Занятие внеурочной деятельности "Эрудит" на тему "Путешествие по сказкам Г.Х.Андерсена" (2 класс)
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Лазарева Ирина Юрьевна

Тип занятия - занятие построения системы знаний. Построено в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами: принцип непрерывности, принцип доступности, принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес). В структуру занятия включены задания на развитие познавательной активности детей, творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vneurochnoy_deyatelnosti.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие внеурочной деятельности "Эрудит" (общеинтеллектуальное направление)

Тема: «Путешествие по сказкам Г. Х. Андерсена».

Контингент учащихся: 2 класс

Место проведения:  классная комната.

Место мероприятия в системе воспитательной работы - первое занятие в цикле занятий "Путешествие по сказкам".

Тип занятия- занятие построения системы знаний.

Форма проведения - занятие-путешествие по страницам сказок Г. Х . Андерсена.

Методический аппарат (по Хуторскому А.В.):

Методы познания:         метод вживания, метод конструирования теории, метод сравнения.

Креативные методы: метод образной картины, метод «Мозговой штурм», метод гиперболизации.

Методы организации учения: методы самоорганизации  (работа с творческими  продуктами),  методы взаимообучения, метод самооценки,  методы рефлексии.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, творческие задания, выставка книг.

Цель:

Образовательная - расширить знания детей о жизни и творчестве Г. Х. Андерсена (соотносится с темой и содержанием занятия).

Воспитательная – формирование личностных УУД, через содержание учебного материала.

Личностные УУД:

  • формируем положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
  • участвовать в творческом, созидательном процессе;
  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков.

Развивающая – развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД  

Познавательные УУД:

Формируем умения:

  •  извлекать информацию из текстов;
  • выявлять сущность, особенности объектов;
  • на основе анализа объектов делать выводы.

 Коммуникативные УУД:

Формируем умения:

  • слушать и понимать других;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • оформлять свои мысли в устной форме;
  • работать в группе.

 Регулятивные УУД:

Формируем умения:

  • высказывать своё предположение на основе  работы с творческими продуктами;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • прогнозировать предстоящую работу;
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 Ожидаемый результат:

Применение универсальных учебных действий  в условиях решения учебных задач повышенной сложности. Самостоятельное решение задач (выполнение заданий) повышенной сложности отдельными учениками и коллективом класса.

Этапы деятельности

Этап мероприятия

Время

Виды деятельности учителя

Виды деятельности учащихся

1.

Организационный

1

Приветствие. Релаксация.

Выполнение упражнений на настрой работы.

2.

Мотивация учебной деятельности.

2

Выставка книг.

Работа по содержанию выставки книг.

3.

Актуализация знаний. Поиск решения учебной задачи.

10

Показ фрагментов из мультфильмов. Выявление команд путём  разгадывания загадок.

Просмотр фрагментов мультфильмов. Отгадывание загадок,

 выявление личного опыта.

4.

Формулирование темы и цели занятия.

3

Формулировка проблемы.

Осознание ситуации, постановка задач для достижения цели.

5.

Изучение нового материала.

6

Обозначение образовательного объекта в виде презентации-биографии писателя.

Знакомство с биографией детьми на слайдах; личностное решение проблемы.

6.

Проговаривание во внешней речи.

3

Вопросы по содержанию (биографии писателя)

Приобретение новой информации, образовательного продукта.

7.

Физминутка.

2

На основе произведения Г.Х. Андерсена

Вживание в роль. Под музыку дети выполняют движения.

8.

Применение знаний в нестандартных условиях.

10

Конкурсы - состязания. Выявление метапредметных результатов.

Место образовательного продукта в общем результате.

9.

Рефлексия учебной деятельности.

2

Оценка результатов.

Какие изменения произошли во мне.

10.

Домашнее задание (по желанию учащихся)

1

Провести собственное исследование.

Подготовить собственное сообщение и выступить перед классом.

Ход занятия.

1.Оргмомент.                     1 мин.

    - Еще раз здравствуйте!

Пусть Вас гости не пугают,

Здесь нам стены помогают.

Те, кто здесь сидят – друзья!

И бояться их нельзя.

Мы волнуемся, конечно,

День сегодня необычный….

Но занятие начать пора,

Всем ни пуха, ни пера!!!

- Возьмитесь все за руки, образуем круг. Как приятно держать друг друга за руки. Какие они теплые! Улыбнитесь друг другу… Пожелайте удачи. Присаживайтесь.

- Ребята, как вы понимаете значение слова «НАСТРОЕНИЕ»?

- В Толковом словаре С. Ожегова слову «НАСТРОЕНИЕ» дается такое объяснение как -  внутреннее, душевное состояние. (КАРТОЧКА НА ДОСКЕ)

- А какое настроение у вас? Покажите при помощи сигналов: СОЛНЫШКО – настроение отличное, ОБЛАКО – хорошее, туча – не очень хорошее. (ПОКАЗЫВАЮТ СИГНАЛЫ НАСТРОЕНИЯ)

К сожалению, не у всех настроение отличное. Давайте проведем занятие так, чтобы к завершению занятия оно было у всех отличное!!! Хорошо?

2.Мотивация учебной деятельности.     2 мин.

- Посмотрите на выставку книг. Что общего в этих книгах?   (Все эти книги – сказки).

- Какие бывают сказки? (Авторские и народные).

- Что значит авторские? (Есть автор).

3.Актуализация знаний. Поиск решения учебной задачи.   10 мин.

- Сегодня мы с вами поговорим о сказках. Но чьи сказки нас будут интересовать, мы пока не знаем. Для этого я предлагаю посмотреть фрагменты мультфильмов и определить: названия сказок и по возможности, их автора.

ПРОСМОТР ФРАГМЕНТОВ МУЛЬТФИЛЬМОВ

- Как называются? Кто автор?

4. Формулирование темы и цели занятия.

 - Сформулируйте, пожалуйста, тему занятия. (Мы совершим путешествие по сказкам Г.Х.Андерсена).

- Цель занятия – расширить ваши знания по сказкам Андерсена и его биографии.

- Какие задачи поставим перед собой для достижения цели? (Познакомиться с биографией писателя, вспомнить содержание сказок).

- Сегодня у нас играют две команды, которые будут соревноваться в течение всего занятия. Выберите капитана. Вспомните правила работы в группе (ПАМЯТКА)

- У вас на столах листы-маршруты, на которых указаны названия конкурсов. Выполняя задания вы будете оценивать свою работу, рисуя кружок (КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ)

- За каждый правильный ответ, команда зарабатывает 1 жетон.

Названия команд узнаем, разгадав загадки.

1команда.

Девочка спит и пока что не знает

Что в этой сказке её ожидает:

Жаба под утро её украдёт,

В нору упрячет бессовестный крот…

Впрочем, довольно? Нужна ли подсказка?

Кто это девочка?       (Дюймовочка).

2 команда.

Налетела злая вьюга,

Герда потеряла друга:

В царство льда умчался Кай.

Герда! Герда! Выручай!

Вьюга кружит вправо, влево,

В сказке (Снежная королева).

- Автор этих сказок – великий датский писатель Ганс. Христиан Андерсен  (СЛАЙД 1)

5. Изучение нового материала.

- Сегодня мы совершим путешествие не только по сказкам великого датского сказочника Г. Х. Андерсена, но и узнаем о его жизни и творчестве.

На столах карточки с вопросами по биографии писателя. Ваша задача не только смотреть и слушать, но и постараться письменно ответить на эти вопросы Познакомьтесь с вопросами…ЧИТАЮТ

СЛАЙД 2

 п/п

Вопросы

Ответы

1.

В какой стране родился Г.Х. Андерсен?

2.

Чем занимались родители писателя?

3.

Чем увлекался Г.Х.Андерсен?

4.

Какая сказка сделала Г. Х. Андерсена всемирно известным?

Слайд 3

  В Дании есть маленький остров Фюн, а на нем город Оденсе. Здесь 2 апреля 1805 года родился мальчик Ганс. Жил он в маленьком, ничем не приметном доме.

 Мать стирала чужое бельё. Она была прачкой.

СЛАЙД 4 

            В четырнадцать лет Андерсен покинул родной дом и отправился в Копенгаген искать счастья на подмостках сцены, но упорные попытки стать актером, танцором, певцом не привели к успеху. Андерсен не унывал и решил писать пьесы.

СЛАЙД 5

            С детства Андерсен умел вырезать из бумаги всякие фигуры. И когда лист бумаги превращался у него в старую ведьму на помеле, изящную балерину, аиста, стоящего на одной ноге в гнезде, сразу же рождались и сказки об этих фигурках.

СЛАЙД 6

           И если обыденная жизнь превращалась у писателя в волшебный мир, то волшебное царство превращалось в живой, понятный мир. Проблемы, которые решали герои сказок, вовсе не сказочные и не мелкие. Любовь, верность раскрываются в сказках «Пастушка и трубочист», «Снежная королева», жадность порицается в сказках «Свинья-копилка», «Маленький Клаус и Большой Клаус», глупость и чванство — в сказках «Гадкий утенок», «Принцесса на горошине», «Новое платье короля».

 СЛАЙД 7

            Но не пьесами и путешествиями прославился Андерсен. Всемирно известным сделали его сказки и сказочные истории такие как, например,

«Дюймовочка».

6. Проговаривание во внешней речи.

Педагог акцентирует внимание на следующих моментах:

  • место рождения писателя;
  • деятельность родителей писателя;
  • любимые занятия писателя.

Вопросы по биографии писателя.

1.В какой стране родился Г. Х. Андерсен?

2.Чем занимались родители писателя?

3.Чем увлекался Г. Х. Андерсен?

4.Какая сказка сделала Г. Х. Андерсена всемирно известным?

- Проверим как вы справились с заданием. Обменяйтесь карточками и проверьте работу противоположной команды. Сверьте с таблицей…..

СЛАЙД 8

 п/п

Вопросы

Ответы

1.

В какой стране родился Г.Х. Андерсен?

Дании

2.

Чем занимались родители писателя?

Отец – сапожник, мать – прачка.

3.

Чем увлекался Г.Х.Андерсен?

Вырезанием из бумаги разных фигур.

4.

Какая сказка сделала Г. Х. Андерсена всемирно известным?

«Дюймовочка»

Оцените свою работу в таблице «РАЗМИНКА» ______________

7.Физминутка.

- А теперь, ребята, представим себя зёрнышком цветка из сказки Ганса Христиана Андерсена.

 (Дети садятся на корточки, голова опущена. Звучит музыка Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
 (Дети встают на носочки, руки подняты вверх, потягиваются). 

- Оцените то, как вы отдохнули__________

8. Применение знаний в нестандартных условиях. Конкурсы состязаний.

МУЗЫКА НАЧАЛО СКАЗКИ

Ну а теперь по сказкам Андерсена мы отправляемся гулять,

Нам там немало предстоит загадок разгадать.

Смотри, они повсюду тут, куда не бросишь взгляд,

Смеются, весело снуют и встречным говорят:

«Не каждый разгадает нас, мы очень непросты!

Но ты, дружок, покажешь класс! Их угадаешь ты!

Лишь тот сумеет разгадать все - все загадки здесь,

Кто сказки эти прочитать успел... »

За каждый правильный ответ вы получаете ЖЕТОН...

 1 конкурс «Назови героя сказки»

1.Сказку быстро вспоминай:

Персонаж в ней – мальчик Кай,

У него была подруга.

Кто в беде не бросил друга ? (Герда). ЖЕТОН

2.Нежная девочка с рыбьим хвостом,

Пеной морскою станет потом.

Всё потеряет, любви не предав,

Жизнь за неё отдав.(Русалочка). ЖЕТОН

3.Живёт она в большом цветочке,

Жаль, что мала сама росточком,

Зато вокруг – душистый дом,

Из лепестков построен он. (Дюймовочка). ЖЕТОН

4.Она прекрасна и красива,

Величава, горделива.

Злые вьюги и метели

С нею дружат с колыбели.

И совсем она не нежная

Эта королева (Снежная).ЖЕТОН

- Оцените свою работу _______________________

2 конкурс капитанов «Продолжи сказку»

- Наступило время показать свои знания нашим отважным капитанам.

Капитаны, прошу выйти….У вас карточки с отрывком из сказки. ваша задача прочитать и вспомнить продолжение..

1. «Утенок опустился в воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, завидя его, тоже поплыли к нему. - Убейте меня! - сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти. Но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде...» (Продолжение на следующей карточке: «...он увидел собственное отражение. Но теперь он уже был не гадким темно-серым утенком, а белым   лебедем».)

2. «Дюймовочка осталась в мышиной норе. Теперь ей жилось очень плохо. Ей   совсем не   позволяли выходить на солнышко. И вот однажды пришел старый крот...» (Продолжение: «Он посватался к Дюймовочке».)

А пока капитаны думают над заданием с остальными участниками проводится….

 3 «Конкурс-дополнялка»..

- Дополните название сказок.

«Гадкий …(утенок

«Дикие … (лебеди

«Жених и …(невеста

«Стойкий …(оловянный солдатик

«Снежная …(королева)»

«Принцесса …(на горошине)»   ЖЕТОНЫ

- Оцените работу команды_____________

- Послушаем капитанов! Правильный ответ 1 жетон..

4 конкурс «Разложи имена героев сказок по конвертам»…

- На каждом конверте указаны названия сказок. Тот из вас, кто быстрее своего соперника справится с заданием, выведет свою команду еще на одно очко вперед.

  1. «Гадкий утенок» (утенок, индийский петух, куры, птички, гуси, старуха, лебедь, кот).
  2.  «Дюймовочка» (женщина, Дюймовочка, колдунья, жаба, жук, мышь, крот, мотылек, эльфы).

- Оцените свою работу __________________________

5 конкурс «Узнай сказку по ее началу» " (читает учитель).

  1. "Жил-был принц, он хотел взять себе в жёны принцессу, да только настоящую принцессу" ("Принцесса на горошине")
  2. Жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол. Раз он был в особенно хорошем расположении духа, смастерил такое зеркало. В котором всё доброе и прекрасное уменьшалось дальше некуда, а всё дурное и безобразное так и выпирало, делалось ещё гаже" ("Снежная королева)
  3. "Хорошо было за городом! Стояло лето. Солнце освещало старую усадьбу, окружённую глубокими канавами с водой. Вся земля - от стен дома до самой воды заросла лопухом, да таким высоким, что маленькие дети могли стоять под самыми крупными его листьями во весь рост. В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в густом лесу. И вот там-то сидела на яйцах утка" ("Гадкий утёнок")
  4. "Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки. Жил король. Было у него11 сыновей и 1 дочь, Элиза" ("Дикие лебеди")
  5. "Далеко в море вода синяя-синяя. Как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная-прозрачная. Как самое чистое стекло. Только очень глубока, так глубока, что никакого якорного каната не хватит. Там на дне живёт подводный народ" ("Русалочка")
  6. Жила на свете одна женщина. У неё не было детей, а ей очень хотелось ребёночка. Вот пошла она к старой колдунье и говорит: "Мне так хочется, чтоб у меня была дочка. Хоть самая маленькая" ("Дюймовочка") ЖЕТОНЫ

- Оцените работу в группе_________________

9. Рефлексия учебной деятельности.

- В течение игры вы зарабатывали жетоны. Посчитайте их. Чья команда победила?  Награждение участников игры.

  • Как вы поняли, зачем мы проводили  игру «Путешествие по сказкам Г. Х. Андерсена?
  • Что прошло наиболее удачно?
  • Что было самое интересное?
  • Доволен ли ты своей работой на занятии?

- Покажите какое у вас настроение… солнце, туча, облако

Наша путешествие закончилось. И я надеюсь, вам захотелось перечитать сказки замечательного сказочника Г.К.Андерсена. Будьте хорошими, добрыми, честными и смелыми.

10. Д/з (по желанию): Если вам захочется больше узнать о самом Андерсене Г.Х.  Андерсене или его сказках, вы можете заняться исследованием и подготовить собственное сообщение и выступить перед ребятами на следующем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеурочный деятельность.защита проекта :сказки пишем сами.2 класс

материал содержим конспект внеурочного занятия по теме:Сказки пишем  сами.Защита проекта.К материалу прикреплена презентация....

внеурочный деятельность.защита проекта :сказки пишем сами.2 класс

материал содержим конспект внеурочного занятия по теме:Сказки пишем  сами.Защита проекта.К материалу прикреплена презентация....

Конспект занятия внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы» 1 класс

Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, зрительную память и мышление)...

конспект занятия внеурочной деятельности "Оригами на праздничном столе" для 1 класса

Цель занятия:познакомить с историей появления салфеток, учить приемам складывания салфеток, простейшим навыкам сервировки чайного стола...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» для 2-3 классов.

Внеурочная деятельность « Волшебный мир оригами»Направление: общекультурноеКласс: 2, 3Тип занятия: открытие  нового знанияТема занятия: «Оформление поздравительной открытки к 8 марта»Цель: изгото...