Нравственные чувства обучающихся.
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Шагужева Женя Рамазановна

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, нравственными, эстетическими, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание нравственных чувств и этического сознания обучающихся.

     Нравственность - это разум сердца.

Г.Гейне

            Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, нравственными, эстетическими, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

              Цель  нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

  В специальной (коррекционной) школе VIII вида  обучение и воспитание направлено на социализацию воспитанников, на   выработку положительных качеств, формирование  правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим.

                                                         Задачи.

  1. Формирование нравственного сознания, чувства, убеждения, осознанного правильного поведения.
  2. Научить детей ориентироваться на общечеловеческие ценности: милосердие, доброту, способность к состраданию, сопереживанию, альтруизму, терпимость, доброжелательность, скромность. Готовность оказывать помощь близким и дальним, стремление к миру, добрососедству, понимание ценностей человеческой жизни.
  3. Воспитание таких нравственных качеств как патриотизм, честность, порядочность, ответственность, гуманизм, трудолюбие, уважение к  старшим.
  4. Формирование нравственных качеств, необходимых для самоопределения личности в современном обществе: уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, Конституции, чувство гражданского долга, требовательность к себе.

Эти задачи  решаются повседневно, ежечасно в процессе общения детей и педагогов.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные  методы и формы работы с детьми:

  • Воспитательные  коррекционные занятия;
  • Тренинги;
  • Дискуссии;
  • Беседы;
  • Ролевые игры;
  • Театрализованные представления;
  • Экскурсии, целевые прогулки;
  • Конкурсы;
  • Викторины;
  • Клубы по интересам;
  • Проведение совместных праздников и мероприятий;
  • Просмотр слайдов, презентаций;
  • Воспитательные спортивные мероприятия;
  • Организация выставок, поделок.

     Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни.

     Сегодня уже мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой существующие стандарты, нормы и законы общества.

    Формирование такой личности нужно начинать с нравственного воспитания. Необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанными с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность.

     Воспитанникам коррекционных школ свойственно отклоняющееся поведение. Такое поведение может проявляться в нескольких плоскостях:

  • как особенности отдельных психических процессов (повышенная подвижность нервных процессов или их заторможенность, их устойчивость или слабость, повышенная активность или пассивность ребенка, сосредоточенность или рассеянность, болтливость или замкнутость, повышенная возбудимость и аффективность),
  • как социально -  обусловленные качества  личности и черты характера

( неорганизованность, несобранность, лень, невнимательность, недисциплини-рованность, лживость, драчливость, капризность, упрямство, грубость, агрессивность, жестокость),

  • как  низкая общая культура, негативное и нравственным нормам и правилам, к окружающим людям ( неопрятность, бестактность, равнодушие, безразличие, необязательность, невыполнение заданий, пропуски занятий, прогулы, уход из дома, из школы, бродяжничество, конфликты со сверстниками и взрослыми, копирование образцов поведения),
  • как вредные привычки ( курение, употребление алкоголя, токсические и наркотических средств, увлечение азартными играми).

    Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационных, содержательных, операционных. Учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Мы должны подготовить  детей  с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни. Нормально развивающийся ребенок многие социально  значимые навыки и умения усваивает спонтанно, без специального обучения. Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в особой помощи для подготовки  к независимому жизнеустройству.

    Педагог в коррекционной школе, должен быть организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников, создавать ситуацию их успеха в результате самостоятельного поиска.

    Таким образом, в школе – интернате должна быть такая коррекционной – развивающая  среда, чтобы в процессе общения педагога и воспитанника исправлялись, нейтрализовались, устранялись  негативные  проявления личности, поведения  с одновременным развитием, освоением разнообразных моделей коммуникативного поведения. Раскрыть внутренние цели и желания ребенка, сделать его готовым к успешному усвоению социального опыта научить жить в мире реальности – все это становится возможным лишь при условии четкого представления  воспитателем  стратегии  воспитательного процесса.

Основные способы педагогического воздействия на детей в учебно-воспитательной деятельности и повседневной жизни.

  1. Приучение. Детям дается определенный образец поведения, например, за столом, во время трудовой деятельности, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать. Но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
  2. Упражнение. Многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взять ложку и вилку в руки, правильно завязать шнурки, застегнуть пуговицы. Следует  добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.
  3. Воспитывающие ситуации. Создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором.
  4. Поощрение. Проводиться различными способами, активизирует детей к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
  5. Наказание. Применяется крайне редко. Наказание, приводящие к боли и физическому страданию, не используются. Осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.
  6. Пример для подражания. Является своеобразным наглядным образом и необходимым ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
  7. Разнообразие словесный методов. Помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
  8. Разъяснение. Необходимо не только показать рассказ, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
  9. Метод организации деятельности, который носит общественно – полезный характер. Это совместный коллективный труд (уборка комнат, территории, посадка деревьев).

Предполагаемый план мероприятий

нравственного воспитания.

п/п

Наименование мероприятий

Прогнозируемые результаты

Сроки

1.

Игры и упражнения на основы социализацию и общения:

  • «Волшебный стул»;
  • «Тумба честности»;
  • «Волшебный стул»;
  • «Панорама поступков»;
  • «Оцени ситуацию»;
  • «Законы коллектива»;
  • «Общаться по правилам»;
  • «Давайте познакомимся»;
  • Празднование «Дня рождения»;
  • «Я – хороший, ты- хороший».

Формирует и развивает уверенность в своих силах, самовыражения, самопроверку, самореабилитацию, самоосуществления, положительные качества личности, сближение детей друг с другом, а так же с воспитателем.

В течение года

2

Коррекционные занятия:

1.Занятия о вежливости:

  • «Вежливые» и «волшебные слова»;
  • «В царстве вежливости доброты»;
  • «Искусство благодарить и делать подарки»;
  • (Беседа –диалог)«Поговорим о вежливости»;
  • Рыцарский турнир вежливости.

2.Занятия добра:

  • «Добро. Зло. Терпимость»;
  • Добрые слова;
  • Мой путь к доброте;
  • «Добру откроем мы сердца»;
  • «Умеем ли мы общаться»;
  • «Добрым быть совсем не просто»;
  • «Передай добро по кругу».

3.Занятия этикета: 

  • «Деловой этикет»;
  • «Цветочный этикет»;
  • Игра «Слабое звено»;
  • «Золотые правила хозяюшки»;
  • «Гостю – почет, хозяину честь»;
  • «Пусть добрые традиции живут»;
  • «Умеешь ли ты выбирать и дарить подарки?»;
  • «Этикет и Мы»;
  • «Культурный человек»;
  • «Культура за столом».

4.Занятия о дружбе:

  • «Помогай окружающим людям»;
  • «Трудно одному на свете жить»;
  • «О дружбе, товариществе и любви»;
  • «Планета друзей».
  • «Дружба начинается с улыбки»;

Воспитанники с нарушением интеллекта приобретают представления  о нормах и правилах, существующих в обществе. Умение чувствовать и понимать других людей, сверстников и взрослых; Повышению уровня речевого развития школьников; Формирование навыков и привычек нравственного поведения; Обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств; Накопление и обогащение опыта нравственного поведения у детей путем организации их практической деятельности;

Формирование у детей ответственности за свое поведение и здоровье; Вооружение учащихся знаниями о морали, формировании моральных норм; Формирование коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях; Формирование трудовых навыков и навыков самообслуживания;

Становление самосознания, положительного отношение к себе, сверстникам; Стремление к установлению новых взаимоотношений со

В течение года

  • «Подадим друг другу руки»;
  • «Проявляй свою любовь к близким и словами, и делами».

5.Коллективные работы:

  • Аппликация группы «Павлин»;
  • Новогодняя мозайка;
  • «Жизнь без наркотиков»;
  • «Мы за здоровый образ жизни».

сверстниками и взрослыми; Формирование нравственных понятий;

Осознание важности в жизни человека нравственных качеств, как честность, порядочность, взаимоуважение; Умение общаться, понимать эмоциональное состояние других; Знание культурных норм поведения; Способность управлять своим поведением; Умение проявлять дружбу и любовь.

3.

Тренинги по «Личностному развитию»:

  • «Ответственность» (незаконченное предложение);
  • «Ценности»;
  • «Хвастовство»;
  • «Черная рука – белая рука»;
  • «Разозлились – одумались»;
  • «Рубка дров»;
  •  «Мешочек криков»;
  • «Посчитал до десяти я и решил…»;
  • «Обсуждение истории (дискуссия);
  • «Взаимоотношения»;
  • «Я и другие»;
  • «Просьба»;
  • «Доброе животное».

Разыгрывание ситуаций:

  • «Кто позвал»;
  • «Битва»;
  • «Встреча с другом;
  • «Театр прикосновений».

С помощью игр и физических упражнений снижение агрессивности в поведении учащихся, распознавание своего эмоционального состояния, самоконтроль, повышение стрессоустойчивости, профилактика нервозов и невротических реакций, успешная социальная адаптация развития.

4.

Игры, конкурсы, инсценировки, экскурсии:

  •  Природа глазами души;
  • Приятная наука Вежливость;
  • Час вежливых эстафет;
  • Час веселых эстафет;
  • Учись управлять собой;
  • Жизнь – это…;
  • Эстафета дружбы;
  • Мир различий;
  • Культурные нормы;
  • Вступая в мир добрых отношений;
  • Чистота, опрятность, аккуратность;
  • Хорошо или плохо (по мотивам стихотворения В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»;
  • Если добрый и вежливый ты – это хорошо! А когда наоборот – плохо;
  • Природа глазами души;
  • Экскурсии и культурно – массовые мероприятия внутри аула.

Активизация внимания, памяти, мышления учащихся;  Расширение здоровье сберегающего пространства школы – интерната; Умение владеть гигиеническими навыками.

5.

Общешкольные праздники и мероприятия:

  • Сентябрь – «День знаний»;
  • Октябрь – «День учителя», «Осенний бал»;
  • Ноябрь –«4 – ноября День согласия и примирения»;
  • Декабрь –«Оформление новогодних костюмов, игрушек на елку, игровых комнат»;
  • Январь – «Новогодние праздники»;
  • Февраль – «День Защитника Отечества»,

«А ну, ка мальчики!»

  • Март –«Международный женский день – 8 Марта», «Дочки-матери»;
  • Апрель – «Юморина», «День птиц»;
  • Май – «Последний звонок»,  «День победы»;
  • Июнь –« Всемирный день защиты детей», «Выпускной бал».

Формирование нравственных ценностей и качеству школьников через систему воспитательных мероприятий; Накопление и обогащение опыта нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности.

В течение года

       

   Заключение

Итак, мы видим, что поле для коррекционной работы педагогов очень широкое: от развития и коррекции высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления до коррекции недостатков характера, поведения неуравновешенности, противоречивости, импульсивности, пугливости и неразумного бесстрашия, пессимизма и чрезмерной веселости, безучастия и повышенной возбудимости, лжи и воровства, замкнутости и бродяжничества и т.п.)

Все эти особенности должны быть приняты во внимание при проведении воспитательной работы.

Каждое занятие  должно быть построено и проведено с опорой на  душевную теплоту взрослого, т.е. педагога, чуткость и уважение к ребенку, способность оценить  любой вывод, сделанный детьми. И только тогда мы можем достичь положительных результатов.

А.Д. Гонеев  считал, что взвешенное сочетание  индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение различных форм и видов  внеучебной деятельности  коррекционной – педагогической работы с проблемными детьми усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и отклонений в поведении учащихся реально  действенным, а задачи по формированию положительных качеств личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.

«Где нравы без просвещения или просвещение без нравов,

 там невозможно долго наслаждаться счастьем и свободой».

Пифагор. 

ГКОУ «Адыгейская республиканская школа – интернат для детей

с ограниченными возможностями здоровья»

Воспитание

нравственных чувств и этического сознания обучающихся.

                                                                              Подготовила :

                                                                              воспитатель                                                                          

Шагужева Женя Рамазановна

а. Хакуринохабль

2017– 2018 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются взаимосвязи, генезис и сущность философских категорий «духовность» и «нравственность в контексте реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования м...

Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Азбука нравственности"

Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень  нравственности чело...