Статья по теме "Здоровьесберегающие технологии "
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Шаргородская Татьяна Филипповна

Статья по теме "Здоровьесберегающие технологии " 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_gpd.docx45.3 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

в группе продленного дня

"В мире есть лишь две абсолютные ценности:

чистая совесть и здоровье"

Л. Н. Толстой

        Не секрет, что здоровье – это большая ценность, основа для самореализации и главное условие для выполнения людьми их социальных и биологических функций.  Поэтому, в соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям в области образования. В рамках внедрения ФГОС  сбережению здоровья обучающихся уделяется особое внимание.

        Здоровье - это не только отсутствие болезни, а физическая, психическая и социальная гармония состояния человека. Учитель - это не врач. Он не ставит диагнозы и не прописывает лекарства, учитель - это человек, который создает условия для формирования у учащихся положительного отношения к своему здоровью.

        Создание благоприятной и комфортной атмосферы пребывания ребенка в образовательном учреждении, вот одна из главных задач воспитателя, педагога, учителя.  А в положительной и доброй атмосфере, в дружном коллективе ребенок будет чувствовать себя не только комфортно, но и с желанием познавать новое.

        В своей работе постоянно использую здоровьесберегающие технологии. В жизни учеников начальной школы воспитатель занимает одно из главных мест, для них он олицетворяет все важное и новое, в том числе является примером здоровьесбережения. "Движение - жизнь!" - это мой девиз. Исхожу из того, что физическая активность детям необходима для нормального роста и развития, поэтому обязательной составляющей режима школьника является активного-двигательная и физкультурно-оздоровительная деятельность, в том числе и на свежем воздухе. Проведение различных соревнований, эстафет, походов, экскурсий, прогулок по родному городу  являются значимым моментом, обеспечивающим бодрость и продуктивность в освоении нового материала. Вот пример нескольких игр, в которые школьники любят играть в группе продленного дня.  

        1. «Воробьи и вороны»

Ребята делятся на две команды.. Игроки одной —" вороны", другой — "воробьи". Группы выстраиваются в шеренгу, спиной друг к другу. Определяется, где у команды домик, куда можно спрятаться, чтобы не быть запятнанным. Ведущий выкрикивает название одной из команд, например: «Во-ро-ны!». Воробьи убегают в свой домик, а вороны их ловят. Если подан сигнал «Во-ро-бьи!», тогда вороны убегают, а воробьи их ловят. Число пойманных игроков подсчитывается. Побеждает команда, поймавшая наибольшее количество соперников.

        2. «Невод»

Два игрока берутся за руки и ловят других играющих. Догнав кого-нибудь, они должны соединить руки так, чтобы пойманный оказался в круге. Теперь уже втроем они ловят остальных. Каждый пойманный становится частью "невода". Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все участники. Выигрывает последний.

        3."Беговые эстафеты" ( проводятся в спортивном зале или на улице)

Играющие делятся на две команды. Выстраиваются на старте в колонну друг за другом. По сигналу ведущего первые игроки обеих команд бегут к контрольному ориентиру (камень, кегля, кубик, флажок), огибают его, возвращаются обратно к линии старта и дотрагиваются до вытянутой руки следующего участника, вторые номера также бегут к финишу, возвращаются и передают эстафету третьим номерам, третьи четвертым и т. д. Выигрывает команда, раньше другой успевшая закончить перебежку. Далее группы соревнуются друг с другом в следующих видах эстафет: бег вдвоем в обруче, бег с мячом между колен, бег с одной лыжей на ноге(зимой),бег в мешках, б ег с прыжками через скакалку, бег с подбиванием рукой воздушного шарика, бег с преодолением несложных препятствий и др.

        Самым распространенным видом физической активности в школе  являются физминутки на занятиях. Физминутка - это комплекс упражнений, направленных на снятия напряжения с определенных групп мышц у детей. На занятиях в ГПД и самоподготовках  у младших школьников  значительную нагрузку испытывают  органы  зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища. Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, снижение работоспособности. Некоторые дети начинают отворачиваться от воспитателя, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом. Первые признаки утомляемости и снижения познавательной активности у учащихся начальной школы начинаются уже через 15 минут после начала занятия. Малейшие звоночки такого поведения являются очевидным сигналом для воспитателя, что учащимся необходима физминутка. Упражнения должны быть просты в исполнении. Например - потягивание (самая высокая гора), приседания (спрятались в норе), ходьба на месте (путешествие по лесу), повороты туловища (посмотрели на красивые достопримечательности нашего города) и т.д. Физминутки подбираются не только с учетом возрастных особенностей детей, но и темы занятия, на которой будет проводиться физическая пауза Если учащиеся долго рисовали или писали, то могут использоваться упражнения для более мелких групп мышц: для кистей рук, шеи, глаз.

        Обязательным пунктом в режиме у младших школьников является питание. Комплексный обед - это то, с чего начинается пребывание в группе продленного дня.  Перед непосредственным употреблением пищи, постоянно вспоминаем о личной гигиене.

        В различных формах воспитанники ГПД получают информацию о здоровом образе жизни. Это и беседы "Что такое гигиена", "Для чего нужны витамины", и клубные часы "Расчешусь чужой расческой", "Мое здоровье в моих руках", "Как устроен человек?", и клуб правильного питания "Есть или не есть". На занятиях в творческих мастерских, ребята создают свои самые первые проекты по ЗОЖ: "Эмблемы ЗОЖ", "Мой режим дня", "Завтрак - это друг",  "Спорт в моей семье" и др.

        Таким образом, успешная реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения зависит от профессиональной компетентности и грамотности  воспитателя ГПД, от активности и желания учащихся, от здоровьесберегающей среды созданной в школе и от планомерной работы с родителями. Моя работа показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессах позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном пространстве, раскрыть свои творческие способности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ"

В статье рассматриваются актуальные вопросы информатизации образования, заключающиеся в создании как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной,...

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в практической деятельности учителя начальных классов"

В помощь учителю начальных классов для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе....

Статья «Влияние информационных технологий на учебно-воспитательный процесс"

Выступление на педагогическом совете школы. К выступлению прилагается сопроводительная презентация....

Статья «Использование информационных технологий на уроках в начальной школе»

Согласно «Образовательному стандарту начального общего образования по информатике и информационным технологиям» ученики должны:•Получить знания, составляющие основу информационн...

Статья "Практика применения технологии интегрированного обучения, проектной технологии на уроках ОРКСЭ модуль "Светская этика" в 4 классах".

Я, Амосова Валентина Петровна, учитель начальных классов, в этом учебном году вела в 4 классах "Основы светской этики". Один из плюсов этого предмета - интегрированность данного курса с друг...

Статья "ВОЗМОЖНОСТИ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ", 2016,сборник статей ОмГПУ

В статье рассматриваются возможности применения новой формы обучения: квест - технологии в патриотическом воспитании младших школьников на уроках музыки....