"Воспитательный потенциал семьи"
методическая разработка на тему

Ласточкина Наталья Васильевна

Воспитательный потенциал семьи рассматривается как совокупность имеющихся средств и возможностей для формирования личности ребенка, как объективных, так и субъективных, реализуемых родителями как сознательно, так и интуитивно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_vospitatelnyy_potentsial_semi.docx162.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества

Петродворцового района Санкт-Петербурга

198510, Санкт-Петербург, Петродворец, Санкт-Петербургский пр., д.4-а,

тел/факс (812) 241-37-46

F:\Безымянный 2.gif

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

На тему «Воспитательный потенциал семьи»

(для педагогов дополнительного образования)

Составитель:

Ласточкина Наталья Васильевна

Педагог дополнительного образования

Высшая квалификационная категория

Санкт-Петербург

2017


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ        3

Глава I.  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ        8

1.1.Функции семьи.        8

1.2.Современная   российская   семья   и   семейное воспитание………………………………………………………………………………..13

Глава II. СУЩНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ        16

2.1.Специфика современной семьи        16

2.2.  Актуальность проблемы развития воспитательного потенциала семьи        20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        36

Список литературы        38

Приложение        40


ВВЕДЕНИЕ

Качество человеческого ресурса любой страны это результат деятельности всех социальных институтов общества, и прежде всего семьи. В ней социализируется новое поколение, которое пополняет и воспроизводит общество. Семья оказывает значимое влияние на становление личности, формирование духовного стрежня и ценностных ориентаций человека. Содержание, направленность и сила влияния семьи на становление личности растущего человека определяется ее воспитательным потенциалом. Понятие воспитательного потенциала семьи появилось в научной литературе сравнительно недавно и трактуется неоднозначно. При его толковании внимание акцентируется: на воспитательных возможностях семьи (Т.А. Куликова); на качестве персональной среды жизни и развития детей, которое характеризуется такими параметрами, как демографический, социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический (А.В. Мудрик), на педагогической культуре родителей и типе семейного воспитания (Ю.П. Азаров), на стиле внутрисемейного, и прежде всего родительско-детского, взаимодействия (Ю.В. Гиппенрейтер).

Воспитательный потенциал семьи рассматривается как совокупность имеющихся средств и возможностей для формирования личности ребенка, как объективных, так и субъективных, реализуемых родителями как сознательно, так и интуитивно. Предлагаются критерии его оценки: возможность семьи удовлетворить социально-психологические потребности личности; уровень педагогической культуры родителей; характер взаимоотношений в семье; способность семьи обратиться за помощью в случае критических ситуаций к различным социальным институтам.

В рамках выше обозначенных подходов основные источники повышения воспитательного потенциала семьи кроются в ней же самой. Однако семья как элемент социальной системы находится под влиянием различных ее составляющих, являющихся внешними силами внутрисемейных преобразований и социализирующих возможностей. В числе важнейших условий и факторов, которые влияют на воспитательные возможности семьи, выделяют тип семьи, ее структуру, материальную обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции, обычаи, уровень культуры и образования родителей и другие. В тоже время подчеркивается, что не отдельные факторы, а только их совокупность может выступать гарантом высокого воспитательного потенциала семьи. Следовательно, воспитательный потенциал семьи необходимо рассматривать как совокупность условий и факторов, которые определяют воспитательные возможности семьи и влияют на успешность социализации ребенка. Современная русская семья находится в непростых условиях жизнедеятельности, многие из которых неблагоприятны: снижение уровня жизни населения; ломка старой нормативно-ценностной структуры, идеологии и поиск новых ориентиров в воспитании; засилье средств массовой информации криминальными сюжетами, насилием, жестокостью; гипертрофированное отношение к сексу и жестоким формам межличностных отношений; примитивизация нравов и отношений между полами, т.ч. и в сфере интимной жизни. Такие условия негативно отражаются на воспитательном потенциале семье.

Снижению воспитательного потенциала семьи способствуют также: наличие конфликтогенных факторов, обостряющих отношения между супругами; психологическая малограмотность мужчин и женщин; низкий уровень педагогической грамотности населения; гендерные стереотипы, закрепляющие несправедливое распределение домашних обязанностей и слабую включенность в воспитательный процесс отцов; пьянство; большая загруженность женщины-матери в силу совмещения производственной деятельности, домашней работой и воспитания детей, вследствие чего у женщин меньше возможностей для восстановления физических и моральных сил и ниже удовлетворенность семейной жизнью по сравнению с мужчинами; доминирование у мужчин и женщин эгоистических устремлений над альтруистическими установками, что обуславливает низкую сплоченность и неблагоприятный морально-психологическое климат в семье; неподготовленность мужчин и женщин к брачно-семейным отношениям; недостаточная осведомленность мужчин и женщин о структуре и функциях государственных органов, которые обязаны помочь семье в решении различных проблем; несвоевременное разрешение возникающих семейных проблем в силу плохой осведомленности о специалистах и службах помощи семье; неэффективность работы государственных органов, обязанных помочь семье в разрешении ее проблем.

Крайне негативными проявлениями нарушения воспитательной функции семьи выступают детская безнадзорность и беспризорность, детские, подростковые и молодежные правонарушения и правопреступления, незащищенность прав и интересов детей. Не менее тревожными являются эгоцентрические ориентации детей и молодежи, жестокость, стремление к удовольствиям и праздному образу жизни. В последние годы на разных уровнях (теоретическое осмысление, законопроектная деятельность, научные исследования, организационно-методическая и практическая работа) большое внимание уделяется поиску путей решения повышения воспитательного потенциала семьи. Укрепление педагогического потенциала семьи в силу комплексности факторов, условий и причин, определяющих ее воспитательные возможности, требует интеграции усилий различных социальных институтов, которые способны активизировать факторы семейного благополучия. Факторы семейного благополучия – те важные и необходимые условия, которые способствуют выполнению семьей функции воспитания детей. Эти условия многообразны. Одни из них непосредственно влияют на выполнение семьей функции воспитания, другие же оказывают опосредованное влияние на качество семейного воспитания. Персональная воспитательная среда в каждой конкретной семье определяется специфическими условиями ее жизнедеятельности, которые образуются под влиянием конкретных проявлений (положительных или отрицательных) социокультурных сил.

Рассмотрим факторы семейного благополучия как разно уровневые по характеру своего влияния на жизнедеятельность семьи. Факторы первого уровня – силы, которые оказывают непосредственное влияние на внутрисемейную среду и воспитательную функцию семьи. Наиболее активны из них по силе воздействия социально-психологические и педагогические факторы. Социально-психологические факторы семейного благополучия в числе важнейших включают: эмоционально близкие супружеские и родительско-детские взаимоотношения в семье; положительные взаимоотношения семьи с социальным окружением (родственниками, соседями, учителями, учениками, друзьями); конструктивное внутрисемейное взаимодействие; благоприятный психологический микроклимат в семье. Педагогические факторы, определяющие воспитательный потенциал семьи, это, прежде всего, педагогическая культура взрослых, как важнейший компонент общей культуры человека. Она проявляется в педагогически грамотном родительском поведении, которое характеризуется согласованными справедливыми требованиями родителей, обоснованными запретами, заботливым и поддерживающим контролем, использованием методов и приемов влияния на сознание и поведение ребенка, не унижающих его достоинство.

В случае неблагоприятных социально-экономических, материально-бытовых, структурно-демографических и прочих условий жизнедеятельности семьи факторы первого уровня способны обеспечить выполнение семьей воспитательной функции. Факторы второго уровня обеспечивают реализацию воспитательной функции в более или менее благоприятных условиях и оказывают влияние на факторы первого уровня. В числе этих факторов: структурно-демографический (наличие обоих родителей, их здоровье и работоспособность); социально-экономический (экономическая занятость членов семьи, ее жилищная, материальная, денежная обеспеченность); социально-культурный (уровень общей культуры: поведенческой, санитарно-гигиенической, речевой, психологической, педагогической, досуговой и т.п.); индивидуально-личностный (физические, психофизиологические, психологические и социальные особенности каждого взрослого и ребенка в семье).Наличие в семье материальных и бытовых проблем, нетрудоспособных, больных, алкоголем и наркозависимых взрослых членов семьи, детей с особенностями психологического и психофизического развития как негативных проявлений факторов второго уровня существенно снижает воспитательный потенциал семьи.

Факторы третьего уровня – это целенаправленно предпринятые обществом и государством действия, обеспечивающие поддержание положительного потенциала факторов первого и второго порядка. Наиболее значимые их них: социально-политический (разработка политики и нормативно-правовой базы поддержки семьи); институциональный (создание и развитие служб поддержки и помощи семье); научно-методический (разработка технологий поддержки и помощи семье); организационный (организация поддержки и помощи семье в условиях различных служб). Совокупность факторов, которые влияют на функционирование современной семьи, способны обеспечить повышение ее воспитательного потенциала

Глава I.  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1.Функции семьи

Репродуктивная функция семьи. Данная функция решает две основные задачи: индивидуальную – удовлетворение потребности семьи в ребенке и общественную — биологическое воспроизводство населения. Репродуктивная функция базируется на удовлетворении потребностей супругов в сексе. В связи с повсеместным снижением рождаемости, возникает вопрос: какое количество детей необходимо иметь семье для нормального гармоничного существования. Социологи отмечают, что семья должна иметь троих детей для воспроизводства, но наши с вами современники думают в основном иначе. Интересен тот факт, что из всех детенышей человеческий – наименее самостоятелен, для того, чтобы стать взрослым, ему необходимо пройти длинный путь. Отметим, что данная функция также связана с поддержанием здоровья общества. Одной из задач перед семьёй становится предотвращения воспроизводства в новых поколениях людей разного рода биологических аномалий.

Хозяйственно-бытовая функция семьи. Эта функция семьи отвечает за поддержание здоровья партнеров и детей в семье, уход за престарелыми родственниками и младенцами, ведение домашнего хозяйства, приготовление пищи, поддержания красоты и порядка в доме, покупка новых вещей, одежды, бытовой техники. Реализация этой функции серьезное влияние оказывает на психологический климат внутри дома, включающий источники и количество семейных доходов, и распределение домашнего труда между родственниками и отношения между родителями и детьми.

Воспитательная функция семьи. Имеет огромное влияние, как на подрастающее поколение, так и на взрослых людей. Воспитание личности ребенка. Главное, что родители могут передать своим детям – это любовь. Вместе с ней детьми активно впитывается накопленный социальный опыт, развиваются способности и интересы, характерные именно для этого ребенка. Помимо семьи, на жизнь маленького человека также влияет и общество. Но семейное влияние оказывает более сильное воздействие, оно более эмоционально, в связи с тем, что «проводником» является любовь к детям со стороны родителей, вызывающая ответные чувства у детей. Развитие личности каждого члена семьи на протяжении всей его жизни. Самовоспитание родителей, связанное в первую очередь, с постоянным влиянием детей на их жизнь.

Досуговая функция семьи. Эта функция удовлетворяет потребности каждого элемента семьи в организации свободного времени. Если семья счастливая, в ней происходит взаимообогащение интересов детей и супругов, деятельность носит, как правило, развивающий характер. В качестве примеров из жизни можно привести чтение, посещение театра, кино, библиотеки, просмотр телепередач, спорт, туризм, семейные праздники. Досуговая  функция улучшает состояние здоровья членов семьи и способствует быстрому восстановлению сил.

Экономическая функция семьи. К экономической функции относится обеспечение материальных условий жизни семьи, обеспечение своих родных средствами к существованию. Таким образом, укрепляются связи между членами семьи, материально поддерживаются нетрудоспособные и несовершеннолетние члены. Нередко ведется бюджет, а также организуются и планируются покупки и приобретения товаров в дом.

Эмоциональная функция семьи. Удовлетворение потребностей каждого члена семьи в любви, тепле и взаимопонимании, психологической защите. Отсутствие внутри семьи поддержки приводит к агрессиям, срывам, депрессиям как внутри самой семьи, так и в обществе. Сохранение психического здоровья – важнейшая задача эмоциональной функции семьи.

Духовно-психотерапевтическая функция семьи. Данная функция призвана духовно взаимообогащать каждого из членов ячейки общества.

Прививаются морально-нравственные и этические нормы поведения в обществе. Кроме того, психотерапевтическая функция обеспечивает потребности каждого из родственников в понимании, признании, уважении, эмоциональной поддержке.

Социально-эротическая функция семьи. Эта функция включает в себя удовлетворение сексуальных потребностей партнеров. Основных задачи две – получение удовольствия от занятий сексом и обеспечение воспроизводства общества. Таким образом, семья перерастает в род, а затем и в поколение и династию.

Защитная функция семьи. Если ребенка обидел хулиган на улице, отец идет и разбирается, либо с этим хулиганом, либо с его родителями. Это и есть проявление защитной функции семьи. Как правило, если раздражитель – внешний, вину или стыд одного родственника разделяют все члены семьи. Кроме этого, защита может быть экономической и психологической. Каждая потребность из вышеперечисленных может быть удовлетворена человеком и без семьи, но только семья позволяет объединить все функции. Если семья – правильная, она дает комплексное и надежное обеспечение всех потребностей человека.[1]

Таким образом, для того, чтобы создать счастливую семью, необходимо понять, какие функции вы реализуете самостоятельно настолько избыточно, что готовы легко делиться результатами с близкими. Разобраться и с тем, что вам нужно от семьи, какие из вышеперечисленных функций вы самостоятельно реализовать не можете. Это и будет тем важным, что вы будете получать от своих родственников. Совокупность этих двух компонентов и определяет выбор соответствующего спутника жизни и формирует семью.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, т.е. в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но ив качественном воспроизводстве населения. Сущность системного подхода заключается в том, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объектов, в том числе и социальных, на выявление многообразных типов связей этих сложных объектов и сведение их в единую теоретическую конструкцию. Многообразие типов связей в сложном объекте диктует необходимость подробного его расчленения. Критерием выбора адекватного расчленения изучаемого объекта может явиться то, насколько точно в результате этой операции удается выбрать «единицу» анализа (такую, например, как товар в экономическом учении К. Маркса), которая позволяет обнаружить целостные свойства объекта, его структуру и динамику. Адекватно осмыслить и выявить природу социальных связей, образующих систему воспитания социальной инициативности детей и молодежи, позволяет социально-системный подход. При этом подходе появляется возможность осмысления процесса становления и развития воспитания как естественно-исторического процесса, зафиксировать производственные отношения (по производству материальных и духовных благ) как исходные, которые обусловливают все другие виды отношений.

Теория и методология деятельности рассматривают предметную человеческую деятельность как целостное единство чувственно-практической и духовной активности субъекта, как его общественную практику. Практика раскрывается в своей сущности как общественно-полезный труд, обеспечивающий существование и развитие общества, всех его социальных институтов, создающий необходимые исторические предпосылки и условия для преемственности поколений. Теория и методология деятельности позволяют исследовать диалектику продуктивной и репродуктивной деятельности, что особенно важно при анализе различных возрастных групп, а также деятельности живой и опредмеченной. Признание сфер общественной жизни в качестве основных компонентов общества как системы, как целого принципиально важно. В литературе существует подход к пониманию структуры общества, предусматривающий использование известных понятий как рядоположенных элементов общества. К их числу относят способ производства материальных благ, базис и надстройку, политическую систему, социальные отношения и др. С помощью этих категорий раскрываются определенные основные зависимости в обществе, некоторые его законы.

Проблема рассмотрения страны как системы взаимодействия государства и общества активно разрабатывается с последней трети XVIIIв. Теория материалистического понимания истории рассматривает возникновение, функционирование, развитие и смену социальных систем как естественно-исторический процесс. Эта теория за исходные связи в социальных системах принимает производственные отношения- По мере исторического развития формируются другие виды социальных отношений - социальные в узком смысле слова, политические, идеологические, информационные и т.д. Причин здесь много. Они непросты, взаимосвязаны. Рассмотрим только некоторые из них. Раньше в нашей стране был повсеместно распространен тип многодетной семьи. В настоящее время сложилась другая картина. Более половины всех семей имеют одного ребенка или вообще не имеют детей, значительно уменьшилось количество семей, имеющих двоих или троих детей. Почему это произошло? Хорошо это или плохо?

1.2. Современная российская семья и семейное воспитание

В семье, где единственный ребенок, родители «не могут воспитать естественные тормоза для развития индивидуализма», «волей-неволей… воспитывают эгоиста». Немаловажно и следующее. В большой семье ребенок привыкает с малых лет к коллективу, приобретает опыт любви и дружбы к старшим и младшим братьям и сестрам. Словом, А.  С. Макаренко считал семью с одним ребенком неполной, таящей много педагогических «рифов».[2]

С тех пор прошло немало времени, другими стали родители, дети, претерпела изменения и сама семья. Причем семей с одним ребенком становится все больше и больше. Как это сказывается на уровне успеваемости, трудовой и общественной активности подростков? В большинстве семей, имеющих одного ребенка, все внимание мать и отец — в некоторых случаях бабушка и дедушка!—уделяют только ему. И чаще всего такой школьник по сравнению со своими сверстниками из семей, имеющих несколько детей, и лучше ухожен, и лучше одет, и лучше накормлен, у него больше игрушек, лучше жилищные и материальные условия. Кому, как не ему, учиться хорошо и отлично? Даже при весьма слабых способностях такой ребенок должен бы учиться в худшем случае удовлетворительно. Но в жизни дело обстоит иначе. Среди неуспевающих подростков немало тех (около 34%), которые являются единственными у родителей.Cамостоятельным предметом исследования выступает лишь в отдельных работах (Л. П. Алексеева, В.Н. Бушина, Н. В. Кузьмина, С.С. Пиюкова, и др.)По мнению современных исследователей феномена компетентности родителей, предшествующий опыт сотрудничества с родителями был основан на когнитивных стратегиях взаимодействия, основная задача которых сообщать знания, формировать представления, убеждения, иными словами «педагогическую культуру родителей». Аффективно-эмоциональный и поведенческий репертуар родительского опыта был недооценен.

На основе анализа исследований по проблеме психолого-педагогической компетентности родителей (В.Н. Бушина, В.В. Селина, Н.Ш.Тюрина и др.), мы определяем ее как готовность и способность родителей, на основе знаний, умений, навыков и опыта в области воспитания ребенка, целенаправленно создавать эмоционально-комфортную, развивающую общность с ребенком, обеспечивающую ему субъектную позицию собственной жизнедеятельности. Компетентностный подход предполагает новые методы и формы работы с родителями, где приоритетное значение отдается активным формам основанным на субъект-субъектном взаимодействии. Вывод: изучив данную главу, мы рассмотрели понятие воспитания в широком контексте и в разных трактовках. Таким образом, воспитание является сложным многогранным процессом, который требует применения различных техник и методов, а также является одной из составляющих процесса обучения ребенка. Также нами были рассмотрены типы и виды воспитания, цели и задачи каждого из рассмотренных видов. Важным, является то, что воспитание осуществляется как организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, в ходе, которой воспитанники приобретают опыт социальной и духовной жизни. Методы воспитания в рассмотренной классификации также различны. Иногда общие методы воспитания могут быть малоэффективными, поэтому перед воспитателем всегда стоит задача найти пути воздействия и взаимодействия с детьми.

При оценке эффективности воспитательного процесса необходимо определиться с критериями, по которым будет оцениваться воспитательная деятельность, и установить соответствие поставленных целей с достигнутым результатом. Также мы выяснили, наилучшим результатом воспитания является возникновение у воспитанника процесса самовоспитания. Самовоспитание — сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Необходимым условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания. Воспитание является сложным и многогранным процессом, требующим грамотного подхода, но также неотъемлемой частью в формировании личности подрастающего поколения.[3]

Семья обладает сложным внутренним строением, своей психологической структурой. Каждый элемент семейной системы влияет на другие элементы и сам находится под их влиянием. В здоровой семейной структуре устанавливается равновесие, проявляющееся в четкости границ и функций подсистем, оформлении психологических ролей каждого члена семьи и создании семейного «мы». Такое равновесие не устанавливается автоматически, в любой семье возможны сближение, конфронтация, соперничество и конфликты между ее членами. Однако для нормальной семьи такие моменты, неизбежные для всякой живой, действующей и развивающейся системы, разрешаются «творчески», «раскованно», с присущим ей внутренним положительным потенциалом.

Глава II. СУЩНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ

2.1.Специфика современной семьи

Ученые получили достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, теплыми контактами, уважительным отношением к детям, у них активнее формируются такие качества как доброжелательность, внимательность, отзывчивость, самостоятельность, способность к сопереживанию и другие. Им свойственно более адекватное осознание образа «Я», его целостность, а следовательно, и более развитое чувство собственного достоинства, умение постоять за себя.

По мнению А.А.Чуприной, внутрисемейные отношения родителей и детей оказывают самое непосредственное влияние на духовное развитие ребенка. Это влияние опосредуется воспитательной деятельностью взрослых. С одной стороны мерой родительской любви определяется степень внимания к ребенку, забота о его будущем, стимуляция к учебным успехам и достижениям и т.д. С другой - успех, результативность воспитательных усилий находится в прямой зависимости от установки со стороны детей на носителя данных усилий, от степени идентификации с ним. Несомненно, что степень идентификации будет более высокой в том случае, если ребенок любит своих родителей. Именно любовь к родителям как ответное чувство на родительскую любовь, внимание и заботу способствует тому, что значительно легче достигаются цели, предписания и требования взрослых, касающиеся ребенка. Положительные семейные взаимоотношения в известной мере становятся и тем внутренним «табу», которое предохраняет подростка от недостойных поступков.

Таким образом, внутрисемейные отношения являются сильнейшим специфическим воспитательным фактором и в то же время, весьма уязвимым в воспитательном отношении местом семьи, ее «ахиллесовой пятой», если эмоциональные контакты семьи деструктивны, носят отрицательный характер. В таком случае семья не только утрачивает качества первичного коллектива, а вместе с тем и свои воспитательные возможности, но и оказывается той микросредой, которая преломляет, изменяет, искажает и задерживает положительное воздействие на личность, формирование ее духовно-нравственных основ. Операционально-деятельностный компонент воспитательного потенциала семьи, в нашем исследовании, характеризуется уровнем социально-педагогической самоорганизации семьи, что позволяет рассматривать семью в качестве активного субъекта воспитания и образования.

Придерживаясь позиции М.М. Прокопьевой, под самоорганизацией семьи мы понимаем ее организаторскую деятельность, направленную на обеспечение собственного самопроизводства и саморазвития как неповторимого самобытного, социально-исторического субъекта. Перед семьями и образовательными учреждениями стоит актуальная задача перехода от состояния сосуществования к сотрудничеству и партнерству как важнейшему условию развития воспитательного потенциала семьи. Сотрудничать – это значит работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле. Одним из способов решения данной проблемы может выступать социально-педагогическая деятельность общеобразовательных учреждений по формированию у родителей готовности оказания педагогической поддержки ребенка в условиях семейного воспитания. Педагогика поддержки (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин) как актуальная педагогическая парадигма современного образования - становится общепринятой в работе практиков современной школы. Однако, как показывает опыт, зачастую, принципы и тактики поддерживающей педагогики бывают трудно осуществимы в условиях массой школы.

В данной ситуации, на наш взгляд, целесообразно, учитывая необходимость активизировать субъектную позицию родителей, знакомить их с основными теоретическими положениями педагогики поддержки и обучать их навыкам поддерживающего воспитания.

Основой такого воспитания является то, что действия родителя по осуществлению поддержки ребенка в проблемной ситуации становятся эффективными тогда, когда он имеет отчетливые представления о том, что такое проблема, какие условия способствуют ее разрешению, как следует оказать помощь своему ребенку. Ответы на эти вопросы представлены в ряде исследований (Р.Бернс, У. Глассер, А. Маслоу. К. Роджерс, О.С. Газман, Т.В. Анохина, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Ю.Б. Гиппернейтер и др.) Также, в результате изучения научно-методической литературы и проведения опытно-экспериментальной работы можно говорить о том, что родитель может оказать эффективную, реальную поддержку ребенку в решении личностно-значимой для него проблемы, когда между ними устанавливаются «помогающие отношения» (термин введен К. Роджерсом). К сожалению, очень часто первой реакцией родителя на слова и поступки ребенка бывает немедленная негативная оценка или суждение, а вовсе не понимание и желание помочь ребенку справиться с проблемой, возникшей на его жизненном пути (учебной, поведенческой и др.). Поэтому принципы педагогической поддержки: безусловное позитивное отношение к своему ребенку; конструктивные помогающие отношения; эмпатическое понимание – должны стать основой для семейного воспитания. А ключевые слова «проблема», «защита», «помощь», «самостоятельность» - сутью идеологии взаимоотношений родителя и ребенка. Родителям важно донести, что сложные вопросы и трудные задачи возникают в жизни каждого ребенка, следовательно, беспроблемных детей не бывает; во-вторых, ребенка невозможно избавить от проблем, ему можно и нужно помочь адекватно и эффективно действовать в той или иной проблемной ситуации; в-третьих, не каждую трудность стоит считать проблемой, а лишь ту, которую ребенок не может преодолеть с помощью собственных усилий – без поддержки и помощи родителя. Этот новый взгляд приводит к изменению позиции родителя, которая с «борьбы с ребенком» переходит в позицию «чем я могу тебе помочь?».[4]

Эффективными способами работы общеобразовательного учреждения по формирования готовности родителей к оказанию педагогической поддержки ребенка в семье могут стать неформальные методы организации взаимодействия школы и семьи:

1. Просвещение родителей должно касаться проблем существующих и интересных родителю.

2. Просвещение родителей должно проходить не просто в удобное время, а вписываться сверх легко в график родителя (во время ожидания ребенка на занятиях и т.п.) собраниях

3. Родителя должны занимать активную позицию и сами должны быть активными участниками обсуждения проблем.

Данные формы работы ставят родителей в субъектную позицию по отношению к решению проблем семейного воспитания, а идеология педагогики поддержки позволяет родителю получать позитивные результаты и чувствовать себя успешным воспитателем. Это обстоятельство мотивирует родителей продолжать самообразование и самосовершенствование в области выстраивания эффективных детско-родительских взаимоотношений и тем самым повышать воспитательный потенциал своей семьи.

2.2.  Актуальность проблемы развития воспитательного потенциала семьи

Основными аргументами перехода к развивающему типу взаимоотношений с семьей выступают следующие:

Во-первых, не смотря на то, что в педагогической теории и практике существует не мало уникальных, ценных исследований, посвященных семье как институту воспитания, современная парадигма гуманно-личностного образования, провозглашающая субъект-субъектные отношения между участниками образовательного процесса, требует необходимости отойти от традиционного формирующего и воздействующего подхода к работе с родителями («формирование педагогической культуры», «педагогическое просвещение», «воспитание родителей» и т.п.). Все более актуальной выступает задача активизации субъектной роли родителей, признания, уважения и поддержки их потенциальных воспитательных возможностей.

Во-вторых, воспитательный процесс в семье – явление своеобразное, он не имеет ни начала, ни конца, осуществляется постоянно, словом и делом, поступком и интонацией. Этот процесс зачастую лишен особых форм организованности и четкости и поэтому очень индивидуален и неповторим. И задача педагогической практики учитывать эту уникальность через развитие воспитательного потенциала семьи.

В-третьих, современные родители несколько отличаются от тех, на которых привыкла ориентироваться педагогическая практика, которым адресована значительная часть литературы по семейному воспитанию. Именно поэтому современному педагогу все труднее находить общий язык с родителями учащихся. Директор московского образовательного центра Е.Л.Рачевский считает, что в характеристике большинства современных родителей находят отражение следующие черты:

 - Это люди с высшим и средним профессиональным образованием, сфера деятельности которых часто сопряжена с принятием решений. Они имеют относительно высокий уровень информационной культуры, планируют развитие своей семьи и своих детей в ближней и дальней перспективах. Поэтому, отдавая ребенка в школу, они думают о его перспективных конкурентных преимуществах на рынке труда, связывают успешную будущность своего ребенка с уровнем полученного образования. Для них собственный ребенок – абсолютная самоценность, именно поэтому они не безразличны к его детскому и взрослому окружению, а проблема безопасности, физического и психического комфорта являются одним из важнейших приоритетов. Вследствие этого они готовы сотрудничать и взаимодействовать с ОУ, так как озабочены средой обитания и проживания собственного ребенка. Значительная часть из них не видят школу как монопольный институт образования, и, если бы не дефицит времени и иных ресурсов, они бы искали и другие пути образования детей, может быть, не альтернативные школе, но дополнительные. В этом смысле речь не идет о недоверии к конкретной школе, а о недоверии к школьному институту вообще.

- Образовательный уровень большинства из них явно соперничает с культурными возможностями школы, поэтому только диалог и сотрудничество может их привлечь в образовательном учреждении.

- Закономерный рост правовой культуры содействует все большему осознанию родителями себя и своего ребенка как правовых субъектов образования, поэтому не стоит исключать судебные иски к школе по поводу качества образования и иных аспектов комплекса образовательных действий школы.

- Образование все явственнее воспринимается ими как инвестиционное пространство, они грамотно рассматривают актуальные и перспективные отдачи от своих финансовых и иных ресурсных вложений.

- В то же время, они настороженно относятся к любым инновационным шагам со стороны школы. Им хочется предсказуемости и планомерности в принятии решений. Они могут быть достаточно требовательны и даже агрессивны в случае ущемления прав их ребенка. Им важна абсолютная прозрачность школьных действий, педагогических и управленческих. Метод работы со случаем – семья, нуждающаяся в помощи, рассматривается как отдельный случай, который ведет специалист, устанавливая такие взаимоотношения с семьей, которые способствуют самоусилению семьи клиента и повышают ее способность пользоваться своими собственными и общественными ресурсами. Специалисты концентрируются на случае семьи и выстраивают для нее индивидуальные программы помощи, а не «встраивают» клиентов в имеющиеся в учреждениях программы. Необходимость социально-педагогического диагноза – все решения по поводу семьи принимаются на основе специальной диагностики, которая проводится на различных этапах работы с семьей. Выработка обоснованного и согласованного с семьей плана действий – составление плана вмешательства, семейного плана действий и др.Формирование социально-поддерживающей сети семьи предполагает использование в работе с семьей ресурсов ее окружения, включение в более широкую социальную систему, восстановление разрушенных социальных связей.

Установление и поддержание рабочего альянса с семьей важно, что социальные педагоги успешно владели навыками коммуникации  с клиентами, т.к. установление позитивного тесного контакта с семьей является основой для дальнейшей работы. Работа социального педагога должна в большей степени заключаться в актуализации теплых чувств семьи, того, что ее объединяет, в нахождении способов  взаимоподдержки членами семьи друг друга, а не фиксироваться на отрицательных факторах и работе по их устранению. Понимание семьи как системы приводит, в свою очередь, к пониманию необходимости применения комплексного, системного подхода к организации психолого-педагогической коррекции негативных отклонений в поведении детей и подростков. Только совместная работа со всеми членами семьи ребенка может привести к положительному результату.

Родители являются образцом и сильнее всего влияют на развитие личности ребенка, поэтому важно учитывать личностные качества родителей. Негативные качества снижают способность семьи как педагогической системы к самоорганизации, самостабилизации, синтезогенезу, повышают ее чувствительность к негативным явлениям общества или приводят к закрытости, снижает уровень образованности и воспитанности членов семьи, вследствие чего возникают сложности с социальной адаптацией у родителей и детей. В зависимости от применяемых методов воспитания между родителями и детьми выделяется несколько моделей взаимоотношений:

1. Родители ориентированы на уважение детей. Их окружают любовью, следят за их деятельностью, интересами и беспокойствами. Такие семьи можно считать наиболее благополучными с точки зрения психологического климата.

2. Родители почти всегда отзываются на потребности ребенка, но существует некая дистанция, отделяющая детей от родителей. Интересы детей часто игнорируются, т.е. родители сами решают за ребенка, что ему нужно. Подобное воспитание может привести к тому, что ребенок не сможет сориентироваться, что ему действительно нравится, в какой сфере ему нужно развиваться, выберет «не ту» профессию и будет несчастен.

3. Родители ориентированы на материальное благополучие. Близкие и теплые отношения между родителями и детьми практически не возникают. Обычно это связано с тем, что родители в детстве сами испытывали материальные ограничения. Акцент в воспитании делается на получение выгоды.

4. Семьи, где сложились враждебные отношения между членами. Отсутствует уважение, доверие, возможны физические наказания. Такое окружение считается неблагоприятным. Часто в таких семьях дети вырастают агрессивными, замкнутыми, неуверенными в себе, конфликтными.

5. Антисоциальные семьи, которые и семьей трудно назвать. Это больше похоже на временное место, где вынужден находиться ребенок. Дети являются обузой. Для родителей характерны аморальные способы выживания. На детей такое окружение сказывается крайне негативно.

Таким образом, роль семьи в формировании личности играет важнейшую роль, которая реализуется через воспитательный потенциал, включающий внутрисемейные отношения, нравственный пример родителей, их личностные качества, состав и структура семьи, уровень образования и педагогической культуры родителей, степень их ответственности за воспитание детей.

Прежде чем молодым людям образовывать семью и заводить детей, в первую очередь им нужно самим стать зрелыми личностями с высокоразвитыми качествами, образованием, высоким уровне социальной, нравственной и педагогической культуры. Только в этом случае они смогут воспитать в своих детях полезную, успешную личность и будут положительно влиять на развитие всех членов семьи. Важными признаками сформированной педагогической культуры родителей являются осознание ими целей воспитания детей, понимание закономерностей их развития, соответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей, гибкость и учет конкретной педагогической ситуации, умение применять разные методы и приемы воспитания. Также воспитательный потенциал зависит от уровня родительской ответственности - нравственно-психологического состояния личности родителя, характеризующееся сознанием и чувством долга по отношению к детям. Она включает в себя эмоциональную и рациональную сторону. Если эмоциональная сторона формируется родительской любовью, то ее рациональная сторона основана на требованиях к родителям, обусловленным общественными потребностями, а также конкретной ситуацией в семье.[5]

Для оптимального воздействия на развитие личности ребенка родительская позиция должна обладать следующими свойствами:

1) адекватность - это уровень объективности оценки психологических особенностей ребенка и построение воспитание на основе этой оценки;

2) динамичность - это способность изменять методы и формы воздействия на ребенка в зависимости от его возраста, конкретных ситуаций и условий;

3) прочность - это направленность воспитания в будущее, в соответствии с требованиями, которые ставит перед ребенком дальнейшая жизнь.

 Семьи, уважающие ребенка как личность. В них высокая педагогическая культура родителей. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, которое приносит радость и пользу всем членам семьи, взаимообогащает их. Ребенок является субъектом жизнедеятельности семьи. Отношения строятся на взаимном доверии, откровенности, равенстве, тактичности. Семьи с завышенной моральной ответственностью. К ребенку предъявляются повышенные морально-психологические требования. Дети повинуются родителям, подчиняются их воле и желаниям. Чаще всего такие дети безынициативны. Они послушные, вежливые, воспитанные, но в отношениях с родителями чувствуется дистанция, которую обе стороны стараются не нарушать. Материально-ориентированные семьи. Главное внимание уделяется материальному благополучию. Вся жизнь семьи вращается вокруг увеличения благосостояния, ребенка с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически. Интересы детей не учитываются. Семьи, враждебно настроенные по отношению к ребенку. Ребенок чувствует себя нежеланным и нелюбимым, что вызывает скрытность, недружелюбие. Родители применяют наказания и не используют поощрения как метод воспитания. Поведение детей часто вызывает конфликты между родителями.

Семьи, проявляющие двойственное отношение к детям. Чаще всего в семье, где два или несколько детей, к которым родители относятся по-разному. Обычно один из детей выделяется как «любимчик», которому все позволено. Его балуют, избавляют от обязанностей, стараются угодить. Ко второму ребенку в это же время предъявляются повышенные требования, применяются наказания за любой, даже незначительный, проступок и т.д. Если же «любимчик» еще и младший по возрасту, то вся ответственность за его поведение лежит на старшем. Асоциальные семьи. Родители ведут аморальный образ жизни. Атмосфера в семье совершенно непригодная для жизни и воспитания ребенка. Влияние родителей крайне негативное. Дети нередко страдают от насилия. Из некоторых таких семей дети берутся под защиту и опеку государства. Анализируя психологию семейного воспитания, В.М. Минияров выделяет следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный. Обобщив наблюдения психолога, можно так охарактеризовать каждый стиль семейного воспитания.

1. Попустительский стиль. Ребенок имеет полную свободу действий, предоставлен сам себе, а родители заняты своими проблемами, делами, развлечениями. Методы наказания и поощрения используются неумело и, следовательно, неэффективно. В выборе форм поведения ребенок свободен, но в обществе родители требуют от него формального соблюдения правил приличия. Причем ребенок просто должен их запомнить наизусть без всякого пояснения со стороны родителей.

2. Состязательный стиль. С раннего детства родители ищут в ребенке выдающиеся качества и черты, отличающие его от других детей. Поощряют любую активную деятельность ребенка, видят в нем суперличность. Родителей мало волнуют человеческие качества ребенка, главное, чтобы он выделялся среди всех. С ребенком много занимаются, приучают его к демонстрации своих интеллектуальных возможностей.

3. Рассудительный стиль. В семье ровные, спокойные взаимоотношения как между равными личностями. С раннего детства родители предоставляют ребенку относительную свободу действий, чтобы он путем проб и ошибок приобретал личный опыт. В семье созданы условия для удовлетворения главных жизненно важных потребностей ребенка: в активной деятельности, общении, познании. Ребенок наравне со взрослыми принимает участие в делах семьи. Родители следят за тем, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось ни в семье, ни за ее пределами. Каждый неправильный поступок ребенка спокойно с ним обсуждается. Отсюда формируется внимание и уважение к другим людям.

4. Предупредительный стиль. Родители считают, что ребенок не должен действовать самостоятельно. Его полностью лишают активной деятельности, он лишь пассивный созерцатель, которого постоянно развлекают родители. Никогда не наказывают ребенка ни за какие проступки. Слепо любят ребенка, готовы отдать все, чтобы он не испытывал неудобств, трудностей, избегал проблем. Вплоть до совершеннолетия не отпускают его от себя. В семье господствует полная вседозволенность и потакание. Все это формирует эгоистическую направленность личности ребенка, формальную ситуативную мораль.

5. Контролирующий стиль. Родители контролируют каждый шаг ребенка: строго следят за выполнением распорядка дня, закрепляют круг обязательных дел, соблюдают своевременное овладение навыками и умениями. Ребенок в такой семье все время старается уйти из-под контроля родителей, избежать очередного запрета. Наказывают за неправильное поведение и иногда поощряют положительное. Родители скупы на ласку, внимание. Больше видят недостатков, чем достоинств в ребенке. Допускается и насилие в отношении ребенка. Стремятся уличить ребенка в неблаговидных поступках, формируя у ребенка неуверенность в себе. Все это делается для того, чтобы воспитать из ребенка высоконравственную личность и не допустить, что безнравственные поступки превратятся в привычки.

6. Сочувствующий стиль. Такой стиль воспитания может возникнуть при следующих условиях: материальном недостатке семьи, при плохих бытовых условиях жизни, при отсутствии духовной близости между супругами или в неполной семье. У ребенка нет игрушек, он мало общается со сверстниками, все время включен в деятельность взрослых. Когда родители освобождаются от домашних дел, они с удовольствием общаются с ребенком, но только в силу имеющихся возможностей, не более. Ребенка любят, но никогда не балуют. Все тяготы жизни они делят с ребенком, но стараются уберечь его от физических и психологических перегрузок.

7. Гармоничный стиль. Этот стиль воспитания вбирает в себя все лучшее, что описано в предыдущих стилях. Детям дается самостоятельность, которая направляется умелыми действиями родителей. В семье взаимоответственность и взаимопонимание, чуткость и тактичность в отношениях между членами семьи. Ребенка развивают всесторонне. Критика воспринимается разумно. Используются методы поощрения и наказания, если возникает необходимость.[6]

Важнейшая социальная функция современной семьи – воспитание будущего семьянина, т.е. подготовка подрастающего поколения к браку и семейной жизни. Как мы уже отмечали, семья – основной источник опыта семейной жизни, где он постигается изнутри, видится глазами члена семьи, непосредственного участника всех семейных событий. Семья занимает центральное место среди макросоциальных факторов, влияющих на формирование жизненных планов молодого поколения. В каждой семье есть свои традиции и устои, есть положительный и отрицательный опыт супружеских отношений. Перенимая отдельные черты взаимоотношений родителей, большинство молодых людей все же стремится строить жизнь по-своему. Институт семьи существует не только потому, что выполняет жизненно важные для общества функции. Вступление в брак, совместное проживание и воспитание детей отвечает личностным желаниям и потребностям миллионов людей. По-видимому, именно ослабление этих личных мотивов и желаний отчасти объясняет негативные процессы в современной семье: деградацию семейного образа жизни, распространение альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижение престижа семьи и потребности иметь детей, рост разводов и внутрисемейного насилия. Вот почему нет сомнения в необходимости подготовки современной молодежи к семейной жизни. Причем имеется в виду воспитание не только чувства ответственности вступающих в брак друг перед другом, но и способности соотносить свой стиль жизни со стилем супруга или супруги, постижение основ этических норм, психологии и гигиены пола, педагогики, приобретение навыков и умений ведения трудоемкого домашнего хозяйства, рационального использования бюджета и пр. Поэтому воспитание будущего семьянина – процесс, в котором тесно переплетаются вопросы морали и нравственности, этики и педагогики, медицины и права.[7]

Некоторые психологи считают, что ограниченные возможности знакомства с разными социальными ролями в неполной семье больше всего касаются девочек, так как мальчики, особенно подросткового и старшего школьного возраста, благодаря спортивным, естественно-научным или техническим интересам, чаще находят достаточное количество мужских примеров, поэтому отсутствие отца у них в определенной мере сглаживается. Но, тем не менее, примера полоролевого поведения супругов в семье такой ребенок не имеет.

Отсутствие наглядного образца взаимоотношений мужа и жены, отца и ребенка, матери и ребенка, отношений каждого из них к семье как коллективу порождает риск того, что у детей сформируются искаженные взгляды на брак и семью, что помешает в будущем становлению их собственной семьи. По статистике чаще распадаются семьи тех, кто воспитывался в неполной семье. Однако, Матейчик подчеркивает: отсутствие в семье отца или матери (с точки зрения социальной подготовки ребенка), разумеется, серьезный недостаток, но иногда лучше, чтобы вообще не было родителя, чем иметь деформированный, отрицательный, отталкивающий пример. Неадекватное представление о брачно-семейных отношениях имеют и дети, выросшие в так называемых семьях группы социального риска: имеющих алкоголиков, наркоманов, лиц с девиантным поведением, где применяются различные формы насилия. В таких семьях деформируются представления детей о супружестве, возникает неправильное понимание ролевого поведения членов семьи.

Причины макросоциального характера – кризисные явления в социально-экономической сфере. Причины микросоциальные, как правило, биологического характера, обусловленные генетической, психической или физической патологией (инвалидизация, алкоголизм и т.д.), и психологического характера, связанные с внутрисемейными отношениями (низкий культурный уровень супругов, наличие конфликтов личностного порядка). На современную семью к тому же оказывает влияние ряд факторов, которые во многом способствуют ослаблению межличностных отношений, возникновению размолвок и конфликтов между супругами, снижают воспитательный потенциал семьи, дестабилизируют весь семейный уклад жизни. Среди них: миграция населения; урбанизация; нравственно-психологическая неподготовленность вступающих в брак; экономическая и психологическая самостоятельность женщин; социальная незрелость.

Следует подчеркнуть, что особую тревогу вызывает влияние семейного неблагополучия на состояние и воспитание ребенка. К отклонениям в поведении ребенка приводят причины биологического характера, а также социально-экономические, социально-психологические и психолого-педагогические. Неблагополучие в семейных отношениях, кризисная ситуация может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары. Чаще всего это связано с критическим периодом в развитии супружеских отношений, который переживается в разной степени и в разные периоды всеми супружескими парами.

Многие исследователи семейных отношений указывают на следующие семейно-бытовые ситуации, которые наиболее часто оказываются психотравмирующими для человека: смерть и тяжелые заболевания близких людей; материальные затруднения; ссоры супругов с родственниками, родителями; плохие взаимоотношения между супругами; отсутствие любви в семье; конфликты, ссоры; супружеская измена; разрыв семейных связей; ревность. Причем по количеству случаев на первом месте стоят «плохие взаимоотношения между супругами», так как это еще и наиболее длительно действующий фактор. На втором – «смерть и тяжелые заболевания близких людей» – наиболее травмирующий фактор. На третьем – «материальные затруднения».[8]Вывод: таким образом, исходя из вышеизложенного, мы можем подчеркнуть, что воспитание только из семьи невозможно. Социальное и религиозное воспитание играет немало важную роль в процессе становления личности. Человек воспитанный занимает высокий статус в обществе. Развивается как личность и индивидуальность. Но важность семьи как социального института неоспорима. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. При получении социального, общественного воспитания человек вливается в общество, принимая из него все нормы, навыки и ценности. При этом меняясь изнутри и меняя свое отношение и положение в социуме. Благодаря религиозному воспитанию мы обогащаемся духовно, морально. Принимаем ценности религии. Так мы получаем человека всесторонне развитого в процессе воспитания. Среди плюсов есть и минусы внутри воспитания каждого из видов. Например, привитие того или иного вида воспитания ребенку несет в себе глубокий смысл и глубокую систему для того, чтобы воспитать человека правильно, необходимо учитывать все плюсы и минусы каждого из видов воспитания.

Например, при семейном и религиозном воспитании необходимо учитывать возраст ребенка и контингент семьи и воспитуемых. Также стоит изучить то, где и в каких учреждениях ребенку будут прививать навыки того или иного вида воспитания. Чтобы ребенок усвоил правильно тот смысл воспитания, который он в себе и несет. Также стоит учитывать и то, насколько воспитуемый несет в себе правдивые представления о ценностях воспитания и их значимости. Всестороннее и гармоничное развитие личности будет наиболее эффективным при учете особенностей развития личности ребенка в процессе воспитания, включении детей в личностно-значимые виды воспитательной деятельности, целенаправленном воспитательном процессе по трем основным направлениям - семейном, социальном, духовно-нравственном (религиозном) и учете специфических особенностей каждого из видов воспитания. Таким образом, анализ показал, что педагогическое взаимодействие как процесс, характеризуется: воздействием педагога на семью (и обратно), порождающим их взаимную связь, проявлением взаимной оценки действий и поведения субъектов, их согласия или несогласия друг с другом, выражением эмоций, убеждений и т.д. Развитие субъектности семьи связанно с возможностью решения задач воспитания, развития, обучения детей, принятия на себя ответственности за собственную судьбу. В философии, психологии и педагогики субъект определяется как носитель определенной предметно-практической деятельности, познания как источник активности. Понятие субъекта определяется через способность ценностным образом регулировать, направлять и осуществлять свою жизнь и объективировать себя в ней. Категория субъекта, как отмечает К.А.Абульханова-Славская, предполагает всегда развитие «по восходящей». Существенным дополнением здесь выступает позиция В.В. Знакова, который выделяет в субъектности прежде всего те черты, которые способствуют или препятствуют осознанию человеком совершаемых поступков и ответственностью за них как свободного нравственного деяния. Развитие субъектности предполагает уход от паттерналистической позиции по отношению к семьям, находящимся в социально опасном положении, и становлению фасилитирующих отношений между социумом и семьей. Фасилитирующие отношения предполагают, что специалисты, работающие с семьей, играют роль помощника и советчика в преодолении семейного кризиса, отказываются от директивных методов управления семейной ситуацией. Действия субъектов социализации, должны быть направлены, прежде всего, на стимулирование и мобилизацию внешних и внутренних ресурсов семьи, поиск альтернативных форм поведения и реагирования на кризисные ситуации. На основе анализа психолого-педагогической литературы, к признакам  субъектности  семьи мы относим: ориентация на просоциальные и ценности и готовности к их воплощению; наличие четкой социальной позиции семьи (Мерзляков А.В.) умение выстраивать ближайшие и отдаленные цели функционирования семейной системы; осознанность особенностей семейного функционирования; умения определять причины возникновения проблем внутри семьи; умение самостоятельно преодолевать жизненные кризисы (деятельностный компонент). Таким образом, субъектность представляет собой сложное семейное образование, обеспечивающее способность семьи к самоизменению, внутреннее регулируемому поведению. Субъектом можно назвать только такого человека, который принимает решения о способах взаимодействия с окружающим миром на основе нравственных убеждений.

Реализация обозначенных основ развивающего подхода потребует от педагогического коллектива школы такта и выдержки, оптимистического настроя и веры в созидательную силу семьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной методической разработке мы рассмотрели особенности семейного, социального, религиозного воспитания. Также мы рассмотрели закономерности сходств и различий между ними. Из этого очевидно, что процесс воспитания очень многосторонний и сложный. Это важно учитывать при воспитании ребенка и привитии ему определенных знаний и навыков.

Воспитание имеет широкий спектр понятий. Эти понятия в разных сферах и направлениях трактуются по-разному. В педагогическом контексте его рассматривают следующим образом: воспитание планомерное и целенаправленное воздействие и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, которые обеспечивают нужные условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду. Воспитание имеет ряд особенностей, которые отличаются по составу и направленности. Кроме того, необходимо учитывать возраст, пол, семейное положение, статус и так далее. Прививая ребенку те или иные знания в процессе воспитания, следует учитывать и то, как это будет оцениваться в социуме. Так как социальные нормы на данный момент играют важную роль в жизни личности.

При привитии религиозной культуры ребенку также стоит учесть, что правильно будет преподнести на конкретный период возраста. А что следует отложить. Потому как ребенок может понимать что-то буквально, а что-то вовсе не принимать, особенно если при помощи азов воспитания того или иного вида (семейного, социального, религиозного) взрослый будет запугивать ребенка или наказывать, то воспитание обернется лишь возникновением проблемы.

Таким образом, стоит учитывать все особенности, сходства и различия, критерии и направленности воспитания ребенка. В результате, в ходе выполнения работы, цель и задачи были выполнены, гипотеза подтверждена.

Обозначенные механизмы действуют с различной степенью интенсивности в разные периоды жизни ребёнка в родительской семье. Совместно с тем, все эти механизмы соединяет то, что они реализуются в процессе межличностного взаимодействия родителей и малышей - в их общении и сотрудничестве в разных видах бытовой, игровой, познавательной, трудовой культурно-досуговой и другой совместной деятельности, как в семье, так и за её пределами. Результатом этой деятельности выступает формирование определённого стиля взаимодействия, который определяет воспитательный эффект семьи в виде обоюдного воздействия родителей и деток друг на друга. Проводимые сначала 90-х годов реформы русского общества оказали на семью многозначное воздействие, привели к глубочайшим изменениям ее жизнедеятельности, повлекшим за собой и конфигурации ее воспитательного потенциала. Для большинства россиян ценность семьи и домашнего стиля жизни остается очень высочайшей (87%). Совместно с тем изменение социальных критерий жизнедеятельности семьи привело к возникновению негативных тенденций. Понижается интенсивность заключения браков. Увеличивается уровень разводимости. Миниатюризируется степень компенсации разводов повторными браками. Происходит понижение интенсивности рождения. Как проявили исследования для определенной части русских семей (менее 10%) социально-экономические реформы, насыщение рынка продуктов и услуг, в том числе и в сфере физической культуры и спорта, означают расширение их воспитательных способностей, т.к. позволяют лучше удовлетворять разнообразные потребности деток, расширять их образовательный кругозор, больше времени уделять общению с ними и другим семейным делам.


Список литературы

1. Абраменкова, В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире [Текст] / В. Абраменкова // Вопросы психологии. - 2002. - №1. - С.3-6.

2. Арнаутова, Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника [Текст] / Е.П. Арнаутова. - М., 1994.

4. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития [Текст] / Т.Н. Доронова. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

5. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] / Е.С. Евдокимова. - М., 2005.

6. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ [Текст] / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М., 2005.

7. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей [Текст] / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. - М., 2004.

8. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение [Текст] / П.Ф. Лесгафт. - М.: Педагогика, 1991.

9. Любина, Г. Как воспитать своего ребенка удачником [Текст] / Г. Любина // Дошкольное воспитание. - 1997. - №12. - С. 50-59.

10. Маленкова, Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями) [Текст] / Л.И. Маленкова. - М.: ТОО "ИнтелТех", Правление о-ва "Знание" России, 1994.

11. Мамайчук, И. Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции [Текст] / И. Мамайчук // Дошкольное воспитание. - 2003. - №5. - С.80-85.

12. Плоткин, М.М. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей [Текст] / М.М. Плоткин, В.И. Ширинский // Семья в России. - №1 -1997. - С.90-102.

13. Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., Педагогика-Пресс, 1997.

14. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 544 с.

15. Семейное воспитание. Краткий словарь. Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. - М., 1990.

17. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И.Ерофеевой. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.

18. Содержание, формы и методы работы с родителями: Методические рекомендации в помощь организаторам работы с родителями. - Тамбов, 1993.

19. Социальная защита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения/ Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянов, В.Н. Гуров. - В 2 т. Т.1. Кн. 2. - Ставрополь: СКИПКРО, 1997.

20. Спиваковская, А.С. Как быть родителями: О психологии родительской любви [Текст] / А.С. Спиваковскаая. - М.: Педагогика, 1986.

 


Приложение

Для проверки исходных положений гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- теоретические - анализ философской, педагогической, учебно-методической, психологической, социологической литературы, российской нормативно-правой базы, программных документов школы и педагогического опыта по проблеме исследования; синтез; конкретизация; обобщение; теоретическое моделирование; эмпирические – обобщение практического опыта работы образовательных учреждений по организации взаимодействия с семьями учащихся; психолого-педагогические, социологические методы сбора информации (анкетирование, интервьюирование, тестирование); констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента; методы статистической обработки материалов исследования (статистический анализ, интерпретация результатов исследования, ранжирование). Статистическая интерпретация результатов исследования проводилась с использованием многофункционального статистического критерия - углового преобразования Фишера.

Первый этап: теоретико-поисковый – изучение и теоретико-методологический анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме и выявление состояния изученности проблемы в условиях образовательной школы; уточнение сущности и содержания воспитательного потенциал семьи и разработка критериально-оценочного инструментария для его диагностики; проведение констатирующего этапа эксперимента с целью определения начального уровня развития воспитательного потенциала семей учащихся; разработка модели развития и реализации воспитательного потенциала семьи в условиях социального партнерства со школой, обоснование педагогических условий эффективности рассматриваемого процесса.

Второй этап: формирующий – анализ и систематизация эмпирического материала; проведение формирующего этапа эксперимента, отслеживание хода и результатов опытной работы по проверке модели развития и реализации воспитательного потенциала семьи в условиях социального партнерства со школой; внедрение в образовательный процесс педагогических условий; проведение научно-практических мероприятий по проблеме исследования, сбор эмпирических данных, их теоретическое осмысление.

Третий этап: итоговый – завершение экспериментальной работы, систематизация и интерпретация материалов исследования, проверка выдвинутой гипотезы; итоговая обработка полученной информации, анализ и обобщение результатов исследования; внедрение результатов опытно-экспериментальной работы в современную педагогическую практику.

 


[1]Абраменкова, В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире [Текст] / В. Абраменкова // Вопросы психологии. - 2002. - №1. - С.3-6.

[2]Арнаутова, Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника [Текст] / Е.П. Арнаутова. - М., 1994.

[3]Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] / Е.С. Евдокимова. - М., 2005.

[4]Любина, Г. Как воспитать своего ребенка удачником [Текст] / Г. Любина // Дошкольное воспитание. - 1997. - №12. - С. 50-59.

[5]Содержание, формы и методы работы с родителями: Методические рекомендации в помощь организаторам работы с родителями. - Тамбов, 1993.

[6]Мамайчук, И. Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции [Текст] / И. Мамайчук // Дошкольное воспитание. - 2003. - №5. - С.80-85.

[7]Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение [Текст] / П.Ф. Лесгафт. - М.: Педагогика, 1991

[8]Семейное воспитание. Краткий словарь. Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. - М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕСУРСЫ

Цель собрания: выявить потенциальные возможности семьи в воспитании детей. Задачи собрания:-  способствовать формированию адекватной, гибкой и прогностичной родительской позиции и уста...

Воспитательный потенциал семьи

Воспитательный потенциал семьи...

Воспитательный потенциал семьи обеспечивающий успешное развитие ребёнка.

Разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют её воспитательные....

Программа по повышению воспитательного потенциала семьи

Программа по повышению воспитательного потенциала семьи...

Программа по повышению воспитательного потенциала семьи

Программа по повышению воспитательного потенциала семьи...