Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Нравственно-патриотическое воспитание – это длительный процесс, в котором школа  является очень важным звеном. Смысл этого процесса заключается в постепенном осознании и принятии ребенком нравственных, моральных и поведенческих норм и правил, принятых в определенном социуме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitani.docx18.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание младших школьников

 на уроках музыки.

Нравственно-патриотическое воспитание – это длительный процесс, в котором школа  является очень важным звеном. Смысл этого процесса заключается в постепенном осознании и принятии ребенком нравственных, моральных и поведенческих норм и правил, принятых в определенном социуме.

Нравственно-патриотическое воспитание – часть процесса, и цель его – осознание ребенком своей приобщенности к государству, нации и ландшафту.

Проще говоря, воспитание в детях любви к родине, своему народу и родной природе.

Какой же вклад мы можем внести в этот процесс в школе, в частности, на уроках музыки?

Всю работу в этом направлении можно разбить на три блока:

а) знакомство детей с произведениями русских классиков;

б) музыкальный фольклор;

в) творчество современных композиторов, пишущих для детей (так называемая детская музыка).

Рассмотрим каждый блок отдельно.

Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Из этой сокровищницы можно черпать бесконечно, и было бы неправильно, если бы мы стали игнорировать ее в музыкальном воспитании школьников. Можно и нужно знакомить детей с музыкой русских классиков. Возникает вопрос: «Как это сделать, ведь далеко не всякий взрослый может слушать классическую музыку?» Все верно, не может, но именно потому как раз, что был лишен этого в своем школьном детстве. Приучать ребенка к классике нужно постепенно и начинать как можно раньше. Эта музыка должна звучать на каждом уроке, начиная с 1 класса, в разных видах музыкальной деятельности. Задача учителя – отобрать те музыкальные произведения, которые доступны пониманию ребенка определенного возраста. Например, сначала  дети могут и должны слышать такие произведения как «Жаворонок» П.И.Чайковского, пьесы из музыкальной сказки «Петя и волк» С.Прокофьева, и другие произведения иллюстративного характера. Эта музыка должна звучать как фон, не стоит акцентировать внимание детей на названии произведения и фамилии композитора. Не останавливаясь на конкретном репертуаре, поясню принцип ознакомления детей с творчеством русских композиторов-классиков.

  1. Классическая музыка должна звучать на каждом уроке, и не обязательно только в разделе Слушание музыки.
  2. Постепенно, от урока к уроку нужно обязательно называть произведение и фамилию композитора, подчеркивая всякий раз, что это русская музыка и русский композитор. Говорить об этом нужно каждый раз, когда звучит музыка, одного раза недостаточно.
  3. Далее  желательно использовать русскую классику во всех видах музыкальной деятельности, кроме, пожалуй, пения. Особенно актуально проговаривание, пояснение каждого музыкального произведения.

Примечательно, что вся русская классика неразрывно связана с русским народным музыкальным творчеством, буквально пронизана мотивами музыкального фольклора.

Принципы работы те же, что описаны выше. И очень эффективна бывает такая форма работы как творческий проект. Под понятием «творческий проект» я подразумеваю углубленное, фронтальное, ограниченное по времени изучение какой-либо темы, в данном случае, русского народного творчества. Эта работа решает триединую задачу нравственно-патриотического воспитания – воспитание любви к Родине, своему народу и к родной природе. В проекте помимо учителя музыки  участвует также преподаватель по изобразительному искусству. Все участники проекта должны действовать согласованно, по единому разработанному участниками плану. Закончить такой проект желательно комплексным или интегрированным уроком.

Однако воспитание любви к своему народу, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов. С этой целью нужно включать в репертуар фольклорные произведения других народов (мордовскую, татарскую, украинскую, белорусскую музыку).

Что же касается третьего блока работы, то есть – творчества современных композиторов, пишущих для детей, учитель  должен проявить особую избирательность. В последнее время появилось огромное количество «композиторов», не имеющих специального образования.  Не желая никого обидеть, замечу все же, что такая музыка не имеет художественно-эстетической ценности, и включать ее в репертуар нужно с большой осторожностью. На мой скромный взгляд, гораздо большего внимания заслуживает творчество таких признанных композиторов как Струве, Кабалевский, Журбин, Пахмутова, Зацепин   и другие. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о школе, о защитниках отечества и т.д.

Однако, если мы хотим все же решать задачи нравственно-патриотического воспитания, эти произведения должны даваться как дополнение к работе учителя на уроках по ознакомлению с художественной литературой и окружающим миром, историей нашей Родины.