Вирус сквернословия. Классный час.
классный час на тему

Новолокина Надежда Викторовна

О вреде сквернословия среди подростков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вирус сквернословия

                                                             

КЛАССНЫЙ ЧАС ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Речь - это показатель ума. 
Сенека

Нет музыки слаще,

  чем ангельские голоса ребятишек,

если не особенно вслушиваться

 в произносимые ими слова. 
Логан Пирсолл Смит


     Перед проведением классного часа по теме «Вирус сквернословия» раздать учащимся анкеты «Сквернословие в моей жизни» (см. приложение). Анкетирование должно проводиться анонимно. Анкетирование должно проводиться анонимно. Анкета поможет узнать, насколько эффективно прошло мероприятие,  cколько детей действительно задумались над данной проблемой. 


Что такое сквернословие? 


    Сквернословие это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». 


     В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам. 

     Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них. 

     Матерная брань это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь». 

История возникновения сквернословия 


     Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. 

     Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью психовирусы. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь. 

     Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат -  это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. 

     Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание - вплоть до смертной казни. 

     Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. 

В наше время мат используется: 
1) для повышения эмоциональности речи, 
2) эмоциональной разрядки, 
3) оскорбления, унижения адресата речи, 
4) демонстрации агрессии, 
5) демонстрации отсутствия страха, 
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов, 
7) демонстрации принадлежности к «своим». 

     Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева). 

Сквернословие и здоровье 

     Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм. 

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается,  ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков. 
     О том, что сквернословие далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные»  матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных»  семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились! 

     К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных. 

     Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни. 

     Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. 

     Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим! 

     А сейчас ответьте на вопрос (можно в письменном виде), готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия? 

 

Анкета

«Сквернословие в моей жизни» 

Класс_______ ___ 
Пол м / ж 
1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
3. Как часто ты произносишь эти слова? ___________________________________________________________________________ 
4. В каких ситуациях это происходит? ____________________________________________________________________________ 
5. Как ты думаешь, плохо это или нет? ____________________________________________________________________________ 
6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? ____________________________________________________________________________ 
7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? ___________________________________________________________________________ 
8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? _____________________________________________________________________________ 
9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _____________________________________________________________________________ 
10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? ____________________________________________________________________________ 
12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                         

Спасибо за откровенность! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

вирус сквернословия

презентация к классному часу...

Классный час по профилактике гриппа: "Митя и вирус Гриппус". Здоровьесберегающие теологии.

Дети не пасcивные слушатели, а активные участники по спасению мальчика Мити, на которого охотится и нападает Вирус Гриппус. Дети рисуют "волшебные таблетки" с полезными советами и помогают Мите ...

Классный час по профилактике гриппа: "Митя и вирус Гриппус". Здоровьесберегающие теологии.

Дети не пасивные слушатели, а активные участники по спасению мальчика Мити, на которого охотится и нападает Вирус Гриппус. Дети рисуют "волшебные таблетки" с полезными советами и помогают Мите з...

Вирус сквернословия

Презентация для классного часа...

Презентация "Что такое сквернословие" (классный час для учащихся 3-4 классов)

Цель: 1.Выяснить отношение учащихся к проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения мата в обществе.2.Способствовать просвещению учащихся, большей их информированности об истор...