Занятие по внеурочной деятельности курса "Моё Оренбуржье"
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Кучаева Надежда Аександровна

Данный конспект был разработан для конкурса методических разработок по курсу внеурочной деятельности "Моё Оренбуржье". Тема занятия: "Народные промыслы нашего края. Оренбургский пуховый платок". Класс 2. Форма проведения-посиделки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx35.36 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по курсу внеурочной деятельности

"Моё Оренбуржье"

Тема:Народные промыслы нашего края. Оренбургский пуховый платок

Цель: Познакомить детей с одним из народных промыслов- Оренбургским пуховым платком.

Задачи: Показать и рассказать, как много труда надо вложить, чтобы связать его. Воспитывать уважительное отношение к художественному национальному наследию, стремление сохранять  и обогащать его. Развивать интерес, наблюдательность .Содействовать обогащению словарного запаса детей.

Формируемые УУД:

Личностные:

-знание истории и особенностей оренбургского пухового платка

Регулятивные:

 -готовность и способность к саморазвитию;

Познавательные::

- умение выделять существенную информацию из различных источников, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами,  делать выводы на основе анализа объектов.

Коммуникативные:

слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствие с поставленной задачей

Предметные: - воспитание художественно-эстетического вкуса, нравственных ценностей и чувств; чувство гордости за своих земляков и их дела

Методы: беседа, наблюдение

Оборудование:  Оренбургские пуховые платки, паутинки, пух, спицы, пряжа,  веретено,  презентация, аудиозапись песни"Оренбургский пуховый платок", листочки, карандаши для творческой работы.

Оформление класса : парты составлены по 2 в 3-х местах, стулья полукругом перед ними, на доске развешены платки и паутинки

                                         Ход занятия:

1.Организационный момент

2. Актуализация знаний.Целеполагание

      Слайд 1 (пейзаж Оренбургской природы)

Читаю стихотворение:

      Вижу чудное приволье

       Вижу реки и поля

       Это русское раздолье

       Это- Родина моя.

Как называется наша Родина?

Дети: Наша Родина- Россия.

Учитель: А как называется край, в котором мы живём?

Дети: Мы живём в Оренбургской области ( в Оренбуржье)

Воспитатель: Чем богат наш Оренбургский край?

Дети: Хлебом, металлом, нефтью, газом, яшмой, солью. Но сегодня мы будем говоритьне обэтих богатствах.

Послушайте песню и определите тему нашего сегодняшнего занятия

(дети слушают песню "Оренбургский пуховый платок" в исполнении Людмилы Зыкиной)

Написали её поэт Боков и композитор Пономаренко. Трогательная, ласковая, протяжная – эта песня полна сердечной теплоты и большой любви к самому дорогому человеку – к маме.

-А о чем она?(об оренбургском пуховом платке)

-Какова же будет тема занятия? (ответы детей)

Слайд 2

Тема нашего занятия: Народные промыслы нашего края. Оренбургский пуховый платок.

-А что бы вы хотели узнать сегодня на занятии? Чему научиться?

Работа по теме

1. История оренбургского пухового платка

В одну из суровых Оренбургских зим, почти 200 лет назад Алена Денисовна Рычкова связала первый Оренбургский платок. Народный промысел превратился в удивительное искусство. Вязать ажурные платки выучились многие Оренбургские мастерицы. Долгими зимними вечерами пуховницы садились за спицы и начинали творить это замечательное чудо, согревающее душу, не только пухом, но и своей неповторимой красотой.
Дети рассмотрите платки, какие они красивые. Поделитесь впечатлениями.
 По преданию, оренбургский платок такой тонкой вязки, что через него легкопроходит обручальное кольцо. Проверим ? (показываю ребятам)

Приезжающие из разных концов земли хотят купить в подарок паутинки  и Оренбургские пуховые платки. Во многих селениях Оренбуржья, чуть ли не в каждом сельском доме вяжут платки. Секреты мастерства передаются от матери к дочери, от бабушки к внучке.

Эти секретам научила и меня моя мама Климкина Нурлисана Камиловна.  А ее научила ее мама, моя бабушка.(слайд 3 с фото мамы)

Благодаря ей я знаю, как создаются пуховые платки, какой это кропотливый, нелегкий труд.Этими знаниями я сегодня хочу поделиться с вами и кое-чему даже научить вас.

Технология создания оренбургского платка

-Из чего же вяжут такие платки?

Дети: Из козьего пуха.

-Действительно пуховый платок начинается   с козы.  (слайд4)

В феврале –марте её чешут в ручную, и пух поступает к  вязальщице. (слайд 5,6) 

Показываю: вот пух, которой начесали от коз ы. Сначала пух грязный. В нем есть  пыль, соломинки, травинки, мусоринки, репьи, волосы, колючки. Все это необходимо выбрать, а затем растеребить, разрыхлить, чтобы пух стал мягким, пушистым.А ведь так по клочку нужно перебрать, распушить весь пух, а затем перечесать 2 раза на ческах и на гребнях. С виду легко, а на самом деле трудно. Не раз до крови наколешь пальцы, прежде чем научишься быстро перепускать пух.

Теперь наступает самая трудная и ответственная работа – спрясть пух на веретене, необходимо, чтобы нить получилась ровная, тонкая, без колючек. Надо и веретено крутить и за пухом следить.  (показываю как это нужно делать)После занятия вы можете попробовать сами спрясть пуховую нитку.

ама пуховая нить очень слабая, поэтому её соединяют с шелковой, затем сучат их- скручивая вместе на прялке, чтобы крепкая и красивая получилась пряжа. (слайд 7)

И только потом начинают вязать на спицах, их ещё называют иголками. У мамы они уже очень старые, но она к ним привыкла и других ей не надо.

Показываю ребятам как вязать спицами.

Физминутка        

Козочка

Я козочка Ме-ке-ке.     дети идут по кругу

Я гуляю на лужке

Острые рожки.             показывают «рожки»

Тонкие ножки               топают ножками

На самой макушке

Бархатные ушки.          показывают ушки

Язык полотняный,        показывают язык « лопаткой»

Хвостик конопляный    показывают рукой хвостик сзади

Как прыгну,                    подпрыгивают

Сразу забодаю                « бодаются»

Узоры платка

Обратите внимание на ажурные паутинки. (показываю паутинки) У каждой из них свой неповторимый, особый рисунок. У  пуховниц в основе готовые узоры издавна из рук в руки передаются, многим они знакомы. Это- «снежинки» (СЛАЙД 9),соты (СЛАЙД 10),глухотинки (СЛАЙД 1, кошачьи лапки (СЛАЙД12),  и другие. А новые узоры им природа подсказывает. Например, прилипнет к одежде снежинка мохнатенькая в лучиках вся, так и хочется ее связать или мороз подсказывает новый узор: нарисует на стеклах окон, только срисовывай, фантазируй, да вяжи: тут и елочки и веерочки и трилистники, и многое другое. Ну а построение у всех паутинок одинаковое. По краям зубчики, вокруг – кайма, а середина ажурная.   (показываю)

Сначала вяжется середина, а потом кайма. Она может быть широкой и узкой (показываю заготовку каймы)

Творческая работа

-Канечно платки вязать у вас сегодня не получится, поэтому я предлагаю вам придумать и  нарисовать образцы узоров Оренбургских пуховых платков.

(раздаю листочки).

Дети идут выполнять работу. По окончании дети с работами встают в круг,рассказывают, какой у  кого узор.

Рефлексия

-Ребята, что вы сегодня узнали на занятии?

-Что вам больше всего понравилось?

-Поднимите руки, кто захотел научиться вязать такие платки?

Итог занятия

егодня наше занятие было посвящено Оренбургскому пуховому платку. Века идут, а он нужен и сегодня, потому что он несет людям тепло, здоровье бережет, красотой веселит, он как хлеб – никогда не надоест. И кем бы вы ни были в жизни: учителями, крановщиками, лаборантами, врачами, почтальонами – вам будет всегда доставлять большую радость – умение творить красоту и дарить её своим близким и самым родным людям. (СЛАЙД 13)

Конкурс методических разработок курса

«Моё Оренбуржье»

                                            2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье"...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЁ ОРЕНБУРЖЬЕ» (1 – 4 КЛАССЫ)

1.      Актуальность и новизна программы - важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, отв...

Программа по внеурочной деятельности "Моё Оренбуржье".

Программа по внеурочной деятельности....

Занятие по внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье"

Данная разработка занятия по внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье" служить целью: повышать воспитательные и познавательные возможности детей;  учить говорить более выразительно, глуб...

Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».

Место занятия в рамках раздела программыЭто  занятие - повторения и закрепления знаний  в  1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и  проц...

Занятие по внеурочной деятельности . Краеведение- наука о родном крае. Наш город на карте Оренбуржья. Наши соседи.

Сформировать представления о Родине, о родном крае как части большой страны.            учить ставить проблему, определять объект исследования....

Презентация по курсу внеурочной деятельности "Моё Оренбуржье"

Презентация по курсу внеурочной деятельности "Моё Оренбуржье"...