Профилактика девиантного поведения школьников
статья (4 класс) на тему

освещение работы девиантного поведения школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_div._povedenie.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Проблема девиантного поведения изучается давно, но несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной. Дело в том, что девиантное поведение, как правило, закладывается в подростковом возрасте, ведь в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка. Кроме того, общеизвестно, что подростки в наше время, как и в любое другое, являются одним из наименее защищенных слоев населения. Следовательно, если не заниматься выявлением и профилактикой девиантного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет, несмотря на обилие разработок научных концепций и теорий девиации.

Девиантное поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социально-психологической дезадаптацией.

При работе с девиантными подростками, первая задача специалистов – формулировка гипотезы, объясняющей механизм возникновения девиантного поведения; акцентирование внимания на основных проблемах, требующих решения, на основных причинах, вызвавших девиации.

Педагоги должны хорошо представлять себе возможные причины возникновения девиантности в каждом конкретном случае, уметь анализировать поведение подростка с учетом возможных факторов риска, а также выбирать эффективные воспитательные стратегии или принимать решения о необходимости включения в работу смежных специалистов.

Только при соблюдении этих условий может быть выбрана адекватная форма профилактической или коррекционной работы.

Помимо проведения массовых общешкольных профилактических мероприятий – лекций и акций («День здоровья», «День борьбы с курением» и др.), желательно реализовывать профилактические программы, имеющие целью развитие личностных ресурсов школьников, повышение их социальной и психологической компетентности.

Можно выделить основные виды профилактической деятельности, направленные на предупреждение и преодоление девиантного поведения среди школьников:

  • Информирование;
  • Программы формирования жизненных навыков и личностного роста;
  • Обучение противостоянию негативным социальным влияниям;
  • Организация «альтернативной деятельности»;
  • Укрепление здоровья;
  • Программы психологической коррекции специфических эмоциональных нарушений детско-подросткового возраста;
  • Семейная профилактика девиантного поведения;
  • Коррекционно-развивающие программы;
  • Создание сети социальной поддержки для подростков и их родителей.
  • Глубокие познания в области психологии девиантности, умение видеть «ресурсы» и сильные стороны «трудного» подростка, вера в возможность изменений в лучшую сторону, терпение и педагогический такт - лучшие помощники в работе с девиантными подростками.

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.

Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

  • выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
  • современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Сравнительный анализ проявлений агрессивности показал, что наибольшая физическая агрессия отмечается у подростков в сельских семьях и семьях рабочих, а наименьшая – у детей из семей торговых работников. Косвенная агрессия преобладает у подростков из семей руководящих работников и семей подсобных работников. Вербальная агрессия типична для детей служащих среднего звена. Наибольший уровень негативизма проявляется у детей руководящих работников.

Рассмотрение проявления разных форм агрессивности у мальчиков и девочек на разных стадиях подросткового возраста и из разных социальных групп населения даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А.Хвостов.- М.: Издательский центр «Академия», 2001

2. Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребенок. Педагогика семейных отношений. Когда наступает зрелость/ Под ред. В. Н.Столетова. Сост. О. Г. Свердлова.- М.: Педагогика, 1979.

3. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.- М.:Просвещение, 1989.

4. Кон И. С. Психология юношеского возраста/ проблемы формирования личности/.- М.: Просвещение,1979.

5. Мудрик А. Самые трудные годы.- М.: Знание, 1992.

6. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б. М. Бим-Бад,Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов.- 2-изд., доп.- М.: Педагогика, 1989.

7. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник.- М.,Российское педагогическое агенство. 1996

8. Прихожан А. М., Толстых А. В. Подросток в учебнике и в жизни.-М.: Знание, 1990.

9. Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Фролов Ю. И.- М.:Российское педагогическое агенство,1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Организация учебно – воспитательной деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников в образовательном учреждении»

Выбор темы исследовательской работы «Организация учебно – воспитательной  деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников в образовательном учреждении» обусловлен актуальнос...

Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников

Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...

Программа профилактики девиантного поведения младших школьников

Вопрос о профилактике девиантного поведения подрастающего поколения является актуаль­ным для современной России. С нарастанием девиантного поведения у подростков: все больше угасают положительные чувс...

Профилактика девиантного поведения школьников

Работа с детьми с девиантным поведением...

Профилактика девиантного поведения младших школьников

В этой работе рассматриваются методы работы по профилактике девиантного поведения младших школьников....

Организация работы с родителями младших школьников по профилактике девиантного поведения

Из опыта работы по проблемам семейного воспитания видно, что почти всегда родителей волнует поведение ребенка, но очень редко они задумываются над тем, какую роль при этом играет их собственное поведе...