем,
Хочется, хочется в город Вифлеем,
Посмотреть на торжество,
Там, где было Рождество. (2 раза)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новый год и Рождество в Финляндии (особенности празднования)

Особенности празднования Нового года, традиции, как зовут Деда мороза, традиционные рождественские блюда Финляндии....

Сценарий урока, посвященного Новому году и Рождеству

Данный сценарий предназначен для учителей начальных классов...

Новый год и Рождество в разных странах

В презентации дано описание праздников Рождества и Нового Года, история праздников, традиции, главные персонажи и обряды. На закрепление предложен кроссворд....

Поделки к Новому году и Рождеству

Предлагаю вариант поздравительной открытки к Новому году или Рождеству...

Сценарии видеороликов к классному новогоднему огоньку «Традиции празднования Нового года и Рождества в России»

Видеоролик собирается из фотографий в любой программе для создания видео. Я создавала его в программе Киностудия Windows Live. Все учащиеся мечтают сниматься в кино, видеть себя на большом экране. Я с...

Открытое занятие в ГСПР на тему: "Почему ёлочка стала символом Нового года и Рождества?"

  В.А. Сухомлинский писал, что “ребенок по своей природе –  пытливый исследователь, открыватель мира.   Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество –...

Сценарий праздника в рамках Фестиваля французской поэзии «Мир поэзии – Мир фантазии» С НОВЫМ ГОДОМ И РОЖДЕСТВОМ

Сценарий праздника для детей 1-го – 5-го годов обучения французскому языку в объединении дополнительного образования. Возраст учащихся от 5 до 13 лет. Праздник посвящен встрече Нового года и Рождества...