Трудовое воспитание
статья (1 класс) на тему

Труд- важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания детей с ОВЗ может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_trudovoe_vospitanie.docx7.05 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание.

Подготовила: учитель Резанова П.А.

2017 год

  Труд- важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания детей с ОВЗ может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.

         На протяжении всей истории организации педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья вопросы трудового воспитания и обучения этой категории учащихся привлекали внимание теоретиков и практиков олигофренопедагогики. Прежде всего рассматривалась роль труда как средства развития отдельных личностных качеств и формирования навыков самообслуживания. Особое внимание уделялось и уделяется разработке дидактических положений об использовании труда в обучении и воспитании детей с ОВЗ как средства коррекции их психического и физического развития. И, наконец, вопросы трудового обучения и воспитания учащихся коррекционной школы рассматриваются как социальная проблема, т.е. в плане задач социально-трудовой реабилитации выпускников коррекционных школ.          

Следует подчеркнуть, что по мере развития детей  общий физический статус с возрастом улучшается; проявление типических и индивидуальных отклонений в физическом состоянии и развитии детей поддаётся коррекции и частичной компенсации. На общий физический статус детей с ОВЗ положительно влияет труд.         

           Труд как целенаправленное воздействие на личность особенно тесно связан многочисленными зависимостями и обусловленностями с другими воспитательными воздействиями, и если эти зависимости и обусловленности не реализуются, труд превращается в постылую обязанность и не даёт ничего ни разуму, ни душе.

Целью приобщения детей к трудовому воспитанию, является формирование положительного отношения к труду у детей . 

   Задачи:
1
.  Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
2.  
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;
3.  Развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

            Работа по трудовому воспитанию преследует следующую цель - формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.

           А также задачи:

       - развитие трудовых навыков;

       - включение детей в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд);

       - воспитание положительного отношения к труду.

                                                                                                                

Цели и задачи трудового воспитания.

Трудовая деятельность является одним из важных факторов

воспитания личности.

           Современная жизнь требует от коррекционной школы эффективного решения задач трудового воспитания. Труд в школе, в том числе и познавательный, должен представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность, учитывающую возрастные психофизиологические особенности учеников.

           Переосмысление назначения и характера школьного труда вызвало к жизни новые нестандартные подходы к решению целей и задач трудового воспитания детей с ОВЗ. Внедряются новые технологии трудового воспитания, осуществляется дифференциация трудового образования, улучшается материальная база, вводятся новые учебные курсы.

              Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:

1) осознание целей и задач  труда;

 2) воспитание мотивов трудовой деятельности;

3) формирование трудовых умений и навыков через практические занятия.

              Приобретённые в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности- способности к труду.

        Формы и методы трудового воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Включение детей в труд необходимо осуществлять с учётом физиологии детей, особенностей их организма и психики, их  интересов и способностей. Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества.

В результате возникающих отношений воспитанников к самому процессу труда формируется понятие о труде как единственном источнике благосостояния общества и условии развития и становления личности. Отношение учащихся к процессу труда имеет большое значение для формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремлённость, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность.

 

      Формами трудового воспитания являются:

       индивидуальная форма (выполнение посильных трудовых поручений);

      - коллективная (общественно полезный и производительный труд во внеклассное время через практические занятия, необходимые воспитанникам для дальнейшей правильной адаптации в социуме);

      - групповая (утренники, праздники)

 

Выбор методов проведения работы по трудовому воспитанию для каждого занятия зависит от учебных, воспитательных задач, содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей учащихся и уровня их трудовой готовности.

 

 Трудовое воспитание детей с ОВЗ в процессе хозяйственно-бытового труда

        В трудовом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья большое место занимает хозяйственно-бытовой труд. Этот труд, как никакой другой, даёт возможность воспитать в детях аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок вокруг себя.

             Хозяйственно-бытовой труд имеет свою цикличность. В процессе его не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные ситуации. При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, умение  устраивать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение подобных дел, особый эмоциональный настрой (готовность принять участие в хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение от оказания помощи товарищу, воспитателю, родителям) способствует формированию таких качеств как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а вместе с тем коллективистических начал личности детей с ограниченными возможностями здоровья.

             По мере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в выполнении действий, учатся выполнять задания быстро, правильно, аккуратно. Овладения навыками, умениями в сфере хозяйственно-бытового труда обеспечивает большую активность, инициативу действий в быту, включения в различные трудовые процессы.

 

       

          Заключение

 

          В изменившихся социально-экономических условиях жизни весьма заметно проявилась тенденция ослабления внимания к проблемам трудового воспитания молодого поколения. Трудовому воспитанию недостаёт целенаправленности и систематичности. В результате всё чаще можно слышать справедливые нарекания, что дети фактически ничего не умеют делать собственными руками, не имеют представлений об истинной стоимости и ценности вещей, о том, какой труд в них вложен.

Важной задачей трудового воспитания является всемерное развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья активности, самостоятельности, умения самим находить достойную сферу приложения своих сил.

Ребенок с ОВЗ, погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда, происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. В результате формируются трудолюбие, потребность в труде, создается психологическая и практическая готовность к труду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание Тест для родителей.

Тест для родителей с целью выявления трудовых навыков младших школьников....

Трудовое воспитание. Работа в группах.

Вопросы по трудовому воспитанию младших школьников для обсуждения в группах....

Доклад по теме"Трудовое воспитание ребенка в семье".

Правильное воспитание невозможно представить себе как воспитание нетрудовое. Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой жизни и культуры. В нашей стране...

Хлеб - всему голова! (трудовое воспитание школьников)

Статья о трудовом воспитании школьников последам экскурсии на хлебокомбинат....