Внеклассное мероприятие. " Дружба - чудесное слово"
классный час (4 класс) на тему

Боброва Екатерина Александровна

Внеклассное  мероприятие. "Дружба - чудесное  слово"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное  мероприятие. (20.02.2018 г.) 4 «Г» класс

 «Дружба – чудесное  слово»

Цель:  помочь учащимся осознать дружеские взаимоотношения , как одну из важнейших морально-этических ценностей в обществе.

Задачи:

  • Поразмышлять с учащимися о разнообразии взаимоотношений в обществе
  • Подвести учащихся к пониманию дружбы, как нравственной категории
  • Обращаясь к опыту учащихся проанализировать отличительные черты дружеских взаимоотношений
  • Создать условия для формирования таких качеств личности как надежность, верность, обязанность, взаимовыручка, бережное отношение друг к другу
  • Определить роль и значение дружбы.

Оборудование:

  • Компьютер
  • Проектор
  • Колонки
  • Раздаточный материал для групп

Методы и приемы:

  • Словесные (эвристическая, аналитическая, обобщающая беседа, рассказ)
  • Работа с текстом, работа с текстом учебника
  • Наглядные (работа с иллюстрациями, фотографиями, фрагментом мультфильма, аудио)
  • Практические (работа в группах, творческие задания)

Литература и источники:

  • Сергей Михалков. Избранное. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1999.
  • Словарь русского языка в 4-х томах, 1999.
  • Материалы сайта flower-shop.ru

Ход урока:

Этапы урока

Содержание этапа

 I. Орг. Момент

- Вводное слово учителя (обращает внимание на разнообразие взаимоотношений в обществе).

(Демонстрация слайдов, иллюстрирующих различные виды взаимоотношений в обществе – родственные, деловые, соседские. Уч-ся отгадывают и называют каждый вид.)

- Вопрос к классу: Какие еще отношения мы не назвали?

(На слайде появляются картинки иллюстрирующие дружбу. Уч-ся отгадывают – дружеские отношения).

Дружба — это дар.

Дружба – это дар нам свыше,

Дружба – это свет в окне;

Друг всегда тебя услышит,

Он не бросит и в беде.

Но не каждому дано

Знать, что дружба есть на свете,

Что с друзьями жить легко,

Веселее с ними вместе.

Кто без друга прошагал

По дороге жизни этой,

Тот не жил – существовал.

Дружба – это мир планеты.

Юлия Белоусова

II. Основная часть

  Работа в  группах

 Проблемная  ситуация:

  Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

Подошла Любовь к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.

- КАК ВЫ  ДУМАЕТЕ  КОГО  ВЫБРАЛА  ЛЮБОВЬ?

- Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).

(Ответы уч-ся, обобщения учителя)

- Вопрос к классу: Итак, как вы думаете, какая же тема нашего урока сегодня? (Уч-ся отвечают – «Дружба»)

(Появление темы урока на слайде )

Парамонов Александр

Сочинение  -  рассуждение «Мой  школьный  друг»

 ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ: (Работа  в  группах)

С кем бы тебе захотелось дружить из предложенных ситуаций? Почему?

1 ситуация. У твоей мамы есть подруга, у которой есть сын одного с тобой возраста. Мама посоветовала Тебе с ним дружить…

2 ситуация. тебе предложил дружить твой одноклассник, с которым ты сидишь за одной партой не один год и Тебе с ним всегда интересно…

3 ситуация. Старший брат предложил тебе дружить с соседом твоего возраста, который занимается в спортивной секции у твоего брата.

- Разбор педагогических ситуаций (Появление слайда №10 с текстом ситуаций, уч-ся читают, отвечают на вопрос - С кем бы тебе захотелось дружить из предложенных ситуаций? Почему?, определение 1-ой отличительной черты дружбы – Избирательность. Отработка понятия.)

БЕСКОРЫСТНОСТЬ:

 (Или  фрагмент  мультфильма «Просто  так»)

Сказка о Светлячке, или о бескорыстной дружбе. Уже забрезжил рассвет.  «Пора вставать» — сказал себе Сашка, томно потягиваясь в бабушкиной кровати. «Как же здесь хорошо — лес, речка, чистый воздух — вот они, долгожданные каникулы.» Мальчик быстро оделся, взял дедушкину удочку и отправился на рыбалку. Река встретила его приветливо, водная гладь будто замерла в ожидании встречи. Гордо шагая по тропинке, мальчик услышал еле уловимый голос. Это был маленький Cветлячок.+ «Давай дружить» — промолвил он, — «я тут совсем один, запутался в траве, помоги мне выбраться к солнышку.» «Зачем ты мне, какой от тебя прок», — ответил мальчик и уверенно перешагнул через него. Распутав удилище, Сашка принялся за дело и совсем не заметил, как прошёл день. Наступил вечер, мрачная дымка тумана окутала всё вокруг. Стало страшно,  «Как же я доберусь до дома?» — подумал мальчик, как вдруг снова услышал знакомый голос.

«Я помогу тебе» — сказал  Светлячок и ярко заблестел в ночном полумраке. Так и шли они вдвоём прямо до крыльца, разговаривая обо всём на свете. Было весело, на мгновенье мальчик задумался о своих друзьях, оставшихся в городе. Как же здорово бывает просто идти, когда рядом верный друг. Захотелось поделиться, рассказать о своей жизни, и ночь уже не казалась такой ужасной и тёмной. На прощанье Сашка смущённо сказал: «Давай дружить», — но Светлячок внезапно растворился в ночи. Стало грустно и стыдно за свой утренний поступок, как же жалко, что время нельзя вернуть назад. Это ж надо, подумал Сашка, такой маленький и неприметный, а такой хороший друг. Мальчик ещё долго смотрел в тёмную даль с сожалением и надеялся что вот-вот увидит необычное сияние. Не один раз Сашка приходил к реке и просто ждал своего лучшего друга. Став взрослым, он всё так же пытался найти этот волшебный свет. А сумев разглядеть его в самом обычном человеке, он хранил его в своей душе, согревался его теплом и дорожил им. Эх, если бы только можно было вернуть время назад… Тогда бы он обязательно бы сохранил эту дружбу на долгие-долгие годы

- Обобщающее слово учителя

НАДЕЖНОСТЬ:

 Ваваев  Егор

Сочинение –рассуждение

« Мои  школьные  друзья»

- Как  вы  думаете  какое  очень  важное  качество описывает  в  своих друзьях  Егор?

- Вопрос к классу: Что такое надежность?

СЛОВО  НЕ  ВОРОБЕЙ _-  ВЫЛЕТИТ  НЕ  ПОЙМАЕШЬ.

ИЛИ

ОТНОСИСЬ  К  ДРУГУ  ТАК  КАК  ХОЧЕШЬ  ЧТОБЫ  ДРУГ  ОТНОСИЛСЯ  К  ТЕБЕ.

- Вопрос к классу: Может ли распасться дружба? Почему?

 

Притча «Гвозди»

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя.

Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору: — Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

III. Обобщение, закрепление

Обсуждение ситуаций.

- Итак, у вас у всех есть хороший верный друг. Но вот однажды вы попадаете в одну непростую ситуацию. Как надо поступить? Предлагаю обсудить возможные пути решения.

Ситуация для группы 1.

Паша принёс в школу электронную игру. К нему подбежал Юра и закричал: Мы с тобой друзья, давай вместе играть!» Паша согласился. На другой день Денис принёс в класс трансформеров. Первым к нему подбежал Юра и опять сказал: «Я твой друг! Давай вместе играть!» Когда к ним подошёл Паша, Юра заявил, что с ним не будет играть.

Считаете ли вы Юру настоящим другом? Почему?

Ситуация для группы 2.

Витя и Ваня – друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, а Ваня не очень. Витя по-доброму относится к Ване, постоянно даёт ему списывать домашние задания. А как бы вы поступили на месте Вити?

Ситуация для группы 3.

Несколько мальчиков играли в мяч. Один из ребят ударил по мячу и он случайно попал идущих неподалеку молодых ребят.

Они обступили мальчика, стали его ругать, обижать. Мальчик испугался, заплакал, стал извиняться.

Его друзья в это время тоже испугались взрослых ребят, и убежали.

Правильно ли они поступили и почему?

Ситуация для групп (общая).

Две подружки Маша и Таня шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! - сказала Таня.

- Я не могу! Я промокну! – нагнув голову ответила ей Маша.

А как бы вы поступили?

Каждая группа зачитывает ситуацию и предлагает свой вариант решения. Другие дети могут предложить свой вариант.

IV. Рефлексия

ИГРА:

А сейчас немного поиграем. Для этого нам необходимо встать в круг. И передавая «волшебную конфету» друг другу, называть черту, которая присуща настоящему другу. Начиная такими словами: «Друг должен быть…»

V.Итог урока

Составление  “Правил дружбы”.

- Мы с вами выяснили, что такое дружба и кого можно назвать настоящим другом, разобрали проблемную ситуацию, а теперь попробуйте сформулировать “Правила дружбы”, которые помогут вам построить отношения с вашим другом.

Правила Друзей. (Памятка)

•         Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь..

•        Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет. Играй с ними так, чтобы не брать себе самое лучшее.

•         Останови друга, если он делает что – то плохое. Хорошо дружить – значить говорить друг другу только правду; если друг в чем-то по отношению к тебе не прав, скажи ему об этом – не таи зла на него.

•        Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть сними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.

•        Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.

Если вы будете соблюдать эти правила, будете радоваться успехам других людей, будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во взрослую жизнь.

Приложение №1

В древнем Риме гладиолусы считались цветами гладиаторов. По одной из легенд, римский военачальник решил устроить бои гладиаторов между захваченными в плен войнами. И первыми, кого полководец приказал вывести на бой, были верные друзья. Много горожан собралось на центральной площади Рима ради того, что бы посмотреть на кровавую схватку двух лучших друзей. Однако увидеть борьбу им так и не пришлось: когда затрубил горн, призывая гладиаторов к бою, друзья демонстративно воткнули мечи в землю и подошли друг к другу для того, чтобы обменяться дружеским рукопожатием. Толпа собравшихся зевак возмущенно загудела, требуя поединка. Но когда гладиаторы вновь ослушались приказа военачальника, их казнили. И как только бездыханные тела друзей коснулись земли, их мечи обратились цветущими гладиолусами. С того времени эти грациозные цветы стали считаться символом дружбы и благородства.

Приложение №2

ДРУЗЬЯ
Трое приятелей жили по соседству, учились в  одной школе и даже в одном классе – в третьем «А». Дружба их началась, очень давно, почти с пеленок. Малышами оно любили возиться во дворе, в песочнице. Через некоторое время они подросли и пошли в садик, а потом в школу. Ваню, Сережу и Сеню все называли неразлучными друзьями.
Но однажды произошел случай, который испытал на прочность мальчиков. А дело было так. Трое друзей катались на санках с высокой ледяной горы. Санки, на которых ехал Ваня, перевернулись. Мальчик упал лицом в снег. Сережа, один из Ваниных друзей, стоял на самом верху горки и, давясь от смеха, прокричал бедолаге:
– Эх, ты! С такой маленькой горки – и то съехать не смог без аварии. Ну-ка, освободи мне дорогу, смотри, как я поеду!
Но Ваня ему не ответил. Он неподвижно лежал, так и уткнувшись лицом в снег. Сеня, благополучно скатившись, в это время поднимался в гору. Бросив свои санки, он подбежал к другу.
– Вань, ты чего? – испуганно прокричал он и потряс тихонько мальчика за плечо. Тот, глотая слезы, тихо застонал.
– Больно? – участливо спросил Сеня товарища, помогая подняться и отряхнуться от снега.
– Не очень! – мужественно прошептал Ваня, украдкой вытирая слезы. – Только нога болит...
– Давай я тебе помогу! – Сеня перевернул Ванины санки и осторожно усадил пострадавшего. – Держись, Ванек! Я тебя домой отвезу.
– Спасибо! – прошептал Ваня, морщась от боли.
– Да не за что! – отмахнулся Сеня.
– Эй, Сенька! Санки свои убери, а то я сейчас в них влеплюсь! – прокричал сверху Сережа.
Мальчик ничего не ответил. Он привязал свои санки к Ваниным и повез друга домой.

•        добрый, вежливый, честный, щедрый,

•        сильный, внимательный, заботливый,

•        преданный, умеющий хранить секреты,

•        отзывчивый, трусливый, жадный,

•        хорошо учится, любезный, терпеливый,

•        льстивый, богатый, доверчивый, веселый,

•        ленивый, строгий, общительный,

•        бескорыстный, трудолюбивый

Обсуждение рассказа. (у каждой группы на столе рассказ)

Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки.

- Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые…

Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:

- Да, ты стала хуже…

- Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я!

- Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!

Проблемная  ситуация:

  Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

Подошла Любовь к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.

1 ситуация. У твоей мамы есть подруга, у которой есть сын одного с тобой возраста. Мама посоветовала Тебе с ним дружить…

2 ситуация. тебе предложил дружить твой одноклассник, с которым ты сидишь за одной партой не один год и Тебе с ним всегда интересно…

3 ситуация. Старший брат предложил тебе дружить с соседом твоего возраста, который занимается в спортивной секции у твоего брата.

БЕСКОРЫСТНОСТЬ:

Сказка о Светлячке, или о бескорыстной дружбе. Уже забрезжил рассвет.  «Пора вставать» — сказал себе Сашка, томно потягиваясь в бабушкиной кровати. «Как же здесь хорошо — лес, речка, чистый воздух — вот они, долгожданные каникулы.» Мальчик быстро оделся, взял дедушкину удочку и отправился на рыбалку. Река встретила его приветливо, водная гладь будто замерла в ожидании встречи. Гордо шагая по тропинке, мальчик услышал еле уловимый голос. Это был маленький Cветлячок.+ «Давай дружить» — промолвил он, — «я тут совсем один, запутался в траве, помоги мне выбраться к солнышку.» «Зачем ты мне, какой от тебя прок», — ответил мальчик и уверенно перешагнул через него. Распутав удилище, Сашка принялся за дело и совсем не заметил, как прошёл день. Наступил вечер, мрачная дымка тумана окутала всё вокруг. Стало страшно,  «Как же я доберусь до дома?» — подумал мальчик, как вдруг снова услышал знакомый голос.

«Я помогу тебе» — сказал  Светлячок и ярко заблестел в ночном полумраке. Так и шли они вдвоём прямо до крыльца, разговаривая обо всём на свете. Было весело, на мгновенье мальчик задумался о своих друзьях, оставшихся в городе. Как же здорово бывает просто идти, когда рядом верный друг. Захотелось поделиться, рассказать о своей жизни, и ночь уже не казалась такой ужасной и тёмной. На прощанье Сашка смущённо сказал: «Давай дружить», — но Светлячок внезапно растворился в ночи. Стало грустно и стыдно за свой утренний поступок, как же жалко, что время нельзя вернуть назад. Это ж надо, подумал Сашка, такой маленький и неприметный, а такой хороший друг. Мальчик ещё долго смотрел в тёмную даль с сожалением и надеялся что вот-вот увидит необычное сияние. Не один раз Сашка приходил к реке и просто ждал своего лучшего друга. Став взрослым, он всё так же пытался найти этот волшебный свет. А сумев разглядеть его в самом обычном человеке, он хранил его в своей душе, согревался его теплом и дорожил им. Эх, если бы только можно было вернуть время назад… Тогда бы он обязательно бы сохранил эту дружбу на долгие-долгие годы

Притча «Гвозди»

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя.

Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору: — Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

Ситуация для группы 1.

Паша принёс в школу электронную игру. К нему подбежал Юра и закричал: Мы с тобой друзья, давай вместе играть!» Паша согласился. На другой день Денис принёс в класс трансформеров. Первым к нему подбежал Юра и опять сказал: «Я твой друг! Давай вместе играть!» Когда к ним подошёл Паша, Юра заявил, что с ним не будет играть.

Считаете ли вы Юру настоящим другом? Почему?

Ситуация для группы 2.

Витя и Ваня – друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, а Ваня не очень. Витя по-доброму относится к Ване, постоянно даёт ему списывать домашние задания. А как бы вы поступили на месте Вити?

Ситуация для группы 3.

Несколько мальчиков играли в мяч. Один из ребят ударил по мячу и он случайно попал идущих неподалеку молодых ребят.

Они обступили мальчика, стали его ругать, обижать. Мальчик испугался, заплакал, стал извиняться.

Его друзья в это время тоже испугались взрослых ребят, и убежали.

Правильно ли они поступили и почему?

Ситуация для группы 4

Две подружки Маша и Таня шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! - сказала Таня.

- Я не могу! Я промокну! – нагнув голову ответила ей Маша.

Дружба — это дар.

Дружба – это дар нам свыше,

Дружба – это свет в окне;

Друг всегда тебя услышит,

Он не бросит и в беде.

Но не каждому дано

Знать, что дружба есть на свете,

Что с друзьями жить легко,

Веселее с ними вместе.

Кто без друга прошагал

По дороге жизни этой,

Тот не жил – существовал.

Дружба – это мир планеты.

Юлия Белоусова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дружба- чудесное слово"

Представленный мною классный час помогает дать понятие  дружбы, ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему ну...

класный час на тему: "Дружба - чудесное слово"

Классный час.Тема: Дружба- чудесное слово....

Классный час "Дружба-чудесное слово" 1 класс

Сценарий классного часа для 1 класса, проведённого в рамках конкурса "Самый классный классный"....

Классный час на тему: "Дружба- чудесное слово"

Я провела класный час о дружбе. Познакомила ребят с понятием дружба, истенных друзей. Дала понять как дружба важна....

Классный час на тему: "Дружба- чудесное слово"

Я провела класный час о дружбе. Познакомила ребят с понятием дружба, истенных друзей. Дала понять как дружба важна....

Классный час на тему: "Дружба- чудесное слово"

Я провела класный час о дружбе. Познакомила ребят с понятием дружба, истенных друзей. Дала понять как дружба важна....

Воспитательское занятие на тему: "Дружба - чудесное слово"

Ознакомить детей с правилами дружбы; показать важность истинных друзей в жизни человека; учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали друзей....