Сказочник А. С. Пушкин. Внеклассное занятие -праздник.
методическая разработка (4 класс) на тему
Внеклассное занятие - праздник «Сказочник А. С. Пушкин» построено в игровой форме, где учащиеся имеют возможность обобщить и углубить свои знания о творчестве А. С. Пушкина. Участие в литературном турнире могут принять две команды «Золотой петушок» и «Золотая рыбка». Во время проведения конкурсов, например, «Соедини слова-архаизмы из первого столбика со словами из второго столбика», «Вспомните стихи» у детей развивается логическое мышление и любовь к родному языку и русской поэзии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazochnik_a._s._pushkin.docx | 47.67 КБ |
skazochnik_a._s._pushkin.ppt | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Сказочник А. С. Пушкин
Внеклассное занятие -праздник
Цель: использовать игровую форму для обобщения и углубления знаний учащихся о творчестве А. С. Пушкина; развивать позитивное логическое мышление и любовь к родному языку и русской поэзии; формировать умение выразительного чтения, воспитывать артистические способности, чувство дружбы, коллективизма.
До проведения занятия учащиеся прочитали сказки А. С. Пушкина и нарисовали иллюстрации к некоторым сказкам. Ими было выполнено домашнее задание : сделать инсценировку отрывка из любой сказки. Перед началом игры ученики делятся на две команды – «Золотой петушок» и «Золотая рыбка», выбирают капитанов.
Ход занятия
Ведущий.
Друзья Людмилы и Руслана!
На звуки вещего Баяна
Спешите к нам скорее сюда,
Где величавый дуб стоит
И Лукоморье всех манит!
Где сам поэт великий
Вас снова в сказки пригласит!
Сегодня мы совершим удивительное путешествие в страну, где живут сказки А. С. Пушкина : «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Сказки Пушкина никогда не уходят из жизни. Они всегда рядом с нами. День 6 июня 1799 года подарил миру гения. «Солнцем русской поэзии» называли А. С. Пушкина. Более двухсот лет светит нам солнце поэзии и будет светить века. Короткой была жизнь поэта. Но столько написано им! Талант Пушкина неисчерпаем, творчество его неоценимо. И наше внеклассное занятие мы посвящаем творчеству великого поэта. Вы увидите встречу двух команд – «Золотой петушок» и «Золотая рыбка». Нашу встречу оценим по набранным жетонам.
Звучит музыка из оперы Римского- Корсакова «Золотой петушок». На доске размещены рисунки «У Лукоморья дуб зеленый», «Золотая рыбка» и «Золотой петушок»
Ведущий. Наш литературный турнир мы начинаем с вопросов - разминки. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Так будет на всех этапах игры.
Вопросы команде «Золотой петушок»
- Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года)
- Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства нет? («Кири – ку – ку, царствуй лежа на боку»)
- Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля»)
- Откуда эти строки?
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного. («Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»)
- Сколько раз закидывал старик невод в море? (3 раза)
Вопросы команде «Золотая рыбка»
- С чем пришел невод? ( Первый раз – с тиной, второй раз – с травой морскою, третий раз – с золотой рыбкой)
- О каком времени года идет речь в начале «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? (О зиме)
- Какое приданое приготовил царь – отец молодой царевне в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»? (Семь торговых городов да сто сорок теремов)
- Какое наказание придумала злая царица молодой царевне ?
(«Весть царевну в глушь лесную
И, связав, ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам)
- Чем угрожала злая царевна Чернавке? (Рогаткой)
Вопросы команде «Золотой петушок»
- Царь Дадон и Шамаханская девица? (Да)
- Царевна Лебедь и семь богатырей? (Нет)
- Королевич Елисей и мертвая царевна? (Да)
Вопросы команде «Золотая рыбка»
- Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет)
- Попадья и золотая рыбка) (Нет)
- Царь Салтан и тридцать три богатыря? (да)
Ведущий.
(Команды получают конверты)
Задание:
Соедини слова-архаизмы из первого столбика со словами из второго столбика:
вороты | лоб |
очи | глаза |
перст | палец |
чело | ворота |
воитель | губы |
рыбарь | воин |
рать | рыбак |
уста | войско |
старче | старик |
Ведущий. Пока команды выполняли задания, к нам пришли два задания от царя Дадона, он устал царствовать лежа на боку и решил свой ум потренировать. Шлет вам свои вопросы, да не простые, а мудреные (достает лист и читает вопрос команде «Золотой петушок»)
В дорогой собольей душегрейке,
Парчевая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
- Кто это и из какой сказки? (Старуха из «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Ведущий. Ну а теперь вопрос команде «Золотая рыбка» (достает листок и читает)
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно – золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь!...
О каком фрукте идет речь и из какой он сказки? (Яблоко.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Ведущий.
Кроссворд «Сказки Пушкина»
Вопросы к кроссворду:
По горизонтали:
1. В ней жили герои «Сказки о рыбаке и рыбке» ровно тридцать лет и три года.
2. Этот герой сказки подарил царю Дадону золотого петушка.
3. Животное, которое попалось в невод, умело выполнять просьбы старика.
4. Кто рассказывал царю Салтану о чудесах на острове, который ранее был не жилым?
5. В кого превратила князя Гвидона лебедь белая, когда он захотел в первый раз отправиться к царю Салтану?
6. Какой предмет понадобился боярам в «Сказке о царе Салтане ….», чтобы посадить в него царицу с сыном и бросить в океан?
7. Кусочек какого фрукта откусила царевна в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» и умерла?
8. В одной из сказок Пушкина она была и столбовою дворянкой, и вольною царицей, но в итоге осталась у разбитого корыта.
9. Что увидел царь Дадон на восьмой день пути, приведя свое войско в горы?
10. Назовите животное, которое должен был поднять и пронести полверсты бесенок в «Сказке о попе и работнике его Балде»?
По вертикали:
1. Кто служил попу «славно, усердно и очень исправно»?
2. Кличка пса из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
3. Кто подсказал царевичу Елисею, где находится его невеста?
4. Кто в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях», по приказу царицы, отвел царевну в лес?
5. Кого спас царевич в «Сказке о царе Салтане …», выстрелив из лука и убив коршуна?
6. Какое животное в «Сказке о царе Салтане …» умело петь песенки и грызть орешки с золотыми скорлупками?
7. Оно в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» умело говорить и всегда рассказывало царице о том, кто милее всех на свете.
8. Предмет, на который посадили золотого петушка.
9. Что собирался забросить Балда на тучку, состязаясь с бесенком?
10. Что, по словам попа, должны были платить ему черти?
Ответы к кроссворду:
По горизонтали: | По вертикали: |
Ведущий. Молодцы! Продолжим наш турнир, проведем игру «Вспомните стихи»
Вот попался мне листок,
А на нем – обрывки строк,
Вспомнить их мне помогите,
Вы стихи восстановите!
Листок команде «Золотой петушок».
Ветер по морю… ( гуляет )
И кораблик … ( подгоняет )
Он бежит себе … (в волнах)
На раздутых … (парусах).
Учащиеся «Сказка о царе Салтане»
Листок команде «Золотая рыбка»
Царь с царевною … (простился),
И в дорогу … (снарядился),
И царица … (у окна)
Стала ждать … его (одна).
Учащиеся. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Ведущий. Молодцы! Каждая команда подготовила домашнее задание : надо показать отрывок из любой сказки, болельщики должны оценить сказку после просмотра (отдать свой жетон той команде, которая на его взгляд лучше подготовилась).
(Команды «Золотая рыбка» и «Золотой петушок» показывают свои домашние заготовки: отрывки из сказок «Сказка о царе Салтане…» и «Сказка о мертвой царевне…»).
Ведущий. Объявляю конкурс капитанов!
(На листах, вырезанных в виде рыбок и петушков, с обратной стороны написаны вопросы. Капитаны берут по очереди листы и отвечают на вопросы)
Вопросы капитану команды «Золотой петушок»
- С каких слов начинается «Сказка о попе и его работнике Балде»? («Жил – был поп, толоконный лоб»)
- Назовите верного сторожа царя Дадона? (Петушок)
- Кем хотела стать старуха? («Столбовой дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою»)
Вопросы капитану команды «Золотая рыбка»
- В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля)
- Каким ремеслом занимались старик со старухой, живя в своей землянке? (Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу)
- В какой сказке царица умерла от радости? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Капитаны отвечают на вопросы и получают свои жетоны. Подводятся итоги и награждаются победители.
Ведущий.
К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, с лова – алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Все скорей нам хочется узнать,
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза!
Даже если мы уже не дети,
В тридцать, сорок или шестьдесят,
Убегаем мы игрою в детство,
Убегаем к Пушкину опять!
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над темным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом!
Дорогие друзья! На этом наша встреча заканчивается. Надеюсь, вам захочется еще раз перечитать сказки А. С. Пушкина, быть похожими на положительных героев. Когда станете взрослыми, будете перечитывать эти сказки своим детям, каждый раз открывая для себя что-то новое. Ведь сказки Пушкина – это наука о жизни, которую он передал нам, и на которой выросло не одно поколение людей.
И так будет бесконечно. Пушкин будет с нами всю жизнь! На этом наше занятие закончено. Спасибо всем!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разминка
«Да – нет»
Соедини слова-архаизмы из первого столбика со словами из второго столбика
Проверка. Вороты → Ворота Очи → Глаза Перст → Палец Чело → Лоб Воитель → Воин Рыбарь → Рыбак Рать → Войско Уста → Губы Старче → Старик
Задания от царя Дадона.
Кроссворд
«Вспомните стихи»
Домашнее задание Инсценировка сказки
Конкурс капитанов
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» А.С. Пушкин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие «Праздник Пасха».
Религиозные праздники всегда занимали важное место в жизни народа. Приведённая разработка занятия создана на базе общеизвестного праздника народного календаря - Пасха. Структура разработки содержит ...
Внеклассное занятие "Праздник чая"
На занятии дети знакомятся с историей чая, традицичми русского чаепития, правилами поведения за столом во время чаепития; вспоминают загадки, пословицы и частушки о чае....
Сценарий внеклассного занятия "Праздник осени"
Сценарий внеклассного занятия "Праздник осени" содержит стихи,слайды,сценку....
внеклассное занятие "Праздник одного деревав"
Это занятие содержит большой материал о берёзе....
Внеклассное занятие.Праздник в 1классе.
Праздник в1 классе "Прощай, Азбука"...
Внеклассное занятие "Праздник Пасхи"
Цель: формирование интереса к истории православной культуры нашей Родины. Задачи: Знакомство с обычаями и традициями православной церкви - празднованием Светлой Пасхи. Развитие жизненного ...
Внеклассное занятие "Праздник птиц"
Праздник «Встреча птиц»...