Использование игровых технологий во внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста
методическая разработка на тему

Внеурочная познавательная деятельность младших школьников может быть организована не только в форме факультативов, олимпиад, научных и познавательных кружков, но и в форме использования игровых технологий. Значение игровой технологии во внеурочной деятельности при решении задач ФГОС состоит в том, что она может быть использована в качестве способа, приема, метода, средства обучающего диалога при решении социальных, нравственных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_2.docx69.39 КБ

Предварительный просмотр:

БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования»

Минобразования Чувашии

Кафедра специального (коррекционного) и инклюзивного образования

Итоговая аттестационная работа

Использование игровых технологий во внеурочной деятельности обучающихся  с ОВЗ

младшего школьного возраста  

Выполнила:

слушатель КПК по программе

«Профессиональная компетентность воспитателя образовательной организации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения и реализации федеральных государственных  образовательных стандартов»

                                                                (15.01-09.02.2018 г.)

Чупеева Оксана Владимировна

Научный руководитель:

старший преподаватель

Полякова Надежда Петровна

Чебоксары

2018

Оглавление

Введение…………………………………………………….. ………….3 - 5

Раздел 1. Игра и игровые технологии. Роль игры в жизни младших

                школьников с ограниченными возможностями здоровья… 6 - 9

Раздел 2: Применение игровых технологий во внеурочной деятельности

                обучающихся с ОВЗ………………………………………… 10 - 17

Заключение………………………………………………………………18

Список литературы………………………………………………………19

Введение

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность, являясь составной частью учебно – воспитательного процесса, направлена на достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе  которой обучающийся не только должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

В  основу  ФГОС нового поколения   положен  системно - деятельностный  подход, предполагающий   соответствие  учебной  деятельности учащихся, их возрасту и индивидуальным особенностям.

В современных условиях экономической нестабильности, когда большинство семей сосредоточено на проблемах экономического выживания, дети, может быть как никогда прежде, нуждаются в организованном общении, в различных формах объединений. В этой связи особое значение приобретает организация досуга детей. Нужны такие детские творческие объединения, клубы и секции, в которых нет жесткой регламентации, заорганизованности, и где царила бы кипучая жизнь, богатая духовными сведениями, общением, свободной инициативой, творчеством.

Применение на практике КТД и коллективной организаторской деятельности поможет поддержать интерес ребёнка к различным видам внеурочной деятельности, познавательную и социальную творческую активность детей. Задача педагога в том, чтобы выделить в окружающем мире ведущие ценности и создать условия для активного приобщения детей к ним. Каким должно быть воспитательное пространство, чтобы ребёнок, сохраняя свою индивидуальность, мог бы вступать во взаимодействие с окружающим миром, быть терпимым и открытым к контактам, принимать решения и осознавать их последствия?

Внутреннее воспитательное пространство организуется через основные сферы деятельности ребёнка. Внешнее пространство помогает ребёнку овладеть разнообразным социальным опытом и самоопределиться в этой жизни.

Поскольку в младшем школьном возрасте большие изменения происходят во всех сферах жизнедеятельности ребенка, то его воспитание должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами различной деятельности, развивать коммуникативные способности, формировать познавательные интересы и способности.

Внеурочная познавательная деятельность младших школьников может быть организована не только в форме факультативов, олимпиад, научных и познавательных кружков, но и в форме использования игровых технологий.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит различным видам детской деятельности. В педагогике в качестве основных видов деятельности  выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность. Причем освоение этих видов деятельности в течение жизни происходит именно в таком порядке. Вновь освоенный вид деятельности не заменяет прежний, но в той или иной степени, в зависимости от конкретных обстоятельств, сосуществует с ней. Таким образом, в период школьного обучения ребенку доступны все три вида деятельности, но доля каждого вида на определенной возрастной ступени будет своя.

Значение игровой технологии во внеурочной деятельности при решении задач ФГОС состоит в том, что она может быть использована в качестве способа, приема, метода, средства обучающего диалога при решении социальных, нравственных задач.

Цель: исследовать эффективность игровых технологий во внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  1. Объяснить роль игры в жизни младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
  2. Обосновать применение игровых технологий во внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ
  3. Поделиться использованием игровых технологий во внеурочной деятельности из собственного опыта работы.

Объект исследования: внеурочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования: содержание игровых технологий во внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Гипотеза: 

Использование игровых технологий в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья способствует успешной корректировке и улучшению важнейших психических свойств, а также развивает личностные качества ребенка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.), физических и творческих способностей.

Описание структуры работы:

В данной работе речь идет о педагогической игровой технологии, которая является самой актуальной при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста. Здесь отражается значимость игры во внеурочной деятельности обучающихся. В работе приведены примеры использования игры как наиболее эффективного средства включения детей с особыми образовательными потребностями.

Теоретическая  значимость:

Установлено, что в игровой деятельности для обучающихся с ОВЗ складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно действенного мышления к элементам словесно-логического мышления.

 Также выявлено, что игра способствует дальнейшему психическому и физическому развитию такого «особого» ребенка.

Кроме этого, коррекционно - развивающая работа в виде игр и упражнений поможет положительно повлиять на характер и содержание различных видов деятельности, речи, поведения обучающегося, на состояние его эмоционально-волевой сферы.

Практическая значимость:

В своей работе я очень активно использую игровые технологии.  На мой взгляд, они являются ведущими во внеурочной деятельности младших школьников, и тем более обучающихся с ОВЗ. Изучая эту тему уже давно, работая методистом с обучающимися разных школьных возрастов мною была написана методическая рекомендация «Игровой калейдоскоп» (для классных руководителей и воспитателей группы продлённого дня).

В прошлом году эта методическая рекомендация была рассмотрена в рамках «Школы молодого педагога». Некоторые игры были проиграны с педагогами. Эта разработка была роздана всем на руки в печатном виде для дальнейшего использования в своей работе. Поскольку всегда хорошо иметь под рукой набор игр для проведения их в свободное время обучающихся. Это поможет педагогам  и воспитателям оптимизировать их работу в рамках группы продлённого дня.

Раздел 1. Игра и игровые технологии. Роль игры в жизни

младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Для начала нам нужно объяснить несколько таких понятий, как «игра», «технология» и «игровые технологии».

Игра́ — тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности.

 «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».    

                                                                                            (В. А. Сухомлинский).

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

В жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

- развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Ушинский писал: «Для ребёнка игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти игра есть его собственное создание».

Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических…)».

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ), применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ:

1. Технология разноуровневого обучения

2. Коррекционно - развивающие технологии

3. Технология проблемного обучения

4. Проектная деятельность

5. Игровые технологии

6. Информационно-коммуникационные технологии

7. Здоровье сберегающие технологии

Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.

Я считаю, что одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения и хочу остановиться на игровых технологиях.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игра - одно из самых сильных воспитательных средств, имеющихся в руках педагога и воспитателя. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже поэтому роль игры в воспитании, по мнению многих ученых, несёт социальный характер.

Цель игровой технологии: Создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от уровня развития детей.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Задачи игры для детей младшего школьного возраста:

1.Подготовка детей к жизни.

2.Способствование адаптации ребенка к условиям социальной жизни в дальнейшем.

3.Организация учебно-познавательной деятельности.

4.Создание и укрепление детского коллектива.

Попыток классификации игр немало. В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. 

I группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки - предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п. Учащиеся I-II классов любят игры с куклами и игрушками; в III классе дети уже реже увлекаются подобными играми.

II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности. Например: младшие школьники часто играют в школу: они учат кукол, обучают друг друга. Воспитательное значение сюжетных игр заключается в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства личности. В таких играх дети могут сами выбирать тему игры; развить сюжет; распределить роли; подобрать нужные атрибуты. Роль воспитателя заключается в тактичном руководстве игрой.

III группа - дидактические игры. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное - знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело, скрыта дидактическая цель. Такие игры могут применяться для повышения успеваемости учащихся начальных классов.

IV группа - спортивные (подвижные) игры. Спортивные игры дают возможность детям широко проявлять свою инициативу, требуют от игроков сообразительности, быстроты, ловкости. Игрок должен согласовывать свои действия с действиями товарищей, разгадывать их замыслы и тактику ведения игры.

V группа - игры интеллектуальные - игры-упражнения, «Что? Где? Когда?» и настольные игры, например, шашки, шахматы и т. д.

Игры могут классифицироваться по форме (танцы, интеллектуальные, эстафеты, тренинги), по месту проведения (на воздухе, в помещении), по скорости и времени проведения (сезонные, игры-минутки, кратковременные, длительные), по уровню организации (спонтанные, управляемые, стихийные), по количеству участников (индивидуальные, командные), по степени активности (малоподвижные, подвижные, «сидячие»); по содержанию поставленных задач (на знакомство, на сплочение, розыгрыши, познавательные, развлекательные).

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

В играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.

Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины. Практика показывает, что роль игры в воспитании немаловажна. Игра выступает как подготовительный этап развития ребенка. Поэтому использование игр в воспитательном процессе в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое.

Раздел 2: Применение игровых технологий во внеурочной

деятельности обучающихся с ОВЗ

Воспитатели групп продленного дня работают со школьниками во вторую половину дня, свободную от учебных занятий, и берут на себя ответственность за многое.

Для создания благоприятной атмосферы в группе педагог придерживается некоторым правилам:

1.Дети не должны быть предоставлены сами себе.

2.Короткий промежуток свободного времени заполняется игрой или другим делом, которое ребенку по душе.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и осуществляется в разных видах деятельности:

1) познавательная деятельность;

2) игровая деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность;

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (добровольческая деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) краеведческая деятельность.

Во  внеурочной  деятельности  активно применяются игровые технологии. Для обеспечения эмоционального благополучия детей предоставлена широкая возможность для игр и самостоятельной деятельности. Наибольшие возможности для игровой деятельности заложены так, чтобы дети могли выбирать игры и занятия по интересам.

Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируются, или перестраиваются психические процессы, начиная от простых, и кончая самыми сложными.

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в процессе игры развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их. Чрезвычайно важно, что в процессе игровой деятельности у ребенка формируется воображение как психологическая основа творчества, делающая субъекта способным к созиданию нового в различных сферах деятельности и на разных уровнях значимости.

В процессе игровой деятельности зарождаются и дифференцируются новые виды деятельности ребенка. Именно в игре зарождается художественная деятельность, в ней впервые появляются элементы труда обучения. Использование игровых приемов, дидактических игр делает обучение в этом возрасте сообразным природе ребенка.

Коррекционно-развивающая работа в виде игр и упражнений поможет положительно повлиять на характер и содержание различных видов деятельности, речи, поведения обучающегося, на состояние его эмоционально-волевой сферы. Ведь в играх дети смогут ощущать свое тело, его части; координировать свои движения; развивать подвижность, силу и гибкость тела; понимать направления движения; внимательно рассматривать и анализировать образец, предложенный взрослым; чувствовать и радоваться достигнутому результату.

Неоценимую роль оказывает игра в жизни детей с ОВЗ. Игра способствует дальнейшему психическому и физическому развитию такого «особого» ребенка. В сюжетно-ролевой игре он учится взаимодействию со сверстниками и самостоятельности. Этот вид игры также способствует развитию речи и воображения ребенка. Использование подвижных игр создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом. Кроме того, «подвижная игра – источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком. Включение в игру различных персонажей развивает детскую фантазию, способствует формированию речи».

 Также нельзя недооценивать позитивное влияние музыкальных игр, которые способствуют не только эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей детей с ОВЗ, но и помогают развитие речи, формированию дыхательных, а также двигательных навыков, слухового восприятия и внимания. В этом направлении большое влияние оказывают игры-инсценировки, хоровые игры с пением, которые совершенствуют выразительность речи и соотнесение двигательных функций и дыхания.

Для полноценного развития ребенка необходимы звучащие игрушки и детские музыкальные инструменты: ударные (бубен, барабан, металлофон, кастаньеты) и духовые (дудочки, свистульки, губные гармошки, гудки). Они развивают чувство ритма, музыкальную культуру, способствуют развитию слухового восприятия и внимания, формированию речевого выдоха и профилактике заболеваний органов дыхания.

Также детям с ОВЗ очень полезны игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. В своей школе мы, начиная с мая, с обучающимися начинаем игры с песком на пришкольных площадках. Обучающиеся строят замки, туннели, вымышленные гнёзда для птиц. Это очень развивает детское воображение и полезно для моторики. Зимой дети очень любят строить снежные фигуры. Этот вид игровой деятельности доставляет им как эмоциональное, так и эстетическое удовольствие.

Особое значение в коррекционно-воспитательной работе с детьми данной категории имеют дидактические и развивающие игры, направленные на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребенка (речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения).

Итак, игра занимает большую часть жизни младшего школьника, а поэтому обучение ребенка не может проходить вне игры. Любая детская игра – тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная – может стать развивающей, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она может развить и усовершенствовать, а также дополнительно обогатит ее дидактическими элементами, которые помогут эти навыки закрепить. 

 Для обеспечения всех видов детской деятельности необходимы определенные условия, при которых ребенок будет расти и развиваться. Такими условиями являются: развивающая предметная среда (игровые и развивающие предметы, игрушки, детская библиотека, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, природа с ее объектами и др.) и содержательное общение с взрослыми.

 Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в постоянной помощи родителей, педагогов на всех этапах своего развития. Для него общение практическое, когда взрослый обучает ребенка овладению тем или иным предметом, является основным с первых дней жизни. 

Следовательно, для детей с ОВЗ нужны, в первую очередь, познавательные игры, которые расширяют границы интеллектуальных возможностей ребёнка, формируют определенные умения и навыки. Они довольно широко представлены на современном рынке игровых пособий.

На мой взгляд, для  обучающихся 1 класса, которые далеко не все приучены ко всем видам самообслуживания, хорошо использовать различные игры - шнуровки, пирамидки и, игры для нанизывания форм с различными отверстиями. Варианты игр с целью присоединения их элементов с помощью липучек, шнурков, пуговиц, кнопок; кубики с нанесенным на них изображением и разрезные картинки из 2, 3, 4 частей; разнообразные вкладыши, мозаики, пособия типа “Почтового ящика”, головоломки для развития образного, пространственного и творческого мышления, паззлы, различные конструкторы. Причем, следует отметить, что игры с разнообразным строительным материалом полезны как мальчикам, так и девочкам.

Со второго класса обучающиеся с удовольствием играют в такие настольные игры как лото, домино, шашки. Начиная со второго класса, по моему опыту, обучающиеся очень любят играть в социальные игры, то есть копировать жизнь взрослых –  магазин, почта, больница, школа, и др.

По возможности среди игрушек ребенка должно быть все, что необходимо для воспроизведения игровых сюжетов.  Для сюжетно-ролевых игр необходимы различные мелкие предметы, которые могут быть заместителями продуктов, лекарств, денег,  то есть все то, что понадобится ребенку для реализации сюжетного замысла. Редко где в школе есть необходимый арсенал подобных игр, поэтому дети мастерят себе всё сами из подручного материала (деньги из бумаги, продукты из пластилина, и т.д.).

В организации внеурочной деятельности детей с ОВЗ игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она соединена с каким-либо другим видом деятельности.

Работая в коррекционной школе  воспитателем группы продлённого дня (ГПД) и по совместительству учителем музыки третий год, в своей работе я использую следующие игровые технологии.

Дети, посещающие группу продленного дня, испытывают выраженный дефицит двигательной активности, т. к. находятся в школьных помещениях по 8-9 часов ежедневно. Поэтому прогулка на свежем воздухе  после занятий являются хорошим отдыхом и, несомненно, местом для организации спортивных игр, а также развлечений и забав.

Прогулка - это педагогически организованная форма активного отдыха детей. Она решает, прежде всего, задачи восстановления умственной работоспособности, а также расширения кругозора детей, развития их познавательных интересов, воспитания навыков нравственных взаимоотношений.

Для 1-2 классов сразу после выхода на улицу я предлагаю детям 5-10 минутное наблюдение за состоянием погоды. Дальше им очень нравятся игры на счёт. Мы делимся на 2 команды, даётся задание. Например, за 5 минут сосчитать количество ёлок, углов, окон, и т.д.

Далее предлагается поиграть в подвижные игры с мячом: вышибалы, футбол, "Я знаю 5 названий", поскольку особенно у таких «особенных» детей очень много энергии, которую необходимо направить в нужное русло.  

Кроме этого мы играем в такие игры:

1) «Я иду в поход». Все стоят в кругу. Ведущий держит в руках мячик и говорит, что сейчас надо будет передавать мячик по кругу и говорить: «Я иду в поход и беру с собой ….(какой-то предмет)». А ведущий будет говорить, идет этот человек в поход или нет. Нужно определить критерий, по которому берут в поход. Ведущий первый говорит эту фразу и со словами: «Пожалуйста!» передает мячик соседу. Критерий состоит в том, чтобы говорить слово «пожалуйста». А брать можно все что угодно. Ведущий помогает в разгадке, переходя и вставая в разные места по кругу.

2) «Третий лишний». Все становятся в круг по парам, в затылок друг другу. Двое водящих: один убегает, второй – догоняет. Убегающий может встать третьим сзади к одной из пар, тогда стоящий впереди должен убегать. Задача убегающего осалить убегающего игрока, тогда они меняются ролями.

3) «Голова – хвост». Играющие становятся в затылок друг к другу и обхватываются за пояс впереди стоящих. Первый в цепи изображает Голову, последний хвост. В игре Голова стремится поймать хвост. Все участники, стоящие между Головой и хвостом, делятся пополам. Та половина, которая ближе к Голове, помогает Голове, а та, что ближе к хвосту, помогает хвосту. Игра продолжается, пока Голова поймает хвост. Потом можно сменить Голову и хвост.

4) «Коршун и наседка». Играющие становятся в затылок друг к другу и обхватывают за пояс впереди стоящих. Первый в цепи изображает «наседку», все остальные - «цыплят». Один из играющих «коршун». Он старается схватить цыпленка, стоящего последним в цепи, наседка же всячески мешает этому, преграждает «коршуну» путь разведенными раками. Все играющие помогают наседке, перемещаясь по площадке так, чтобы конец цепи находился как можно дальше от «коршуна».

5) «Кошки – мышки». Для игры выбираются два человека: один – «кошка», другой – «мышка». В некоторых случаях количество «кошек» и «мышек» может быть больше. Это делается для того, чтобы оживить игру.

Все остальные играющие встают в круг, взявшись за руки – «ворота». Задача «кошки» догнать (дотронуться рукой) «мышку». При этом «мышка» и «кошка» могут бегать внутри круга  и снаружи. Играющие стоящие в кругу сочувствуют  «мышке» и чем могут, помогают ей. Например, пропустив через «ворота» «мышку» в круг, они могут закрыть их для «кошки». Или если «мышка» выбегает из «дома», «кошку» можно там запереть, т.е. закрыть все ворота. Игра эта не проста, особенно для «кошки». Пусть «кошка» проявит и умение бегать, и свою хитрость, и сноровку. Когда «кошка» поймает «мышку», из числа играющих выбирается новая пара.

6) «Билетики». Центр круга - контролер (мальчик), внутренний круг - пассажиры (мальчики), внешний круг - билетики (девочки), ведущий садится в стороне. Мальчики и девочки разбиваются на пары, становятся в круги, каждый мальчик запоминает свою девочку. Играющие начинают ходить по кругу: мальчики в одну сторону, девочки в другую. Ведущий говорит слова: едут, едут, едут, ... контролер! Пассажиры берут свои билетики за руки, контролер может схватить любой билетик. Чей билетик схватил контролер, тот пассажир становится на его место. Потом пассажир должен обнять свой билетик, потом - поцеловать, а потом взять на руки. 

 7) «Ручеек». Все играющие разбиваются по парам и берутся за руки. Пары выстраиваются в колонну по два. Каждая пара поднимает соединенные руки вверх. Первая пара, стоящая в голове колонны, разъединяет руки, и оба партнера один за другим движутся внутри колонны под руками играющих. Каждый из разъединенных партнеров выбирает себе в пару другого партнера или партнершу, берет его или ее за руку и продолжает движение внутри колонны до ее конца и тут становятся замыкающей парой. Те, кто остался без пары, берут в голову колонны и начинают двигаться от ее головы до хвоста,  выбирая себе нового партнера.

Далее, чтобы дети немного успокоились, предлагаются тихие игры (строим из песка замки, из снега фигуры, и т. д).

После возвращения с прогулки и обеда мы делаем домашнее задание. Здесь, чтобы обучающиеся не уставали, необходимо переключать их с одного вида деятельности на другой. То есть сделали, например, математику, 5-и минутный перерыв, далее следующий предмет. Здесь очень уместны игры-пятиминутки для развития мышления. Например:

1) Придумать слова с заданной буквой:

- начинающиеся на букву « Б», и др.

- имеющие в середине « ЧК»

2) Перечислить объекты с заданным признаком:

- белого (зеленого, красного) цвета

- прямоугольной формы

3) Перечислить слова со значением «хороший» и слова со значением, противоположным значению «твердый».

4) «Искра». Все участники сидят в кругу. Задача как можно быстрее всем хлопнуть по очереди в ладоши так, чтобы получилось очень-очень быстро.

5) «Ритм». Все участники сидят в кругу. Ведущий задает ритм хлопками в ладоши. Ребята должны по кругу повторить этот ритм, при условии, что каждый хлопает только один раз.

6) «Тишина». Ведущий: "Давайте послушаем тишину... Сосчитайте звуки в этой комнате. Сколько? Какие?" Ребята называют звуки, которые услышали. Лучше начать с того, что услышал меньше всех. "Сосчитайте звуки вне комнаты, на улице…"

Можно в пятиминутную паузу провести такую игру как «Коробка обид». Воспитатель говорит: «В эту коробку вы можете высказать все обиды и огорчения. Или то, что вам мешает. Потом я заклею её и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши переживания». По классу пускается пустая коробка с небольшим отверстием. Дети с удовольствием высказывают свои проблеммы. Это способствует снятию эмоционального напряжения.

После выполнения домашнего задания у нас всегда остаётся свободное время для игр. Здесь в играх участвуют, как правило, половина класса, поскольку другая половина занимается с логопедом. Потом группы меняются.

Здесь можно провести с обучающимися следующие игры:

1) « Письмо ». Все сидят в кругу, ведущий вне круга. Например, Маша говорит: « Я передаю письмо Кате », затем она лёгким пожатием руки  передаёт письмо (с любой стороны). Задача ведущего обнаружить, где идёт письмо. Тот,  пожатие  кого ведущий заметит, становится ведущим, а ведущий садится на его место и начинает игру.

2) "Математика" (для 2-4 класса). Дети сидят в кругу. Вожатый дает задание: "Начнем считать по кругу. Тот, на кого приходится число, кратное 3, произносит вместо цифры свое имя (иногда вместо имени - хлопают в ладоши). Тот, кто ошибется - выбывает".

3) "Кого нет". После представления каждого, гасится свет и один человек покидает помещение. Оставшиеся должны угадать, кого нет, и назвать его имя.

4) « Интуиция ». Все играющие сидят в кругу. Им необходимо не договариваясь  сосчитать от 1 до 10. Причём один человек имеет право назвать только одну  цифру. Если двое или больше называют одну цифру одновременно, то игра начинается сначала.

5)  « Конопе ». Все участники делятся на две команды. Садятся в два кругу. Задача участников – передать пуговицу по кругу  с помощью указательных пальцев. Выигрывает  та команда, которая выполнит это задание раньше.

6) «Тень». Один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. д

7) «Создание рисунка». Все сидят в кругу. У каждого участника лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают.

В рамках воспитательной работы в ГПД я также веду в школе занятия ансамбля «Дружные ребята».  Обучающиеся у нас с разными заболеваниями, большинство конечно с нарушениями звукопроизношения, но есть и аутисты, есть просто гиперактивные дети. И, поэтому, чтобы увлечь их каким-либо видом деятельности необходимо использовать весь арсенал знаний, умений и, несомненно, технических средств (компьютер, экран).

Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе. В урочной деятельности (на уроках музыки) и во внеклассной работе (школьный ансамбль) я применяю объяснительно–иллюстративные технологии. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение понимания сложных знаний. Дети с ОВЗ лучше воспринимают материал, когда он преподноситься не только устно, но ещё и обучающиеся могут видеть его на экране или дидактических материалах.

Даже распевки в начале занятия мы используем не традиционные. Например:

 1) На одной ноте спеть любимую скороговорку. Это развивает дикцию и дыхание;

2) Каждый обучающийся получает роль какого-нибудь животного и как только он услышит по ходу прочтения рассказа своё имя, то должен исполнить определённую музыкальную фразу (прототип игры сказки «Репка»). Конечно, использую на занятиях технические средства. Наши обучающиеся очень любят петь песни караоке, поскольку, я считаю, что сопровождающий песню видеоряд способствует развитию у детей внимания, усидчивости, ведь нужно среди него разглядеть текст, ну и конечно, первоначально, вызывает интерес.

Заключение.

Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.), физические и творческие способности.

В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности, среди которых труд и учение. По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет ему максимальное удовольствие. Это делает его поведение осмысленным и осознанным. В связи с этим игра – единственная область деятельности, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, именно в игре развиваются основные психические функции (воображение, мышление, память, внимание, речь), навыки общения, эмоционально-волевая сфера. Поэтому обучающие занятия с дошкольниками лучше всего проводить в игровой форме. Обучение же детей младшего школьного возраста требует применения разнообразных методов, а игра — один из них. Следует отметить, что использование игры дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.

Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и кончая самыми сложными.

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в процессе игры развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.

Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу детей с нарушениями в развитии, формирует навыки самоорганизации. Принимая во внимание положительное значение игры для всестороннего развития младшего школьника, следует при планировании работы с детьми оставлять достаточно времени для игровой деятельности, дающей так много радости ребенку.

        Список литературы:

Интернет рессурсы:

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 2001.;

  1. Аникеева Н.П. Психологический климат. – М.: Просвещение 2002.;

  1. Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности. – М.: 2004.;

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. -М., 1988.

  1. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Петрусинского. -М., 1994.

  1. Методические рекомендация с сайта «Инфоурок»

  1. Методические рекомендация с сайта «Мультиурок»

  1. Методическая разработка сайта НС портал.

  1. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М.: Педагогика, 1999.;

  1.  Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.

  1.  Усова А.Б. Роль игры в воспитании детей. - М., 1995.;

  1.  Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 9 – 11 лет. – М., 1998.;

  1.  Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Использование компьютерных технологий в коррекции речи детей младшего школьного возраста»

Доклад на тему:«Использование компьютерных технологий в коррекции речи детей  младшего школьного возраста» Использование информационных  технологий в логопедической работе соверше...

Использование игровых приёмов в коррекции внимания детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания младших школьников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема ум...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Внеурочная познавательная деятельность младших школьников может быть организована не только в форме факультативов, олимпиад, научных и познавательных кружков, но и в форме использования игровых технол...

Использование игровых технологий во внеурочной деятельности.

В статье представлены игровые технологии во внеурочной деятельности для учителей начальной школы....

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА (МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)

Актуальность проблемы:На раннем этапе обучения детей иностранному языку одна из основных задач учителя – сделать этот предмет интересным и любимым. В младшем школьном возрасте дети очень эмоцион...

Использование игровых технологий во внеурочной деятельности в начальной школе.

статья "Использование игровых технологий во внеурочной деятельности в начальной школе"...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В статье описываются особенности и варианты использования игровых технологий на уроках физической культуры....