Главные вкладки

    Статья "ВОЗМОЖНОСТИ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ", 2016,сборник статей ОмГПУ
    статья по музыке (3 класс) на тему

    Шашкова Мария Александровна

    В статье рассматриваются возможности применения новой формы обучения: квест - технологии в патриотическом воспитании младших школьников на уроках музыки.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    УДК 331

    М.А.Шашкова магистрант

    Мурзина Н.П. доцент, к.п.н.,    

                                              Омский государственный педагогический университет

    ВОЗМОЖНОСТИ  КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ

     В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года четко сформулировано,  что  «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей, является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».

    Особенности перемен в российских общественных науках выявили важную линию для широкого спектра исследований  становления патриотизма в России. Первая линия – изучение понятия патриотизма в контексте формирования личности и массового сознания, политической культуры (Д.Т. Жовтун, Б. Дубин, Р. Медведев) [1, с.8].  

    Вторая линия – рассматривает взаимосвязь и взаимообусловленность патриотического и глобального, патриотизма и интернационализма (авторы А.М. Ковалев, Л.С. Рубан, А.Н. Каньшин) [2, с.5].   

    Наиболее перспективным в этом плане является применение комплексных комбинированных интегрированных форм патриотического воспитания, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании. В педагогике выделяют традиционные, активные и интерактивные формы и методы воспитания.

    Формы и методы патриотического воспитания  могут включать в себя различные многоплановые мероприятия, которые проводятся в соответствии с принципами: системности, цикличности, при наличии научно обоснованных организационных условий, способствующих реализации основных задач патриотического воспитания [3, с.57].

    Тем самым,  в значительной мере преодолевается разрыв между теоретическим и практико-прикладным компонентами патриотического воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами: развитие у обучающихся высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества .

     Решение этих задач охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

    Анализ практики  школ позволяет выделить основные формы и методы внеурочной работы, соответствующие задачам   патриотического воспитания: классный час, тематический вечер, краеведческая работа, волонтерское движение, обзор прессы и СМИ, оформление информационных стендов, видеолекторий,  смотр-конкурс патриотической песни, военно-спортивные игры, фестиваль военной песни, встречи с ветеранами войны и участниками боевых действий, исторические, военные викторины,  шефская помощь ветеранам войны и труда.

    Вместе с тем, как показывает практика, достаточно большой перечень указанных мероприятий не всегда эффективно решает задачи патриотического воспитания.

     С  развитием информатизации в российском обществе актуальными становятся информационные технологии и использование цифровых ресурсов.

      Они активизируют познавательную активность обучающихся, их интерес к предмету, вызывают положительные эмоции.  Реализация дидактических электронных ресурсов, ресурсов глобальной сети Интернет  в воспитании патриотических чувств школьников  поможет  учителю включать их в активную деятельность, но при условии контроля безопасности детей в Интернет-пространстве.

    Анкетирование педагогов и учащихся  школ, в рамках проекта «Информатика для всех» показало, что 100% педагогов и  89%  учащихся в настоящее время обеспечены дома компьютерной техникой, знакомы с информационными технологиями и с большим интересом ими пользуются.  

    Одной из эффективных форм работы  в воспитании младших школьников, является технология веб – квеста, которая соединила в себе идеи таких технологий: интерактивной, проектной деятельности, информационно-коммуникационной,  деловой игры. Все эти технологии объединяет конечный результат их реализации – развитие творческой активности обучающихся.

    Структура квест-технологии доступна для любого возраста                                 

    1.  Постановка задачи (введение) и распределение ролей.

    2.  Список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т. д.).

    3.  Порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы).

    4.  Конечная цель (приз).

      Трудность решения зависит от  сложности поставленных заданий и методики поиска оптимального решения по достижению конечной цели [4, с.38].

    Рассмотрим возможности квест-технологии в воспитании чувства патриотизма у младших школьников на примере проведения веб- квеста на уроке музыки  в 4 классе по теме «С чего начинается Родина?».

    На   этапе самоопределения к деятельности, используется эпиграф:  «Начинается Родина с памяти, с почитанья истоков своих, с герба, гимна, Российского знамени, с уваженья заветов своих».  Детям предлагается обсудить понимание в этих строк. В ходе обсуждения дети приходят к выводу, у каждого человека свое понимание патриотизма. Это является основой для формулирования цели и задач урока: определить, что такое патриотизм, а для этого сформировать  команды;  выбрать  из заданных учителем  направления  исследования; распределить  роли для выполнения заданий веб-квеста: музыковеды, художники, историки, литераторы, экскурсоводы.

             Далее для однозначного понимания заданий определяем основные понятия темы – патриотизм, патриот, государство, патриотическое творчество, Родина,  достопримечательности.

       Каждая группа получает  задание согласно выбранной роли, учащиеся понимают, что им предстоит самостоятельно найти нужную информацию в Интернете, используя ссылки или сайты,  соответствующие заявленной теме, отобрать материал для создания итоговой творческой работы,  дополнить список новыми полезными электронными ресурсами и разместить свою работу в кейсе данного веб – квеста.

    Когда переходим  к ролевому этапу, каждая команда получает свое задание, выполняя внутри индивидуальную работу по поиску необходимой информации  для достижения общего результата:

    Музыковеды: найти на сайтах и по ссылкам знаменитые патриотические музыкальные произведения и их авторов , составить репертуар  праздничного концерта, посвященного Дню России.

    Художники:  найти по предложенным ссылкам картины известных русских художников, славивших в своих работах красоту нашей Родины и оформить приглашение  на выставку картин, используя программу   Paint или Microsoft Publisher .

    Историки: с помощью известных электронных энциклопедий и представленных ссылок  создать ленту времени с обозначением исторически важных событий в развитии нашего государства.

    Литераторы: пройти по ссылкам на сайты, изучить имена и названия произведений известных поэтов и писателей, отразивших в своем творчестве любовь к природе родного края, используя заданные рифмы,  создать свое литературное произведение и  получившийся текст оформить в программе Microsoft Word или PDF.

    Экскурсоводы: познакомиться с сайтами, которые рассказывают о  достопримечательностях нашего города, и создать свою виртуальную экскурсию  по вашим любимым местам Омска в любой форме (видеоролик, презентация, буклет, живая книга, вики-газета, флэш-карты, интерактивная карта и др.).

    На заключительном этапе по результатам представленных творческих итоговых работ были сформулированы выводы и предложения, дана оценка деятельности каждого участника команды, который ощущает свою сопричастность и ответственность за опубликованные в Интернете на сайте  результаты исследования.

    Работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит процесс воспитания и обучения, делает его живым и интересным.  А полученный опыт приносит свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается ряд компетенций:

    •       использование информационных технологий для решения поставленных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.);

    •       самообучение и самоорганизация;

    •       работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);

    •       умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;

    •       навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).

    Использование урока-квеста   помогает  усовершенствовать образовательный процесс, повысить его эффективность и качество:  достигать обучающими предметных, метапредметных и личностных результатов. Учитель становится не «урокодателем», а консультантом, организатором и координатором проблемно-ориентированной, исследовательской, учебно-познавательной деятельности обучаемых.

    Литература:

    1. Жовтун, Д.Т. Философия политики. В 5 ч. [В соавт.]. М., 1993.; Дубин Б. В. Символы — институты — исследования: Новые очерки социологии культуры. Saarbrucken: Lambert, 2013.
    2. Кузнецова, А.В. О смысле патриотизма // Безопасность Евразии. – 2006. - №2. - С. 414.
    3. Курганский, С. М. Формы и методы патриотического воспитания обучающихся / С. М. Курганский. - С.4-19

    4. Николаева, Н. В. Образовательные веб-квесты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся / Николаева Н. В. // Вопросы Интернет-образования. – 2002. – № 7.



    Предварительный просмотр:

    УДК 373.1

    Шашкова М. А.

    Омский государственный педагогический университет, г. Омск

    Научный руководитель – Мурзина Н.П., к п.н., доцент кафедры педагогики и психологии детства ОмГПУ

    ФОРМИРОВАНИЕ УВАЖЕНИЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКЕ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

           Формирование  отношения к государственной символике долгое время считалось малозначимой проблемой.  Вместе с тем обращение к национальным истокам, формирование общественного самосознания и самоопределения все это имеет  огромное значение, поскольку отражается  на мировоззрении детской личности. Символы государства свидетельствуют о преемственности исторических традиций, поэтому формирования уважения к государственным символам - важнейшая часть воспитания маленьких граждан России.  История государственной символики привлекает внимание и вызывает интерес, в связи с этим, считают исследователи этой проблемы, «необходимо передать детям искреннее уважение и особое отношение к святым для каждого человека символам своей страны»  [3, с. 113].

    Становление личности младшего школьника с активной гражданской позицией, который любит  родной край, гордится Родиной и готов стать ее защитником, может бережно хранить память к  ее историческому прошлому, уважительно относиться к государственным символам своей страны – всё это составляющие части  школьной системы патриотического воспитания. Они целенаправленно формируются учителем в процессе урочной и внеклассной деятельности.  

      Рост политизированности современного общества, проведение масштабных государственных праздников, социальных акций, демонстраций, показывают, как важно развивать у школьников  интерес и уважение к государственной символике России.

     Педагоги и родители должны активизировать работу по ознакомлению детей с государственными символами Российской Федерации: гимн, флаг, герб, главные праздники страны. Необходимо раскрывать детям, почему важно знать символы государства, чем они отличаются от символики других стран, какую несут в себе идеологическую, правовую, социально–политическую нагрузку.

    Символы государства – «это свидетельства его суверенитета, по которым оно узнается во всем мире» [4, с.21].  Педагог может организовать процесс воспитания с целью формирования «верности традиционным символам и стремления сохранить их через столетия» [4, с.34].

    Этот процесс будет развивать «чувство патриотизма и  эмоциональное отношение к ее государственным символам и символике, гордость за принадлежность к Российскому гражданству» [3, с. 38].

      Младший школьник ещё  не участвует в политических партиях, спорах о власти,  но «у ребёнка, усваивающего культуру и историю своей страны через язык её символов, постепенно формируются важнейшие качества личности: гражданская позиция, патриотизм, толерантность» [1, с. 25].  

    Рассматривая особую роль популяризации государственной символики в патриотическом воспитании  младших школьников,  нами было проведено   эмпирическое исследование первоначальных знаний о символах нашего государства.

    При проведении диагностики нами использовались следующие методы:

    наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа.

    Результаты  обследования детей 3 класса по методике  «Знакомство с государственной символикой» продемонстрировали, что среди обследуемых этого класса преобладают следующие показатели: 80%  детей узнают и называют герб, флаг и гимн России; 65% - имеют представления о том, что герб и флаг нужны стране, чтобы обьединять людей живущих в ней, поэтому в праздники вывешивают на зданиях флаги России; называют гимн и знают, как нужно себя вести, когда исполняется гимн;

    35% -  знают, что означают цвета флага, знают, что изображение всадника означает победу добра над злом, проявляют интерес к государственной символике, определяют характер музыки гимн России, как величественный и торжественный

    Результаты показывают, что у детей достаточно  хороший уровень сформированности представлений о государственной символике. Но с другой стороны наблюдения доказывают, что только 35% детей имеют более глубокий объем знаний, позволяющий рассуждать о появлении символов государства, истории их создания и развития, видеть историческое и социально - политическое значение этих символов для населения страны, проводить сравнительный анализ государственных символов разных стран мира. Это свидетельствует о недостаточном уровне  сформированных знаний у младших школьников о государственной триаде символов, правильном понимании их значимости.  

              Опрос обучающихся «Знаете ли вы текст гимна РФ, его автора?», детям предлагалось спеть или проговорить текст гимна России и назвать его автора. Результаты показали следующее: авторов гимна знают - 15%; первый куплет с припевом могут пропеть или проговорить  - 80%; весь текст гимна знают - 15%; не знают гимн - 5%.

    Такие результаты позволяют сделать вывод, что у детей нет глубины понимания значимости гимна, ученики имеют поверхностные знания, приобретенные в процессе жизнедеятельности, путем наблюдения или копирования взрослой модели общения и поведения, что влияет на  развитие  чувства патриотизма и позиции гражданина своей страны.

    Данные факты подтверждают наше предположение о том, что учителю необходимо  формировать знания о том, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, учить понимать  символику этих знаков, раскрывать значение их в истории государства,  расширять историческое представление о том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века.

    Для младшего школьника в полной мере понять, осмыслить, запомнить  исторические сведения, значение цветов и образов, звучание патриотической музыки или смысл державного гимна – это дело непростое, поскольку образно-символическое мышление у них развито еще недостаточно, запас знаний о прошлом Родины невелик, кругозор не так широк.

    Нами была предпринята попытка найти интересные формы работы с младшими школьниками.

        О символах Российской Федерации младший школьник узнает еще в дошкольной организации, а далее на уроках окружающего мира ребёнок учится узнавать российский флаг, герб, знакомится с гимном России.  Но, как показывает практика, этого недостаточно.

     Работа по формированию уважения к государственной символике у младших школьников  даст больший эффект, если будет опираться на организацию доступной возрасту детей деятельности.

    При подборе  методов и приемов патриотического воспитания, педагоги должны учитывать все особенности детей этого возраста: эмоциональное восприятие окружающего мира, образность и конкретность мышления, обостренность чувств, недостаточно  сформированный опыт в понимании некоторых социальных явлений.  

    Ответом на вопрос, почему государства имеют разные флаги,  стал проект по созданию альбома-тетради «Страны мира и их флаги». Дети сравнивали изображения флагов России, Франции (продольные полосы – синяя, белая, красная), Болгарии (горизонтальные полосы – белая, зелёная, красная), Нидерландов (горизонтальные полосы – красная, белая, синяя). Используя различные информационные источники (энциклопедии, периодические издания, интернет), дети учились самостоятельно читать флаги различных стран. Результатом совместной работы над историей российского флага стал буклет «Прошлое и настоящее флага России», выполненный с использованием информационных технологий. Буклет включает изображение российского флага в различные периоды истории с краткими пояснениями.

    Для детей младшего школьного возраста в силу возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания и представления выразить в продуктивной деятельности:  рисунке, поделке, театральной деятельности, игровом моделировании ситуаций, связанных с событиями в жизни страны. Поэтому необходимо не только познакомить детей с государственным гербом, гербом города Омск, гербом Омской области, но и дать им возможность самим создать эмблему школы, класса или личную эмблему, выразить свои чувства в разных видах деятельности: игровой, театральной, общественно-полезной.

    Продуктивным является подход к ознакомлению детей с государственными символами, основанный на песенном и сказочном фольклоре, русском народном декоративно-прикладном искусстве. Это помогает сформировать у детей эстетическое положительное отношение к  символике России.

    В процессе прослушивания гимна РФ можно провести беседу, предложить детям ответить на вопрос: «Какие чувства у вас вызывает музыка и слова гимна? Какая по характеру музыка?» (величавая, торжественная).

    Обратиться к личному опыту детей, попросить вспомнить моменты, когда они слышали гимн (каждое утро гимн звучит по радио и телевидению, когда наши спортсмены выигрывают золотые медали).

    Важно дать детям почувствовать, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, россияне.

    Во внеклассной деятельности можно познакомить детей с малой Родиной – городом Омском, его улицами, достопримечательностями, тем самым развивать чувство гордости за свой родной край  и город.

              Основная  цель педагога в процессе изучения государственных символов - содействие социальной адаптации личности младшего школьника, т.е.   усвоению ребенком культурных ценностей общества, присвоению его норм,   образцов поведения, формированию позиции гражданина.  

    Литература

    1. Жариков, А.Д. «Растите детей патриотами». – М.: Просвещение, 1980. - 192с.

    2. Лебедева, Н.Н., Тельнова, Ж.Н., Рассказова, И.Н., Ожогова, Е.Г., Мурзина, Н.П., Малашенкова, В.Л. Диагностика духовно-нравственных качеств ребенка. Методическое пособие/ Лебедева, Н.Н. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012. — 158с.

    3. Соболева, Н.А. Российская государственная символика. История и современность. М.: Валдос, 2003. — 208 с.

    4. Соболева, Н.А. Артамонов, В.А. Символы России. М.: 1993.-134с.

    5. Солошенко, Н. Н., Романенко, В. М., Нечваль, Н. И. Патриотическое воспитание младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №25. — 596с.

    6. Толкачева, Т. М. Гражданское воспитание младших школьников в учебном процессе. Методические указания / Т. М. Толкачева. — Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. — 14 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие музыкального слуха у младших школьников на уроках музыки (из опыта работы в ГОУ СОШ № 185)

    Данная научная статья посвящена развитию музыкального слуха у младших школьников посредством синтеза абсолютной и относительной сольмизаций  в работе с детьми. В настоящее время статья готовится ...

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки

    Сегодня чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших сред...

    Мастер – класс «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности»

    Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с профессиональной аудиторией (учителя музыки) по теме «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и...

    Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки

    В условиях реализации образовательных стандартов нового поколения, важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыки является воспитание патриотизма. В программе по музыке под руковод...

    Презентация "Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки"

    Презентация к статье " Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки"....

    Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки

    Нравственно-патриотическое воспитание – это длительный процесс, в котором школа  является очень важным звеном. Смысл этого процесса заключается в постепенном осознании и принятии ребенком нравств...

    Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки

    Работа проводилась в рамках Федеральной целевой программы Министерства образования и науки РФ «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» по теме «...