Авторская воспитательная программа "Золотой ключик"
рабочая программа (4 класс) на тему

Кушатова Фаина Юрьевна

Моделирование будущего состояния воспитательной программы не предполагает формирования полных и завершенных представлений о моделирующем объекте. Это и не возможно, так как воспитательная система- достаточно сложное и постоянно изменяющееся социально-педагогическое явление. Разработанная программа включает в себя идею ,цели и принципы воспитательного взаимодействия, представления о методологических подходах, системоинтрегующей форме, способах организации и критериях эффективности воспитания младших школьников.

  1. Идея программы

Построение на первой ступени гуманистической системы воспитания, ориентированной на максимальный учет интересов младших школьников на обеспечение развития личностного потенциала и яркой индивидуальности каждого ребенка, на поддержку инициативы, самодеятельности и творчества детей.

Учитель призван помочь своим воспитанникам овладеть доступными для возраста ЗУН самопознания, самопроектирования, самостроительства, самореализации, самоутверждения, самоанализа. Для выполнения данной задачи необходимо интегрировать имеющиеся в начальной школе человеческие, информационные, технологические, материально-технические и финансовые ресурсы.

 

Программа рассчитана на четыре года: с 1-4 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Моделирование будущего состояния воспитательной программы не предполагает формирования полных и завершенных представлений о моделирующем объекте. Это и не возможно, так как воспитательная система- достаточно сложное и постоянно изменяющееся социально-педагогическое явление. Разработанная программа включает в себя идею ,цели и принципы воспитательного взаимодействия, представления о методологических подходах, системоинтрегующей форме, способах организации и критериях эффективности воспитания младших школьников.

  1. Идея программы

Построение на первой ступени гуманистической системы воспитания, ориентированной на максимальный учет интересов младших школьников на обеспечение развития личностного потенциала и яркой индивидуальности каждого ребенка, на поддержку инициативы, самодеятельности и творчества детей.

Учитель призван помочь своим воспитанникам овладеть доступными для возраста ЗУН самопознания, самопроектирования, самостроительства, самореализации, самоутверждения, самоанализа. Для выполнения данной задачи необходимо интегрировать имеющиеся в начальной школе человеческие, информационные, технологические, материально-технические и финансовые ресурсы.

Программа рассчитана на четыре года: с 1-4 класс.

1.2 Название и целевые ориентиры воспитательной программы

Название «Золотой ключик»

Главная цель:

Содействие формированию у младших школьников потребности проявлять и развивать интеллектуальные, духовно-нравственные и физические задатки и способности на основе успешного освоения адекватных возрасту социальных ролей, видов деятельности, нравственных норм и ценностей, форм и способов самоосуществления.

Частные цели:

  1. Способствовать успешной адаптации первоклассников к школьной жизни, освоению роли ученика, приемов и методов учебной деятельности, соблюдению правил поведения в образовательном учреждении.
  2. Обеспечить необходимые условия для освоения второклассниками организаторско-управленческой и коммуникативной ролей в жизнедеятельности учебного коллектива, пробы своих сил и возможностей в разнообразных видах деятельности, культивируемых в школе и учреждениях дополнительного образования, культуры и спорта.
  3. Содействовать освоению третьеклассниками гражданско-патриотической, нравственной ролей в общественной сфере жизнедеятельности, форм и способов организации социально ценных дел, норм поведения и общения вне образовательного учреждения.
  4. Способствовать формированию у учащихся четвертых классов основ развития и управления самопроцессами, умений и навыков организации творческой и индивидуальной и коллективной деятельности, духовно-нравственных ценностей гражданского демократического общества, потребности в достижениях и самовыражении.

Гуманистический процесс воспитания строится на основе двуединства деятельности педагогов и активности детей. То на ряду с педагогическими целевыми ориентирами существуют выдвигаемые школьниками цели своей жизнедеятельности и работы по самовоспитанию.

Годы обучения

Целевые ориентиры учащихся

Первый класс

1.Знать правила учащихся

2.Уметь быть учеником и научиться учиться.

3.Ценить вежливость и прилежность.

Второй класс

1.Знать свои возможности в различных видах деятельности.

2.Уметь выполнять общественные поручения.

3. Ценить дружбу и товарищество.

Третий класс.

1.Знать основные нормы морали, правила поведения в общественных мсестах и на улице.

2. Уметь быть полезным окружающим людям.

3. Ценить свою Родину и свою республику, район, наслег.

Четвертый класс.

1.Знать свои сильные и слабые стороны.

2. Уметь познавать, проектировать и развивать самого себя.

3. Ценить свою индивидуальность и уникальность окружающих людей.

1.3. Методологические подходы и принципы воспитания

Методологическую основу деятельности педагогов в рамках воспитательной программы составляет три подхода:

  1. Системный
  2. Гуманистический
  3. Деятельностный
  • Системный подход нацеливает рассматривать личность ребенка, классное и школьное сообщество как сложные саморазвивающиеся системы и использовать педагогические средства, адекватные их системной природе.Необходимо системно мыслить и действовать при планировании, организации и анализа воспитательного взаимодействия.
  • Гуманистический подход способствует формированию индивидуально-личностной направленности воспитательного процесса. В эпицентре воспитательных отношений находятся потребности и интересы конкретных детей и их объединений. На смену авторитарной  педагогической практике приходят «мягкие» технологии и методики педагогической поддержки и помощи ученикам в саморазвитии и самоосуществлении.
  • Деятельностный подход обеспечивает включение детей и взрослых в активную творческую деятельность. Индивидуальная и совместная деятельность выступает в качестве важнейшего фактора развития ребенка. Благодаря деятельности программа может стать инструментом открытия и преобразования самого себя и окружающего мира.

Принципы воспитательного взаимодействия:

  • Системность
  • Индивидуальная ориентированность
  • Вариативность
  • Самодеятельность
  • Креативность
  • Поддерживающая направленность
  • Диагностическая оснащенность

1.4 Ценности, роли и пространства осваиваемые детьми в процессе воспитания.

Ценностями воспитательной программы воспитания учащихся начальных классов являются следующие:

  • Знание, умение, любознательность, прилежность, вежливость (в воспитании первоклассников);
  • Друг, дружба, товарищ, взаимопомощь, самостоятельность, коллектив, культура, красота ( в воспитании второклассников);
  • Отечество, патриотизм, гражданственность, ответственность, земля, человек, добро (в воспитании третьеклассников);
  • Индивидуальность, творчество, свобода, достоинство, счастье (в воспитании четвероклассников);

Чтобы перечисленные ценности стали личностно значимыми для детей, учащиеся включаются в деятельность, в процессе которой они осваивают социальные роли и соответствующие им ценности.

Годы обучения

Осваиваемые детьми роли

Доминирующие виды деятельности

Первый год

Роль ученика

Познавательная, игровая

Втрой год

Организаторско-самоуправленческая и коммуникативная роль в жизнедеятельности ученического коллектива

Художественно-творческая, физкультурно-оздоровительная, трудовая, коммуникативная, организационно-управленческая

Третий год

Гражданско-патриотическая, национально-интернациональная и нравственная роли в общественной жизнедеятельности

 Ценностно-ориентировочная

Четвертый год

Субъектно-творческая роль в преобразовании Я-сферы

Деятельность по самопознанию, самопроектированию, самостроительству, самореализации. Самоутверждению, самовыражению

Наряду с ценностями, социальными ролями и видами деятельности младшие школьники осваивают внутреннее и внешнее пространство, такими пространствами выступают: класс, школа, окружающая среда, Я-сфера.

1.5 Формы и способы организации воспитательного процесса

Для обеспечения разностороннего и эффективного влияния воспитательного процесса на развитие младших школьников на первой ступени обучения организуется познавательно-игровая экспедиция «В мир открытий и чудес». Она является комплексной формой организации процесса воспитания детей и выполняет роль системоинтегрирующего фактора в воспитательной программе.

Согласно разработанному плану первоклассники вместе с родителями и педагогами создают экспедиционные команды и отправляются в четырехлетнее путешествие. Основная цель экспедиции заключается в познании детьми самих себя и окружающего мира. В ходе путешествия ученики посещают такие страны, как «Учляндия» (1 класс), «Дружляндия» (2 класс), «Родиналандия» (3 класс), «Яландия» (4 класс). Их посещение должно помочь детям освоить социально значимые ценности и роли, научиться планировать, организовывать и анализировать индивидуальную и совместную деятельность, устанавливать доброжелательные отношения со своими одноклассниками и учителями, другими детьми и взрослыми. Программой экспедиции предусматривают ключевые дела, которые способствуют интеллектуальному,  духовно-нравственному и физическому развитию младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности. Развитию инициативы и самодеятельности учащихся содействует работа органов самоуправления, осуществляющих организацию ключевых дел и других мероприятий в жизни класса и школы.

1.6 Критерии эффективности воспитательной программы

Эффективность воспитательной системы чаще всего определяется посредством выявления соответствия полученных в процессе воспитания результатов поставленным целям. Так как целевой блок включает три вида целевых ориентиров, то в соответствии с каждым из них подобраны критерии.

Первая группа критериев эффективности  воспитательной  программы является мерилом результативности достижения главной цели. В его состав входят следующие критерии:

  • Развитость интеллектуального потенциала учащихся;
  • Сформированность  у детей нравственной направленности личности;
  • Развитость физического потенциала младших школьников;
  • Сформированность у детей способности к творчеству;
  • Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе и в школе;

 Вторая группа критериев позволяет определить продуктивность работы по достижению частных целевых ориентиров на каждый учебный год.

Годы обучения

Критерии эффективности воспитательной программы

Певый год

1.Адаптированность первоклассников к школьной жизни.

2.Сформированность учебной деятельности.

3.Наличие у первоклассников знаний о правилах учащихся.

Второй год

1.Сформированность у учащихся чувства дружбы и товарищества.

2.Развитость у школьников способности выполнять общественные поручения.

3.Сформитрованность коллектива класса.

Третий год

1.Нравственная направленность личности учащихся.

2.Развитость у детей любви к Родине, республике, родному селу.

3.Сформированность у учащихся способности планировать, организовывать и анализировать общественно-полезные дела.

Четвертый год

1.Сформированность у учащихся представлений о сильных и слабых сторонах своей личности.

2.Развитость у детей умений самопознания, самопроектирования и саморазвития.

3.Креативность личности ребенка.

4.Удовлетворенность учеников самими собой, жизнедеятельностью в классе и в школе.

Третья группа критериев помогает детям формировать собственный опыт самоанализа и самооценки, который играет важную роль самовоспитания и самоосуществления.

Субъекты изучения

Критерии эффективности воспитательной программы

Первоклассники

1.Знание первоклассниками правил для учащихся.

2.Сформированность у детей умений выполнять учебные задания.

3.Личностная значимость таких ценностей, как любознательность, прилежность, вежливость.

Второклассники

1.Наличие у детей знаний о своих возможностях в различных видах деятельности.

2.Сформированность у учащихся умений выполнять общественные поручения.

3. Личностная значимость таких ценностей, как дружба, товарищество, самостоятельность.

Третьеклассники

1.Наличие у детей знаний о нормах морали, правилах поведения в общественных местах и на улице.

2.Сформированность у учащихся умения бать полезным людям.

3.Личностная значимость таких ценностей, как Отечество, добро, ответственность.

Четвероклассники

1.Наличие у детей представлений о сильных и слабых сторонах своей личности.

2. Сформированность у учащихся умений самопознания, самопроектирования и саморазвития.

3.Личностная значимость таких ценностей, как индивидуальность, творчество и доброта.

В соответствии с каждым критерием определяются показатели и способы изучения эффективности воспитательной программы, которые являются неотъемлемой составной частью общешкольного мониторинга качества обучения и воспитания детей. Хорошим подспорьем для младших школьников в работе по самоанализу и самооценке могут стать портфолио учащихся.

Разработанная воспитательная программа содержит в себе представления о целевом, содержательном организационно-деятельностном и оценочно-результативном компонентах процесса воспитания младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по воспитательной работе"Азбука жизни"

Программа  расчитана для проведения воспитательных  часов в 1 классе....

Авторская программа по воспитательной работе "Ступени совершенства"

Программа разработана на все 4 года, структурирована, соответствует всем требованиям и нормам начальной школы....

Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс.

Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...

Авторская воспитательная программа "Мир, в котором Я живу"

Программа предназначена для воспитательной работы в 1-4 классах. Я надеюсь, что данный материал поможет классным руководителям  грамотно организовать внеклассную работу с детьми на протяжении чет...

Разработка авторской воспитательной программы: " Мир в котором ты живёшь ".

Организовать работу по сплочению учащихся группы и формированию детского школьного коллектива (вовлечение детей в классные дела, участие в общешкольных мероприятиях , проведение бесед, экскурсии...

Авторская воспитательная программа "Гармония"

В последнее время воспитательная деятельность в образовательных учреждениях претерпевает изменения. Важное звено в модернизации воспитательной практики – обновление деятельности классного руководителя...

Авторская воспитательная система классного руководителя Игнатьевой Надежды Алексеевны

laquo;Траектория развития воспитательной работы учителя начальных классов МБОУ «Бичурская СОШ№5» Игнатьевой Надежды Алексеевны»...