Программа внеурочной деятельности "Я пешеход и пассажир"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Программа внеурочной деятельности по УМК "Начальная школа 21 века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_pesh_i_pas.doc339.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная школа г.Лысково

«Рассмотрено»                                                         «Согласовано»                                                     Утверждено приказом от №___

На заседании методического                                 зам. директора                                                    Директор основной школы

объединения учителей                                          _______________О. Л. Шаталина                        г. Лысково

начальных классов                                               «30» августа 2016 г.                                             ________________Е.В. Зяблова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 внеурочной деятельности « Я пешеход и пассажир»

Спортивно – оздоровительное  направление  

для учащихся  1-4 классов.

Срок реализации программы – 2016-2020 год.

                                                               

  Автор:Воронина Елена Алексеевна

                                                                                                                                                                                   

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
  • Авторской программы « Я пешеход и пассажир» Н.Ф.Виноградовой 2011 г;
  • Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

Общая характеристика .

     Программа  «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах
и дорогах.

      На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления  —  несформированность  элементарной  культуры  поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного факультатива в начальной школе.

  Целью  является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно  вести  себя  в  условиях  дорожного  движения,  что  приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Место  в учебном плане.

Программа построена таким образом, что позволяет начинать обучение с любого года в условиях, когда отсутствует возможность последовательно обеспечить четырехлетний  курс.  Кроме  того,  обучение  может  быть  осуществлено в образовательном учреждении любого типа, а также может быть предложено для семейного воспитания.

Программа курса построена по темам; их последовательность может быть изменена в зависимости от условий обучения (год обучения, уровень готовности детей к усвоению знаний, наличие учебных и методических пособий и др.).

         Исходя из условий деятельности образовательного учреждения,                              реализация программы возможна
в рамках внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов;

Особенности содержания. 

Программа построена с учетом следующих принципов:

— доступность   знаний,  их   расшифровка  и  конкретизация  с  учётом  особенностей познавательной  деятельности детей  7-11  лет;
— личностно - ориентированная  направленность  курса  актуализация  знаний  и  умений, мотивированность  всех   предлагаемых учебных ситуаций  с точки зрения  реальных потребностей ребенка данного возраста;
— линейно – концентрическое  расположение  учебного  материала,  которое  позволяет последовательно  формировать  представления  с опорой  на  уже имеющиеся, постепенно углубляя  и  усложняя их;
— деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.

      С учётом этих принципов в программе выделены следующие разделы.
Обязательный объем знаний — перечень необходимых для усвоения
младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.

     Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях.

  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы .

     В результате освоения программы  «Я — пешеход и пассажир» формируются  следующие   предметные умения: 

—    выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении,
приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
—    находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
—    разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Метапредметные результаты освоения программы:

— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных
опасностей в реальной обстановке;

— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Ожидаемые результаты работы по программе:

 

Программа призвана способствовать формированию у младших школьников культуры безопасности жизнедеятельности.

                     Знать

                          Уметь

- правила дородного движения

- пользоваться правилами дорожного движения

- сигналы светофора и жесты регулировщика

- переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения

- правила пользования общественным транспортом

- правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта

- знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части

- переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой

- наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части

- выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части

- правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров

- передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров

- места предназначенные для игр и катания на велосипеде и роликовых коньках

- о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения

- уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на улице

Приёмы методы реализации программы:

Внушение. Дети младшего школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается при использовании ярких образных формы,  наглядных примеров.

Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На младших школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому для его убеждения достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.

В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.

Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание.

Пример действует на ребенка намного сильнее, чем слово. Поэтому важно окружить младших школьников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.

Упражнение. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.

Поощрение. Это положительная оценка безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность.

Дидактические материалы для организации занятий:

- методическая и учебная литература по правилам безопасности на транспорте и проезжей части;

- электронные презентации и видеофильмы о безопасном движении;

- электронные игры-тренажёры по ПДД;

- разработки сценариев детских праздников, игр, агитбригад по ПДД;

- разработки конкурсных программ, викторин, смотров знаний по ПДД.

Техническое обеспечение занятий:

- учебно-наглядные пособия;

- «городок безопасности» на территории школы;

- ТСО (магнитофон, компьютер, интерактивная доска,DVD-плеер и т.д.).

Формы  контроля  в рамках программы:

- организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;

- проведение викторин, смотров знаний по ПДД;

- организация игр-тренингов на базе «городка безопасности».

Формы проведения итогов реализации программы:

  • Выставки
  • Праздники.
  • Театрализованные представления.
  • Соревнования.
  • Конкурсы.

Способы контроля результативности

Запланированные в программе результаты

Форма контроля.

1. Основные части улицы и дороги.

2.Общие правила ориентации.

3.Дорожные знаки.

4.Правила перехода улиц и дорог.

5.Где и как можно кататься на велосипеде.

6.Светофоры.

Викторина

Собеседование

Настольные игры

Подвижные сюжетно-ролевые игры

Игра-тренировка

                         

   Содержание программы

1 класс

   Ориентировка в окружающем мире

   Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).                                 Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).

    Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе - дальше).
  Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с
красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».                                                                              

     Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности.                                                  Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.).                                                  

     Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство.  Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).                                                                                    

     Ты — пешеход

    Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого.

        Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД  (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.

        Ты — пассажир

        Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);

— сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
— определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе - дальше   и   др.);   сравнивать   предметы,   находящиеся   в   разных пространственных положениях;

— объяснять свой путь от дома до школы;

— определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— выделять из многообразия объектов транспортное средство; — выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);

— различать цвет и форму запрещающих знаков;

— различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;

— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);

— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.

2 класс

Ориентировка в окружающем мире

Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).

Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при
разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам
дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около).

Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.
Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус,  троллейбус,  трамвай).  Маршрут (определение  на  рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.

Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения.

           Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.
         Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям).

     Ты — пешеход

       Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение  прямо,  направо,  налево…».  Значение  конкретного  знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.

         Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.

        Ты - пассажир

         В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна.

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— сравнивать предметы по их положению в пространстве;

— определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;

— соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения  разных  объектов,  отвечать  на  вопрос: «Кто (что)  быстрее (медленнее)?»;

— самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко - далеко, ближе - дальше, рядом, около и пр.);

— различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);

— ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);

— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;

— различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);

— в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно
определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты
(по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или
не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;

— объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному  в ПДД);

— различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;

— оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;

— группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».

 

3 класс

   Ориентировка в окружающем мире

    Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.). Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью ,небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).

     Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.

    Ты — пешеход

    Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.

      Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления
дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний,
круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными
секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением
движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик,
особенности его внешнего вида  (форма, отличительные знаки, жезл,
диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.

    Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток.

    Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки:
«движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы:
«дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».

    Ты — пассажир

Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности,  и не создаются помехи для других участников движения.

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— определять  «на  глаз»  расстояние  до  объекта  (близко,  далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);

— определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко                    характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;
— определять по световым сигналам поворота транспортного средства                               направление его движения (налево, направо, назад);
— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую
модель дороги, означать ее части;

—   находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;

—   объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;

— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от
дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).

4 класс

   Ориентировка в окружающем мире

   Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.

   Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего.

   Ты — пешеход

     Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное
движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной.

    Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая  дорога», «опасная  обочина», «перегон  скота».

      Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона». Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта»,  «схема движения»,  «схема объезда»,  «указатель расстояний». Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».

    Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками.

    Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый  перекресток.  Правила  движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках).
    Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных  пунктах  и  при  разных  погодных  условиях  (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта).

    Ты — пассажир

     При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов.

Универсальные учебные действия:

1.Ориентирование и поведение в окружающей среде:

 —     характеризовать слова «опасность», «опасный»;

  — объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,

— предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;

—  представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;

—  осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— объяснять значение правил дорожного движения;

— группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;

— соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;

— анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;

— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;

— анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.

Планируемые результаты

Ученик научится:

1 класс:

  • сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;

— определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;

— объяснять свой путь от дома до школы;

— определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— выделять из многообразия объектов транспортное средство;

— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);

— различать цвет и форму запрещающих знаков;

— различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;

— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);

— различать сигналы светофора и объяснять их значение;   

— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.

2класс

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— сравнивать предметы по их положению в пространстве;

— определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;

— соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;

— самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);

— различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);

— ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);

— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;

— различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);

— в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;

— объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);

— различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;

— оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;

— группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».

3класс

риентирование и поведение в окружающей среде:

— определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);

— определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;

— определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);

— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;

— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;

— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);

— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).

4 класс

Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— характеризовать слова «опасность», «опасный»;

— объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,

— предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;

— представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;

— осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— объяснять значение правил дорожного движения;

— группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;

— соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;

— анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;

— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;

— анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.

−−  выработать навыки по оказанию первой медицинской помощи.

Тематическое планирование 1 класс.

Тема 1. На чём люди ездят.

Преставление о современном транспорте.

Разновидность транспортных средств и их назначение.

Тема 2. Близко – далеко, быстро – медленно.

Понятие о скорости транспортных средств.

Различные транспортные средства движутся с разной скоростью, что необходимо учитывать при нахождении на улице.

Разобрать значение выражений «далеко – близко», «ближе – дальше», «быстро – медленно», «быстрее – медленнее».

Тема 3. Чему нас учат правила дорожного движения.

ПДД как часть общей культуры человека, раскрыть необходимость их выполнения. Школьник – как участник дорожного движения.

 Тема 4. Мы идем по улице (экскурсия).

Познакомить детей с улицей села, особенностями движения на ней.

Учить наблюдать: замечать дорожные ситуации, дорожные знаки, особенности передвижения транспортных средств и пешеходов.

Темы 5-6. Какие бывают дороги.

Понятие об одностороннем и двустороннем движении.

Движение транспортных средств по дороге с односторонним и двусторонним движением. Поведение пешеходов на таких дорогах.

Тема 7. Где мы будем играть.

Почему нельзя играть там, где есть движение транспорта.

Правильный выбор места для игр: специальные игровые площадки, дворы жилых домов. Надо быть внимательным во дворе.

Тема 8. Дорога за селом.

Правила поведения пешеходов на дороге за селом.

Понятия  «шоссе», «обочина».  

Тема 9-10. Светофоры.

Что такое светофор? Какие бывают светофоры. Значение цветовых сигналов светофора.

Темы 11-14. Дорожные знаки.

Расширить представление детей о дорожных знаках.

Дорожные знаки - командиры и помощники водителей и пешеходов.  

Прогулка по улице (экскурсия).

Разобрать, какие на улице установлены знаки и что они означают (что разрешают, что запрещают или о чем предупреждают).

Работа с учебником - тетрадью.

Темы 15-16. Дорожный знак «Пешеходный переход».

Как правильно выбрать место перехода через проезжую часть.

Виды пешеходных переходов, их обозначение.

Правила перехода через проезжую часть по пешеходному переходу.

Работа с учебником – тетрадью.

Тема 17. Нас увидят в сумерках.

Какого цвета одежда может стать причиной возникновения опасности на дороге. Специальные знаки на одежде, отражающие свет помогают водителям лучше видеть пешехода в сумерках.

Темы 18-19. Мы переходим улицу.

Уточнить и расширить представления учащихся о правилах перехода через улицу. Регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы.

Работа с учебником тетрадью.

Тема 20. Перекресток.

Что такое перекресток?

В каких направлениях автомобили могут двигаться на перекрестке.

Поведение пешеходов при переходе дороги на перекрестке.

Тема 21. Сигналы машин.

Сигналы, которые подает транспорт при поворотах «направо», «налево».

Значение сигналов транспортных средств.

Тема 22. Остановка транспорта.  

Места остановки транспорта.

Правила поведения пешеходов на остановках общественного транспорта.

Правила входа и выхода из транспорта.

Составление памятки о правилах поведения на остановке общественного транспорта.

Темы 23-24. Мы пассажиры.

Повторение правил поведения в транспорте.

Повторить значение понятий «пешеход», «пассажир», «водитель».

Ролевая игра «Если мы вежливы».

Составление словарика.

Тема 25. Мы едем в гости (на дачу).

Правила посадки и высадки пассажиров в легковой автомобиль.

Для чего нужны ремни безопасности в автомобиле.

Правила перевозки детей в автомобиле.  

Тема 26-28. Опасные ситуации.

Понятие «опасная ситуация».

Привести пример опасных ситуаций на дороге.

Как не допустить возникновения опасных ситуаций?

Тема 29. Несчастный случай.

Причины возникновения несчастных случаев.

Поведение при несчастном случае.

Оказание первой помощи до приезда врачей.

Тема 30. Что мы теперь знаем.    

Повторение материала, усвоенного за год.

Темы 31-32. Практические занятия по ПДД с использованием автобуса.

Тема 33. Практические занятия по ПДД. Правильно выходим из школьного автобуса и переходим дорогу.

Экскурсия на автобусе по улицам района с рассмотрением конкретных дорожных ситуаций с нарушителями-пешеходами и нарушителями-водителями.

                 Тематическое планирование 1 класса

Разделы

Характеристика основных видов деятельности ученика

( на уровне учебных действий по теме)

Кол-во часов

1

Ориентировка в окружающем мире

Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения. Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.

Описывать увиденные дорожные ситуации.

Определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.).

Характеризовать поведение участников дорожного движения. Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП. Проводить групповые наблюдения во время практических занятий.

12

2

Ты – пешеход

Различать дорожные знаки и дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению. Анализировать дорожную обстановку. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте). Оценивать конкретные примеры поведения на дороге. Приводить примеры различных дорожных ситуаций. Определять виды перекрѐстков.

Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог. Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга). Оценивать конкретные примеры поведения на дороге. Приводить примеры различных дорожных ситуаций.. Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств. Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог. Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга). Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по селу.  Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте. Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте.

13

3

Ты – пассажир

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.

Ориентироваться в основных вопросах            изученных тем.

Объяснять правила безопасного движения в автомобиле, правила перехода дороги.

8

Итого

33

Календарно-тематическое планирование.  1 класс.

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Сроки проведения

1

На чём люди ездят

1

2.

Близко – далеко, быстро – медленно

1

3.

Чему нас учат правила дорожного движения

1

4.

Мы идем по улице (экскурсия)

1

5.

Какие бывают дороги

2

6.

Какие бывают дороги

7.

Где мы будем играть

1

8.

Дорога за городом

1

9.

Светофоры

2

10.

Светофоры

11.

Дорожные знаки

4

12.

Дорожные знаки

13.

Дорожные знаки

14.

Дорожные знаки

15.

Пешеходный переход

2

16.

Пешеходный переход

17

Нас увидят в сумерках.

1

18.

Мы переходим улицу

2

19.

Мы переходим улицу

20.

Перекресток.

1

21.

Сигналы машин

1

22.

Остановка транспорта

1

23.

Мы - пассажиры

2

24.

Мы - пассажиры

25

Мы едем  в гости

1

26.

Опасные ситуации

3

27.

Опасные ситуации.

28.

Опасные ситуации.

29.

Несчастный случай

1

30

Что мы теперь знаем

1

31.

Практические занятия по ПДД. Учимся садиться в школьный автобус.

2

32.

Практические занятия по ПДД. Учимся садиться в школьный автобус.

33.

Практические занятия по ПДД. Правильно выходим из школьного автобуса и переходим дорогу.

2

                                                           Всего:

33 ч.

Тематическое планирование.  2 класс.

Темы 1-2. О транспорте

Ролевая игра «Международная выставка транспорта». Роли: посетители, экскурсоводы.

Чтение и обсуждение рассказа М. Ильина и Е. Сегала «Машины на нашей улице», стихотворения Н. Саконской «Песенка о метро».

Задания на классификацию транспорта по признакам: городской — сельский, воздушный — водный — наземный — подземный, пассажирский — грузовой.

Рассказ учителя «Машины специального назначения» (с иллюстративным материалом).

Темы 3-5. Дорога

Рассматривание и обсуждение рисунка-схемы  «Какие бывают дороги».

Конструирование дороги из строительного материала (лего).

Составление памятки «Как нужно вести себя на дорогах».

Рассказы-рассуждения «Расскажем малышам о правилах поведения на дорогах».

Тема 6. Дорога за городом

Рассказ учителя «Если мы находимся на загородном шоссе».

Рассматривание и обсуждение рисунка-схемы (часть загородной дороги): поиск ошибок.

Составление памятки «Правила поведения на шоссе за городом».

Темы 7-8. Части дороги

Упражнение «Закончи предложения»: «Дорога могут быть городские и ...»; «Городская дорога имеет следующие части: .; «Проезжая часть — это ...»; «Тротуар — это ...» и т. д.

Заполнение рисунка-схемы «Городская дорога.  Загородное шоссе».

Темы 9-10. Дорожные знаки

Беседа «Вспомним, зачем нужны знаки дорожного движения».

Упражнение на классификацию знаков по цвету и форме.

Разъяснение учителя о значении запрещающих, предупреждающих, предписывающих, информационных знаков.

Упражнение на классификацию знаков дорожного движения по чтению и функциям.

Темы 11-14. Внимание! Опасность!

Беседа на тему «Что такое опасность» (с использованием иллюстративного материала).

Обсуждение проблемной ситуации «Может ли несчастье произойти в городском дворике жилого дома?».

Коллективное сочинение истории «Что случилось на прогулке?».

Чтение и обсуждение значения пословиц и поговорок: «Поспешишь — людей насмешишь», «Поспешай, да не торопись», «Спеши медленно», «Спех людям на смех», «Семь раз отмерь, один отрежь», Торопись, да оглядывайся».

Рассматривание иллюстраций «Осторожно, опасность!» (о несоблюдении ПДД).

Коллективная работа: создание плаката «Осторожно, дорога!».

Тема 15. Мы здесь живём Рассказы детей «Мой дом и мой двор».

Беседа «Где и как играть во дворе».

Создание графического макета «Наш двор» с учётом ПДД.

Тема 16. Будем уважать людей!

Рассказ учителя «Почему человек должен быть внимательным и заботливым?».

Беседа «Можно ли смеяться над больным человеком?». Обсуждение презентаций «Как мы можем помочь другим людям?».

Темы 17-22. Мы — пешеходы

Осуждение ситуации «Если бы на свете отменили все правила...».

Ролевая игра «К нам в гости пришёл сотрудник ГИБДД. Зададим ему вопросы».

Дидактическая игра «Найдём знаки».

Ролевая игра «Объясним малышам, как нужно переходить улицу».

Коллективная работа: конструирование знаков «светофор», «пешеходный переход», разметки «зебра».

Создание плаката «Переходи улицу правильно!».

Тема 23-24. Перекрёсток

Сравнение двух рисунков-схем «Регулируемый и нерегулируемый перекрёсток». Коллективное разгадывание кроссворда.

Тема 25-26. Регулировщик

Просмотр видеофильма (или иллюстраций) «Как работает регулировщик».

Сюжетно-подвижная игра «Как ребята улицу переходили» (проводится в физкультурном зале, на спортивной площадке). Роли: регулировщик, пешеходы. (Сначала в роли регулировщика выступает учитель.)

Темы 27-29. Мы — пассажиры

Дидактическая игра «Найдём знаки».

Ролевая игра «Расскажи малышу, как нужно вести себя в автобусе».

Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай» (дети задают друг другу вопросы о правилах поведения в автомобиле и оценивают ответы). Учащиеся задают друг другу вопросы о ПДД и поведении в транспорте.

Тема 30. Будем уважать водителей

Беседа «Почему пешеход должен быть внимателен к водителям и транспортным средствам?».

Демонстрация опытов: может ли автомашина быстро остановиться.

Обсуждение ситуаций: «Идёт дождь», «На улице туман», «Тёмное время суток».

Составление памятки «Будем внимательны и вежливы с водителем».

Тема 31. Мы едем на машине

Рассматривание схемы «Салон автомобиля».

Рассказ учителя «Почему в личном автотранспорте нужно соблюдать правила безопасного поведения?».

Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай».

Темы 32-33. Мы покупаем велосипед

Упражнение на классификацию знаков дорожного движения.

Ролевая игра «Мы выбираем велосипед» (с использованием иллюстративного материала).

Рассказы детей «Объясним малышу правила езды на велосипеде».

Игра-соревнование «Учимся правильно кататься на велосипеде».

Тема 34. Проверим себя

Ответы на вопросы, проведение беседы по изученному материалу.

Тематическое планирование 2 класса

Разделы

Характеристика основных видов деятельности ученика

( на уровне учебных действий по теме)

Количество часов

1

Ориентировка в окружающем мире

Определять направление движения объекта и своё пространственное положение по отношению к нему

Изучение скоростей движения объектов. Различение скоростей перемещения объектов, ответы на вопрос: «Кто (что) быстрее, медленнее?

Соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве: медленно-быстро; далеко-близко.

Различать, сравнивать, группировать стоящий транспорт, двигающийся, подающий сигналы

Различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт

12

2

Ты – пешеход

Практическое занятие по переходу улиц в городе. Эстафеты «Зелёный огонёк».

Оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое должно быть затрачено на переход дороги.

Практические занятия

(Маршрут движения школьника

13

3

Ты – пассажир

Сюжетно-ролевые игры по разбору наиболее часто возникающих ситуаций нарушения пешеходов ПДД

10

Итого

35

Календарно-тематическое планирование.  2 класс.

        

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Сроки проведения

1.

О транспорте

2

2.

О транспорте

3.

Дорога

3

4.

Дорога

5

Дорога

6.

Дорога за городом

1

7.

Части дороги

2

8.

Части дороги

9 .

Дорожные знаки

2

10.

Дорожные знаки

11.

Внимание! Опасность!

4

12.

Внимание! Опасность!

13.

Внимание! Опасность!

14.

Внимание! Опасность!

15.

Мы здесь живём

1

16.

Будем уважать людей!

1

17.

Мы — пешеходы

6

18.

Мы — пешеходы

19.

Мы — пешеходы

20.

Мы — пешеходы

21.

Мы — пешеходы

22.

Мы — пешеходы

23.

Перекрёсток

2

24.

Перекрёсток

25.

Регулировщик

2

26.

Регулировщик

27.

Мы — пассажиры

3

28.

Мы — пассажиры

29.

Мы — пассажиры

30.

Будем уважать водителей

1

31.

 Мы едем на машине

1

32.

Мы покупаем велосипед

2

33.

Мы покупаем велосипед

34.

Проверим себя

1

Всего: 34 ч.

Тематическое планирование.  3 класс.

Тема 1. Будем осторожными

Беседа «Что такое опасность» (с использованием иллюстративного материала). Дидактическая игра «Что изменилось». Ученики рассматривают две картинки и отмечают, чем они различаются (находят четыре-пять отличий).
Чтение и обсуждение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный».
Коллективное составление памятки «Намотай себе на ус»: о чём должен помнить любой участник дорожного движения?

Тема 2. Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)?

Рассказ учителя «Что такое ДТП» (с использованием иллюстративного материала). Ролевая игра «Причины ДТП». Словесная игра «Закончи предложение».

Темы 3-6. Виды транспорта (+ 2) 

Рисование транспортного средства и рассказ о нём. Дидактическая игра на классификацию «Кто быстрее». Рассказ учителя о спецтранспорте (с иллюстративным материалом).

Ролевая игра «Я работаю...». Рассказы детей от первого лица об одной из профессий на транспорте.

Темы 7- 8. Какие бывают дороги

Просмотр и обсуждение видеофильма (иллюстративного материала) Дороги бывают разные».

Рисование дороги, игра с рисунками «Узнай, какую дорогу я нарисовал».

Коллективное составление памятки «Намотай себе на ус» (правила поведения на дорогах в городе и за городом).

Словесная игра «Угадай по описанию».

Тема 9. Дорожное движение

Просмотр видеофильма (иллюстраций) и беседа «В какую сторону едет транспорт?». Упражнения на сравнение рисунков: улица в часы пик при спокойном движении; улица с односторонним и двусторонним движением; просёлочная дорога и шоссе и др.

Словесная игра «Кто я?» (работа в группах). Каждая группа составляет рассказ от имени участника дорожного движения (водителя, пассажира, пешехода), а также объектов дорожного движения (транспорт, светофор, дорожная разметка и пр.).

Тема 10. Перекрёсток и автомагистраль

Сюжетная игра-конструирование «Строим перекрёсток» (коллективная работа за общим столом). Дидактическая игра «Найдём ошибки».

Темы 11-13. Дорожные знаки

Игра «Выставка дорожных знаков» (упражнение на определение дорожного знака и его характеристику). Ученик-экскурсовод выбирает любой знак и рассказывает о нём всё, что знает. Учащиеся (экскурсанты) дополняют, исправляют, задают вопросы, оценивают ответ.

Классификация знаков дорожного движения по принадлежности к виду

(запрещающие, предупреждающие и др.). Подвижные игры «Знакомый цвет», «Команды светофора».

Тема 14. Регулировщик

Упражнение «Сигналы регулировщика». Дети «читают» рисунок-схему «сигналы регулировщика», повторяют движения и объясняют, что они обозначают. Создание пособия «Сигналы регулировщика».

Темы 15-19. Правила для пешеходов

Составление памятки для пешехода и велосипедиста (работа в группах)

«Правила знаем — бед избегаем!». Ролевая игра «Узнаём знаки». Роли: сотрудник ГИБДД, пешеход, водитель. Игра «Рассказ регулировщика».

Игра-соревнование «Выполняем задания-тесты». Учитель готовит графические и словесные задания на знание ПДД: поиск ошибки, завершение ответа, выбор ответа из нескольких предложенных. Оценка выполненных тестовых заданий.

Тема 20. Населённый пункт

Знание дорожных знаков, обозначающих населённый пункт. Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай».

Тема 21. Движение на загородной дороге

Составление памятки для пешехода и велосипедиста, которые двигаются по загородному шоссе.

Тема 22. Внимание! Железнодорожный переезд!

Обсуждение ситуаций: «Дежурный по переезду помахал детям жезлом.

Почему?», «Велосипедист проехал переезд при закрытом шлагбауме. Что сказал ему дежурный по переезду?», «Мальчики с корзинками грибов перебегали железнодорожное полотно, когда поезд был уже виден» и др. Работа с пословицей «Поспешишь — людей насмешишь» в соответствии с обсуждаемыми ситуациями. Рисование дорожных знаков, регулирующих движение на железнодорожном переезде.

Тема 23. Движение в трудных условиях

Просмотр рисунков (фото, видеофильмов) с разными явлениями природы (ливень, гроза, туман, гололёд, снегопад, сильный ветер и др.) и оценивание особенностей движения в этих условиях. Беседа по вопросам: почему затрудняется вождение автомобиля в плохую погоду? Какими становятся тротуары и шоссе, когда идёт сильный снег или дождь? Изменяется ли видимость на дорогах во время тумана? Составление памятки «Внимание! Плохая погода!».

 

Тема 24. Жилая зона

Ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». Рисование знаков «жилая зона», «конец жилой зоны».

Темы 25-26. Мы ориентируемся на местности

Экскурсия по населённому пункту. Оценка объектов, находящихся на чётной  (нечётной) стороне улицы. Оценка интенсивности движения, знаков дорожного движения.

Создание плана микрорайона с учётом дорожной обстановки.

Тема 27-28. Труд водителя (+1)

Рассказы детей на тему «Моя профессия — водитель». Анализ и обсуждение ситуаций, которые могут быть опасными на дороге.

Тема 29. Что такое тормозной путь

Рассказ учителя «Что такое тормозной путь» (с использованием иллюстративного материала). Рисование схемы «Тормозной путь». Подготовка памятки «Внимание! Тормозной путь!».

Тема 30-31. Световые сигналы автомобиля

Практическая работа: определить направление движения автомобиля.

Тема 32. Случай на дороге

Завершение рассказа: «Петя шёл по тротуару. Рядом на велосипеде ехал Олег. Мальчики не спешили, несмотря на мелкий моросящий дождь. Они разговаривали, обсуждали школьные новости. Вдруг...»

Тема 33. В метро

Ответ на вопрос «Почему такие ситуации опасны?»: мальчики стоят на перроне спиной к железнодорожному полотну; женщина перешла ограничительную линию и наклонилась вперёд, чтобы посмотреть, не идёт ли поезд; дети бегут по эскалатору; мальчики сидят на ступеньках эскалатора и т. д. Составление памятки «Правила поведения в метро».

Тема 34. Проверим себя  (+1)

Ответы на вопросы, проведение беседы по изученному материалу.

Тематическое планирование 3 класса

Разделы

Характеристика основных видов деятельности ученика

( на уровне учебных действий по теме)

Кол-во часов

1

Ориентировка в окружающем мире

Определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.),  

Оценивание дорожных ситуаций. Мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью ,небыстро, дает сигналы поворота или остановки

Знать сигналы транспортного средства в начале движения и изменении на-

правления движения (поворот, задний ход), определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);знать

 правила поведения пешехода

в соответствии с ними

Выделять среди объектов окружающей среды транспортные средства. Группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.

Называть профессии на транспорте

Объяснять свой путь от дома до школы.

Объяснять свой путь по улице. Определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (дом, школа). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.

Работать самостоятельно, соотносить  свои знания с заданием , которое нужно выполнить, планировать ход работы, контролировать и оценивать свою работу и результат.

10

2

Ты – пешеход

Различать виды дорог, объяснять их назначение.  Называть особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Называть состояние дороги ( асфальт, грунт)

Знать правила перехода перекрёстка

Различать светофор пешеходный и транспортный. Различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними.

Знать особенности   внешнего вида регулировщика (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.

Знать правила поведения на нерегулируемом перекрёстке

Знать какие цвета мы различаем в тёмное время суток.

19

3

Ты – пассажир

Знать правила поведения пассажиров в транспортном средстве.

Знать, что такое опасная ситуация

Знать правила поведения велосипедиста. применять полученные знания на практике

8

Итого

35

Календарно-тематическое планирование.  3 класс.

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Сроки проведения

1

Будь осторожным.  О безопасном поведении на дорогах.

1

2

Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)?

1

3

Виды транспорта. О транспорте.

4

4

Виды транспорта.

5

Виды транспорта. Спецтранспорт.

6

Виды транспорта.  Пассажирский транспорт.

7

Дорога и ее части. Дорога в городе. Дорога за городом.

1

8

Какие бывают дороги.

1

9

Дорожное движение.

1

10

Перекресток.  Автомагистраль.

1

11

Дорожные знаки.

3

12

Дорожные знаки.

13

Дорожные знаки.

14

Регулировщик. Сигналы регулировщика.

1

15

Правила для пешеходов

5

16

Правила для пешеходов

17

Правила для пешеходов

18

Правила для пешеходов

19

Правила для пешеходов

20

Населённый пункт.

1

21

Движение на загородной дороге.

1

22

Внимание! Железнодорожный переезд.

1

23

Движение в трудных условиях

1

24

Жилая зона

1

25

Мы ориентируемся на местности.  Класс  идет на экскурсию

1

26

Мы ориентируемся на местности.  

1

27

Труд водителя

2

28

Труд водителя

29

Что такое тормозной путь

1

30

Световые сигналы автомобиля

1

31

Случай на дороге

1

32

В метро

1

33

Проверим себя

2

34

Проверим себя

                                                           Всего:

34

                                

Тематическое планирование.  4 класс.

Темы 1-2. Будем себя беречь

Беседа на тему «Береги себя». Вопросы для обсуждения: «Что такое осторожность?», «Почему нужно быть осторожным на дорогах и улицах, к чему может привести легкомысленность и неумение предвидеть последствия своих действий?».

Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай». Ученик предлагает ситуацию, класс оценивает её как опасную или безопасную.

Ролевая игра «Опасная встреча». Роли: девочка, мальчик, прохожий, сосед.

Сюжеты: «прохожий просит мальчика проводить его до … »; «сосед приглашает попить чая»; «незнакомец предлагает поехать с ним к маме» и др.

Темы 3-6. Транспорт

Рассказ учителя об истории создания транспортных средств, рассматривание иллюстраций: первый трамвай, первая железная дорога, первый самолёт и
автомобиль.

Игра-соревнование «Транспорт». Дидактическая игра «Да и нет». Ролевая игра
«Беседа с сотрудником ГИБДД». Дети, исполняя роль сотрудника ГИБДД, рассказывают о каком-то виде транспорта (его назначении, особенностях).

Тема 7. Правила дорожного движения

РФ Ознакомление с Правилами дорожного движения — государственным документом, определяющим единый порядок дорожного движения на территории нашей страны. Беседа «Что такое требование?».


Тема 8. Дорожно-транспортное происшествие

Рассказ учителя, что такое ДТП (с использованием видеофильма и/или иллюстративного материала).

Практическая работа «Если случилась беда»: как помочь, если ты стал свидетелем ДТП (вызвать «скорую помощь», позвонить в милицию, оказать первую помощь).

Темы 9-10. Дорожные знаки

Беседа «Вспомним, что мы знаем о дорожных знаках». Дидактическая игра «Наведём порядок в городе». На рисунке-схеме «Город» дети помещают дорожные знаки, делают дорожную разметку и объясняют, почему они так сделали.

Темы 11-12. Дорога

Рассматривание рисунка-схемы «Дорога». Беседа по вопросам: какой участок

земли называют дорогой? Чем различаются дороги в городе и за городом? Зачем нужна каждая часть дороги? Для чего делают дорожную разметку? Как дорожная разметка помогает обеспечить порядок на дороге?
Дидактическая игра «Строим дорогу». Словесная игра «Кто я?». Беседа на тему «Препятствие на дороге». Ученик описывает какое-нибудь препятствие, а дети предлагают способы его преодоления.

Темы 13-14. Движение транспорта

Практическая работа «Выберем правильный маршрут». Беседа об автомагистрали. Объяснение выражения «попасть в пробку».


Темы 15-16. Как перевозят людей

Беседа о «зайцах». Вопросы: кого называют «зайцем» и стыдно ли им быть?

Почему нельзя бросать мусор на пол в салоне автобуса (троллейбуса, трамвая)? Разве во время движения транспорта мешает кому-нибудь, если дети едят мороженое, хрустят сухарями?

Ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». Ролевая игра «Мы едем в автобусе».

Тема 17. Рядом с железной дорогой

Игра «Кто быстрее». Задание «Выбери знак дорожного движения по названию». Беседа «О чём может рассказать эта ситуация?». Ученик придумывает различные ситуации, а дети отвечают, чем они могут закончиться.


Тема 18. Населённый пункт

Работа с дорожными знаками: узнавание, называние, характеристика. Ролевая игра «Куда я еду». Роли: водитель, сотрудник дорожно-патрульной службы, пешеход, пассажир.

Темы 19-22. Сигналы водителей, светофора и регулировщика

Экскурсия на перекрёсток. Наблюдение и оценка сигналов, подаваемых транспортными средствами, светофором и регулировщиками. Беседа «Что мы видели на экскурсии». Рисование дорожных знаков и рассказ о них.
Ролевая игра «Помогаем малышу изучать ПДД». Роли: малыши, сотрудник ГИБДД, четвероклассники. Рассказ учителя об истории возникновения светофоров.

Темы 23-24. Опасный случай

Объяснение значения выражения «держать ухо востро». Обсуждение «Как ситуация может превратиться в опасную?». Дети придумывают ситуации и рассматривают разные варианты их развития. Составление памятки «Что такое опасная ситуация и как её избежать?».

Темы 25-26. Необычные пешеходы и водители

Рассказ учителя об «особых» водителях и пешеходах. Рисование знаков, помогающих инвалидам в колясках ориентироваться в окружающей обстановке. Рассказы детей «Как мы можем помочь людям-инвалидам?».


Темы 27-30. Мы изучаем свой район (+1)

Экскурсия по микрорайону. Создание плана-карты микрорайона с указанием главных магистралей и знаков дорожного движения.

Тема 31-33. Проверим себя  (+1)

Ответы на вопросы теста, проведение беседы по изученному материалу.

Тема 34. Экскурсия.

Тематическое планирование 4 класс

Разделы

Характеристика основных видов деятельности ученика

( на уровне учебных действий по теме)

Кол-во часов

1

Ориентировка в окружающем мире

Классифицировать виды транспорта. Характеризовать и сопоставлять виды транспорта.

Знакомиться с правилами дорожного движения для водителей. Обсуждать ситуацию «Если бы на свете отменили все правила».

Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП.

3

2

Ты — пешеход

Различать дорожные знаки и дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению. Анализировать дорожную обстановку.

Сравнивать дорожные знаки. Соотносить знаки с требованиями. Объяснять требования знаков

Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств.Характеризовать условия,обеспечивающие безопасность при переходе дорог.

4

3

Ты — пассажир

Положительная         мотивация        и

познавательный интерес к занятиям по программе        «Основы безопасности

дорожного движения»;

 способность к самооценке;

28

Итого

35

Календарно-тематическое планирование.  4 класс.

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Сроки проведения

1

Будем себя беречь

2

2

Будем себя беречь

3

Транспорт. Пассажирский транспорт

4

4

Транспорт. Грузовой транспорт

5

Транспорт. Общественный и личный транспорт

6

Транспорт. Электротранспорт

7

Правила дорожного движения

1

8

Дорожно-транспортные происшествия

1

9

Дорожные знаки

2

10

Дорожные знаки

11

Дорога. Элементы дороги

2

12

Дорога.  Дорожная разметка

13

Движение транспорта

2

14

Движение транспорта

15

Как перевозят людей

2

16

Как перевозят людей

17

Рядом с железной дорогой

1

18

Населённый пункт

1

19

Сигналы водителей, светофора и регулировщика

4

20

Сигналы водителей, светофора и регулировщика

21

Сигналы водителей, светофора и регулировщика

22

Сигналы водителей, светофора и регулировщика

23

Опасный случай

2

24

Опасный случай

25

Необычные пешеходы и водители

2

26

Необычные пешеходы и водители

27

Мы изучаем свой район

4

28

Мы изучаем свой район

29

Мы изучаем свой район

30

Мы изучаем свой район

31

Проверим себя

3

32

Проверим себя

33

Проверим себя

34

Экскурсия.

1

                                                           Всего:

34 ч.

Список литературы:

1. Методические рекомендации для системы дополнительного обучения детей Правилам дорожного движения (рекомендации разработаны в рамках Федеральной целевой программы  «Повышение безопасности дорожного движения в России» и одобрена Министерством образования РФ)/авт. Кол. Под рук. С.В.Барканова, О.А.Никоновой.-М., 2001

2. Аксонов,И.Я.Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы/ И.Я. Аксонов.- М.: Наука, 1985

3. Ковалько,В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улцу: 1-4 классы/В.И Ковалько.- М.: ВАКО,2004. – (Мастерская, учителя)

4.  Правила дорожного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - пешеход и пассажир» (спортивно - оздоровительное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления разработана на основе авторской программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» для внеурочной деятельности младши...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - пешеход и пассажир» (спортивно - оздоровительное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления разработана на основе авторской программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» для внеурочной деятельности младши...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Пешеход и пассажир" . 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Пешеход и пассажир" для 1,2,3,4 классов составлена с учетом требований ФГОС, содержит пояснительную записку, цели и задачи, планируемые результаты, календ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир» разработанав соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основе авторской программы «Я – ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир" 2 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир" 2 класс....