Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки
статья по музыке на тему

Работа проводилась в рамках Федеральной целевой программы Министерства образования и науки РФ «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» по теме «Социализация детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды» (№ 14.740.11.0574 от 05 октября 2010 г.).

 

В последние годы внимание российского общества все больше концентрируется на проблеме формирования мировоззренческих, гражданско-патриотических качеств подрастающего поколения.

В отечественном общественном сознании формируются и укрепляются установки на научно-концептуальное обоснование патриотического воспитания детей, молодежи и взрослых граждан Российской Федерации, позиционируемое как важнейшее условие повышения его эффективности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kupriyanova.docx23.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Куприянова Марина Викторовна

МБОУ КСОШ №3, п. Комсомольский, р. Мордовия

Воспитатель ГПД

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки

Работа проводилась в рамках Федеральной целевой программы Министерства образования и науки РФ «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» по теме «Социализация детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды» (№ 14.740.11.0574 от 05 октября 2010 г.).

В последние годы внимание российского общества все больше концентрируется на проблеме формирования мировоззренческих, гражданско-патриотических качеств подрастающего поколения.

В отечественном общественном сознании формируются и укрепляются установки на научно-концептуальное обоснование патриотического воспитания детей, молодежи и взрослых граждан Российской Федерации, позиционируемое как важнейшее условие повышения его эффективности [1, с. 214].

Многочисленные социологические исследования показывают, что у значительной части населения произошла деформация такого глубокого нравственно-патриотического качества, как любовь к отчему дому, своим родителям, родной природе, к своему народу, к России. Общепризнанные ценности великой отечественной культуры, как народной, так и классической, вытесняются схематизированными стереотипами массовой культуры, ориентированной на западный образец жизни в примитивно-облегченном его восприятии. В качестве «героя нашего времени» и примера для подражания представлен «негативный лидер», добивающийся успеха любой ценой. Ему присущи агрессия, цинизм, эгоистичность, примитивность [2, с. 37].

Проблема патриотического воспитания в науке отнюдь не является новой, она уходит своими корнями в далекое прошлое. Издревле эта проблема привлекала внимание государственных и общественных деятелей, деятелей науки, культуры и искусства.

В новых исторических условиях патриотическое воспитание приобретает поступательный системный характер. Основным механизмом формирования патриотизма у подрастающего поколения является образовательная система школы. Патриотическое воспитание составляет неотъемлемую часть всей системы воспитания. Как и в любом направлении воспитательной деятельности, в формировании патриотизма сложно прогнозировать успех, если деятельность в этом направлении не опирается на целостный, системный подход. Формирование подлинного патриотизма связано с развитием личности ребенка в целом [2, с. 35].

В задачу современного образования входит формирование в сознании подрастающего поколения священных для россиянина понятий, определяющих духовную жизнь нации: Родина, Отечество, семья, родной язык, родная природа, народ, история родины и его народов, вера, надежда на светлое будущее, любовь к родной земле, духовная культура в целом. Все эти качества - фундамент становления духовно-богатой личности гражданина-патриота. Отсюда чем выше духовное начало национального, чем глубже осознание внутренней сущности и исторической роли своего народа, тем эта личность ярче [4, с. 336].

В учебной деятельности воспитание патриотизма реализуется с помощью многообразных форм и методов. В начальной школе современные педагоги по-разному решают проблему патриотического воспитания. Так, P. Л. Рождественская предлагает осуществлять работу по патриотическому воспитанию в контексте древнерусской педагогики. О национальных традициях, национальном воспитании и «национальном образовании» пишут М. В. Максименко, A. A. Леонтьев. Вопросам воспитания в духе гражданственности и патриотизма посвящены статьи, опубликованные в журнале «Начальная школа». Так, A. B. Баранников в статье «О проведении "Урока России"» высказывает мысль о том, что необходимо усилить внимание к решению задач гражданского, патриотического воспитания юных россиян. Он предлагает рекомендации по проведению "Урока России" в начальной школе (1-4 классы), где особое внимание отводится государственным символам России (флаг, герб, гимн). Большую роль в воспитании патриотизма в начальной школе играют предметы гуманитарного и естественнонаучного цикла. О воспитании лучших нравственных качеств любви к Отечеству, своему народу, о развитии патриотического чувства к родному языку, духовным ценностям, природе и других - говорится в статьях С. И. Князевой («Сохраним природу России»), Б. Н. Пономарева («Национальный колорит на уроках русского языка»),                Н. М. Мичеевой («Воспитание гражданственности и патриотизма средствами музейной педагогики»), М. В. Груздевой («Воспитание национального характера у младших школьников средствами русской классической поэзии и личного литературного творчества»). Практически во всех учебниках по чтению представлены произведения отечественных писателей о Родине [3, с. 224].

Одним из действенных факторов патриотического воспитания младших школьников является музыкальное искусство. Приведем фрагмент урока музыки, способствующего  патриотическому воспитанию учащихся начальной школы.

Программа: «Музыка» (2-4 классы) созданная под руководством                            Д. Б. Кабалевского.

Класс: 4

Четверть: 1

Тема четверти: «Музыка моего народа»

Тема урока: «Музыкальный портрет России»

Цель урока: расширить и уточнить представления школьников о России, познакомить с музыкой разных народов нашей страны.

Задачи:

Обучающие:

-актуализировать знания детей в контексте темы четверти и темы урока;

- формировать умение слушать и слышать музыку, умение анализировать ее, выявлять характер, образ, средства музыкальной выразительности;

 - умение выразительно и интонационно верно петь, формировать навыки певческого дыхания, дикции, звукоизвлечения;

- познакомить детей с государственной символикой России;

Развивающие:

- развивать эстетический вкус, музыкальный слух, память, мышление;

- развивать творческие способности.

Воспитательные:

- привить любовь к Родине, гордость за свой народ,  приобщить к традициям народов России;

- воспитать духовно-нравственные качества, толерантность, патриотизм.

Музыкальный материал: Гимн Российской федерации (слушание, разучивание).

Оборудование:  текст гимна, изображение герба РФ, запись гимна.

Ход урока

У.: «Россия…какое красивое слово!

И роса, и сила, и синее что-то»  (С. Есенин).

А что каждому из вас представляется, когда произносят слово Россия?

Д.: Москва, березы, родной дом, природа, люди.

У.: Молодцы! Сегодня на уроке мы будем, говорит о России.

Рассмотрите внимательно герб России. На нем мы можем увидеть двуглавого орла, в одной руке он держит скипетр, а в другой державу.

Ребята, а из каких цветов состоит флаг нашей республики?

Д.: Белого, синего, красного.

У.: Правильно! Флаг России состоит из трех полос. Полоса белого цвета символизирует нравственную чистоту, цвет христианской веры (Вечность); синего –  цвет истины, цвет Богоматери – покровительницы России (Дева); красного – цвет силы (Жизнь). Вместе получается Вечная Дева Жизни.

А знает ли кто-нибудь, почему, когда играет Гимн, все люди встают?

Д.: (отвечают).

У.: Правильно, молодцы! А еще, при официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов.

А знаете ли вы, кто написал гимн нашей страны?

Д.: С. Михалков.

У.: Правильно! Гимн России был написан Сергеем Михалковым, на музыку А. Александрова.

Сегодня на уроке мы познакомимся с Гимном и послушаем его.

(Дети слушаю стоя).

У.: Ребята, а что вы себе представляли, когда слушали Гимн?

Д.: (отвечают).

У.: А заметили ли вы, какими величественными словами автор говорит о России? Давайте перечислим их.

Д.: Священная, могучая, великая.

У.: Молодцы! А как автор описывает красоту российской природы, приведите примеры из Гимна.

Д.: От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

У.: Молодцы, правильно! А как вы сами себе представляете нашу страну?

Д.: (отвечают).

У.: А сейчас мы с вами разучим Гимн.

(Разучивание по фразам).

У.: Молодцы! У вас очень хорошо получилось! А знаете ли вы, что на территории России проживают не только русские, но и люди других национальностей?

Д.: (отвечают)

У.: Какие вы знаете национальности?

Д.: (приводят примеры)

У.: Молодцы! Как вы все знаете, все народы дружны между собой, у каждых есть свои традиции. И мы должны их уважать.

У.: А еще мы должны любить и уважать нашу Родину!

У.: Дома напишите небольшое сочинение о том, какой вы представляете себе Россию, какой бы вы хотели видеть ее и с какими народами познакомиться поближе.

Список использованной литературы

1. Агапова, И. А. Патриотическое воспитание в школе / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М.: Айрис-Пресс, 2002. – 214 с.

2. Булгакова, Е. В. Воспитание патриотизма на традициях древнерусской культуры / Е. В. Булгакова // Мир образования. – 2004. – № 2. – С. 35-38.

3. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования            / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова. – СПб.: КАРО, 2004. –  224 с.

4. Вульфсон, Б. Л. Нравственное и гражданское воспитание в России и на Западе: Актуальные проблемы / Б. Л. Вульфсон. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. – 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки

В условиях реализации образовательных стандартов нового поколения, важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыки является воспитание патриотизма. В программе по музыке под руковод...

Презентация "Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки"

Презентация к статье " Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки"....

Статья «Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"

Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Патриотическое воспитание школьников является одним из важнейших на- правлений в системе образования России, так как способствует формированию у детей чувства любви к  Родине, высокого патриотиче...

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки

Нравственно-патриотическое воспитание – это длительный процесс, в котором школа  является очень важным звеном. Смысл этого процесса заключается в постепенном осознании и принятии ребенком нравств...

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках адыгейской литературы

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках адыгейской литературы...

Статья "ВОЗМОЖНОСТИ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ", 2016,сборник статей ОмГПУ

В статье рассматриваются возможности применения новой формы обучения: квест - технологии в патриотическом воспитании младших школьников на уроках музыки....