Внеклассное занятие по основам православной культуры "Человек рожден для добра"
классный час по орксэ (4 класс) по теме

Внеклассное занятие по ОПК проводилось в рамках недели православной культуры в школе-интернате. Данное занятие направленно на формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, осмыслению понятия добра, милосердия и сострадания. В основу занятия вошли притчи и великие подвиги православных заступников земли русской.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Внеклассное мероприятие по основам православной культуры

 «Человек рожден для добра»

Господи! Даруй мне сердце

сильное, но нежное,

любящее и верное,

мудрое и благородное,

горячее и созидающее!!!

Цель урока:

Образовательная: формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, осмысление понятия добра, милосердия, ввести понятие сердечности; научить делать добро.

Развивающая: развивать мышление, умение думать, любить, чувствовать сердцем.

Воспитательная: воспитывать великодушие, милосердие, сопереживание, сострадание.

Задачи:

формирование способности к духовному развитию;

формирование основ нравственного самосознания личности;

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, милосердия, сострадания.

Побудить стремление совершать добрые дела.

 Познавательные УУД

  1. Извлекать информацию из текста.

 2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло, граница.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные УУД

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, карточки, раздаточный материал.

Ход занятия

1.Орг. момент

Ребята! Мы с вами живем в великой стране – России. Испокон веков ее называли святой Русью, потому что душа России – Православие. Именно православная вера дала народу могучий дух, который удивлял всех иноземцев.

Андрей Первозванный

Сергий Радонежский

Серафим Саровский

Иоанн Креститель

-  Что  объединяет всех этих святых?

 (Это святые, которые являются примером служения Богу  и заступниками земли русской.)

- Какими они были?

(добрыми,  благочестивыми, милосердными, великодушными,  трудолюбивыми…)

- Что их связывает с нами, людьми, живущими в 21 веке?

(их заступничество проявляется и сейчас, они пример для  подражания…)

И сегодня, на нашем занятии мы с вами и  поговорим о разных качествах человека.

2. Подготовка к восприятию нового

- Послушайте историю

Давным-давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы-волшебницы кончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голодный, и его первой добычей стала птица Феникс. Съев птицу, дракон не утолил свой голод и стал поедать людей. И тогда произошло великое разделение людей на два лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона, и сами стали людоедами, а другая часть людей - искала надежное убежище, страдая от жестокости чудовища. Наконец дракон, насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди стали населять всю территорию нашей планеты. Они не остались под одним кровом, потому что не могли жить без доброй птицы, кроме того они постоянно ссорились. Так на свете появилось добро и зло.    

-Так, о чем же мы сегодня будем говорить?

                               (О добре и зле)

- А кто же  был источником зла в этой истории?

- А от кого исходила доброта?

- Как вы думаете, эта история вымысел, или в ней так же кроется частица правды?

3.Работа в парах

3.1. Составление определения

- А что же означает слово «добро» и «зло»

У вас на столах лежат карточки с толкованием этих понятий взятых  из словаря Ожегова. Но там, только само определение, а вы должны сами догадаться, какому понятию оно принадлежит.

ДОБРО – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Добрый поступок.

 ЗЛО - нечто дурное, вредное, противоположное добру. Злой поступок.

- А какие примеры вы можете привести?

- Вспомните, мы рассматривали с вами тему «Подвиг», от кого исходило зло, а  добро?

- Тогда давайте проведем четкие грани между добром и злом.

3.2. Распределите слова на две группы (помощь таблички)  в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло": обман, помощь,  умение говорить правду,  хвастовство,  ложь, трудолюбие,  жестокость, скромность, трусость, зависть, жадность, честность,  болтливость,  правдивость, хитрость, милосердие, выдержка, сострадание

Добро

Зло

помощь

обман

умение говорить правду

хвастовство

трудолюбие

ложь

скромность

хитрость

честность

 жестокость

правдивость

трусость

милосердие

 завись

выдержка

жадность,

сострадание

болтливость

- Для чего нужно добро? Почему?

 (Чтобы поддержать друг друга в трудную минуту.)

- Для чего нужно зло? И нужно ли оно нам?

3.3. Работа с текстом

- Я предлагаю вам послушать  сказку Л.Н.Толстого «Белка и волк»

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:

-Пусти меня.

Волк сказал:

-Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.

3.4. Беседа по тексту

– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?

-  Какого же человека можно назвать добрым?

Дети. Добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

-Ребята, скажите, пожалуйста, а только ли слова ваши должны быть добрыми?

Дети. Нет, поступки тоже должны быть такими, чтобы за них не пришлось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек.

- Да, ребята! Неприятно смотреть, когда человек хвалит себя, выставляет перед всеми. Надо стремиться всегда и во всём быть полезным людям.

                                     ФИЗ.МИНУТКА

- Встаньте все в круг и возьмитесь за руки. Я буду называть слова, а вы, если услышите доброе слово, собираетесь в круг, а услышав злое, расходитесь. (Обман, взаимовыручка честность, помощь, хвастовство, трудолюбие, мужество, честь, жестокость, скромность, милосердие, совестливость, хитрость, лживость, справедливость, выдержка, эгоизм).

5. Решение проблемной ситуации

        - Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

      Может быть, нам помогут это узнать старинные весы? На одну чашу будем класть “зло” (таблички с надписями: Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война. Ложь.)

- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили. Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?

- Подумайте, и скажите, пожалуйста, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? и по капельке положим их на чашу весов с “добром”.

-Давайте задумаемся, а что мы с вами можем сделать, чтобы избежать зла, чтобы его не прибавлялось в мире?

(быть внимательнее друг к другу)

-Попробуйте сделать вывод, как надо поступать в жизни?

(«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»!)

Вы сейчас назвали «золотое правило» нравственного поведения человека.

-Помните, что даже если вы уже кого-то обидели словом или делом, никогда не поздно сказать: “Прости меня!”.

- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море, моря – в океан добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

6.Работа в группах     

На чистый лист ватмана каждый учащийся наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей, цветы. Получается общая красивая аппликация.

- Ребята, как мы назовём эту картину?

                (“Мир”, “Как прекрасен этот мир”, “Добро побеждает зло”)

-  Какое чувство вы испытали, делая доброе дело?  

                    (Делать добро очень приятно и радостно.)

7. Подведение итогов

- Ребята, в конце нашего занятия мне хотелось бы еще раз обратиться к притче о добре и зле. Послушайте ее. 

  Однажды один  мудрец разговаривал со своим маленьким внуком.

— Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук.

— Плохих людей не бывает, — ответил. — В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А темная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй — темный. Понимаешь?

— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же волк побеждает в конце?

Старец едва заметно улыбнулся:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Какой вывод мы  можем сделать?

 (МЫ сами должны в себе побеждать зло и порождать добро )

-  Наш урок подошел к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. Я думаю, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.

    Помните, что человек рожден для добра, без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.

                 Иисус Христос учил учеников любить всех людей и даже врагов своих.

7.1. А сейчас давайте вспомним, ребята, какие добрые дела мы с вами делали. Демонстрация презентации «Наши добрые дела» и беседа по содержанию слайдов: «Вспомните, когда сделана эта фотография? Охотно ли вы выполняли эту работу? Что вы чувствовали по завершению этого трудного дела?»

 - И сейчас мы в исполнении Мищук  Валерии послушаем стихотворение .

Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышлением,

Чтоб и душу Тебе посвятить,

И всю жизнь с каждым сердца биением.

Научи Ты меня соблюдать

Лишь Твою милосердную волю,

Научи никогда не роптать

На свою многотрудную долю.

Всех, которых  пришел искупить

Ты  Своею Пречистою Кровью, -

Бескорыстной, глубокой любовью

Научи меня, Боже, любить!

- А я хочу закончить такими строками:

Я об одном Всевышнего молю:

Храни людей, которых я люблю,

Храни и не состарь их лица –

Никто из нас не повторится.

Пусть я уеду далеко,

Пусть будет нелегко –

Забуду зло, напомню доброту, прощу обиду

И осуществлю заветную мечту.

Я всеми вами дорожу и вновь молю:

Храни, Господь, людей,

Которых я люблю!

                                                              Спасибо всем!

ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Дмитряшевка»

Внеклассное мероприятие

по основам православной

культуры

«Человек рожден для добра»

                                                                                                                                                           

                                                                   Дуванова Е.В., учитель  

                                                                                                                             

                                                                     начальных классов

2018г.