классный час о сквернословии
методическая разработка (4 класс) на тему

Заикина Людмила Алексеевна

Классный час о сквернословии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass_kl_chas_sovmestno_s_roditelyami_17.02.16.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Бужаниновская средняя общеобразовательная школа»

                                                                        Классный час подготовила:

классный руководитель 4 класса  Заикина Л.А.

17 февраля 2016 г.

Классный час вместе с родителями  в 4 классе.

Тема: «Сквернословие и здоровье»

Цель: Формирование культуры речи, эстетического вкуса, культуры поведения. Формирование навыков здорового образа жизни.

Задачи: 1.Выяснить отношение учащихся и родителей к проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения мата в обществе.

2.Способствовать просвещению учащихся и родителей, большей их информированности об истории возникновения сквернословия и пагубном его влиянии на духовное и физическое здоровье человека

3.Создавать тем самым условия для воспитания критического отношения к вредным привычкам окружающих, самосовершенствования, формирования активной жизненной позиции для противостояния вредному влиянию.

Ход классного часа:

  1. Вступительное слово учителя.

- Каждый человек, независимо от того взрослый он или ребёнок, живёт среди людей. Ему необходимо общение.

Что же дано человеку для общения?

Речь и слово. Слово – это дорожка от сердца к сердцу. В нём заключена большая сила. Словом можно поддержать в трудную минуту, вселить в человека уверенность, унизить или оскорбить.

(Читает ученик)

Много слов на земле. Есть дневные слова-

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд –

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить.

Слово можно в разящий свинец перелить.

- «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками» - И.С.Тургенев.

- Что значит «беречь язык»?

- От кого его беречь?

- Разве у языка есть враги?

Оказывается, есть. И враги эти – слова-паразиты, бранные слова, матерная брань.

2. Теоретическая часть

Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».

Согласно словарю В. Даля «скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, смрад, вонь; нравственное растление; все богопротивное».

           Вот куда мы впали, отдавшись во власть бранных слов.

Скажите, а стоит ли нам говорить об этой пагубной привычке? Существует ли такая проблема среди ваших знакомых, приятелей, родных?

- Мы провели исследование среди ребят и родителей нашего класса – существует ли сквернословие среди нас и ваше отношение к нему. Предлагаю ознакомиться с результатами:

  1. Где чаще всего ты слышишь брань?

- Дети ответили:

  1. Как Вы думаете, где чаще всего Ваш ребёнок слышит брань?

-      Родители ответили:

На улице-95,4 %

В школе-5,5 %

От знакомых взрослых- 45,8 %

По телевизору – 6,5%

Дома- 9,4 %

- Результаты оказались просто ужасающими. Дети просто окружены средой, в которой царит сквернословие. Поэтому необходимо и учителям, и родителям задуматься над этим.

На улице- 90%

В школе- 0  %

По телевизору- 9,3 %

От знакомых взрослых- 10,3 %

Дома- 4,8 %

- Как видим, родители в основном думают, что брань дети слышат на улице, но поставил в недоумение ответ – дома.

2. Как ты себя чувствуешь, когда понимаешь, что твою брань услышали сверстники?

  • мне стыдно – 76,0%
  • испытываю гордость – 0%
  • мне всё равно – 15,8%
  • я не ругаюсь  - 89,3% (с варианта – 31,6%)

- Безразличие «Мне всё равно» - это очень плохо.

  1. Как вы думаете, какие чувства испытывает Ваш ребёнок, когда понимает, что его брань услышали сверстники?

ему стыдно – 38,5%

испытываю гордость – 9,2%

мне всё равно – 8,3%

я не ругаюсь  - 67,2% (2 варианта – 5,3%)

- Посмотрите, как поменялись местами проценты ответов детей и родителей в ответах «стыдно» и «не ругается». Родителям стоим присматриваться к детям и лучше предупредить проступок, чем потом его искоренять.

- А, сейчас ребята покажут нам сценку.

Сценка  «Прозвища-чудовища»

(Навстречу друг другу выходят Лена и Петя.)

Петя: Ленка- пенка.

Лена: Никакая я не пенка.

Петя: А докажи.

Лена: А как?

Петя: Дай списать домашнюю работу.

Лена: Не дам , Петя. Ты сам должен был её сделать дома.

На то она и называется домашняя работа.

Петя: ( обиженно ) Жадина-говядина!

                                 Турецкий барабан.

                                  Кто на нём играет?

                                 Ленка- таракан.

Лена: Зачем дразнишься? Это нехорошо. Я вот про тебя учительнице расскажу.

Петя: Ябеда-корябеда.

Лена: А я не буду дразниться тебе в ответ.

Петя: А почему? Получится весело. Некоторые взрослые говорят, что дразнилки и весёлые прозвища развивают детский интеллект.

Лена: По- моему, это говорят неумные взрослые.

Петя: Почему?

Лена: Потому что, я читала книги разных исследователей и педагогов. И там рассказывается о вреде дразнилок.

Петя: А чего в них вредного? Мне кажется смешно. И ребята смеялись.

Лена: Они смеялись потому, что им было стыдно за тебя. Большой парень, а такой неумный.

Петя: А ты умная? Умная, как тряпка полоумная.

Лена: Опять дразнишься?

Петя: А чего мне ещё делать? Меня самого зовут Петька-редька.

Лена: И ты стараешься обидеть кого-нибудь в отместку? А ты просто не дружи с теми людьми, которые дают прозвища, говорят грубости и непристойные слова. Или попробуй перевоспитать их.

Петя: Перевоспитаешь их. Нет, я завидую Аньке Королёвой. У неё прозвище Королева. Бывают же такие прекрасные прозвища.

Лена: Хороших прозвищ не бывает. Любые прозвища превращают ребят в каких то чудовищ. А обида порождает ответное оскорбление или слёзы. Прозвища унижают людей.

Петя: Впрочем, мне думается, что ты права.

- Между сверстниками, к сожалению обстановка складывается похожая, и очень хочется, чтобы в классе у ребят сложилась такая же точка зрения как у Лены.

- А что ребята чувствую, когда их брань слышат взрослые?

3. Как ты себя чувствуешь, когда понимаешь, что твою брань услышали взрослые?

Мне стыдно- 87,4%

Я не ругаюсь -85,6 % (2 в – 21%)

- Рада, что перед взрослыми не оказалось равнодушных.

3.Как Вы думаете, какие чувства испытывает Ваш ребёнок, когда понимает, что его брань услышали  взрослые?

Ему стыдно- 49,9 % (2 варианта – 5,3%)

Он не ругается- 76,2 %

-  ситуация складывается аналогично.

4.Когда ты сквернословишь, какую цель ты преследуешь?

Привлечь внимание- 0 %

Подражаю- 15,0 %

Желаю отомстить- 19 %

От обиды -38,6 %

Получается случайно- 38,8%

 Я не ругаюсь- 85,8 %

- Радует, что ребята взрослеют, и понимают что брань – не метод для привлечения внимания; но пугает сильно, что это становиться оружием в ответ на обиду, местью. На счёт «получается случайно» - хочется вам, ребята пожелать – научиться контролировать себя во всём.

4.Как Вы думаете, какую цель преследует Ваш ребёнок, когда сквернословит?

Привлечь внимание- 35,8 %

Подражает- 25,3 %

Мстит- 9 %

От обиды- 31,5 %

Получается случайно- 45,8 %

Не ругается- 68%

- А как вы думаете, когда вы словом пытаетесь от обиды отомстить, вы делаете больно другому человеку?

Мне больно, мальчики.

Помню: с дерева в бору

Я упал однажды летом.

Было больно, но к утру

Я забыл уже об этом.

Помню: руку в мастерской

Я пилой поранил в школе.

Час прошёл или другой,

Я пилил, забыв о боли.

Помню: с братом как- то раз

Лбами мы в игре столкнулись.

Искры брызнули из глаз…

Боль прошла – мы улыбнулись.

Но обидным словом друг

Рану мне нанёс когда-то.

Стало очень больно вдруг…

Больно и сейчас, ребята.

- Какое значение имеет слово « боль»?

-Какая боль оказалась настоящей болью?

5.Как ты думаешь, влияют ли на здоровье человека бранные слова?

  • да, влияют – 64,6%
  • нет, не влияют – 5,3%
  • затрудняюсь ответить – 32,1%

-  сегодня мы постараемся убедить и затрудняющихся, и заблуждающихся, что влияет

5.Как Вы думаете, влияют ли на здоровье человека бранные слова?

Да, влияют- 62,6 %

Нет, не влияют- 11,1 %

      Затрудняюсь ответить – 26,3%

- некоторые родители тоже заблуждаются.

 

         -    Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не  только способствует  снижению интеллекта, провоцирует преступления, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит  к раннему старению и преждевременной смерти. Новосибирские биологи провели необычное исследование. В течение нескольких лет они наблюдали за двумя группами людей одного возраста. Одна группа – многолетние сквернословы, а вторая – те, кто обходятся без крепкого словца. Обследование показало, что во второй группе люди оказались намного здоровее и даже моложе своего возраста. У людей же из другой группы картина была прямо противоположная: они болели самыми разными заболеваниями, имели пониженный интеллект, нередко судьбы их были искалечены, они раньше старели, часто умирали преждевременно.

- Учёные доказали, что   заядлые  матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Потому что в их организме очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

Сквернословие  негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Гнилые слова калечат душу.

О том, что сквернословие – далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, учёные установили, что почти все « обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи обласкали самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошёл все ожидания: в « благословлённых» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились. Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Брань  пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью « психовирусы». Употребляя брань в разговоре с друзьями, родными, знакомыми современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и голову своих близких.

Эксперименты с водой

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело состоит примерно на 80 процентов из неё) начинают выстраиваться в сложные скульптуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм. В XX веке японский ученый Масаро Эмото с помощью новейшего оборудования смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости – с виду очень похожие на снежинки. 

Как видим, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы.  А ведь человек состоит на 80-90% из воды. Страшно представить, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же тогда они могут сотворить с человеком.

Вот почему так мало здоровых людей остается, вот почему болеют дети, чьи родители постоянно ругаются.

6.Что, по твоему мнению, что  выражает лицо человека, который сквернословит?

Злость- 94,2%

Доброту- 0 %

Радость- 0 %

Ничего- 5,8 %

- Практически все ребята понимают проблему, и только немногим кажется это  несерьезной проблемой.

6.По Вашему мнению, какие чувства выражает лицо человека, который сквернословит?

Злость- 99,5 %

Ничего – 0,5

- Странно, что есть родители, которые считают что «ничего» не выражает лицо.

- Давайте послушаем стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Близнецы», что писал по поводу этого великий писатель еще в19 веке.

Я видел спор двух близнецов. Как две капли воды походили они друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела и ненавидели друг друга непримиримо.

Они одинаково корчились от ярости. Одинаково пылали близко друг на дружку надвинутые, до странности схожие лица; одинаково сверкали и грозились схожие глаза; те же самые бранные слова, произнесенные одинаковым голосом, вырывались из одинаково искривленных губ.

Я не выдержал, взял одного за руку, подвел его к зеркалу и сказал ему:

– Бранись уж лучше тут, перед этим зеркалом… Для тебя не будет никакой разницы… но мне-то не так будет жутко.

7.Хотел бы ты, чтобы твои друзья, и люди, окружающие тебя, сквернословили?

Да- 0 %

Нет- 99,5 %

Мне всё равно- 0,5 %

- Практически все ребята не хотят слышать сквернословие, но 2 человека пока остаются к этому равнодушны – давайте изменим точку зрения.

7.Как Вы думаете, хотел бы Ваш ребёнок, чтобы его друзья и люди, окружающие его,  сквернословили?

Нет- 94,5 %

Ему всё равно – 5,5%

8.А как ты думаешь, от кого зависит красота и чистота твоей речи?

От меня самого- 78,9%

От других – 9,1 %

От меня самого и от других – 12,0%

От меня не зависит- 0 %

Затрудняюсь ответить- 10,5 %

(хорошо, что большинство детей понимают зависимость)

8.Как Вы думаете, от кого зависит чистота и красота Вашей речи?

От меня самого – 100 % + 1 вариант выбран «от других»

- Родители, как видим, тоже это понимают.

- Закон борется со сквернословием. Ст. 130 «Оскорбление» УК РФ гласит:
«1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.
2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года».

Ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

- Православная церковь всегда  запрещала сквернословие, злоречие.

Есть Икона Божьей Матери “Семистрельная” На иконе изображена Богородица, пронзенная стрелами. Стрелы эти – бранные, матерные слова. Одно из смысловых значений иконы – Богородица отступает от грешников - сквернословов и не заступничает о них перед Богом.

- Многое зависит от нас самих. Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека – это изменение отношения человека к самому себе.  

Заключительная часть.

- А в заключении, я Вам предлагаю совместно в группе, оформит памятку «Будем бороться со сквернословием!», методы и способы борьбы с этой пагубной привычкой.

                        Памятка                       

«Будем бороться со сквернословием!

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сквернословие - вредная привычка" классный час

Презентация для проведения классного часа ....

Классный час "Сквернословие и здоровье"

Разработка включает в себя презентацию....

Классный час "Сквернословие и здоровье"

Классный час для уч-ся 4 класса. Задачи - формирование навыков здорового образа жизни; нравственных позиций, эстетического вкуса, культуры поведения....

Вирус сквернословия. Классный час.

О вреде сквернословия среди подростков....

Классный час на тему "Вредные привычки. Сквернословие"

В наше время существует огромная проблема сохранения чистоты русского языка. Грамотная речь окружения в начальной школе формирует привычку ребенка быть вежливым и воспитанным....

Презентация "Что такое сквернословие" (классный час для учащихся 3-4 классов)

Цель: 1.Выяснить отношение учащихся к проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения мата в обществе.2.Способствовать просвещению учащихся, большей их информированности об истор...