Главные вкладки

    План-конспект занятия (2 класс) по теме:
    Первые вестники весны

    Светлана Петровна Будз

    Цель: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; расширять представление и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в жизни человека; развивать речь детей, активизировать внимание, память,  мышление, фантазию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_budzsp_pervotsvety.docx28.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ  УРОК  «ПЕРВЫЕ ВЕСТНИКИ ВЕСНЫ – ПЕРВОЦВЕТЫ».               

    Цель: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; расширять представление и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в жизни человека; развивать речь детей, активизировать внимание, память,  мышление, фантазию.

    Планируемые результаты:


    Регулятивные УУД:

    принимать и сохранять учебную задачу;
    умение осуществлять действие по заданному алгоритму;
    умение контролировать свою деятельность;

    высказывать свое предположение в ходе выполнения заданий.


    Познавательные УУД:
    установление причинно – следственных связей;
    ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

    находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.


    Коммуникативные УУД:
    участвовать в диалоге; приходить к общему решению;
    участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета.


    Личностные УУД:
    осознавать необходимость в работе над данной темой;
    проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
    дипломатично выражать своё мнение.


    Оборудование занятия:
    - раздаточный материал, мультимедиа проектор, презентация, ролик «Звуки леса», фонограмма П.И.Чайковского «Вальс цветов»..
    Форма проведения занятия: практическое занятие.
    Продолжительность проведения  занятия: 35 минут

                                     Ход занятия.

    1. Организационный момент.

    Добрым детям – добрый день!

    Сели ровно, потянулись

    И друг другу улыбнулись!

    Прозвенел давно звонок.

    Начнём скорее наш урок.

    1. Постановка цели  и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

    Утром дети все проснулись.

    Солнцу нежно улыбнулись.

    В путь пора им собираться,

    На прогулку отправляться.

    Глазки, дети, закрывайте,

    Слушайте и представляйте.

    (Звучат «Звуки леса»)

    -Ребята, а где мы очутились? (На лесной полянке)

    Как красиво вокруг, как прекрасно.

    Мы сюда ведь зашли не напрасно.

    По лесным прошагаем тропинкам,

    Нарисуем  в альбомах картинки.

    Разглядим, что растёт на полянках,

    Разгадаем лесные загадки.

    1. Актуализация знаний.

    ( На экране слайд с изображением весеннего леса)

    Весна. Как будто в первый раз,

    Мы видим…..

    - Что первое бросается в глаза? (Ответы детей)

    - Первый луч солнца, который освещает поляну.

    - Первые почки, которые появляются на ветках деревьев.

    - Первые цветы, которые видны на проталинках.

    - Итак, мы на первой нашей станции «Первооткрыватели».

    Прочитав не по порядку

    Отгадайте вы загадку.

    Буквы русские  читайте,

    А другие  убирайте.

    ПЕРRDNВОLJЦВЕWSZТЫ (Первоцветы)

    - Поясните значение этого слова.  ( Все растения, которые расцветают  ранней весной, называют первоцветами).

    - Так о чём мы сегодня с вами будем говорить?

    - А какие вы знаете первоцветы? Назовите их. (Ответы детей)

    4. Работа по теме урока.

    Мы приблизились к следующей станции – «Угадай по описанию». Послушайте описание и догадайтесь, о каком цветке идёт речь?

    1) Цветёт он только весной. Любит расти в тени леса. Имеет белые цветочки-горошинки, которые расположены в ряд, как  бусы. Когда цветы отцветают, то остаются красные ягоды шаровидной формы.  Их с удовольствием кушают бурундуки и различные птички, хотя для человека и многих животных все части этого растения являются весьма ядовитыми. Что это за растение?  (Ландыш)

    (появляется картинка с изображение растения)

    Рубрика «Это интересно». А вы знаете, что ландыш – это лекарственное растение. В качестве сырья для лекарств используются цветочки, листочки, стебли. Следует помнить, что ландыш имеет очень сильный аромат, который может привести к головной боли. Это ядовитое растение. Особенно ядовиты плоды (ягоды) растения. Поэтому принимать лекарства следует только по строгому назначению врача.

    2)Этому цветочку очень радуются насекомые. Это  отличный медонос  с большим количеством нектара. От него исходит медовый аромат. Цветы могут менять окрас от  розового до  синего в период цветения. Листья овальной формы напоминают лёгкие человека и, действительно, широко используются в медицине для лечения  заболеваний лёгких. Что  это за цветок?  (Медуница)

    (появляется картинка с изображение растения)

    Рубрика «Это интересно». Знаете ли вы? Из-за того что в народе медуницу часто используют как наружное ранозаживляющее средство, ее прозвали «припарная трава». Другое народное название медуницы – «йодная трава» получено из-за того, что свежий сок ее листьев при нанесении на кожу оставляет небольшие желтые пятнышки, как от йода. До сих пор нет единого мнения насчет видового разнообразия медуницы. По данным разных источников, количество видов варьируется от 15 до 70. 

    3)Этот жёлтый цветок расцветает ранней весной, но на его стебельках отсутствуют листья. Они появятся только тогда, когда закончится период цветения. Листья с одной стороны гладкие и мягкие, как руки любимой мамочки, а с противоположной стороны - грубые и шершавые, как у мачехи.  Что это за цветок? (Мать-и-мачеха)

    (появляется картинка с изображением растения)

    Рубрика «Это интересно». Это лекарственное растение стали использовать  ещё в Древнем Риме. В современной медицине мать-и-мачехе нашлось место, как лекарству от кашля. Растение помогает при лечении горла, лёгких и бронхов.

    Пошагаем дальше в лес.

    На других полянках есть

    И другие первоцветы

    Их должны увидеть дети.

    Их, естественно, узнать,

    А потом и рассказать.

    Станция «Редактор»

    В стихотворении – беда.

    Разбежались кто куда.

    Строки вы восстановите,

    Стихотворение прочтите.

    А маленький подснежник – весны сынок родной,

    Фиалки, медуницы весной в лесу цветут

    Доверчиво и нежно глядит на нас с тобой.

    И звёзды ветреницы белеют там и тут.

    ( На столах четыре полоски стихотворения. Дети выкладывают части стихотворения в нужном порядке и читают получившееся стихотворение)

    Фиалки, медуницы весной в лесу цветут

    И звёзды ветреницы белеют там и тут.

    А маленький подснежник – весны сынок родной,

    Доверчиво и нежно глядит на нас с тобой.

    - О каких первоцветах идёт речь в этом стихотворении? Послушайте о них.

    1 ученик (рассказ о фиалке).  Фиалка - низкорослое растение не выше 12 см, которое украшено ярко фиолетовыми   душистыми цветами. Несмотря на маленький размер цветов, они очень яркие  ароматные и напоминают аромат чайной розы. Используется  фиалка и в парфюмерии, вернее ёё масло, для изготовления духов.

    2 ученик  (рассказ о ветренице). С приходом весны все леса покрываются белыми нежными цветами  -  ветреница лесная или анемона. Белоснежное цветение напоминает весенний снег в жаркий день. Не все анемоны весенние цветы. Некоторые сорта распускаются в середине лета, также есть и осенние представители.

    3 ученик (рассказ о подснежнике). Одна из легенд  повествует о том, что богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белый. Но снег тоже захотел принять участие в карнавале, хоть наряд ему не полагался. И он стал просить цветы поделиться с ним одеянием. Цветы, боясь холода, не откликнулись на его просьбу, и только подснежник укрыл его своим хитоном. С тех пор снег и подснежник неразлучны друг с другом.

    5.Физкультминутка.

    «НАШИ АЛЫЕ ЦВЕТКИ»

    Наши алые цветки распускают лепестки.
    Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
    Наши алые цветки закрывают лепестки,
    Головой качают, тихо засыпают.

    6. Продолжение работы по теме урока.
    Станция  «Собери-ка!» Давайте соберём  на наших партах   из  разрезных частей первоцвет.

    На столах лежат конверты,

    В  них, естественно, секреты.

    Вы частички доставайте

    И картинки собирайте.

    - Что это за первый вестник весны?

     (Каждая команда собирает пазлы, получается подснежник)

                                    Сценка «Подснежник»

    На лесной полянке растет Подснежник. Пригревает солнышко. Подснежник просыпается, потягивается.

    Солнышко. Просыпайся, весна наступила!

    Подснежник. А кто я?

    Солнышко. Ты – Подснежник.

    Подснежник. А зачем я?

    Солнышко. А вот это ты должен понять сам. Вот я - Солнышко, дарю всем свет и тепло. Все радуются моему появлению.

    Подснежник. Но я не умею светить и дарить тепло. Значит, я никому не нужен?

    Тучки закрывают Солнышко.

    Подснежник. Ой, а где же Солнышко?

    Тучки. Мы его закрыли.

    Подснежник. А кто вы?

    Тучки. Мы – тучки.

    Подснежник. А для чего вы нужны?

    Тучки. Мы всех поим, поливаем, помогаем расти. 

    Хочешь дружить с нами?

    Подснежник. Но я не умею поливать и растить всё вокруг.

    Летит Ветер. Тучки улетают. Подснежник раскачивается, 

    закрывается от ветра.

    Подснежник. Зачем ты так дуешь?

    Ветер. Я гоняю тучи, чтобы они напоили всю землю водой.  Я очень нужный. Хочешь, полетели со мной.

    Подснежник (пробует дуть, как Ветер). У меня не получается дуть.

    Ветер. Ну, тогда пока, мне некогда! Я полетел трудиться.

    Ветер улетает, прилетает Воробей. Весело чирикает, летает по полянке.  Замечает Подснежник.

    Воробей. Чик-чирик, чик-чирик! Привет, Подснежник! Чего грустишь?

    Подснежник. Я не знаю, для чего я нужен.

    Воробей. Может, ты умеешь летать и чирикать, как я? От этого всем становится весело! Чик-чирик, чик-чирик!

    Подснежник (пробует летать, но у него ничего не получается). Нет, я не умею.

    Воробей. Ну, тогда прощай, я спешу!

    Подснежник (расстроенно). Ничего я не умею! Ни светить, ни поливать.

    На полянке появляется мальчик, который горько плачет. Подснежник   подходит к нему, гладит по голове, жалеет.

    Подснежник. Что с тобой, тебя кто-то обидел?

    Мальчик (продолжая всхлипывать). Нет. Мне почему-то грустно (поднимает глазки и смотрит с удивлением на цветок)

    Подснежник. Почему  ты не  плачешь?

    Мальчик. Не хочу. Я посмотрел на тебя, на твои белые нежные листочки, тонкий, гибкий стебелёк, почувствовал нежный аромат, исходящий от тебя, и захотел радоваться и улыбаться.  Ведь жизнь так прекрасна!

     Подснежник. Значит, я нужен, я нужен на этой Земле. Я дарю радость, улыбки.

    Мальчик. Конечно,  нужен.  Каждый делает то, что умеет, – кто-то поит водой,  кто-то греет, кто-то красиво поёт, кто-то радует нас своей красотой, как ты.

    Самое главное эту красоту не уничтожить своим неправильным решением, а полюбоваться и оставить возможность другим ощутить это. Ведь часто мы, люди, проходя рядом с такой красотой, топчем её, срываем, не подумав и, тем самым, губим дары природы - первоцветы.

    Берегите цветы, берегите!

    Не губите вы их, не губите.

    Полюбуйтесь их вешней красою,

    Дайте им умываться росою.

    По цветущей полянке шагайте,

    Аромат первоцветов вдыхайте.

    И другим вы об этом скажите,

    На листе это всё воплотите.

    Станция  «Берегите первоцветы!»

    Каждая команда должна на листе бумаги изобразить агитационную листовку «Берегите первоцветы!» и представить её перед всем классом.

    7. Подведение итогов.

    (Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского)

    Шагая лесными тропинками,

    Любуйся вокруг красотой:

    Деревьями, кустиком, птицею

    И первым цветочком весной.


    Дышите целебными травами,

    Испейте чистейшей воды,

    Порадуйтесь солнцу румяному,

    Испробуйте ягод плоды.

    Но только не рвите цветов вы,

    Пускай они радуют глаз

    Своим ароматом, красою

    И пёстрым цветением. Нас

    Природа одарит подарками

    И станет наш мир красивей.

    Любите природу, ребята,

    И станет нам жить веселей!

    8. Рефлексия

    Закончите фразу

    В лес обязательно пойдём, но…

    Всем друзьям расскажем мы…

    На урока мы узнали ...


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Викторина "Вестники Весны"

    Викторина«Вестники Весны».1.       Молодой конек – за море, ходок. Спинка – соболинка. Брюшко беленько. ( Ласточка.)2.       Маленький...

    Перелетные птицы - вестники весны.

    Урок окружающего мира во 2 классе. УМК "Школа России"...

    "Вестники весны"

    Внеклассное мероприятие в 1 классе "Вестники весны"...

    Занятие «Птицы-вестники весны».

    Занятие предназначено для детей со сложной структурой дефекта....

    Внеклассное занятие "Вестники весны"

    Внеклассное занятие " Вестники весны" для коррекционной начальной школы восьмого вида. Грачи приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, вредителей урожая. Но иногда посевы и сады от ни...

    Конспект ООД по декоративному рисованию на тему «Вестники весны» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» старшая группа

    Дымковская роспись барельефа из соленого теста "Жаворонок" (нетрадиционная техника рисования - роспись птичьим пером)...

    Методическая разработка Конспект занятия "Вестники весны"

         Экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Дети особенно восприимчивы к добру, любознательны. Именно в эту пору следует закладывать нравственные о...