Внеклассное мероприятие, посвящённое 75 годовщине Сталинградской битвы "Поклонимся великим тем годам"
классный час на тему

Данный   материал представляет собой разработку внеклассного  мероприятия.

      Актуальность темы обусловлена тем, что в нынешнем году наша страна отмечает 75 – годовщину разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск  в  Сталинградской битве.

     Сценарий,  представленный к рецензированию,   составлен  с учётом актуальных тенденций и требований современного образования,  концепции  духовно – нравственного и патриотического развития и воспитания личности подрастающего поколения нашей страны.   

     Целевое назначение мероприятия «Поклонимся великим тем годам» в том, чтобы  формировать  у младших школьников знания по истории Великой Отечественной войны, о Сталинградской битве, её защитниках, героях  и их подвигах, воспитывать в подрастающем поколении чувства патриотизма, уважительное отношение к  старшему поколению, памятникам войны.

     Подготовительная работа предусматривает реализацию комплекса мероприятий. Ребятам предоставляется  творческое, диалоговое решение проблем, благодаря которому ценности мира, сострадание, доброта, внимание и уважение к ветеранам воплощаются в нашей повседневной жизни.

     Материал подобран в соответствии с возрастом детей  и интересно представлен. Мероприятие имеет  большое познавательное и воспитательное значение. В ходе мероприятия  ребята узнали много нового из истории, как Сталинградской битвы, так и Великой Отечественной войны, поняли, какой ценой досталась победа. На примерах наших отцов,  дедов и прадедов  учащиеся узнали, что такое патриотизм, любовь к Родине, мужество и героизм.

     Данная работа структурирована, последовательна, логична. Содержание разработки соответствует выбранной теме. Материалы могут быть рекомендованы для использования учителями, работающими с детьми в 1- 4 классах.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx39.08 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10 Г.ТАТАРСКА

 

Сценарий внеклассного мероприятия

«Поклонимся великим тем годам»

(посвящённое 75 летию Сталинградской битвы)

                                                                                             

                                              Бочкарёва Светлана Геннадьевна

                                                 учитель начальных классов

                            высшей квалификационной категории;

                                       

Цель: показать школьникам немеркнущий с годами героизм и патриотизм защитников Сталинграда, роль и значение Сталинградской битвы в ходе 2-ой мировой войны; обратить внимание учащихся на то, что лучшие нравственные качества, проявленные нашими предками, и совершенный ими подвиг, не могут и не должны быть девальвированы со временем.

 Задачи: 

- воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину и за родной народ;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые  решения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Методы достижения целей и решения задач.

Подготовительная работа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, осуществляемых по следующим направлениям:

  • Усиление роли педагогического сообщества и родительской общественности в процессе распространения идей гражданской солидарности, взаимоуважения и противодействия негативным стереотипам и установкам.
  • Использование метода “Мозаичный класс”, что снижает предубежденность и позволяет строить отношения, основанные на заботе и понимании, учит детей ставить себя на место других, сопереживать.
  • Деятельностный метод.
  • Инсценирование.
  • Метод сбора информации и мозговой штурм.
  • Метод “проживания” определенной роли.
  • Метод оценки.

Планируемые результаты (предметные): читают выразительно и наизусть стихи, инсценируют песни военных лет, отвечают на вопросы по тексту.

  • Личностные результаты: знают основные моральные нормы.
  • УУД (метапредметные):
  • Регулятивные: оценивают результаты деятельности своей, чужой.
  • Познавательные:  работают с информацией, используя различные способы                  поиска; сравнивают, сопоставляют,обобщают,классифицируют.
  • Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Оформление: хроника военных лет в Сталинграде (Волгограде) , презентация , аудиозаписи о войне, проектор,  фонограммы песен военных лет

Ход мероприятия:

Видеоролик «Новая песня Волгограда!» (дети, гости и родители рассаживаются в зале).

Ведущая:  Уважаемые гости, ребята. Мы собрались с вами в этом зале, чтобы вспомнить события, которые произошли в  городе Сталинграде (Волгоград) 75 лет назад. 
Сталинградская битва. Сталинград… .Тогда он еще носил такое имя! 
         Так вот, у берегов великой русской реки Волги, в городе Сталинграде, 2 февраля 1943 года, завершилось одно из крупнейших сражений ВОВ, исход, которого, решил финал Второй Мировой Войны. 
          О Сталинградской битве знают во всем мире. В Лондоне, Париже и в других городах и странах Европы и Америки есть улицы, целые площади, названные именем «Сталинград»                                                              
Слайд 1

 1 ученик

Много лет тому назад

В сверхжестокой той войне

Защищали наши деды

Свой родной Сталинград.

2 ученик

Они смело ринулись вперед

Неудержимой грозной лавой,

И рукоплещет весь народ,

Героям Сталинграда - слава!

3 ученик

Нет в мире ярче этих дел,

Отвагу, мужество утроив,

Среди героев на земле –

Они первые из всех героев.

4 ученик

Заслуга эта велика

В борьбе с фашистскою оравой

Мы впишем золотом в века –

Героям Сталинграда - слава!

Хроника боев под Сталинградом (3 мин)

5 ученик

      Сталинград - огня преодоленье,

Красный орден на груди земли.

Чтоб не отступить на берег левый,

Тысячи солдат здесь полегли.

       6 ученик

Сколько медсестер, идя на помощь,

Не дошли до взрывов и огня.

Сколько матерей и днем, и в полночь –

«Выстойте» - просили у окна.

Ведущая.

Позади война, но до сих пор

Слезы на глазах у ветеранов.

Кто погиб - те вечно будут правы,

Вечно молоды у волжских берегов.

 

Ведущая. Много жизней унесла война. Люди не теряли веры в победу даже в самые тяжелые времена. «Враг будет разбит, победа будет за нами» - эти слова звучали повсюду. На войне было сложено много пословиц и поговорок бойцами. Давайте их вспомним.

Дети по очереди рассказывают пословицы.

• Русский солдат не знает преград.

• Солдатское дело - воевать храбро и умело.

• Друг за друга стой и выиграешь бой.

• Набирайся ума в ученье, храбрости - в сраженье.

• С родной земли умри - не сходи!

• Где смелость, там и победа.

• Кто дрожит, тот и от врага бежит.

• Умелый боец - везде молодец.

Дети:
1. Что такое уличный бой, 
Мы, ровесник, узнаем с тобой
По рассказам, по книгам, кино, 
И далёких событий звено
Мы увидим в окраске иной. 


2. Для меня это было давно. 
А для тех, кто повенчан с войной
Окружений, блокады кольцом, 
Кто суров и сегодня лицом, 
Кто в атаки ходил на ура, это было недавно. Вчера. 


3. Не смолкает в их сердце война. 
Они знают, какая цена
Есть у жизни… 
(Ю. Чичёв) 

Ведущая: (Презентация героев Сталинградской битвы+ муз.) 
Защищали Великий Сталинград солдаты со всех уголков нашей огромной страны. Они беспощадно били врага, мужественно отвоевывали каждую пядь Сталинградской земли. Вот имена этих героев: (дети, по очереди, под музыку, произносят имена героев +фото на экране)
                         
 Ведущая:

Ребята, наравне со взрослыми так же воевали и дети
они не жалея своих жизней, здесь, в горящем, разрушенном Сталинграде, приближали нашу Великую Победу. Давайте встанем и почтим их память
минутой молчания.  

(Звучание метронома)


Чтец:
4. Встали с русскими едины
Белорусы, латыши
И армяне и грузины
Молдаване, чуваши
Все великие народы
Против общего врага
Все кому мила свобода и Россия дорога! 
Ведущая: (фото солдат на привале)                                                      Слайд 2
На фронте, не всегда грохотали пушки, свистели снаряды. Выдавались и редкие периоды затишья между боями. Многое необходимо было успеть за это время: привести в порядок форму, пообедать, просто поговорить с товарищами, написать письмо домой. 

 1 ученик

Как бывало на привале,

Все солдаты отдыхали,

Кто письмо домой писал,

Кто-то просто крепко спал.

Участники располагаются на полу, изображая привал. Мальчик с гармоникой сидит в центре на пенечке.

Гармонист.

Кто на фронте парень бравый?

Кто в бою не подведет?

Самый лучший запевала,

Обо мне молва идет.

 2 ученик

Только взял боец трехрядку,

Сразу видно - гармонист.

Для начала, для порядку –

Кинул пальцы сверху вниз.

Позабытый деревенский

Вдруг завел, глаза закрыв,

Стороны родной, Смоленской,

Грустный памятный мотив.

Гармонист.

Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.

Сценка «На привале» (костюмированное представление в исполнении детей песни «В землянке»  Музыка: К.Листова.  Слова: А.Суркова)

Ведущий.

Кто сказал: все сгорело дотла,

Больше в землю не бросите семя?

Кто сказал, что земля умерла?

Нет, она затаилась на время.

Кто сказал, что земля не поет,

Что она замолчала навеки?

Нет! Звенит она, стоны глуша.

Ведь земля - это наша душа –

Сапогами не вытопчешь душу.

Кто сказал, что землю сожгли?

Нет, она затаилась на время.

 Ученик

Пусть не будет войны никогда,

Пусть спокойные спят города,

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ученик

Ни один пусть не рвется снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Оглашают пусть наши леса

Только птиц и детей голоса,

И пусть мирно проходят года,

Пусть не будет войны никогда.

Исполняется танцевальная композиция «Тучи в голубом». Дети танцуют парный танец под исполнение песни.                                                                           Слайд 4

Ведущая: (фото - памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы») .                                                                                                                     Слайд 5
Русский народ трепетно хранит в своей памяти все знаменательные события той далекой войны. Мамаев курган— «Главная Высота России». Во время Сталинградской битвы здесь проходили одни из самых ожесточённых боёв. Сегодня на Мамаевом Кургане возведён памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». Центральная фигура композиции — скульптура «Родина-мать зовёт! » Она входит в число семи чудес России. 
Дети:
«Второе февраля» 
5. В свой срок – 
не поздно и не рано – 
придёт зима, 
замрёт земля. 
И ты 
к Мамаеву кургану 
придёшь 
второго февраля. 
И там, 
у той заиндевелой, 
у той священной высоты, 
ты на крыло 
метели белой 
положишь красные цветы. 
6. И словно в первый раз 
заметишь, 
каким он был, 
их ратный путь! 
Февраль, февраль, 
солдатский месяц – 
пурга в лицо, 
снега по грудь. 
7. Сто зим пройдёт. 
И сто метелиц. 
А мы пред ними 
всё в долгу. 
Февраль, февраль. 
Солдатский месяц. 
Горят 
гвоздики 
на снегу. 
(М. Агашина) 
В исполнении детей звучит песня «На Мамаевом Кургане».
Ведущая:
Есть поверие, что души умерших солдат, обернувшиеся в белых птиц, летят над родною землёй. Не потому ли мы с болью в сердце замираем, когда видим высоко в небе журавлиный клин. 
Танцевальная композиция «Журавли»  на музыку композитора  Яна Френкеля.

Слайд 6
Чтец:
8. Весь под ногами шар земной
Живу, дышу, пою
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою
Чем им обязан – знаю я
И пусть не только стих
Достойно будет жизнь моя 
Солдатской смерти их. 
Ведущая:  
Хоть и была война жестокая, суровая, все же солдаты не теряли силы духа. На войне было место и веселой шутке и, конечно, песне. 
В исполнении обучающихся звучит
 «Песня фронтового шофера» Слайд 7

  ребенок.

Время придет - рассеется дым,

Смолкнет военный гром.

Шапку снимая при встрече с ним,

Скажет народ о нем:

«Это железный русский солдат,

Он защищал Сталинград».

  ребенок.

Давайте будем беречь планету.

Во всей вселенной похожей нету.

Во всей вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она.

  ребенок.

Давайте будем дружить друг с другом,

Как птицы с небом, как ветер с лугом,

Как парус с морем, трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами.

  ребенок.

Пусть аист гнезда вьет на крыше,

Курлычут в небе журавли,

Пусть будет мир - он нам так нужен,

Он нужен детям всей земли.

Ведущая.

Ребята, давайте назло непогодам.

Обнимем планету своим хороводом.

Дети встают в два хоровода и исполняют песню «Большой хоровод», музыка

Б. Савельевой, слова Л. Жигалкиной.

1. Мы на свете родились, чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить,

Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

Что исполнились в жизни все наши мечты.

Дети стоят в двух кругах, держась за руки, ноги - на ширине плеч. Делают «волны», перенося тяжесть тела с правой ноги на левую. Внутренний круг - вправо, внешний - влево.

Припев.

Так давайте устроим большой хоровод.

Пусть все люди Земли с нами встанут в него.

Пусть повсюду звучит только радостный смех.

Пусть без слов станет песня понятней для всех.

Дети двигаются поскоком противоходом. Останавливаются. Хлопки попеременно с правой и левой сторон возле головы с приседанием.

2. Мы хотим кувыркаться в зеленой траве

(дети, стоя, руками показывают траву)

И смотреть, как плывут облака в синеве,

(поднимают руки кверху, показывая «облака»),

И в прохладную речку нырять в летний зной,

(дети держат руки на поясе),

И в ладони ловить теплый дождик грибной

(«ловят» в ладони капельки дождя, затем приседают и подбрасывают «капельки» вверх).

Ведущая.

Слава городу - дважды герою,

Слава всем храбрецам,

Сталинградским бойцам,

Слава воинам, слава вовеки.

  Слава нашим генералам,

Слава нашим адмиралам

И солдатам рядовым –

Пешим, плавающим, конным,

Утомлённым, закалённым!

Слава павшим и живым –

От души спасибо им!

Ведущая: Героям Сталинграда, героям Победы – Грянем, Наше, Дружное, Ура!

Все: Ура, ура, ура!

 Ведущая: На этом, наше мероприятие, закончено.

Под аудиозапись песни волгоградского композитора «Город мой» дети уходят из зала.

 















Список использованной литературы

 

1. Сталинградская битва: Хроника, факты, люди: В 2-х кн. /В. А. Жилин, В. А. Греджев, О. В. Саксонов и др., Кн.1. – М.: ОЛМА-пресс, 2002. – 911 с.

 2. Еременко, А. И. Сталинград: участникам великой битвы под Сталинградом посвящается / А. И. Еременко. – М.: АСТ; Хранитель, 2006. – 556 с.

 3. Видер, И. Сталинградский кошмар: за кулисами битвы: Перевод /И. Видер, В. Адам. – М.: Яуза-Пресс, 2008. – 638 с.

 4. Шретер, Х. Сталинград: великая битва глазами военного корреспондента, 1942-1943: Пер. с нем. /Х. Шретер. – М.: Центрполиграф, 2010. – 315 с.: схемы.

5. Сталинградская битва //Энциклопедия Второй мировой войны. Кампании середины войны: весна 1942 – май 1943: пер. с англ. /науч. ред.: Ю. О. Соколов. – М., 2007. – С. 66-92.

© Ссылка на источник:
http://sch1953.mskobr.ru/biblioteka/arhiv/k_70-letiyu_velikoj_pobedy/rekomendatel_nyj_spisok_literatury_o_stalingradskoj_bitve/



© Ссылка на источник:
http://sch1953.mskobr.ru/biblioteka/arhiv/k_70-letiyu_velikoj_pobedy/rekomendatel_nyj_spisok_literatury_o_stalingradskoj_bitve/